3.2.1. Развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности

06.12.2023

Развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности

Любознательность – особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Это определение говорит о том, что любознательному ребёнку не важно, что он будет познавать, главное – познавать.

Мы понимаем любознательность как интегративное качество, проявляющееся в стремлении к получению знаний, необходимости обладания способом и системой получения знаний, стремление к получению и обработке новой информации.

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению.

По мнению многих психологов, любознательность, как общая недифференцированная познавательная направленность личности ребенка, может являться основой возникновения устойчивого познавательною интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность; временная периодическая, но систематически возникающая и положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка на познавательный материал приводит к любознательности; любознательность позволяем ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности, на основе ее формируется дифференцированный интерес.

Не менее существенной особенностью любознательности является то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.

Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Источниками возникновения любознательности являются положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка на познавательный материал. Значение наличия любознательности у детей велика: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. Не случайно в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова любознательный характеризуется как склонный к приобретению новых знаний, пытливый [10].

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1

 

стр. 31

Задачи образовательной области «Познавательное развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 2-х лет до 3-х лет

  • поощрять целенаправленные моторные действия, использование наглядного действенного способа в решении практических жизненных ситуаций, находить предмет по образцу или словесному указанию; формировать стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать обозначающие их слова;

  • развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным объектам; формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении;

  • развивать умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать их по наиболее ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию с ними.

  • совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы; развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;

  • развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач; развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоционально-положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых; расширять представления о населенном пункте, в котором живет ребенок, его достопримечательностях, эмоционально откликаться на праздничное убранство дома, ДОО;

  • организовывать взаимодействие и знакомить с животными и растениями ближайшего окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями, некоторыми объектами неживой природы; развивать способность наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

  • формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания;

Содержание образовательной области «Познавательное развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 2-х лет до 3-х лет

  • Поддерживает владение предметом, как средством достижения цели для начала развития предметно-орудийных действий;

  • педагог развивает умение группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, цвет, форма) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой), используя опредмеченные слова-названия, например, предэталоны формы: "кирпичик", "крыша", "огурчик", "яичко" и тому подобное.

  • Развивает умение пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;

  • Создает условия для многократного повторения освоенных действий, вносит новые элементы в игры-манипуляции. Демонстрирует разнообразные действия со сборно-разборными игрушками, дидактическими пособиями, показывает их постепенное усложнение, добиваясь самостоятельного применения детьми усвоенных действий с игрушками и разнообразным материалом для активизации представлений о сенсорных эталонах.

  • Педагог концентрирует внимание детей на новых объектах, поддерживает интерес к знакомым предметам, поощряет самостоятельные действия ребенка, одобряет их словом, интонацией, развивает стремление к общению со взрослым в ходе выполнения обследовательских и поисковых действий с предметами;

  • педагог развивает способности детей обобщать, узнавать и стремиться называть предметы и объекты, изображенные на картинке (в том числе и объекты природы); развивает их наблюдательность, способность замечать связи и различия между предметами и действиями с ними.

  • Педагог формирует у детей элементарные представления: о самом себе - о своем имени; о внешнем виде (показать ручки, носик, глазик); о своих действиях (моет руки, ест, играет, одевается, купается и тому подобное); о желаниях (гулять, играть, есть и тому подобное); о близких людях (мама, папа, бабушка, дедушка и другие); о пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка и тому подобное); о блюдах (суп, каша, кисель и тому подобное); о ближайшем предметном окружении - игрушках, их названиях, предметах быта, мебели, спальных принадлежностях, посуде); о личных вещах; о некоторых конкретных, близких ребенку, ситуациях общественной жизни.

  • Педагог развивает способности детей узнавать, называть и показывать на картинке и в естественной среде отдельных представителей диких и домашних животных, растения ближайшего окружения, объекты неживой природы, замечать природные явления (солнце, дождь, снег и другие природные явления), их изображения, выделять наиболее яркие отличительные признаки объектов живой природы, побуждает их рассматривать, положительно реагировать.

  • Педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2 - 3 свойства одновременно; собирание одноцветных, а затем и разноцветных пирамидок из 4 - 5 и более колец, располагая их по убывающей величине; различных по форме и цвету башенок из 2 - 3 геометрических форм-вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением рисунка на ее частях, закрепляя понимание детьми слов, обозначающих различный размер предметов, их цвет и форму.

  • В ходе проведения с детьми дидактических упражнений и игр-занятий формирует обобщенные способы обследования формы предметов - ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление;

  • продолжает поощрять появление настойчивости в достижении результата познавательных действий.

  • Педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение предметов и определение их сходства-различия, на подбор и группировку по заданному образцу (по цвету, форме, величине). Организует действия с игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов) и тому подобное, создает ситуации для использования детьми предметов-орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения практических задач;

  • Побуждает и поощряет освоение простейших действий, основанных на перестановке предметов, изменении способа их расположения, количества; на действия переливания, пересыпания. Проводит игры-занятия с использованием предметов-орудий: сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке магнитом для "ловли" на нее небольших предметов.

  • Педагог расширяет представления детей об окружающем мире, развивает представления о себе (о своем имени, именах близких родственников), о внешнем облике человека, о его физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице - глаза, нос, рот и так далее); о его физических и эмоциональных состояниях (проголодался - насытился, устал - отдохнул; намочил - вытер; заплакал - засмеялся и так далее); о деятельности близких ребенку людей ("Мама моет пол"; "Бабушка вяжет носочки"; "Сестра рисует"; "Дедушка читает газету"; "Брат строит гараж"; "Папа

  • работает за компьютером" и тому подобное); знакомит их с явлениями общественной жизни, с деятельностью взрослых (повар варит кашу, шофер водит машину, доктор лечит); о предметах, действиях с ними и их назначении: предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда), игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и так далее).

  • В процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления природы, которые доступны для непосредственного восприятия. Формирует представления о домашних и диких животных и их детенышах (особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения), о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает внимание и поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце, небо, облака, песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер), поощряет бережное отношение к животным и растениям.

  • Педагог подводит детей к освоению простейших умений в различении формы окружающих предметов, используя предэталоные представления о шаре, кубе, круге, квадрате; подборе предметов и геометрических фигур по образцу, различению и сравниванию предметов по величине, выбору среди двух предметов при условии резких различий: большой и маленький, длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживает интерес детей к количественной стороне различных групп предметов (много и много, много и мало, много и один) предметов.

Стр. 71

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 3-7 лет

  1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Задачи раздела «Сенсорные эталоны и познавательные действия»

3-4

4-5

5-6

6-7

Формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности

Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств

Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях

Расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов

Развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов.

Обучать детей сравнению и группировке объектов на основе признаков

Обучать сравнению и группировке объектов

Развивать исследовательские умения

Обучать сравнению и группировке объектов живой и неживой природы на основе признаков.

Продолжать учить детей использовать приёмы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств

  

Формировать представления детей  о цифровых средствах, познания окружающего мира, способах их безопасного использования

Развивать умения детей применять некоторые цифровые средства, соблюдая правила их безопасного использования

  1. Задачи раздела «Математические представления»

3-4

4-5

5-6

6-7

Развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой

Обогащать элементарные математические представления о количестве, числе, форме, величине предметов, пространственных и временных отношениях.

Развивать способность использовать математические знания и аналитические способы для познания математической стороны окружающего мира: опосредованное сравнение объектов с помощью заместителей (условной меры), сравнение по разным основаниям, счет, упорядочивание, классификация, сериация и тому подобное); совершенствовать ориентировку в пространстве и времени

Поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира;

 

Помогать осваивать чувственные способы ориентировки в пространстве и времени; развивать исследовательские умения.

