Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» ПРИНЯТА Педагогическим советом МАДОУ детский сад «Алёнушка» Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНА Заведующим МАДОУ д/с «Алёнушка» ________________ Л.В. Спехова Приказ № 210к от «30» августа 2023 г. Дополнительная образовательная программа «Кожаный Мяч» для детей 4-7 лет на 2023 - 2024 учебный год Составил: Хадыкин С.П. Инструктор по Физической культуре Нижняя Тура 2023 год 1 Оглавление 1. Целевой раздел ............................................................................................................................................ 3 1.1. Пояснительная записка .......................................................................................... 3 2. Содержательный раздел. ........................................................................................................................ 6 2.1. Учебный план .......................................................................................................... 6 2.2. Содержание программы ......................................................................................... 7 2.3. Календарно-тематическое планирование ............................................................. 8 3. Организационный раздел ..................................................................................................................... 17 3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение: ................................ 17 Список литературы ......................................................................................................................................... 19 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Направленность образовательной программы «Кожанный Мяч»физкультурно-спортивная. За основу использовалась авторская программа «Минифутбол для групп начальной подготовки» составленная авторским коллективом Кузнецова В.А., Драча С.А., Парфенова В.А., Терюхов В.Г. - Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МАДОУ д/с «Алёнушка» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО). Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом, совершенствуется функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическое развитие. Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом благодатная почва для развития двигательных качеств. Актуальность программы состоит в том, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных организациях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности обучающихся требует увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности учебных занятий по физической культуре и расширения вне учебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного: Данная программа усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении. Новизна программы состоит в удовлетворении возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации; сохранении и культивировании уникальности личности несовершеннолетних, создании условий, благоприятных для развития спортивной индивидуальности личности ребенка. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного: • личностная ориентация образования; 3 • профильность; • практическая направленность; • мобильность; • разноуровневость; • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся. Программа призвана осуществлять 3 исключительно важные функции: • создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»; • способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности. Ведущими ценностными приоритетами программы являются: демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта Цель программы - оздоровление, физическое и психическое развитие занимающихся на основе их творческой активности; формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Задачи программы для детей 4-7 лет: Обучающие: формирование представлений о виде спорта - футбол, его возникновении, развитии и правилах соревнований; формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении здоровья; формирование определённых игровых наклонностей юных футболистов (с учётом желания самого спортсмена выполнять функции вратаря, защитника, полузащитника или нападающего); Развивающие: развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; развитие волевых качеств - смелости, решительности, самообладания; Воспитательные: воспитание у юных спортсменов чувство ответственности за свои действия перед коллективом; воспитание взаимопомощи и трудолюбия. Отличительная особенность образовательной программы заключается в том, что основой подготовки занимающихся является не только технико-тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития дошкольников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта. Физические нагрузки распределяются с учётом возрастных особенностей детей. 