3.2.5. Формирование представлений об окружающем мире: природа, экология, техника и технологии, цифровые средства познания мира

06.12.2023

Прогресс современной цивилизации в значительной степени обусловлен бурным развитием естествознания, в частности, биосферных наук, в которых все земные процессы рассматриваются во взаимосвязи, в единстве и взаимообусловленности их проявлений. Экология в числе этих наук приобретает особую значимость. В последние десятилетия отчетливо просматривается развитие двух параллельных процессов – усугубления экологических проблем планеты и их осмысления населением Земли. В России, как и в других государствах, происходит становление системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого процесса. Начальным звеном системы экологического образования является сфера дошкольного воспитания. Очевидно, что именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу.

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1

 

Стр. 31

Задачи образовательной области «Познавательное развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 2-х лет до 3-х лет

  • развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным объектам; формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении;

  • развивать умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать их по наиболее ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию с ними.

  • организовывать взаимодействие и знакомить с животными и растениями ближайшего окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями, некоторыми объектами неживой природы; развивать способность наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 2-х лет до 3-х лет

  • Поддерживает владение предметом, как средством достижения цели для начала развития предметно-орудийных действий;

  • Развивает умение пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;

  • Создает условия для многократного повторения освоенных действий, вносит новые элементы в игры-манипуляции. Демонстрирует разнообразные действия со сборно-разборными игрушками, дидактическими пособиями, показывает их постепенное усложнение, добиваясь самостоятельного применения детьми усвоенных действий с игрушками и разнообразным материалом для активизации представлений о сенсорных эталонах.

  • педагог развивает способности детей обобщать, узнавать и стремиться называть предметы и объекты, изображенные на картинке (в том числе и объекты природы); развивает их наблюдательность, способность замечать связи и различия между предметами и действиями с ними.

  • Педагог развивает способности детей узнавать, называть и показывать на картинке и в естественной среде отдельных представителей диких и домашних животных, растения ближайшего окружения, объекты неживой природы, замечать природные явления (солнце, дождь, снег и другие природные явления), их изображения, выделять наиболее яркие отличительные признаки объектов живой природы, побуждает их рассматривать, положительно реагировать.

  • Педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение предметов и определение их сходства-различия, на подбор и группировку по заданному образцу (по цвету, форме, величине). Организует действия с игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов) и тому подобное, создает ситуации для использования детьми предметов-орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения практических задач;

  • Побуждает и поощряет освоение простейших действий, основанных на перестановке предметов, изменении способа их расположения, количества; на действия переливания, пересыпания. Проводит игры-занятия с использованием предметов-орудий: сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке магнитом для "ловли" на нее небольших предметов.

  • В процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления природы, которые доступны для непосредственного восприятия. Формирует представления о домашних и диких животных и их детенышах (особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения), о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает внимание и поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце, небо, облака, песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер), поощряет бережное отношение к животным и растениям.

Стр. 70

  1. Задачи раздела «Природа»

3-4

4-5

5-6

6-7

Расширять представления детей о многообразии и особенностях растений, животных ближайшего окружения, их существенных отличительных признаках, знакомить с правилами поведения по отношению к живым объектам природы.

Расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях;

 
  1. Расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, среде обитания и образе жизни.

  2. в разные сезоны года, их потребностях;

  3. продолжать учить группировать объекты живой природы.

 
  1. Расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете, о некоторых способах приспособления животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года, закреплять умения классифицировать объекты живой природы.

Расширять представления детей о неживой природе, явлениях природы и деятельности человека в природе в разные сезоны года.

Знакомить с объектами и свойствами неживой природы, отличительными признаками времен года, явлениями природы и деятельностью человека в разные сезоны, явлениями природы и деятельностью человека в разные сезоны.

Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, и деятельностью человека в разные сезоны,

Расширять и углублять представления детей о неживой природе и ее свойствах, их использовании человеком, явлениях природы.

Развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой

Обучать сравнению и группировке объектов живой природы на основе признаков.

 

Продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой неживой природы и их свойств и качеств

Воспитывать самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов

Знакомить с правилами поведения по отношению к живым объектам природы

Воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться

Воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться

Воспитывать бережное и заботливое отношения к ней, формировать представления о профессиях, связанных с природой и ее защитой

Стр. 79

Содержание раздела «Природа»

3-4

4-5

5-6

6-7

Педагог расширяет представления:

  • о диких и домашних животных;

  • деревьях, кустарниках;

  • цветковых, травянистых растениях;

  • овощах и фруктах;

  • ягодах данной местности.

Педагог продолжает знакомить ребенка с многообразием природы родного края, представителями животного и растительного мира, изменениями в их жизни в разные сезоны года.

Педагог формирует представления о многообразии объектов животного и растительного мира, их сходстве и различии во внешнем виде и и образе жизни поведении в разные сезоны года

Педагог расширяет и актуализирует представления детей о:

  • многообразии природного мира родного края, различных областей и регионов России и на Земле;

  • рассказывает о некоторых наиболее ярких представителях животных и растений разных природных зон (пустыня, степь, тайга, тундра и другие);

  • об их образе жизни и приспособлении к среде обитания;

  • изменениях жизни в разные сезоны года.

