3.2.4. Формирование математических представлений

06.12.2023

Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.

Результатами освоения являются общее развитие познавательных процессов. Способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются возможностью самостоятельно познавать мир.

Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1

 

Стр. 31

Задачи образовательной области «Познавательное развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 2-х лет до 3-х лет

 
  • совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы; развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;

  • формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания;

Содержание образовательной области «Познавательное развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 2-х лет до 3-х лет

  • педагог развивает умение группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, цвет, форма) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой), используя опредмеченные слова-названия, например, предэталоны формы: "кирпичик", "крыша", "огурчик", "яичко" и тому подобное.

  • Развивает умение пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;

  • педагог развивает способности детей обобщать, узнавать и стремиться называть предметы и объекты, изображенные на картинке (в том числе и объекты природы); развивает их наблюдательность, способность замечать связи и различия между предметами и действиями с ними.

  • Педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2 - 3 свойства одновременно; собирание одноцветных, а затем и разноцветных пирамидок из 4 - 5 и более колец, располагая их по убывающей величине; различных по форме и цвету башенок из 2 - 3 геометрических форм-вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением рисунка на ее частях, закрепляя понимание детьми слов, обозначающих различный размер предметов, их цвет и форму.

  • В ходе проведения с детьми дидактических упражнений и игр-занятий формирует обобщенные способы обследования формы предметов - ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление;

  • продолжает поощрять появление настойчивости в достижении результата познавательных действий.

  • Педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение предметов и определение их сходства-различия, на подбор и группировку по заданному образцу (по цвету, форме, величине). Организует действия с игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов) и тому подобное, создает ситуации для использования детьми предметов-орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения практических задач;

  • Побуждает и поощряет освоение простейших действий, основанных на перестановке предметов, изменении способа их расположения, количества; на действия переливания, пересыпания. Проводит игры-занятия с использованием предметов-орудий: сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке магнитом для "ловли" на нее небольших предметов.

  • Педагог подводит детей к освоению простейших умений в различении формы окружающих предметов, используя предэталоные представления о шаре, кубе, круге, квадрате; подборе предметов и геометрических фигур по образцу, различению и сравниванию предметов по величине, выбору среди двух предметов при условии резких различий: большой и маленький, длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживает интерес детей к количественной стороне различных групп предметов (много и много, много и мало, много и один) предметов.

Стр. 69

  1. Задачи раздела «Математические представления»

3-4

4-5

5-6

6-7

Развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой

Обогащать элементарные математические представления о количестве, числе, форме, величине предметов, пространственных и временных отношениях.

Развивать способность использовать математические знания и аналитические способы для познания математической стороны окружающего мира: опосредованное сравнение объектов с помощью заместителей (условной меры), сравнение по разным основаниям, счет, упорядочивание, классификация, сериация и тому подобное); совершенствовать ориентировку в пространстве и времени

Поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира;

 

Помогать осваивать чувственные способы ориентировки в пространстве и времени; развивать исследовательские умения.

Обогащать пространственные и временные представления

Развивать исследовательские умения

Развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности

Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;

Развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать т доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания

Стр. 74


  1.  
    Содержание раздела «Математические представления»

3-4

4-5

5-6

6-7

Педагог продолжает работу по освоению детьми практического установления простейших пространственно-количественных связей и отношений между предметами:

  • больше-меньше,

  • столько же,

  • поровну,

  • не поровну

по количеству, используя приемы наложения и приложения.

Педагог помогает освоить порядковый счет в пределах пяти, с участием различных анализаторов (на слух, ощупь, счёт движений и другое)

Педагог совершенствует счетные умения детей, понимание независимости числа от пространственно-качественных признаков, знакомит с цифрами для обозначения количества и результата сравнения предметов, с составом чисел из единиц в пределах пяти.

Педагог знакомит с составом чисел из двух меньших в пределах первого десятка, закрепляет знания о цифрах, развивает умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Педагог развивает способность пересчитывать предметы и отсчитывать их по образцу и названному числу

Педагог учит детей количественному и порядковому счету в пределах десяти

Педагог подводит к пониманию отношений между рядом стоящими числами

Педагог продолжает работу по освоению детьми практического установления простейших пространственно-количественных связей и отношений между предметами:

  • больше-меньше,

  • короче-длиннее,

  • шире-уже,

  • выше-ниже,

  • такие же по размеру,

используя приемы наложения и приложения

Педагог организует освоение детьми опосредованного сравнения предметов по длине, ширине, высоте с помощью условной меры;

Педагог формирует представления и умение измерять протяженность, массу и объем веществ с помощью условной меры и понимание взаимообратных отношений между мерой и результатом измерения

Педагог организует овладение уравниванием неравных групп предметов путем

  • добавления одного предмета к меньшей группе

  • удаления одного предмета из большей группы    

Педагог развивает способность пересчитывать предметы и отсчитывать их по образцу и названному числу; способствует пониманию независимости числа от формы, величины и пространственного расположения предметов.

