3.1.6. Социальное развитие (общение, совместная деятельность и сотрудничество)

06.12.2023

Социальное развитие детей дошкольного возраста

 

Дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?

Что такое социальное развитие дошкольника?

Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.

Общение — ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.

Социальное воспитание дошкольника

Социальное воспитание  — основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят дети, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.

Социальное воспитание дошкольника — это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными.  Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.

Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Социальное развитие в детском саду

Поскольку в своем большинстве родители — люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.

Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития детей, охватывающие их деятельность в детском дошкольном учреждении. Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учиться сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы детского сада. Если ребенок посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и муз.работники, младшие воспитатели и физруки.

Ребенок доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!» такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для ребенка. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть поведение воспитателя служит для ребенка образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя — руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.

Социальное развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка — это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1

 

стр. 32

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 2-х лет до 3-х лет

  • создавать условия для благоприятной адаптации ребенка к ДОО

  • поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику

  • формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем предметном окружении;

  • создавать условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия

  • поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации к ДОО;

  • поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость в ходе привлечения к конкретным действиям помощи, заботы, участия;

  • формировать первичные представления ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях (законных представителях) и близких членах семьи

  • развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности

  • формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, грусть), о семье и ДОО

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 2-х лет до 3-х лет

  • Для благоприятной адаптации к ДОО педагог обеспечивает эмоциональный комфорт детей в группе; побуждает детей к действиям с предметами и игрушками, поддерживает потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительных отзывах и похвалы со стороны взрослых. Использует разнообразные телесные контакты (прикосновения), жесты, мимику

  • Педагог поощряет проявление ребенком инициативы в общении со взрослыми и сверстниками; хвалит ребенка, вызывая радость, поддерживает активность ребенка, улучшая его отношение к взрослому, усиливая доверие к нему.

  • Педагог в беседе и различных формах совместной деятельности формирует:

  1. элементарные представления ребенка о себе,

  2. своем имени,

  3. внешнем виде,

  4. половой принадлежности (мальчик, девочка)

  5. по внешним признакам (одежда, прическа);

  6. о близких людях;

  7. о ближайшем предметном окружении.

  • Педагог создает условия для получения ребенком первичного опыта социального взаимодействия (что можно делать, чего делать нельзя; здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить; выполнять просьбу педагога).

  • Педагог включает детей в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения и тому подобное, поощряет проявление у ребенка интереса к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении

  • Педагог поддерживает желание детей познакомиться со сверстником, узнать его имя, используя приемы поощрения и одобрения.

  • Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами человека, обозначает их словом, демонстрирует их проявление мимикой, жестами, интонацией голоса. Предлагает детям повторить слова, обозначающие эмоциональное состояние человека, предлагает детям задания, помогающие закрепить представление об эмоциях, в том числе их узнавание на картинках.

  • Показывает и называет ребенку:

  1. основные части тела и лица человека,

  2. его действия.

  • Оказывает помощь детям в определении:

-особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежды, причесок,

-предпочитаемых игрушек,

-задает детям вопросы уточняющего или проблемного характера,

-объясняет отличительные признаки взрослых и детей, используя наглядный материал и повседневные жизненные ситуации.

  • Педагог формирует представление детей о

-простых предметах своей одежды, обозначает словами каждый предмет одежды,

-рассказывает детям о назначении предметов одежды,

-способах их использования (надевание колготок, футболок и тому подобное).

  • Поддерживает желание ребенка называть и различать основные действия взрослых

  • Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи: детей, родителей (законных представителей). Поощряет стремление детей узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены семьи могут заботиться друг о друге.

  • Педагог поддерживает стремление детей выполнять элементарные правила поведения ("можно", "нельзя").

  • Личным показом демонстрирует правила общения: здоровается, прощается, говорит "спасибо", "пожалуйста", напоминает детям о важности использования данных слов в процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка при использовании "вежливых слов".

  • Педагог использует приемы общения, позволяющие детям проявлять внимание к его словам и указаниям, поддерживает желание ребенка выполнять указания взрослого, действовать по его примеру и показу.

  • Педагог организует детей на участие в подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и инициативность в ходе участия в играх.


Задачи в сфере социальных отношений

3-4

4-5

5-6

6-7

Развивать эмоциональную отзывчивость, способность откликаться на ярко выраженные эмоции сверстников и взрослых, различать и понимать отдельные эмоциональные проявления, учить правильно их называть;

Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, слабым и нуждающимся в помощи, воспитывать сопереживание героям литературных и анимационных произведений, доброе отношение к животным и растениям;

Содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых;

Обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;

Обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении;

Развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям), педагогам и окружающим людям;

Обогащать представления детей о формах поведения и действиях в различных ситуациях в семье и ДОО;

Поддерживать в установлении положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии

Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности;

Поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности;

Обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие начал социально-значимой активности;

Оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;

Воспитывать доброжелательное отношение ко взрослым и детям;

Обеспечивать умение детей вырабатывать и принимать правила взаимодействия в группе, понимание детьми последствий несоблюдения принятых правил;

Развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;

Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в ДОО;

Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения, быть вежливыми в общении со взрослыми и сверстниками;

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе;

Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах;

Формировать положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности;

Поддерживать положительную самооценку ребенка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником;


Содержание в сфере социальных отношений

3-4

4-5

5-6

6-7

Педагог создает условия для формирования у детей образа Я: закрепляет умение называть свое имя и возраст, говорить о себе в первом лице; проговаривает с детьми характеристики, отличающие их друг от друга (внешность, предпочтения в деятельности, личные достижения).