4 Возраст детей: Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 7 лет. Условия набора детей: Для обучения принимаются дети вне зависимости от их способности, уровня физического развития, не имеющие медицинского противопоказания. Сроки реализации программы: Изучение программного материала рассчитано на 1год. Форма и режим занятий: Занятия проводятся в спортивном зале. Продолжительность занятий - 2 раза в неделю. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп секции по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Формы проведения занятий: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; медико-воспитательные мероприятия; тестирование; участие в соревнованиях, матчевых встречах. Методы обучения на занятиях: Словесный - объяснение терминов, новых понятий. Наглядный - показ педагогом правильного выполнения упражнений, демонстрация фото и видео материалов. Практический - выполнение обучающимися практических заданий и упражнений. Игровой - активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние обучающихся. Ожидаемые результаты К концу обучения дети должны знать: историю зарождения футбола. правила ведения счета в футболе; значение разминки, утренней зарядки, режима дня, дыхательных упражнений; спортивную терминологию; правила поведения и технику безопасности на спортивной площадке; вести мяч ногой произвольно любым способом (правой, левой), по извилистой линии, по коридору, между предметами, обводя их выполнять удары по мячу с места, с разбега, с попаданием в цель, останавливать (принимать) мяч во время передачи. Способы определения результативности: В ходе учебно-тренировочной работы тренер систематически ведет учет успеваемости обучающихся через: текущий контроль: тестирование, опрос; промежуточный контроль: в середине учебного года, по оценке уровня подготовленности и овладения специальными навыками обучающиеся сдают нормативы, указанные в таблице для 1 или 2 года обучения; итоговый контроль: выступление на соревнованиях разного уровня. 5 Оценка техники освоения элементов спортивной игры футбол. Остановка мяча Ф. И. ребенка Ведение мяча ногой По прямой Отбор мяча Удар по мячу носком и внутренней стороной стопы Удар ногой по мячу по воротам «змейкой» 1) ведение мяча по прямой и «змейкой»: «выполнил» - 3 балла / « не выполнил» - 0 баллов; 2) остановка мяча, отбор мяч, удар по мячу носком и внутренней стороной стопы: 3 балла – упражнение выполнено без ошибок, 2 балла – упражнение выполнено с незначительными ошибками, 1 балл – упражнение выполнено с грубыми ошибками, 0 баллов - упражнение не выполнено; 3). Удар ногой по мячу по воротам (3 попытки) 3 балла – 3 попадания 2 балла – 2 попадания 1 балл – 1 попадание, 0 баллов – нет попаданий. Формы проведения итоговой реализации программы: участие в соревнованиях между учебными группами; участие в товарищеских играх; участие в матчевых встречах; открытые занятия; переход в основную группу и команду своего возраста. 2. Содержательный раздел. 2.1. Учебный план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Виды подготовки Теоретическая подготовка Охрана труда и техника безопасности Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Техническая подготовка Количество занятий 1 В процессе занятий 38 5 26 6 7. Соревновательная подготовка, контрольные нормативы Всего 2 72 2.2. Содержание программы 1.Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России. беседа на тему «спорт, как система воспитания». просмотр чемпионата по футболу в России и за рубежом. игра «Я-футболист» 2.Гигиенические знания и навыки. Закаливание. составления личного распорядка дня и режима питания. обтирание, обливание и ножные ванны, как гигиенические и закаливающие процедуры. посещение бассейна. 3. Диагностика. тестирование 4.Правила игры в футбол. опрос на знание обязанностей капитана команды. просмотр матча и обсуждения соблюдений правил в игре. 5.Общая и специальная подготовка. поднимание и опускание рук в стороны, вперёд, круговые вращения, сгибание, разгибание рук в упоре. Наклоны туловища вперёд и в стороны. выпады вперёд, в сторону, назад. прыжки в полу приседе. упражнения с набивным мечом(1-2 кг.) акробатические упражнения (кувырки вперёд с шага, длинный кувырок вперёд, кувырок назад из приседа). упражнения в висах и упорах (подтягивание:2 подхода по 5 раз; из упора лёжа сгибание и разгибание рук:2 подхода по 4-5 раз). лёгкоатлетические упражнения. подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «защита крепости», эстафеты с преодолением препятствий. спортивные игры. Ручной мяч. специальные упражнения для развития быстроты. специальные упражнения для развития ловкости. 6.