Педагог совершенствует умения выстраивать сериационные ряды предметов, различающихся по размеру, в возрастающем и убывающем порядке в пределах десяти на основе непосредственного сравнения, показывает взаимоотношения между ними;Хочу такой сайт

В процессе специально организованной деятельности педагог совершенствует умения считать в прямом и обратном порядке.

Педагог знакомит детей с некоторыми фигурами:

  • шар,

  • куб,

  • круг,

  • квадрат,

  • треугольник,

активизируя в их речи данные названия

Педагог развивает способность различать и называть геометрические фигуры, осваивать способы воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части.

Педагог совершенствует умение выделять структуру геометрических фигур и устанавливать взаимосвязи между ними. Педагог способствует совершенствованию у детей умений классифицировать фигуры по внешним структурным признакам: округлые, многоугольники (треугольники, четырехугольники и тому подобное), овладению различными способами видоизменения геометрических фигур: наложение, соединение, разрезание и другое.

Педагог учит выделять структуру плоских геометрических фигур, использовать сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов.

Педагог знакомит, формирует, развивает и обогащает представления о плоских и объемных геометрических фигурах,

Педагог обращает внимание на использование в быту характеристик: ближе (дальше)

Педагог учит познанию пространственных отношений (вперед, назад, вниз, налево, направо).

Педагог обогащает представления и умения устанавливать пространственные отношения при ориентировке на листе бумаги

Педагог закрепляет умения ориентироваться на местности и показывает способы ориентировки в двухмерном пространстве, по схеме, плану, на странице тетради в клетку.

Педагог помогает на чувственном уровне ориентироваться в пространстве от себя: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева)

Педагог обращает внимание на использование в быту характеристик: раньше (позже)

Педагог учит познанию временных отношений (утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра).

Педагог обогащает представления и умения устанавливать временные зависимости в календарных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год.

Педагог формирует представления о календаре как системе измерения времени, развивает чувство времени, умения определять время по часам с точностью до четверти часа.

Педагог помогает на чувственном уровне ориентироваться в пространстве времени (понимать контрастные особенности утра и вечера, дня и ночи).

Педагог расширяет диапазон слов, обозначающих свойства, качества предметов и отношений между ними

 

Посредством игровой и познавательной мотивации педагог демонстрирует сходства и отличия между предметами по 2-3 признакам путем непосредственного сравнения, осваивать группировку, классификацию и сериацию; описывать предметы по 3-4 основным свойствам.

Посредством игровой и познавательной мотивации педагог организует освоение детьми умений выделять сходство и отличие между группами предметов, сравнивать предметы по 3 - 5 признакам, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; совершенствует приемы сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений.

Педагог формирует у детей умения использовать для познания объектов и явлений окружающего мира математические способы нахождения решений:

  • вычисление;

  • измерение;

  • сравнение по количеству, форме и величине с помощью условной меры;

  • создание планов, схем;

  • использование знаков, эталонов и другое;

  

Педагог формирует представления о том, как люди используют цифровые средства познания окружающего мира и какие правила необходимо соблюдать для их безопасного использования.

 

Стр. 176 - 2.2. Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной части по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)

Образовательная область/задачи

Инструментарий инвариантной части программы

2.Математические представления

2.Математические представления

Математика в детском саду 

Авторская программа В.Н.Новиковой Сценарии занятий 3–4 года.

Математика в детском саду. Сценарии занятий 4–5 лет.

Математика в детском саду. Сценарии занятий 5–6 лет.

Математика в детском саду. Сценарии занятий 6–7 лет.

Математика в детском саду. Рабочая тетрадь 3–4 года.

Математика в детском саду. Рабочая тетрадь 4–5 лет.

 Математика в детском саду. Рабочая тетрадь 5–6 лет.

Математика в детском саду. Рабочая тетрадь 6–7 лет.

Математика в детском саду. Демонстрационный материал: 3–7 лет.

 Математика в детском саду. Раздаточный материал: 3–5 лет.

Математика в детском саду. Раздаточный материал: 5–7 лет.

Математика в детском саду

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Младшая группа (3–4 года).

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа (4–5 лет). Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа (5–6 лет).

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа (6–7 лет). Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я. Степаненкова.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка. Практический курс математики для детей 3-4 лет. Методические рекомедации. Часть 1

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Ступень 1

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Демонстрационный материал

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Раздаточный материал

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Ступень 2

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка. Практический курс математики для детей 4-5 лет. Методические рекомедации. Часть 2

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка - ступенька к школе. Практический курс математики для детей 5-6 лет. Метод.рекомендации. Часть 3

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет. Ступень 3

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет. Демонстрационный материал 

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет. Раздаточный материал

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Часть 1.  Демонстрационный материал 

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Часть 2.  Демонстрационный материал 

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. часть4(1)

Игралочка - ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Ступень 4 (1-2) 

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Ступень 4 (2)

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Который час? Математика для детей 5-7 лет

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Считаем до 5.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Формы и Фигуры.  

  
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».