Педагог обогащает представления детей об их развитии, проговаривает и фиксирует внимание на разнообразных возрастных изменениях (когда я был маленький, когда я буду взрослым). Способствует освоению детьми традиционных представлений о половых и гендерных различиях, семейных ролях и отношениях.

Педагог знакомит детей с изменением позиции человека с возрастом (ребенок посещает ДОО, затем учится в общеобразовательной организации, в колледже, вузе, взрослый работает, пожилой человек передает опыт последующим поколениям). Объясняет детям о необходимости укрепления связи между поколениями, взаимной поддержки детей и взрослых.

Педагоги способствуют различению детьми основных эмоций (радость, печаль, грусть, гнев, страх, удивление) и пониманию ярко выраженных эмоциональных состояний. При общении с детьми педагог интересуется настроением детей, предоставляет возможность рассказать о своих переживаниях, демонстрирует разнообразные способы эмпатийного поведения (поддержать, пожалеть, обнадежить, отвлечь и порадовать). При чтении художественной литературы педагог обращает внимание на проявления, характеризующие настроения, эмоции и чувства героев, комментирует их отношения и поведение, поощряет подражание детей позитивному опыту персонажей художественных произведений и мультипликации.

Педагог способствует распознаванию и пониманию детьми эмоциональных состояний, их разнообразных проявлений, связи эмоций и поступков людей. Создает ситуации получения детьми опыта проявления сочувствия и содействия (эмпатийного поведения) в ответ на эмоциональное состояние сверстников и взрослых, воспитывает чувствительность и внимательность к затруднениям и переживаниям окружающих. При чтении художественной литературы, просмотре фрагментов анимационных фильмов педагог обращает внимание на разнообразие эмоциональных проявлений героев, комментирует и обсуждает с детьми обусловившие их причины.

Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами, их выражением в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи. Анализирует с детьми причины и события, способствующие возникновению эмоций, рассматривает примеры из жизненного опыта детей, произведений литературы и изобразительного искусства, кинематографа и мультипликации. Учит детей понимать свои и чужие эмоциональные состояния, разговаривать о них, демонстрирует примеры эмоциональной поддержки и адекватные возрасту способы регуляции эмоциональных состояний.

Педагог развивает умение детей распознавать собственные эмоции и чувства, понимать чувства и переживания окружающих; учит понимать эмоциональное состояние сверстников по невербальным признакам (обращает внимание на мимику, позу, поведение); помогает находить причины и следствия возникновения эмоций, анализировать свои переживания и рассказывать о них; использовать социально приемлемые способы проявления эмоций и доступных возрасту способы произвольной регуляции эмоциональных состояний (сменить вид деятельности и прочее). Демонстрирует детям отражение эмоциональных состояний в природе и произведениях искусства.

Формирует положительную самооценку, уверенность в своих силах, отмечает позитивные изменения в развитии и поведении детей, бережно и тактично помогает ребенку обнаружить свои ошибки и найти адекватный способ их устранения.

Педагог предоставляет детям возможность рассказать о себе, выразить собственные потребности и желания, воспитывает самоуважение и уверенность в себе, подчеркивает достижения ребенка. Знакомит детей с их правами. Обогащает представления детей о расширении форм поведения и действий детей в ситуации взросления (помощь взрослым дома и в группе, сочувствие и поддержка детей с ОВЗ в ДОО; забота и поддержка младших).

Педагог обеспечивает детям возможность осознания и признания собственных ошибок, рефлексии качества решения поставленных задач, определения путей развития. Знакомит детей с их правами, возможными вариантами поведения и реакций в случае их нарушения. Воспитывает осознанное отношение к своему будущему и стремление быть полезным обществу.

Педагог обогащает представления детей о действиях и поступках людей, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении, о животных, растениях; знакомит с произведениями, отражающими отношения между членами семьи.

Педагог развивает позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям):

  • обогащает представление о структуре и составе семьи, родственных отношениях;

  • семейных событиях, делах.

Обогащает представления о семье, семейных и родственных отношениях:

  • члены семьи,

  • ближайшие родственники по линии матери и отца.

Расширяет представления о семье, семейных и родственных отношениях:

  • взаимные чувства,

  • правила общения в семье,

  • значимые и памятные события,

  • досуг семьи, семейный бюджет.

  

Способствует пониманию того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, совместный отдых), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу.

Рассматривает проявления семейных традиций и отношения к пожилым членам семьи.

