06.12.2023
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом
правильное произношение звуков,
правильное произношение слов,
громкость и скорость речевого высказывания,
ритм,
паузы,
тембр,
логическое ударение и пр.,
нормальное функционирование речедвигательного аппарата,
нормальное функционирование слухового аппарата,
наличие полноценной окружающей речевой среды
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:
формирование правильного звукопроизношения,
четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,
развитие голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),
выработка умеренного темпа речи,
формирование правильного речевого дыхания,
формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.),
воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции и т. д.).
Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:
на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;
различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;
отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
интегрированные занятия со специалистами ДОУ;
дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.)
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные (с произнесением слов), сюжетно-ролевые, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»
https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1
Задачи образовательной области «Речевое развитие» |
от 1 года до 2-х лет |
от 1 года до 1 года 6 месяцев: развитие понимания речи: расширять запас понимаемых слов; закреплять умения понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия, признаки предметов; понимать простые по конструкции фразы взрослого; от 1 года 6 месяцев до 2 лет: развитие понимания речи: закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и выполнять его просьбы; выполнять несложные поручения от 1 года до 1 года 6 месяцев: развитие активной речи: продолжать формировать у детей умение произносить несложные звукоподражания, простые слова; развивать речевое общение со взрослым; стимулировать детей подражать речи взрослого человека, повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребенку людей, знакомые предметы и игрушки, некоторые действия; добиваться от детей коротких фраз; воспитывать у детей потребность в общении; от 1 года 6 месяцев до 2 лет: развитие активной речи: побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными; способствовать развитию диалогической речи, воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей употреблять несложные для произношения слова и простые предложения; от 1 года до 1 года 6 месяцев: привлекать малышей к слушанию произведений народного фольклора (потешки, пестушки, песенки, сказки) с наглядным сопровождением (игрушки для малышей, книжки-игрушки, книжки-картинки) и игровыми действиями с игрушками; от 1 года 6 месяцев до 2 лет: развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки); от 1 года до 1 года 6 месяцев: реагировать улыбкой и движениями на эмоциональные реакции малыша при чтении и пропевании фольклорных текстов; от 1 года 6 месяцев до 2 лет: развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок; от 1 года до 1 года 6 месяцев: побуждать к повторению за педагогом при чтении слов стихотворного текста, песенок, выполнению действий, о которых идет речь в произведении; от 1 года 6 месяцев до 2 лет: поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений фольклора и коротких литературных художественных произведений; от 1 года до 1 года 6 месяцев: рассматривать вместе с педагогом и узнавать изображенные в книжках-картинках предметы и действия, о которых говорилось в произведении; от 1 года 6 месяцев до 2 лет: формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая, называть совершаемые персонажами действия; от 1 года 6 месяцев до 2 лет: воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений; от 1 года 6 месяцев до 2 лет: побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребенку песенок и стихов. |
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»
https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1
Стр.81.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ 3-7 лет
Задачи по развитию звуковой культуры речи | |||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 |
Продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. | Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. | Закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. | Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. |
Учить детей различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-ш, ж-з) | |||
Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. | Совершенствовать интонационную выразительность речи. | Отрабатывать интонационную выразительность речи. | Развивать интонационную сторону речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп). |
Продолжать закреплять умение отчетливо произносить слова и короткие фразы. | Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. | Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. | |
Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком. | Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове. | Совершенствовать фонематический слух:
|
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»
https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1
Стр. 91
Содержание раздела «Звуковая культура речи» | |||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 |
Педагог продолжает развивать у детей
| Педагог развивает у детей
| Педагог развивает у дошкольников
| |
Педагог продолжает развивать у детей умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи педагога звук. | Педагог помогает детям овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением. закрепляет у дошкольников произношение свистящих и шипящих звуков; учит четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова | Педагог способствует освоению дошкольниками правильного произношения сонорных звуков ([л], [л’], [р], [р’]); упражняет в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов | Педагог способствует автоматизации и дифференциации сложных для произношения звуков в речи; проводит коррекцию имеющихся нарушений в звукопроизношении |
Педагогический работник формирует
| Педагог формирует умения
| Педагог обучает использованию средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания). |
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»
https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1
Стр. 178
2.2.Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной часи по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1
Колесникова Е.В. "От звукоподражаний к словам". Иллюстративный материал для развития речи у детей 2-3 лет (Рабочая тетрадь)
- Колесникова Е.В.Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз-словечко, два-словечко"