3.4.3. Изобразительная деятельность

06.12.2023

Ученые, педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Для изобразительного творчества дошкольника характерно:

  • создание художественного образа;

  • использование цвета, колорита как выразительного средства;

  • композиционное построение изображения (в рисунке, лепке, аппликации);

  • оригинальность;

  • изобразительная грамотность — это те умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно достоверному изображению.

Творческая деятельность дошкольника имеет свою специфику. Т.С. Комарова выделяет этапы творческой деятельности дошкольников: на первом этапе возникает, развивается, осознается, оформляется замысел. Характерной особенностью второго этапа является то, что «вынашивание» и «реализация его» совпадают. Ребенок придумал тему, сел и сразу же рисует, лепит. Он использует такие выразительные средства как художественный образ, цвет колорит, композицию; разные способы работы с художественными материалами (красками, карандашами и т.п.). Третий этап - получение результата (рисунка, аппликации, скульптуры и т.п.). В продукт деятельности ребенок вкладывает свои знания, умения, навыки, эмоционально - интеллектуальный опыт. В деятельности все эти этапы сокращены во времени.

Л.А. Парамонова выделяет следующие особенности детского творчества:

  • дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт. Новизна открытий и продукта субъективна — это первая важная особенность детского творчества;

  • процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата — это вторая особенность детского творчества;

  • ребенок с легкостью начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам — это третья особенность детского творчества. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что творчество — это процесс создания новых ценностей. В творчестве особое место занимает воображение.

Как показывают исследования Т.Г. Казаковой, С.А. Иванниковой, Л.В. Компанцевой и др. творчество дошкольников тесно связано с обучением, усвоением детьми способов и приемов выполнения работы, с усвоением умений работать в разной технике (кляксографии, монотипии, тычком и т.д.).

Творчество детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в котором активно открывает что - то новое для себя, а для окружающих - новое о себе.

Чтобы педагоги могли оценить уровень развития изобразительных умений детей и их творческих проявлений, Н.А. Ветлугина определяет следующие критерии:

  • - отношение детей к творчеству, их интересы, способности;

  • - качество способов творческих действий;

  • - качество продукции детского художественного творчества.

Изобразительная деятельность ребенка основывается на всех тех разнообразных впечатлениях, которые дети получают в ДОУ и дома. Чем разнообразнее и богаче детская жизнь, чем больше впечатлений она заключает, тем шире диапазон содержания, из которого ребенок может черпать образы для самой разной творческой деятельности: игры, театрально - игровой, изобразительной.

Воспитанию интереса к окружающей действительности и развитию воображения детей способствуют различные творческие задания. Термин «творческие задания» известен в дошкольной педагогике. Он как бы заключает в себе два противоположных компонента. Задания названы творческими, т.к. ребенок проявляет чувство нового при использовании прошлого опыта, находит вариативные решения при выполнении знакомых заданий, обнаруживает способности, позволяющие ему выполнять задание в незнакомой ситуации, т. е. дети должны комбинировать, импровизировать, сочинять, самостоятельно находить новое выражение. Но они вместе с тем названы заданиями, т.к. предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а с участием взрослого, т.е. творчество с участием взрослого, который организует среду, условия, материалы, создает ситуации, побуждает детей к творческим действиям. От личности взрослого, его увлеченности, способности участвовать в сотворчестве с детьми зависит успех этой сложной, но очень интересной работы. В дальнейшем дети будут способны действовать по своей инициативе. Содержание заданий усложняется в зависимости от этапов формирования творчества. Творческие задания должны быть кратковременные и преследовать конкретную цель.

Творческие задания в рисунке для детей старшего возраста Н.А. Ветлугина предлагает начинать с использования колорита, сочетания оттенков, цветов, которые придают изображаемому различное настроение. Далее дети усваивают способы выражения образов путем использования формы, позы, очертания фигуры, жеста, затем передача действия, характер персонажей. Последний этап - нахождение композиционных построений и использование ритма для передачи целостной картины.

Содержание, характер и последовательность творческих заданий должны вызывать у детей строй соответствующих чувств, побуждать как к интуитивным, так и преднамеренным, как к самостоятельным, так и подражательным действиям.

Последовательное усложнение, содержание творческих заданий способствуют формированию образа и направлено на развитие восприятия, воображения, эмоциональной сферы. Творческие задания позволяют создать рисунок, непохожий на работы других детей.


