06.12.2023
Развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности
Любознательность – особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Это определение говорит о том, что любознательному ребёнку не важно, что он будет познавать, главное – познавать.
Мы понимаем любознательность как интегративное качество, проявляющееся в стремлении к получению знаний, необходимости обладания способом и системой получения знаний, стремление к получению и обработке новой информации.
Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению.
По мнению многих психологов, любознательность, как общая недифференцированная познавательная направленность личности ребенка, может являться основой возникновения устойчивого познавательною интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность; временная периодическая, но систематически возникающая и положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка на познавательный материал приводит к любознательности; любознательность позволяем ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности, на основе ее формируется дифференцированный интерес.
Не менее существенной особенностью любознательности является то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.
Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Источниками возникновения любознательности являются положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка на познавательный материал. Значение наличия любознательности у детей велика: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. Не случайно в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова любознательный характеризуется как склонный к приобретению новых знаний, пытливый [10].
Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»
https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1
стр. 31
Задачи образовательной области «Познавательное развитие» | |
от 1 года до 2-х лет | от 2-х лет до 3-х лет |
|
|
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» | |
от 1 года до 2-х лет | от 2-х лет до 3-х лет |
|
|
Стр. 71
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 3-7 лет
| |||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 |
Формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности | Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств | Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях | Расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов |
Развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов. | Обучать детей сравнению и группировке объектов на основе признаков | Обучать сравнению и группировке объектов | |
Развивать исследовательские умения | Обучать сравнению и группировке объектов живой и неживой природы на основе признаков. | Продолжать учить детей использовать приёмы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств | |
Формировать представления детей о цифровых средствах, познания окружающего мира, способах их безопасного использования | Развивать умения детей применять некоторые цифровые средства, соблюдая правила их безопасного использования | ||
| |||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 |
Развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой | Обогащать элементарные математические представления о количестве, числе, форме, величине предметов, пространственных и временных отношениях. | Развивать способность использовать математические знания и аналитические способы для познания математической стороны окружающего мира: опосредованное сравнение объектов с помощью заместителей (условной меры), сравнение по разным основаниям, счет, упорядочивание, классификация, сериация и тому подобное); совершенствовать ориентировку в пространстве и времени | Поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира; |
Помогать осваивать чувственные способы ориентировки в пространстве и времени; развивать исследовательские умения. | Обогащать пространственные и временные представления | ||
Развивать исследовательские умения | Развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности | Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях; | Развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать т доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 3-7 лет
| |||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 |
Педагог развивает у детей осязательно-двигательные действия:
| |||
Педагог
| Педагог формирует у детей умение
| Педагог закрепляет умения различать и называть:
| Педагог осуществляет развитие у детей способности к различению и называнию всех цветов спектра; ахроматических цветов, оттенков цвета, умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка |
Педагог формирует и развивает способность различать и называть форму окружающих предметов, используя сенсорные эталоны геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) | Педагог развивает способность:
использовать сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов |
Педагог организуя поисковую деятельность:
| Педагог демонстрирует детям способы осуществления
| Педагог поддерживает стремление детей к
| |
Педагог поощряет стремление самостоятельно завершить начатое действие | В процессе организации разных форм совместной познавательной деятельности показывает детей возможности для обсуждения проблемы, для совместного нахождения способов ее решения, поощряет проявление инициативы, способности формулировать и отвечать на поставленные вопросы | Поощряет умение детей обсуждать проблему, совместно находить способы ее решения, проявлять инициативу; | |
Педагог организует и поддерживает совместные действия ребёнка со взрослым и сверстниками при сравнении двух предметов по одному признаку направляет внимание детей на:
| Педагог развивает способность детей
| Педагог посредством игровой и познавательной мотивации организует освоение детьми
| Педагог в процессе исследовательской деятельности
|
Педагог формирует представления об использовании цифровых средств познания окружающего мира и правила необходимые соблюдать для их безопасного использования | Педагог обогащает представления о цифровых средствах познания окружающего мира, закрепляет правила безопасного обращения с ними |
Стр. 176 - 2.2. Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной части по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)
Образовательная область/задачи | Инструментарий инвариантной части программы |
Познавательное развитие 1.Сенсорные эталоны и познавательные действия | 1.Сенсорные эталоны и познавательные действия Савенков А.И. Маленький исследователь. — Самара: ИД «Федоров», 2010. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. — Самара: ИД «Федоров», 2010. Пособие «УМники-РАЗУМники»Упражнения для будущих первоклассников (автор И. В. Кузнецова) |