1.3. Индивидуальное развитие детей

06.12.2023

Реализация образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Согласно пункта 4.3. ФГОС ДО : «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей». Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной Программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики с целью определения динамики индивидуального профиля развития ребенка и оптимизации работы с группой детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1

 

стр. 25  1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

Педагогическая диагностика проводится педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.

В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного возраста. Для построения развивающего образования система мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка учитывает необходимость организации образовательной работы в зоне его ближайшего развития. Поэтому диапазон оценки выделенных показателей определяется уровнем развития интегральной характеристики - от возможностей, которые еще не доступны ребенку, до способности проявлять характеристики в самостоятельной деятельности и поведении.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Данные мониторинга должны отражать динамику становления основных (ключевых) характеристик, которые развиваются у детей на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период адаптации к новым условиям развития на следующем уровне образования (ФОП ДО с. 17-20)

 

Педагогический мониторинг в каждой возрастной группе проводится с периодичностью:

- в группах дошкольного возраста – три раза в год: сентябрь-октябрь стартовая диагностика, в январе промежуточная диагностика с детьми, имеющими трудности в освоении образовательной программы, апрель-май финальная диагностика детей;

- в группах раннего возраста: первая группа раннего возраста (с 1 года до 2-х лет) диагностика психического развития детей по эпикризным срокам; вторая группа раннего возраста (с 2-х лет до 3-х лет) – 2 раза в год: сентябрь-октябрь стартовая диагностика, апрель-май финальная диагностика детей;

Выходные данные инструментария педагогической и психологической диагностики отражены в Приложение №1, с.377.

Положение о педагогической диагностике: https://alenushka.tvoysadik.ru/file/download?id=9736 Хочу такой сайт

При выявлении воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, углубленное логопедическое и психологическое обследование детей осуществляется учителем-логопедом и педагогом-психологом с согласия родителей (законных представителей). Углубленный педагогический мониторинг проводится в течение сентября.

Задачами углубленного логопедического обследования являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).

Цель психодиагностики - получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 

Такое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.

Мониторинг позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.

После заполнения учителем-логопедом речевой карты, а педагогом-психологом индивидуальной карты развития ребенка, составляется таблица состояния общего и речевого развития детей, которая заполняется в сентябре и в мае с опорой на «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» методический комплект программы Н.В. Нищевой, А.М. Быховская, Н.А. Казова

Психолого-педагогическое обследование является важнейшим условием создания и реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ.

Положение об индивидуальном учебном плане МАДОУ д/с «Аленушка» https://alenushka.tvoysadik.ru/file/download?id=4791

Положение об индивидуальном учете результатов освоения воспитанниками образовательных программ МАДОУ д/с «Аленушка» https://alenushka.tvoysadik.ru/file/download?id=4790

Педагогический мониторинг освоения ОП МАДОУ д/с «Аленушка» https://alenushka.tvoysadik.ru/file/download?id=9096

Положение об организации диагностической работы в МАДОУ НТГО детский сад «Алёнушка https://alenushka.tvoysadik.ru/file/download?id=9736 

Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей https://alenushka.tvoysadik.ru/?section_id=797

Достижения обучающихся за 2022г. МАДОУ д/с Алёнушка dbc3825544ef065562533f02a0ee6c04.pdf (tvoysadik.ru) 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».