Обогащать пространственные и временные представления

Развивать исследовательские умения

Развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности

Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;

Развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать т доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 3-7 летХочу такой сайт

  1. Содержание раздела «Сенсорные эталоны и познавательные действия»

3-4

4-5

5-6

6-7

Педагог развивает у детей осязательно-двигательные действия:

   

Педагог

  • расширяет представления ребёнка о различных цветах (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый),

  • знакомит с оттенками (розовый, голубой, серый);

  • закрепляет слова, обозначающие цвет

Педагог формирует у детей умение

  • различать и называть уже известные цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) и оттенки (розовый, голубой, серый)

  • знакомит с новыми цветами и оттенками (коричневый, оранжевый, светло-зеленый).

Педагог закрепляет умения различать и называть:

  • все цвета спектра:

  • ахроматические цвета,

  • оттенки цвета,

  • тоны цвета,

  • теплые и холодные оттенки,

  • расширяет знания об известных цветах;

  • знакомит с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый)

Педагог осуществляет развитие у детей способности к различению и называнию всех цветов спектра;

ахроматических цветов, оттенков цвета, умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка

Педагог формирует и развивает способность различать и называть форму окружающих предметов, используя сенсорные эталоны геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник)

Педагог развивает способность:

  • различать и называть геометрические фигуры;

  • создает условия для освоения способа воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части

  • выделения структуры плоских геометрических фигур,

использовать сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов

Педагог организуя поисковую деятельность:

  • конкретизирует и обогащает познавательные действия детей;

  • задаёт детям вопросы;

  • обращает внимание на постановку целей;

  • определение задач деятельности;

  • развивает умение принимать образец, инструкцию взрослого.

Педагог демонстрирует детям способы осуществления

  • разных видов познавательной деятельности,

  • контроля, самоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности

  • отдельных действий во взаимодействии со сверстниками, поощряет проявление наблюдательности за действиями взрослого и других детей.

Педагог поддерживает стремление детей к

  • самостоятельному выбору способов осуществления разных видов познавательной деятельности,

  • обеспечению самоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности и отдельных действий во взаимодействии со сверстниками,

  • использованию разных форм совместной познавательной деятельности.

Педагог поощряет стремление самостоятельно завершить начатое действие

В процессе организации разных форм совместной познавательной деятельности показывает детей возможности для обсуждения проблемы, для совместного нахождения способов ее решения, поощряет проявление инициативы, способности формулировать и отвечать на поставленные вопросы

Поощряет умение детей обсуждать проблему, совместно находить способы ее решения, проявлять инициативу;

Педагог организует и поддерживает совместные действия ребёнка со взрослым и сверстниками при сравнении двух предметов по одному признаку направляет внимание детей на:

  • выделение сходства,

  • овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства,

  • группировкой по заданному предметному образцу

  • и по слову.

Педагог развивает способность детей

  • находить отличия и сходства между предметами по 2-3 признакам путем непосредственного сравнения,

  • осваивать группировку;

  • осваивать классификацию и сериацию;

  • осваивать предметы по 3-4 основным свойствам

 

Педагог посредством игровой и познавательной мотивации организует освоение детьми

  • умений выделения сходство и отличие между группами предметов, сравнивать предметы по 3-5 признакам;

  • группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки;

  • совершенствует приёмы сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений.

Педагог в процессе исследовательской деятельности

  • совершенствует способы познания свойств и отношений между различными предметами,

  • сравнения нескольких предметов по 4-6 основаниям с выделением сходства, отличия свойств материалов

  

Педагог формирует представления об использовании цифровых средств познания окружающего мира и правила необходимые соблюдать для их безопасного использования

Педагог обогащает представления о цифровых средствах познания окружающего мира, закрепляет правила безопасного обращения с ними

 

Стр. 176 - 2.2. Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной части по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)

Образовательная область/задачи

Инструментарий инвариантной части программы

Познавательное развитие

1.Сенсорные эталоны и познавательные действия

1.Сенсорные эталоны и познавательные действия

Савенков А.И. Маленький исследователь. — Самара: ИД «Федоров», 2010. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. — Самара: ИД «Федоров», 2010.

Пособие «УМники-РАЗУМники»Упражнения для будущих первоклассников (автор И. В. Кузнецова)

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».