Техника игры в футбол. анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых ситуациях. техника передвижения- бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным шагом; повороты во время бега налево и направо. удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному мячу. 7 остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающего мяча- на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для поступающих действий. ведение мяча внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой поочерёдно. обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведение внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади. отбор мяча. Перехват мяча- быстрый выход на мяч с целью определить соперника, которому адресована передача мяча. вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ноги вместе и шага. техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. 7. Тактика игры в футбол. упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу. тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. тактика нападения. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар. тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействие получению им мяча. тактика защиты. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». тактика защиты вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыграть удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли). учебные игры. 8.Соревнования по футболу. выступления проводятся согласно календарному плану спортивных мероприятий по правилам игры в «малый футбол». 2.3. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 Месяц Тема Содержание Сентябрь Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Вводное занятие, просмотр История развития футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Закаливание. Режим и питание спортсмена. Общие 8 видео о футболе. Инструктаж по технике безопасности. Втягивающая тренировка. Специальные упражнения. 2 3 Техническая подготовка 4 Техническая подготовка 5 Техника удара по мячу. 6 Бег, изучение упражнения «квадрат». 7 Упражнения для развития быстроты. 8 Основные способы развития специальной физической подготовки. 9 Октябрь Основные способы развития специальной физической подготовки. 10 Упражнения с мячом 11 Упражнения с мячом понятия о гигиене. Режим дня и его значение для юного спортсмена. Ходьба - обычная, на носках с разным положением рук, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, с высоким подниманием колена (бедра). Ходьба широким шагом, приставным шагом правым и левым боком, лицом вперёд, спиной вперёд, гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок; ходьба в полуприседе. Прыжки вверх из глубокого приседа, на мягкое покрытие с разбега (высота до 40 см.). Обманные движения с места движение влево, с уходом вправо и наоборот; Удар по неподвижному и движущемуся мячу правой и левой ногой внутренней стороной стопы, внутренней и средней частями подъёма) по воротам, в стену с расстояния от 2 до 4м Бег. Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено, сильно сгибая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперёд, мелким и широким шагом. Бег со скакалкой, с мячом, по доске, бревну, в чередовании с ходьбой, прыжками, с изменением темпа. Непрерывный бег в течение 2-3 минут. Ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змейкой, врассыпную Бег в колонне по одному, по двое, старты из разных исходных положений, в разных направлениях, с разными заданиями, с преодолением препятствий. Остановка мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой) катящегося на встречу Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. Остановка катящегося мяча подошвой. Совершенствование перемещения приставным шагом. 9 12 Закрепление защитной стойки. Перемещение приставным шагом. 13 Совершенствование защитной стойки. Закрепление перемещения приставным шагом. 14 Удар внешней частью подъёма. 15 Упражнения для развития быстроты. 16 Техническая подготовка 17 Ноябрь Удар внешней частью подъёма. 18 Закрепление приёма катящихся мячей внутренней стороной стопы. 19 Совершенствование удара внешней частью подъёма. Совершенствование приёма катящихся мячей внутренней стороной стопы. 20 Техники отбивания мяча Закрепление удара по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. Перемещение в защитной стойке спиной вперёд. Закрепление остановки катящегося мяча подошвой. Совершенствование удара по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. Закрепление перемещения в защитной стойке спиной вперёд. Совершенствование остановки катящегося мяча подошвой. Совершенствование перемещений в защитной стойке спиной вперёд. Приём катящихся мячей внутренней стороной стопы. Бег со средней скоростью на 80-120м (2-4 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3-5 раз по 10 м. Бег на скорость: 30м. Прыжки через 6-8 набивных мячей последовательно через каждый; на одной ноге через линию, верёвку вперёд