3.2.3. Развитие воображения и творческой активности

06.12.2023

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1

  

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Качественно новое социальное требование к системе образования в целом предполагает, что развивающему обществу нужны образованные и нравственные люди. Современная личность формируется далеко не во взрослой жизни. Как известно, фундамент таких качеств, как мировоззрение, характер, привычки закладываются у человека в раннем возрасте и если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Воображение - способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление (Толковый словарь Ожегова)

Творческая деятельность — форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. (Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь.)

Активность личности - способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры. (Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин.)

В развитии воображения значимые показатели — это использование нового опыта и наличие внутренней особой позиции, которое позволяет не приспосабливаться к ситуации, а подчинять ее себе. Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности, которая включает в себя творчество и воображение. Творческие способности ребенка также развиваются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

Необходимо, чтобы дети имели возможность проявить творчество в сюжетных играх.

Во – первых, необходимо, чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей.

Во – вторых, педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строится с учетом нарастания самостоятельности творчества ребенка.

В – третьих, предметно - игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.

Известный исследователь детских игр Е. О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольника сравнивает с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это самая детская жизнь, инстинктивная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха («Декларация прав ребенка на игру»).

Если посмотреть ФГОС, то можно увидеть, что развитие воображения и творческой активности относятся к области познавательного развития; в результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования у ребенка будет: 

- развита речь, память, внимание, воображение;

- совершенствованы познавательные и художественно-конструктивные способности;

- сформированы способности ставить перед собой цель и самостоятельно находить способы её решения.

Задачи в области познавательного развития.

Физическое развитие: в развитие творческих способностей в физическом воспитании ребёнка нужно включение двигательного воображения, подражание животным, сказочным героям. Подражая животным, дети очень любят перевоплощаться в знакомые образы.

Подвижные сюжетно-образные игры со словами: диалогом между ведущим и остальными игроками помогают застенчивому ребенку раскрыться, перебороть свой страх (игра «Волк и зайцы») и наоборот шумные, гиперактивны дети, изображая зайцев, учатся приемам самообладания. Использование сюжетных занятий дает возможность каждому ребенку на короткое время побывать в сказке, в Космосе или подводном царстве, ощутить себя сказочным персонажем, выполняющим важные и ответственные задания. Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, развивает воображение («шагаем по сугробам», «летим в Космос», «попали на необитаемый остров» и др.). Используя музыку, способствуем более эффективному перевоплощению детей и вхождению в сюжет.

Социально – коммуникативное развитие: игры – драматизации. Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие воображения ребёнка. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий.

  • Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.

  • Организация игры – распределение ролей. Обустройство игрового пространства.

  • Непосредственная игра детей.

 Сюжетно – ролевые игры: основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы, вступает в разнообразные отношения с другими играющими. В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих друзей и свои собственные.

Речевое развитие: дидактические игры на развитие речи.  Игра «Укрась слово». Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение.  Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла

Придумывание сказки, рассказа, небылицы – этот метод развивает воображение и творческую речь.  В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия) и многому может научиться.

Художественно эстетическое развитие: изобразительное творчество.  Методика: «Дорисовывание фигур».  Цель: определение уровня развития творческого воображения, способности создавать новые образы.

Музыкальное творчество - проведение праздников, утренников.

Творческие задачи. При решении изобретательских задач основное место занимает работа с противоречиями.

Игры на развитие воображения и творческого мышления.

 Космическое путешествие

 Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

 Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.

 Пусть   малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый остров

 Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

 Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

 Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

 Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Вулкан (автор —Л. Названова)

Цель: развивать воображение и способность к перевоплощению, развивать кругозор.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: много.

Описание игры: ведущий становится в центре площадки, это «вулкан», рядом с ним стоят 2-3 ребенка («лава»). Пока «вулкан» спокоен, «лава» находится рядом с ним, «вулкан» даже может обнять «лаву», чтобы она не убежала раньше времени. Остальные дети становятся вокруг «вулкана».