 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)

 

Стр. 38

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ от 1 года до 3 лет

Задачи образовательной области «Художественного –эстетическое развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 2-х лет до 3-х лет

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

Обеспечивать возможности наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывать к ним интерес;

Поощрять у детей желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, предоставляя возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями;

Изобразительная деятельность:

  • научить правильно держать карандаш, кисть;

  • познакомить со свойствами глины, пластилина, пластической массы;

  • развивать положительные эмоции на предложение нарисовать, слепить;

  • развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предмета разной формы, цвета (начиная с контрастных цветов);

  • включать движение рук по предмету при знакомстве с его формой;

  • воспитывать интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке) совместно со взрослым и самостоятельно;

Содержание образовательной области «Художественного –эстетическое развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 2-х лет до 3-х лет

От 1 года до 1 года 6 месяцев - педагог приобщает детей к восприятию веселой и спокойной музыки. Формирует умение различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка). Педагог содействует пониманию детьми содержания понравившейся песенки, помогает подпевать (как могут, умеют). Формирует у детей умение заканчивать петь вместе со взрослым.

Педагог поощряет самостоятельную активность у детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок).

Педагог развивает у детей умение ходить под музыку, выполнять простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение, вращение руками - "фонарики").

В процессе игровых действий педагог развивает у детей интерес и желание передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

Педагог формирует у детей эмоциональное восприятие знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца.

Формирует у детей умение различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию.

Продолжает развивать умение у детей двигаться под музыку в соответствии с ее характером, выполнять движения самостоятельно. Педагог развивает умение у детей вслушиваться в музыку и с изменением характера ее звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение). Формирует у детей умение чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).

Педагог поощряет экспериментирование детей с красками, глиной, пластилином.

Педагог формирует у детей умение рисовать на больших цветных листах бумаги, обращая внимание на красоту цветовых пятен.

Процесс рисования, лепки носит характер совместных действий.

 

Рисование:

  • педагог продолжает развивать у детей художественное восприятие; способствует обогащению их сенсорного опыта путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой; побуждает, поощряет и подводит детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора;

  • педагог обращает внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти); учит следить за движением карандаша по бумаге;

  • педагог привлекает внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям; побуждает задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже; вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами; педагог побуждает детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм;

  • педагог развивает у детей эстетическое восприятие окружающих предметов; учит детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и другим; подводит детей к рисованию предметов округлой формы;

  • при рисовании педагог формирует у ребенка правильную позу (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш; педагог учит держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше отточенного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

 Изобразительная деятельность:

Лепка:

  • Педагог поощряет у детей интерес к лепке; знакомит с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине);

  • Педагог учит аккуратно пользоваться материалами;

  • педагог учит детей отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и так далее);

  • педагог учит раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и другие), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце).

  • Педагог учит соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и тому подобное.

  • Педагог приучает детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

 

Стр. 98

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ от 3 до 7 лет

I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Задачи раздела «Изобразительная деятельность»

3-4

4-5

5-6

6-7

Формировать у детей интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

Продолжать развивать интерес детей и положительный отклик к различным видам изобразительной деятельности.

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.

 

Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

 

Формировать у  детей знания в области изобразительной деятельности.

Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и другое) как на основе развития творчества.

Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.

Развивать художественно-творческие способности детей в изобразительной деятельности

Совершенствовать у детей изобразительные навыки и умения, формировать художественно - творческие способности;

Развивать художественный вкус, творческое воображение, наблюдательность и любознательность;

показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений.

Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно - обобщенной трактовки художественных образов.

Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей.

Развивать у детей эстетическое восприятие.

Продолжать у детей развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно - творческие способности.

Развивать у детей эстетическое восприятие, желание созерцать красоту окружающего мира.

Продолжать развивать у детей образное эстетическое восприятие, образные представления

Развивать у детей художественное восприятие, умение последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом.

Формировать эстетические суждения; аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

Поддерживать личностное творческое начало в процессе восприятия прекрасного и собственной изобразительной деятельности.

Развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира; отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.

Формировать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта и другое).

Формировать умение у детей в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

 

Формировать у детей умение выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации;

Формировать умение у детей передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Воспитывать самостоятельность; активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.

Развивать художественно-творческие способности у детей в различных видах изобразительной деятельности.

Формировать умение у детей видеть  цельный художественный образ в единстве изобразительно - выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки.

Развивать умение рассматривать предметы,

называть форму: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная;

цвет (разнообразные цвета и их оттенки),

величину (предмета в целом и его частей).

В процессе восприятия предметов и явлений развивать у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение

Развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.

Развивать у детей чувство формы, цвета, пропорций.

Формировать у детей способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

Продолжать формировать у детей умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Закреплять у детей знания об основных формах предметов и объектов природы.

Обогащать у детей сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.

Обогащать у детей сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;

Находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями (в рисунке, лепке, аппликации).

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли.