и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением. Совершенствование перемещений в защитной стойке спиной вперёд. Приём катящихся мячей внутренней стороной стопы. Лазание по гимнастической стенке с изменением темпа, сохранением координации движений, использованием перекрёстного и одноимённого движения рук и ног, перелезанием с пролёта: на пролёт по диагонали. Отбор мяча (отбивание ногой в выпаде) Подпрыгивание на двух ногах, стоя на скамейке, продвигаясь вперёд; прыжки на двух ногах с продвижением вперёд по наклонной поверхности. Ведение мяча (средней и внешней частью подъёма) только правой или только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнёров Перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4м), из положения, сидя ноги скрестно; через сетку. Бросание мяча вверх, о землю, 10 21 Перебрасывание набивных мячей. 22 Групповые упражнения с переходами. 23 Общеразвивающие упражнения 24 Общеразвивающие упражнения 25 26 27 28 Декабрь Техника передвижения Ведение мяча внутренней частью подъёма. Удар пяткой. Закрепление ведения мяча внутренней частью подъёма. Закрепление удара пяткой. Выбрасывание мяча руками ловля его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, поворотами. Отбивание; мяча правой и левой рукой поочерёдно на месте и в движении. Прыжки с высоты 40см, в длину с места (около 100см), в длину с разбега (180-190 см), вверх с места, доставая предмет, подвешенный на 25-30 см выше поднятой руки ребёнка, с разбега; (не менее 50см). Построение самостоятельно в колонну по одному, в круг, шеренгу. Перестроение в колонну по двое, трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько. Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вверх, вперёд, в сороны, вставая на носки (из положения стоя, пятки вместе, носки врозь), отставляя ногу назад на носок, прижимаясь к стенке; поднимать руки вверх из положения руки к плечам. Поднимать и опускать плечи; энергично разгибать согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки), вперёд и в стороны; отводить локти назад (рывки 2-3 раза) и выпрямлять руки в стороны из положения руки перед грудью. Вбрасывание мяча руками из-за боковой линии с места из положения ноги вместе, параллельного расположения ног на дальность, и в коридор шириной 2м. Удар по неподвижному и движущемуся мячу правой и левой ногой внутренней стороной стопы, внутренней и средней частями подъёма) по воротам, в стену с расстояния от 2 до 4м Остановка мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой) катящегося на встречу. Ведение мяча (средней и внешней частью подъёма) только правой или только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнёров Вбрасывание мяча руками из-за боковой линии с места из положения ноги вместе, параллельного расположения ног на дальность, и в коридор шириной 2м. 11 29 Закрепление ведения внутренней и внешней стороной стопы. 30 Совершенствование ведения мяча 31 Ведение мяча носком. 32 Закрепление техники ведения мяча Общеразвивающие упражнения с предметами. 33 34 35 36 37 38 Январь Ведение мяча (средней и внешней частью подъёма) только правой или только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнёров Ведение мяча (средней и внешней частью подъёма) только правой или только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнёров Приём катящихся мячей внутренней стороной стопы с переводом за спину. Обманные движения с места - движение влево, с уходом вправо и наоборот Упражнения с набивными мячами броски друг другу одной рукой от правового и левого плеча. Броски одной и двумя руками через голову. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом. Упражнения с волейбольными, футбольными, теннисными мячами, гимнастическими палками, скакалкой. Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в движении Общеразвивающие Упражнения в парах, в группах с упражнения с предметами. передачами, бросками и ловлей мяча. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах, с вращением скакалки вперёд и назад, прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе Общеразвивающие Упражнения с малыми мячами: броски и упражнения с предметами. ловля мяча после подбрасывания вверх, удара о землю, в стену, на месте, в прыжке, после кувырка в движении. Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, с сопротивлением, на внимание, координацию движений. Подвижные игры и эстафеты. Эстафеты встречные и круговые, с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом, в различных сочетаниях перечисленных элементов. Упражнения для развития Прыжки со скакалкой два вращения – ловкости один прыжок; жонглирование теннисных мячей (2-3 шт.). Подвижные игры: «Караси и щука», «Третий лишний», 12 39 Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. 40 Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. 