Педагог помогает различать животных и растения и группировать на основе существенных признаков:

  • внешний вид;

  • питание;

  • польза для человека.Хочу такой сайт

Педагог демонстрирует процесс сравнения группировки объектов живой природы на основе признаков:

  • дикие – домашние;

  • хищные – травоядные;

  • перелетные – зимующие;

  • деревья – кустарники;

  • травы - цветковые растения; овощи – фрукты;

  • ягоды;

  • грибы и другое.

Педагог совершенствует умения сравнивать и выделять признаки;

группировать объекты живой природы по их особенностям,

  • месту обитания;

  • образу жизни;

  • питанию.

Педагог формирует представления об отличии и сходстве животных и растений и закрепляет умение:

  • сравнивать;

  • выделять свойства объектов;

  • классифицировать их по признакам.

Педагог знакомит с объектами неживой природы и некоторыми свойствами:

  • воды;

  • песка;

  • глины;

  • камней.

Педагог знакомит с объектами и свойствами неживой природы:

  • вода;

  • песок;

  • глина;

  • камни;

  • почва.

Педагог организует целенаправленное экспериментирование и опыты для ознакомления детей со свойствами объектов неживой природы, расширяя представления об объектах неживой природы, как среде обитания животных и растений (вода, почва, воздух, горы).

Педагог поддерживает стремление детей к наблюдениям за природными явлениями и неживыми объектами, самостоятельному экспериментированию, наблюдению и другим способам деятельности для познания свойств объектов неживой природы (воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней и других), знакомит с многообразием водных ресурсов (моря, океаны, озера, реки, водопады), камней и минералов, некоторых полезных ископаемых региона проживания (нефть, уголь, серебро, золото, алмазы и другие); об использовании человеком свойств неживой природы для хозяйственных нужд (ветряные мельницы, водохранилища, солнечные батареи, ледяные катки); о некоторых небесных телах (планеты, кометы, звезды), роли солнечного света, тепла в жизни живой природы.

Педагог продолжает развивать способность наблюдать за явлениями природы в разные сезоны года и изменениями в жизни животных, растений и человека (выделять признаки времен года по состоянию листвы на деревьях, почвенному покрову).

Педагог продолжает знакомить ребенка с явлениями природы в разные сезоны года (листопад, ледоход, гололед, град, ветер); свойствами и качествами природных материалов (дерево, металл и другое), используя для этого простейшие опыты, экспериментирование.

Педагог направляет внимание детей на наличие потребностей у животных и растений (свет, тепло, вода, воздух, питание); создает ситуации для понимания необходимости ухода за растениями и животными относительно их потребностей.

Педагог расширяет и актуализирует представления детей об уходе взрослых животных за своим потомством, способах выращивания человеком растений, животных (в том числе и культурных, лекарственных растений), профессиях с этим связанных.

В процессе труда в природе педагог формирует представление детей об элементарных потребностях растений и животных: питание, вода, тепло, свет.

Педагог уточняет представления о признаках разных времен года (погодные изменения, состояние деревьев, покров, изменений в жизни человека, животных и растений); о деятельности человека в разные сезоны года (выращивание растений, сбор урожая, народные праздники и развлечения и другое)

Педагог углубляет представления о характерных явлениях природы в разные сезоны года (изменение температуры воздуха, роль ветра, листопада и осадков в природе), изменениях в жизни животных, растений и человека, о влиянии деятельности человека на природу

Педагог способствует усвоению правил поведения в природе (не ломать ветки, не рвать растения, осторожно обращаться с животными, заботиться о них), развивает умение видеть красоту природы и замечать изменения в ней в связи со сменой времен года.

Педагог углубляет представление о том, что человек ухаживает за домашними животными, комнатными растениями, за огородом и садом, способствует накоплению положительных впечатлений ребенка о природе

Педагог способствует усвоению детьми правил поведения в природе, формируя понимание ценности живого, воспитывает желание защитить и сохранить живую природу.

Педагог закрепляет правила поведения в природе, воспитывает осознанное, бережное и заботливое отношение к природе и ее ресурсам.

 

Стр. 176 - 2.2. Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной части по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)

Образовательная область/задачи

Инструментарий инвариантной части программы

Познавательное развитие

3.Окружающий мир

4.Природа

 

3.Окружающий мир

Юный эколог Парциальная программа С.Н.Николаевой

 Программа «Юный эколог»: 3–7 лет. Система работы в младшей группе: 3–4 года.

Юный эколог.  Система работы в средней группе: 4–5 лет.

Юный эколог. Система работы в старшей группе: 5–6 лет.

Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе: 6–7 лет.

 Юный эколог. Календарь сезонных наблюдений (5–9 лет).

Методическое пособие. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. Методическое пособие. Система экологического воспитания дошкольников.

Методическое пособие. Плакаты: «Где в природе есть вода», «Зачем люди ходят в лес», «Зачем пилят деревья», «Как лесник заботится о лесе», «Кому нужны деревья в лесу», «Лес — многоэтажный дом», «Пищевые цепочки», «Этого не следует делать в лесу». Картины из жизни диких животных: «Бурый медведь.

 Наглядное пособие с методическими рекомендациями», «Заяц-беляк. Наглядное пособие с методическими рекомендациями».

Под ред. Г.Г. ОнищенкоЯ питаюсь правильно! 5+

Под ред. Онищенко Г. Г.Я питаюсь правильно! 7+

4.Природа

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста (2–3 года).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа (3–4 года).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа (4–5 лет).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа (5–6 лет). Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

4.Природа

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста (2–3 года).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа (3–4 года).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа (4–5 лет).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа (5–6 лет). Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».