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

Поощрять стремление детей сделать свое произведение красивым, содержательным, выразительным.

Инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в ДОО, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, группа на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды  из любимых сказок и мультфильмов).

Формировать у детей умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

Продолжать учить детей рисовать с натуры.

Учить рисовать детей с натуры.

Формировать умение у детей создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Продолжать формировать у детей умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Продолжать развивать у детей коллективное творчество;

воспитывать у детей стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.

Организовывать участие детей в создании индивидуальных творческих работ и тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах.

Поощрять стремление детей делать самостоятельный выбор, помогать другому, уважать и понимать потребности другого человека, бережно относиться к продуктам его труда.

Переводить детей от рисования - подражания к самостоятельному творчеству.

Создавать условия для самостоятельного художественного творчества детей.

Поддерживать у детей стремление самостоятельно сочетать; знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.

Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами.

Формировать у детей умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.

Закреплять у детей умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.

Формировать  у детей навык самоконтроля за сохранением правильной позы при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.

Закреплять у детей навык самоконтроля за сохранением правильной позы при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.

Воспитывать у детей желание проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.

Формировать у детей умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

 

Содержание раздела «Изобразительная деятельность»  – РИСОВАНИЕ

3-4

4-5

Педагог формирует у детей интерес к рисованию; умение передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и тому подобное.

Педагог продолжает учить правильно, держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; формирует навык свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.

Педагог закрепляет у детей умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.

Педагог учит детей набирать краску на кисть аккуратно обмакивать ее ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета; приучает детей осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

Педагог закрепляет у детей умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета.

Педагог закрепляет знание  названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный); знакомит с оттенками (розовый, голубой, серый); педагог обращает внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.Хочу такой сайт

Педагог продолжает закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.

Педагог формирует у детей умение к уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формирует у детей представление о том, как получить эти цвета.

Педагог учит смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Педагог развивает у детей желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращает внимание детей на многоцветие окружающего мира.

Педагог формирует у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Педагог учит детей ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап…»).

Педагог учит детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти.

Педагог подводит детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и другое).

Педагог формирует и закрепляет у детей представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.

Педагог формирует у детей правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и другие) и соотносить их по величине;

Педагог формирует у детей умение изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и другое).

Педагог продолжает формировать у детей умение рисовать отдельные предметы.

Педагог формирует у детей умение создавать несложные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и тому подобное (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по  дорожке и другое).

Педагог продолжает формировать у детей умение создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и так далее).

Педагог учит детей располагать изображение по всему листу.

Педагог помогает детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами; направляет внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Содержание раздела «Изобразительная деятельность» - ПРЕДМЕТНОЕ РИСОВАНИЕ

5-6 лет

6-7 лет

Педагог продолжает совершенствовать у детей умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращает внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждает их передавать эти отличия в рисунках.

Педагог совершенствует у детей умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивает наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Педагог учит передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращает внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день - наклоняться и так далее);

Педагог совершенствует у детей технику изображения. Продолжает развивать у детей свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.

Педагог способствует у детей овладению композиционным умениям: учит располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали).

Педагог закрепляет у детей способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и тому подобное).

Педагог расширяет набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш и другое). Предлагает детям соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.

Педагог вырабатывает у детей навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Продолжает формировать у детей умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учит детей плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учит детей осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, Педагог продолжает развивать у детей свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и тому подобного.

Педагог учит рисовать кистью разными способами: широкие линии - всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Обращает их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие - красные). Учит детей замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивает цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

Педагог закрепляет знания детей об уже известных цветах, знакомит с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивает чувство цвета..

Педагог постепенно подводит детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и тому подобное).

Педагог учит детей смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учит передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.

 

Педагог развивает у детей представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; формирует умение создавать цвета и оттенки.

Педагог учит детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивает восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые, только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и тому подобное).

Педагог учит детей видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

Педагог развивает у детей художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.

Содержание раздела «Изобразительная деятельность» - СЮЖЕТНОЕ РИСОВАНИЕ

5-6 лет

6-7 лет

Педагог учит детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений ("Кого встретил Колобок", "Два жадных медвежонка", "Где обедал воробей?" и другие).

Педагог продолжает формировать у детей умение передавать в рисунках, как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

Педагог развивает у детей композиционные умения, учит располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращает внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов).

Педагог продолжает формировать умение у детей  размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа - передний план или дальше от него - задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и тому подобное).

Педагог учит располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и тому подобное).

Педагог формирует у детей умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра.

