3.3.1. Развитие звуковой культуры речи (восприятие и воспроизведение речевых звуков)

06.12.2023

 Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом

  • правильное произношение звуков,

  • правильное произношение слов,

  • громкость и скорость речевого высказывания,

  • ритм,

  • паузы,

  • тембр,

  • логическое ударение и пр.,

  • нормальное функционирование речедвигательного аппарата,

  • нормальное функционирование слухового аппарата,

  • наличие полноценной окружающей речевой среды

  В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:

  • формирование  правильного звукопроизношения,

  • четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,

  • развитие голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),

  • выработка умеренного темпа речи,

  • формирование правильного речевого дыхания,

  • формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.),

  • воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции и т. д.).

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:

  • на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;

  • различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;

  • отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

  • интегрированные занятия со специалистами ДОУ;

  • дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.)

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные (с произнесением слов), сюжетно-ролевые, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача педагога  заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1 

Стр. 34

Задачи образовательной области «Речевое развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

развитие понимания речи: расширять запас понимаемых слов; закреплять умения понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия, признаки предметов; понимать простые по конструкции фразы взрослого;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развитие понимания речи: закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и выполнять его просьбы; выполнять несложные поручения

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

развитие активной речи: продолжать формировать у детей умение произносить несложные звукоподражания, простые слова; развивать речевое общение со взрослым; стимулировать детей подражать речи взрослого человека, повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребенку людей, знакомые предметы и игрушки, некоторые действия; добиваться от детей коротких фраз; воспитывать у детей потребность в общении;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развитие активной речи: побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными; способствовать развитию диалогической речи, воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей употреблять несложные для произношения слова и простые предложения;

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

привлекать малышей к слушанию произведений народного фольклора (потешки, пестушки, песенки, сказки) с наглядным сопровождением (игрушки для малышей, книжки-игрушки, книжки-картинки) и игровыми действиями с игрушками;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки);

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

реагировать улыбкой и движениями на эмоциональные реакции малыша при чтении и пропевании фольклорных текстов;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок;

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

побуждать к повторению за педагогом при чтении слов стихотворного текста, песенок, выполнению действий, о которых идет речь в произведении;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений фольклора и коротких литературных художественных произведений;

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

рассматривать вместе с педагогом и узнавать изображенные в книжках-картинках предметы и действия, о которых говорилось в произведении;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая, называть совершаемые персонажами действия;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребенку песенок и стихов.

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» Хочу такой сайт

https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1 

Стр.81.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ 3-7 лет

 
Задачи по развитию звуковой культуры речи

3-4

4-5

5-6

6-7

Продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

Учить детей различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-ш, ж-з)

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Развивать интонационную сторону речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп).

Продолжать закреплять умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.

Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

 

Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове.

Совершенствовать фонематический слух:

  • называть слова с определенным звуком,

  • находить слова с этим звуком в предложении,

  • определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1 

Стр. 91

 

Содержание раздела «Звуковая культура речи»

3-4

4-5

5-6

6-7

Педагог продолжает развивать у детей

  • звуковую и интонационную культуру речи,

  • фонематический слух,

Педагог развивает у детей

  • звуковую и интонационную культуру речи,

  • фонематический слух.

Педагог развивает у дошкольников

  • звуковую и интонационную культуру речи,

  • фонематический слух

 

Педагог продолжает развивать у детей умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]);

слышать специально интонируемый в речи педагога звук.

Педагог помогает детям

овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением.

закрепляет у дошкольников произношение свистящих и шипящих звуков; учит четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова

Педагог способствует освоению дошкольниками правильного произношения сонорных звуков ([л], [л’], [р], [р’]); упражняет в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов

Педагог способствует автоматизации и дифференциации сложных для произношения звуков в речи; проводит коррекцию имеющихся нарушений в звукопроизношении

Педагогический работник формирует

  • правильное речевое дыхание,

  • слуховое внимание,

  • моторику речевого аппарата,

  • обучает детей воспроизводить ритм стихотворения.

Педагог формирует умения

  • говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы,

  • выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения

Педагог обучает использованию средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).

 
  

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1 

Стр. 178

2.2.Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной часи по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1 

Колесникова Е.В. "От звукоподражаний к словам". Иллюстративный материал для развития речи у детей 2-3 лет (Рабочая тетрадь)

- Колесникова Е.В.Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз-словечко, два-словечко"

  
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».