«Вулкан» начинает игру: «Стоит высокая-превы-сокая гора — вулкан, а на ее склонах живут люди. Они работают: строят дома, стирают, танцуют и т. д. (слушая перечисление, дети, стоящие вокруг «вулкана», выполняют движения, показывая, что делают люди). Но вот вулкан просыпается, внутри него разогревается лава, вулкан гудит, но люди его не слышат, потому что заняты своими делами (дети показывают, какими). И вдруг вулкан взрывается, падают камни, лава вырывается и нагоняет людей» — «вулкан» отпускает «лаву», и она начинает гоняться за другими детьми, пойманных приводят к «вулкану».

Комментарий: чтобы дети хорошо смогли «войти» в роль, необходимо достаточно длительное время, игра может занять около 30-40 минут (если детям будет интересно, они могут играть еще дольше). Перед началом игры можно потренировать детей в имитации тех или иных действий людей, в отдельное упражнение может превратиться игра в «вулкан» и «лаву», что только усилит творческую способность детей.

Магнит и шарики (автор —Л. Названова)

Цель: развитие воображения и способности к перевоплощению, расширение кругозора детей.

Возраст: 4-6 лет.

Количество играющих: группа.

Описание игры: выбирают «магнит», он садится в стороне. Затем ведущий говорит остальным детям: «Я произношу волшебные слова — крибле-крабле-бумс — и превращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети могут бегать, сталкиваясь, они должны сказать: «тук-тук-тук». Они не обращают внимания на «магнит».

Затем ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в резиновые шарики!». Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум-пум-пум!» — и не обращают внимания на «магнит».

Ведущий: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в железные шарики!» — дети бегают, при столкновении говоря: «Дон-дон-дон!». Увидев «магнит», они все устремляются к нему. «Магнит» медленно передвигается, а дети, взявшись за него руками, следуют за ним.

Ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в бумажные шарики!». Дети бросают «магнит» и бегают с шипением: «Ш-ш-ш!».

В конце игры ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в детей».

Комментарий: важно напомнить детям характерные особенности того или иного материала, тогда им будет легче передать их в движении. Чтобы предотвратить сильные столкновения, можно предупредить детей, что тогда «шарики» «лопаются» или «раскалываются» — выходят из игры.

Придумай слова (автор — И. Климина)

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки с изображением сказочных персонажей.

Описание игры: дети рассматривают рисунок, а потом они должны придумать как можно больше слов для характеристики того, кто изображен на картинке.

Комментарий: взрослый должен помнить, что в зависимости от рисунка и личностных особенностей детей характер героев может кардинально меняться. Это нужно принимать во внимание.

Волшебные превращения (автор — К. Фопель)

Цель: развитие воображения, умения перевоплощаться.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 3-6 человек.

Описание игры: детям предлагают «превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т. д. Взрослый (или кто-то из детей начинает игру словами: «Мы заходим в... (пауза, чтобы дети сконцентрировались) сад... (пауза, каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!» После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта.

Комментарий: взрослый (или ведущий-ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.

Тюлени (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие воображения, сообразительности, умения преодолевать препятствия.

Возраст: 6-7 лет.Хочу такой сайт

Количество играющих: 5-6.

Необходимые приспособления: воздушный шарик, шарфики, корзина.

Описание игры: дети ложатся на пол, им связывают ноги под коленями шарфиком — они теперь «тюлени». Взрослый бросает воздушный шарик, который «тюлени» пытаются поймать или отобрать у других и забросить в корзину, стоящую на полу. Победителем становится самый меткий и самый «вежливый» «тюлень».

Комментарий: ограничение подвижности стимулирует детей к поиску новых способов передвижения, способов достижения желаемой цели — мячика.

Взрослому важно помнить, что тактика поведения детей в такой ситуации различна: одни пасуют, прекращают игру, их необходимо приободрить, а другие хитрят, нарушают правила — таких детей нужно сдерживать.