41 Февраль Тактика нападения 42 Тактика нападения 43 Тактика защиты 44 Тактика защиты «День» и «ночь», «Пустое место», «Волк во рву», «Салки простые», «Белые медведи». Подвижные игры неспецифическими средствами футбола Упражнения с набивными мячами, гантелями, на тренажерном оборудовании. Переноска и перекладывание груза. Упражнения с резиновым амортизатором и др. Многоскоки с ноги на ногу; с двух на две, тройной и пятерной с места, многоразовые до 10 раз. Выпрыгивание вверх из приседа. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, выполняя в прыжке поворот направо и налево. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке. Многократные броски набивного мяча весом до 2 кг вверх в прыжке и ловля (мяч зажат спотами ног). Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Эффективно использовать изученные технические приемы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации. Взаимодействие с партнерами при равном соотношении с соперником, используя короткие и средние передачи. Взаимодействие двух и трех игроков. Комбинации в парах: «скрещивание». Начало и развитие атаки из стандартных положений. Взаимодействие в обороне при численном большинстве сил соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнеров. Организация противодействия комбинациям «скрещивание». Закрепление умения взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Закрепление умения организации и построение «стенки» Организация обороны по принципу зонной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр. 13 45 Тактика вратаря 46 Интегральная подготовка 47 Интегральная подготовка 48 Интегральная подготовка 49 Март Изучение техники игры вратаря, точный бросок в цель. Игра 50 Отбор мяча перехватом в движение 51 Ввод мяча вратарем рукой, чеканка мяча, квадрат. Углубленное разучивание и закрепление. Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам. Учебные и тренировочные игры 3х3, 4х4, 5х5, применяя в них изученный программный материал. Закрепление умения организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; подсказывать партнерам при обороне, как занять правильную позицию Упражнения интегрального характера: передачи мяча в парах в движении с использованием комбинации «скрещивание» с последовательным ударом по цели. Игры: 2 против 1, 3 против 1,4 против 2 с целевыми заданиями. Организация атаки при использовании противником обороны по принципу зонной защиты и организация обороны по принципу зонной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке от ворот, выбор позиции и взаимодействие игроков при обороне, атака противника от своих ворот. Обучение игре в квадратах 3 х3, 4х4, 5х5 с одним нейтральным. Учебные и тренировочные игры 3х3, 4х4, 5х5, используя полученные навыки по заданию тренера Ведение игры по избранной тактической системе и ее вариантов; взаимодействия игроков всех тактических линий команды; умения переходить в ходе состязания к другому варианту игры Умение выдерживать высокий темп игры, правильно распределяя силы игроков вовремя состязания; менять темп, ритм и характер игры в зависимости от создавшейся в состязании ситуации; разумно сочетать индивидуальные и коллективные действия. Быстрота развития атаки из глубины обороны; создание численного превосходства в атаке за счет быстрых перемещений игроков. получения мяча, 14 52 Ведение мяча + удар по воротам. Игра 53 Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. Двусторонняя игра. 54 Прием мяча различными частями тела. Игра 55 Передачи мяча.Игра в большой квадрат 56 Изучение финтов, применение при сопротивлении защитника. 57 58 Апрель Удары – с разбега, с места, с подачи партнера, с одного шага. Двусторонняя учебная игра. освобождаясь от персональной опеки соперника и после передачи мяча партнеру. Перекрывание всех игроков команды соперника после потери мяча, стараясь возможно быстрее вновь овладеть мячом; взаимопонимание и взаимостраховку; создание численного превосходства в обороне Быстрота организации атак, выполнение продольных и диагональных, средних и длинных передач. Тактические комбинации со сменой иг- ровых мест в ходе развития атаки. Создание численного перевеса в атаке за счет подключения полузащитников и крайних защитников. Острота действия в завершающей фазе атаки Определение направления возможного удара, занимая в соответствии с этим занимать наиболее выгодную позицию и применяя наиболее рациональные технические приемы игры на выходах. Быстрая организация атаки, руководство игрой партнеров по обороне. Определение направления возможного удара, занимая в соответствии с этим занимать наиболее выгодную позицию и применяя наиболее рациональные технические приемы игры на выходах. Быстрая организация атаки, руководство игрой партнеров по обороне. Слаженность действий и взаимостраховки при атаке численно превосходящего соперника. Усиление обороны за счет увеличения числа обороняющихся игроков. Создание численного перевеса в атаке за счет подключения полузащитников и крайних защитников. Острота действия в завершающей фазе атаки Слаженность действий и взаимостраховки при атаке численно превосходящего соперника. Усиление обороны за счет увеличения числа обороняющихся игроков. 