Содержание раздела «Изобразительная деятельность» ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

5-6 лет

6-7 лет

Для развития творчества в декоративной деятельности, педагог учит детей использовать декоративные ткани, предоставляя детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и другое), предметов быта (салфетка, полотенце), учит ритмично располагать узор.

Педагог продолжает развивать декоративное творчество детей

Учит детей составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомит с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, усики, завитки, оживки). Педагог учит создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и другое).

Педагог продолжает развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и другое).

Предлагает создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомит с ее цветовым строем и элементами композиции, поощряет детей за разнообразие используемых элементов,  добиваясь большего разнообразия используемых элементов, тщательности исполнения

Закрепляет у детей умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму

Учит детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.

Педагог предлагает детям расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Закрепляет умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек.

Закрепляет у детей умение расписывать вылепленные детьми игрушки

Продолжает формировать у детей умение свободно владеть карандашом, кистью при выполнении линейного рисунка, учит плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учит осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец и другое.)

Педагог продолжает знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепляет и углубляет знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи.

 

Продолжает знакомить детей с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учит использовать для украшения оживки.

 

Педагог знакомит детей с росписью Полхов-Майдана.

Педагог включает городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогает осваивать специфику этих видов росписи.

 

Знакомит детей с региональным (местным) декоративным искусством.

Содержание раздела «Изобразительная деятельность» НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ  ИСКУССТВО

3-4

4-5

5-6

6-7

Педагог приобщает детей к декоративной деятельности.

Педагог формирует интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

Педагог учит украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных педагогом (птичка, козлик, конь и другие), и разных предметов (блюдечко, рукавички)

Педагог продолжает учить украшать дымковскими, филимоновскими  узорами силуэты игрушек, вырезанных педагогом (птичка, козлик, конь и другие), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

Педагог учит создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).

Закрепляет у детей умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

 

Педагог продолжает у детей формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.

Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Педагог закрепляет умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и другие).

 

Педагог знакомит детей с городецкими изделиями.

Учит детей выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья).

Педагог продолжает знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Педагог знакомит с росписью Полхов-Майдана. Включает городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи.

Закрепляет у детей умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

 

Педагог учит видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Педагог учит детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.

Педагог продолжает учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.

 

Учит детей использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).

Педагог учит детей видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета.

  

Педагог развивает декоративное творчество детей (в том числе коллективное).

Педагог продолжает развивать у детей декоративное творчество.

  

Педагог учит лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.). Учит обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.

Формирует умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учит расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку.

Педагог продолжает развивать у детей навыки декоративной лепки; учит использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку.

   

Продолжает формировать у детей умение свободно владеть карандашом, кистью при выполнении линейного рисунка, учит плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учит осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец и другое.)

Стр. 172

  1. - Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной части по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)

Образовательная область/задачи

Инструментарий инвариантной части программы

Вариативная часть программы состоит из регионального компонента, инновационной  деятельности,
 ведущие направления ДОО

Художественно-эстетическое развитие

Задачи ссылка на ФОП ДО Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)

Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 2–3 лет.

Конспекты занятий. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 3–4 лет.

Конспекты занятий. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4–5 лет.

Конспекты занятий. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 5–6 лет.

Конспекты занятий. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 6–7 лет.

Конспекты занятий. Колдина Д. Н. Игры-занятия с малышом. Первый год жизни. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 2–3 лет.

Конспекты занятий. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3–4 лет.

Конспекты занятий. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4–5 лет.

Конспекты занятий. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 5–6 лет.

Конспекты занятий. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 6–7 лет.

Колдина Д. Н. Рисование с детьми 2–3 лет.

Конспекты занятий. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3–4 лет.

Конспекты занятий. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4–5 лет.

Конспекты занятий. 309 Колдина Д. Н. Рисование с детьми 5–6 лет.

Конспекты занятий. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 6–7 лет.

Наглядные пособия: «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома», «Полхов-Майдан», «Сказочная гжель», «Филимоновская игрушка». Плакаты: «Гжель. Примеры узоров и орнаментов», «Полхов-Майдан. Примеры узоров и орнаментов», «Филимоновская свистулька. Примеры узоров и орнаментов», «Хохлома. Примеры узоров и орнаментов».

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа (3–4 года). Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа (4–5 лет).

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа (5–6 лет).

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа (4–5 лет).

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа (5–6 лет).

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа (6–7 лет). Куцакова Л. В. Художественное творчество и конструирование: 3–4 года.

Куцакова Л. В. Художественное творчество и конструирование: 4–5 лет.