Источник: «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста». Г.А. Широкова

  

Стр. 176 - 2.2. Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной части по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)

Образовательная область/задачи

Инструментарий инвариантной части программы

Познавательное развитие

1.Сенсорные эталоны и познавательные действия

2.Математические представления

3.Окружающий мир

4.Природа

Задачи ссылка на ФОП ДО Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028
  "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"
  (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)

1.Сенсорные эталоны и познавательные действия

Савенков А.И. Маленький исследователь. — Самара: ИД «Федоров», 2010. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. — Самара: ИД «Федоров», 2010.

Пособие «УМники-РАЗУМники»Упражнения для будущих первоклассников (автор И. В. Кузнецова)

 

2.Математические представления

Математика в детском саду 

Авторская программа В.Н.Новиковой Сценарии занятий 3–4 года.

Математика в детском саду. Сценарии занятий 4–5 лет.

Математика в детском саду. Сценарии занятий 5–6 лет.

Математика в детском саду. Сценарии занятий 6–7 лет.

Математика в детском саду. Рабочая тетрадь 3–4 года.

Математика в детском саду. Рабочая тетрадь 4–5 лет.

 Математика в детском саду. Рабочая тетрадь 5–6 лет.

Математика в детском саду. Рабочая тетрадь 6–7 лет.

Математика в детском саду. Демонстрационный материал: 3–7 лет.

 Математика в детском саду. Раздаточный материал: 3–5 лет.

Математика в детском саду. Раздаточный материал: 5–7 лет.

Математика в детском саду

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Младшая группа (3–4 года).

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа (4–5 лет). Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа (5–6 лет).

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа (6–7 лет). Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я. Степаненкова.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка. Практический курс математики для детей 3-4 лет. Методические рекомедации. Часть 1

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Ступень 1

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Демонстрационный материал

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Раздаточный материал

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Ступень 2

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка. Практический курс математики для детей 4-5 лет. Методические рекомедации. Часть 2

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка - ступенька к школе. Практический курс математики для детей 5-6 лет. Метод.рекомендации. Часть 3

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет. Ступень 3

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет. Демонстрационный материал 

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет. Раздаточный материал

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Часть 1.  Демонстрационный материал 

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Часть 2.  Демонстрационный материал 

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. часть4(1)

Игралочка - ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Ступень 4 (1-2) 

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Ступень 4 (2)

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Который час? Математика для детей 5-7 лет

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Считаем до 5.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.Формы и Фигуры.

3.Окружающий мир

Юный эколог Парциальная программа С.Н.Николаевой

 Программа «Юный эколог»: 3–7 лет. Система работы в младшей группе: 3–4 года.

Юный эколог.  Система работы в средней группе: 4–5 лет.

Юный эколог. Система работы в старшей группе: 5–6 лет.

Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе: 6–7 лет.

 Юный эколог. Календарь сезонных наблюдений (5–9 лет).

Методическое пособие. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. Методическое пособие. Система экологического воспитания дошкольников.

Методическое пособие. Плакаты: «Где в природе есть вода», «Зачем люди ходят в лес», «Зачем пилят деревья», «Как лесник заботится о лесе», «Кому нужны деревья в лесу», «Лес — многоэтажный дом», «Пищевые цепочки», «Этого не следует делать в лесу». Картины из жизни диких животных: «Бурый медведь.

 Наглядное пособие с методическими рекомендациями», «Заяц-беляк. Наглядное пособие с методическими рекомендациями».

Под ред. Г.Г. ОнищенкоЯ питаюсь правильно! 5+

Под ред. Онищенко Г. Г.Я питаюсь правильно! 7+

4.Природа

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста (2–3 года).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа (3–4 года).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа (4–5 лет).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа (5–6 лет). Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

4.Природа

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста (2–3 года).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа (3–4 года).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа (4–5 лет).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа (5–6 лет). Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

     
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».