15 59 Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. Ведение мяча (средней и внешней частью подъёма) только правой или только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнёров 60 Упражнение змейка + удар по воротам. Игра. 61 Общеразвивающие упражнения в парах, бег с мячом. 62 Разбор игроков. Комбинация «стенка». 63 Совершенствование комбинации «стенка». 64 Закрепление приёма катящихся мячей внутренней стороной стопы. 65 Совершенствование удара внешней частью подъёма. Совершенствование приёма катящихся мячей внутренней стороной стопы. Определение направления возможного удара, занимая в соответствии с этим занимать наиболее выгодную позицию и применяя наиболее рациональные технические приемы игры на выходах. Быстрая организация атаки, руководство игрой партнеров по обороне. Ловля, переводы и отбивания различных мячей, находясь в воротах и на выходе из ворот, обращая внимание на быстроту реакции, на амортизирующее (уступающее) движение кистями и предплечьями при ловле мяча, на мягкое приземление при ловле мяча в падении. Броски руками и выбивания мяча ногами на точность и дальность. Вбрасывание мяча из различных исходных положений с места и после разбега на точность и дальность вбрасывания, для остановки его изученными приемами стоящему и двигающемуся партнеру. Вбрасывание мяча из различных исходных положений с места и после разбега на точность и дальность вбрасывания, для остановки его изученными приемами стоящему и двигающемуся партнеру. Лазание по гимнастической стенке с изменением темпа, сохранением координации движений, использованием перекрёстного и одноимённого движения рук и ног, перелезанием с пролёта: на пролёт по диагонали. Отбор мяча (отбивание ногой в выпаде) Подпрыгивание на двух ногах, стоя на скамейке, продвигаясь вперёд; прыжки на двух ногах с продвижением вперёд по наклонной поверхности. Ведение мяча (средней и внешней частью подъёма) только правой или только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнёров 16 66 Техники отбивания мяча 67 Перебрасывание набивных мячей. 68 Групповые упражнения с переходами. 69 Двусторонняя учебная игра. 70 Соревнования по футболу между командами Соревнования по футболу между командами Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов 71 72 Перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4м), из положения, сидя ноги скрестно; через сетку. Бросание мяча вверх, о землю, ловля его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, поворотами. Отбивание; мяча правой и левой рукой поочерёдно на месте и в движении. Прыжки с высоты 40см, в длину с места (около 100см), в длину с разбега (180-190 см), вверх с места, доставая предмет, подвешенный на 25-30 см выше поднятой руки ребёнка, с разбега; (не менее 50см). Построение самостоятельно в колонну по одному, в круг, шеренгу. Перестроение в колонну по двое, трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько. Слаженность действий и взаимостраховки при атаке численно превосходящего соперника. Усиление обороны за счет увеличения числа обороняющихся игроков. 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение: Спортивное оборудование и инвентарь: стойки для обводки мячей - 15 штук; стойки для подвески мячей- 2 штуки; переносные мишени- 2 штуки; переносные ворота; маты гимнастические; скакалки-15 штук; мячи набивные; форма спортивная (майки, трусы, гетры и обувь); мячи футбольные-15 штук; мячи волейбольные и баскетбольные; гири, гантели. 17 Дидактическое обеспечение образовательного процесса: учебно-демонстрационные плакаты видеофильмы ноутбук CD-диски. 18 Список литературы 1. Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение. 1986.144с., ил. 2. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров ДЮСШ. М.,1981 3. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта. - М.: АСАDЕМIА, 2000.. 4. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2000. 5. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы, 1996. 6. Коротков И. М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1974. 7. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Учеб. пособие для курсов повышения квалификации науч. - пед. кадров. - Самара: СамГПИ, 1994. 8. Сучилина А.А.Юный футболист. Учебное пособие для тренеров. -М.:1983. 9. Сушков М.П.Ваш друг -«Кожаный мяч».М.,1983 10.Цирин Б.Я., Лукашин Ю.С.Футбол. М.,1982. 11.Чанади А. Футбол. Техника. М.,1978. 12.Чанади А. Футбол. Стратегия. М.,1981. 19