Музыкальное воспитание :Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. МУЗЫКА ДЕТСТВА. Методические рекомендации по работе с детьми 3-4 лет к программе "МИР ОТКРЫТИЙ"

Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э  Музыка детства. Методические рекомендации и репертуар с нотным приложением к программе МИР ОТКРЫТИЙ. 4-5 лет

Тютюнникова Т.Э. МУЗЫКА ДЕТСТВА. Учебное пособие по элементарному музицированию и начальному музыкальному воспитанию для студентов педагогических Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: Для работы с детьми 2–7 лет.

Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. Музыкальное воспитание в детском саду: Младшая группа (3–4 года). Зацепина М.Б., Жукова Г.Е. Музыкальное воспитание в детском саду: Средняя группа (4–5 лет). Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. Музыкальное воспитание в детском саду: Старшая группа (5–6 лет).

Дополнительная образовательная программа «Маленькие патриоты России» 

 

Дополнительная образовательная программа по ранней профориентации для детей 3-7лет «В мире профессий»

 

 

Стр. 363

  1. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации образовательной программы

Примерный перечень произведений изобразительного искусства.

От 2 до 3 лет.

Иллюстрации к книгам: В.Г. Сутеев "Кораблик", "Кто сказал мяу?", "Цыпленок и Утенок"; Ю.А. Васнецов к книге "Колобок", "Теремок".

От 3 до 4 лет.

Иллюстрации к книгам: Е.И. Чарушин "Рассказы о животных"; Ю.А. Васнецов к книге Л.Н. Толстого "Три медведя".

Иллюстрации, репродукции картин: П.П. Кончаловский "Клубника", "Сирень в корзине"; К.С. Петров-Водкин "Яблоки на красном фоне"; Н.Н. Жуков "Ёлка в нашей гостиной"; М.И. Климентов "Курица с цыплятами".

От 4 до 5 лет.

Иллюстрации, репродукции картин: И.Е. Репин "Яблоки и листья"; В.М. Васнецов "Снегурочка"; В.А. Тропинин "Девочка с куклой"; А.И. Бортников "Весна пришла"; А.Н. Комаров "Наводнение"; И.И. Левитан "Сирень"; И.И. Машков "Рябинка", "Малинка".

Иллюстрации к книгам: В.В. Лебедев к книге С.Я. Маршака "Усатый-полосатый".

От 5 до 6 лет.

Иллюстрации, репродукции картин: Ф.А. Васильев "Перед дождем"; И.Е. Репин "Осенний букет"; А.А. Пластов "Первый снег"; И.Э. Грабарь "Февральская лазурь"; Б.М. Кустодиев "Масленица"; Ф.В. Сычков "Катание с горы зимой"; И.И. Левитан "Березовая роща", "Зимой в лесу"; Т.Н. Яблонская "Весна"; В.Т. Тимофеев "Девочка с ягодами"; И.И. Машков "Натюрморт. Фрукты на блюде"; Ф.П. Толстой "Букет цветов, бабочка и птичка"; И.Е. Репин "Стрекоза"; В.М. Васнецов "Ковер-самолет".

Иллюстрации к книгам: И.Я. Билибин "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Царевна-лягушка", "Василиса Прекрасная".

От 6 до 7 лет.

Иллюстрации, репродукции картин: И.И. Левитан "Золотая осень", "Осенний день. Сокольники", "Стога", "Март", "Весна. Большая вода"; В.М. Васнецов "Аленушка", "Богатыри", "Иван - царевич на Сером волке", "Гусляры"; Ф.А. Васильев "Перед дождем"; В.Д. Поленов "Золотая осень"; И.Ф. Хруцкий "Цветы и плоды"; И.И. Шишкин, К.А. Савицкий "Утро в сосновом лесу", И.И. Шишкин "Рожь"; А.И. Куинджи "Березовая роща"; А.А. Пластов "Летом", "Сенокос"; И.С. Остроухов "Золотая осень", З.Е. Серебрякова "За завтраком"; В.А. Серов "Девочка с персиками"; А.С. Степанов "Катание на Масленицу"; И.Э. Грабарь "Зимнее утро"; Ю.Кугач "Накануне праздника"; А.К. Саврасов "Грачи прилетели", "Ранняя весна"; К.Ф. Юон "Мартовское солнце"; К.С. Петров - Водкин "Утренний натюрморт"; К.Е. Маковский "Дети, бегущие от грозы", "Портрет детей художника"; И.И. Ершов "Ксения читает сказки куклам"; М.А. Врубель "Царевна-Лебедь".

Иллюстрации к книгам: И.Я. Билибин "Марья Моревна", "Сказка о царе Салтане", "Сказке о рыбаке и рыбке"; Л.В. Владимирский к книге А.Н. Толстой "Приключения Буратино, или Золотой ключик"; Е.М.Рачев "Терем-теремок".

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».