Речь, как форма общения.

26.09.2022

Добрый вечер, уважаемые родители!

Давайте разберемся, что такое «Речь».

Речь - форма общения. Существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:

·       Устную речь (говорение и слушание);

·       Письменную речь (письмо и чтение)

Наше собрание посвящено развитию устной речи детей.

Развитие устной речи, ее компонентов является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

Поговорим о факторах успешного речевого развития ребенка.

1.    Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

В общении со взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и, тем самым, расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

А сейчас проведём игру-эстафету, где я предлагаю продолжить предложение: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…»

2.    Общение ребёнка со сверстниками.

Чтобы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития.

3.    Строение артикуляционного аппарата.

От того как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т. к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. (Артикуляционная гимнастика).

А как ваши дети делают артикуляционные упражнения предлагаю посмотреть в видео.

4.    Развитие мелкой моторики рук.

Развитие моторики на прямую связано с речью.

Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.

Можно предложить детям «Игры с бельевыми прищепками» и с помощью прищепок превратить различные геометрические фигуры из разноцветного картона в предметы, силуэт животных, птиц и т. д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи «Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки».

Игры со сквишами под песню про акуленка.

5.    Чтение детям художественной литературы.

Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Книги и сказки не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях.

Итак, представим, что сказка прочитана. Теперь, чтобы освоиться с ней, надо задать вопросы. Но вот только зачем мы будем их задавать? Казалось бы, ответ простой — чтобы вспомнить события, происходившие в сказке. Однако гораздо более важная задача — понять сказку! Конечно, дети часто знают свои любимые сказки буквально наизусть, однако это вовсе не показатель понимания и не повод для умиления. Механически запомнить сказку дословно гораздо легче, чем разобраться в ее содержании.

Предлагаю взглянуть на экран.

А можно и так: Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать мяч. Каждый, кто получил мяч, продолжает сказку.

6.    Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Как уже сказала Жанна Викторовна, игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития детей. Главное, что ребёнок получает в игре - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению.

Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речьРазвитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Предлагаю тест-задание «Игра в нашей семье». (Раздаю родителям фишки трех цветов). Вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете так, как сказано, то выставляете на стол фишку красного цвета, не всегда - желтого, никогда – синего.

¾   Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.

¾   Часто беседую с ребенком, внимательно выслушиваю ответы ребенка.

¾   Внимательно слежу за речью ребенка, и если он допускает ошибки в речи, я его поправляю.

¾   Внимательно слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках в детском саду.

¾   Не наказываю ребенка за ошибки в речи.

¾   Поощряю ребенка за достигнутые результаты.

¾   Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.

Спасибо!

Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играйте с ребёнком на равных, ведь игра - самое интересное в жизни ребёнка.

7.    Совместное пение с ребёнком.

Пение способствует развитию фонематического слуха.

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи. Нарушение фонематического слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение (Оториноларингология). При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка», вместо «ложка» – «лоска» и т.д. При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов.

Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её. Ребенок должен уметь сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение. Петь можно утром по дороге в детский сад, во время прогулки, перед сном (колыбельная) и т.д.

Давайте попробуем пропеть текст на экране:

 

8.    Дыхательные упражнения.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания.

8.1.         «Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

8.2.         «Задуй свечку»

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось.

Внимание на экран.

Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития.

А теперь рассмотрим, из чего складывается речь.

На магнитной доске выставляется пособие «Компоненты речи»:

1. Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Что это? (высказывания родителей).

Вывод: это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

2. Следующий компонент – это лексика, т. е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи.

2.1.         «Цепочка слов»

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Спросите у своих детей:

Воспитатель: Кошка, бывает какая?

Родитель : Пушистая, ласковая, разноцветная.

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель : Радуга, платье, телевизор.

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

Родитель : Шелковым, новым, прямым.

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

Родитель : Линия, дорога, взгляд. и т. д.

2.2.         «Выбери правильное слово»

Цельразвитие мышленияречевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Уважаемые родители я сейчас буду задавать вопросы, а вы прислушайтесь к ответам вашего ребенка, а вы дети – выберите только одно слово, подходящее по смыслу:

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).

2.3.         «Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Большой, высокий, длинный, холодный, день, старый, смелый, тяжелый…

2.4.         Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым?»

На конкретный вопрос типа«Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т. д.

2.5.         «Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, которые встретились на пути в детский сад или из него, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т. д.

3. В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как это образование и употребление слов, понимание словосочетаний, предложений. Например, “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова - “ребенок”, “сидеть”.

3.1.         «Назови, какой…».

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок – яблочное, джем из смородины - смородиновый и т. д.

3.2.         «Весёлый счет».

Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т. д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

4. Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомится с приемами выразительности, образности речи.

4.1.         «Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

К чему надо стремиться, что должен уметь ребёнок к 5 годам?

-Употреблять в речи названия предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

-Использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

- Употреблять слова-антонимы, существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

-Правильно произносить гласные и согласные звуки.

- Отчетливо произносить слова и словосочетания.

-Различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

-Уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных.

-Употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

- Уметь участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с детьми, показывая, что мы их любим, что они нам дороги.

Желаю вам успехов при общении с вашими детьми.

Просмотров всего: , сегодня:

Речь, как форма общения.pptx (скачать)
Речь, как форма общения.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 26.09.2022

Дата обновления: 26.09.2022

Дата публикации: 26.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.