Обогащает представления детей о заботе и правилах оказания посильной помощи больному члену семьи.

Педагог создает в группе положительный эмоциональный фон для объединения детей, проводит игры и упражнения в кругу, где дети видят и слышат друг друга. Педагог поощряет позитивный опыт взаимодействия детей, создает условия для совместных игр, демонстрирует позитивный настрой и удовольствие, которое можно испытывать от общения и совместной игры.

Обеспечивает включенность детей в детское сообщество, умение согласовывать взаимоотношения со сверстниками. Побуждает детей наблюдать за поведением сверстников, развивает чувствительность к поступкам сверстников, интерес к их действиям.

Педагог поддерживает стремление ребенка быть членом детского коллектива: иметь ближайшее окружение и предпочтения в общении; стремиться к деловому сотрудничеству; в совместной деятельности ориентироваться на свои возможности и сверстника.. 

Педагог развивает умение сотрудничать со сверстниками:

  • побуждает к обсуждению планов, советуется с детьми по поводу дел в группе;

  • поддерживает обращенность и интерес к мнению сверстника,

  • инициирует ситуации взаимопомощи детей в различных видах деятельности;

  • подчеркивает ценность каждого ребенка и его вклада в общее дело;

  • способствует тому, чтобы дети в течение дня в различных видах деятельности выбирали партнеров по интересам;

  • помогает устанавливать детям темп совместных действий.

Способствует освоению детьми простых способов общения и взаимодействия: обращаться к детям по именам, договариваться о совместных действиях, вступать в парное общение (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать и прочее).

Способствует освоению детьми вербальных и невербальных средств и способов обращения к сверстникам, привлечения внимания и демонстрации своего расположения Поощряет инициативу и самостоятельный выбор детьми занятий и партнеров, обогащает умение договариваться, поддерживает совместные дела детей в небольших группах (3 – 4 чел.)

Способствует овладению детьми умений совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, проявлять заинтересовать в достижении результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям

Помогает детям обращаться друг к другу, распознавать проявление основных эмоций и реагировать на них.

Поддерживает детей в ситуации, когда им трудно выразить собственные потребности и при урегулировании конфликтов между сверстниками, демонстрирует культурные формы общения.

Поддерживает предотвращение и самостоятельное преодоление конфликтных ситуаций, уступки друг другу, уточнения причин несогласия.

 

В совместных игровых и бытовых действиях педагог демонстрирует готовность действовать согласованно, создает условия для возникновения между детьми договоренности.

Обеспечивает развитие личностного отношения ребенка к соблюдению или нарушению моральных норм при взаимодействии со сверстником.

Обогащает опыт освоения детьми групповых форм совместной деятельности со сверстниками.

Создает условия для развития детско-взрослого сообщества

Знакомит детей с элементарными правилами культуры поведения, упражняет в их выполнении (здороваться, прощаться, благодарить),

Способствует освоению правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим: напоминает и демонстрирует различные формы приветствия, прощания, выражения благодарности и просьбы.

Обогащает словарь детей вежливыми словами (доброе утро, добрый вечер, хорошего дня, будьте здоровы, пожалуйста, извините, спасибо).

Воспитывает привычку без напоминаний использовать в общении со сверстниками и взрослыми формулы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

Демонстрирует одобрение при самостоятельном выполнении детьми правил поведения.

Знакомит детей с правилами поведения в общественных местах.

Расширяет представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе.

Обогащает представления о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях.

 

Развивает позитивное отношение к ДОО: знакомит с педагогическими и иными работниками ДОО, с доступными для восприятия детьми правилами жизнедеятельности в ДОО; ее традициями; воспитывает бережное отношение к пространству и оборудованию ДОО.

Развивает позитивное отношение к ДОО: поддерживает желание детей соблюдать порядок и чистоту в группе, преобразовывать пространство в зависимости от предстоящих событий (праздники, мероприятия), воспитывает бережное отношение к пространству и оборудованию ДОО.

 

Обращает внимание детей на изменение и украшение ее помещений и территории, поддерживает инициативу детей и совместно планирует презентацию продуктов деятельности (рисунков, поделок) в пространстве группы и прилегающих к ней помещениях.

Включает детей в подготовку мероприятий для родителей (законных представителей), пожилых людей, младших детей в ДОО. Поддерживает чувство гордости детей, удовлетворение от проведенных мероприятий.

  

Педагог в совместной деятельности с детьми поощряет обсуждение и установление правил взаимодействия в группе, способствует пониманию детьми последствий несоблюдения принятых правил.

Приучает детей самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать собственную активность. Хочу такой сайт

   

Обогащает представления о том, что они самые старшие среди детей в ДОО, показывают другим хороший пример, заботятся о малышах, помогают взрослым, готовятся к обучению в общеобразовательной организации.

   

Обогащает представления детей об общеобразовательной организации, школьниках, учителе; поддерживает стремление к школьному обучению, к познанию, освоению чтения, письма. Расширяет представление о роли общеобразовательной организации в жизни людей

Стр. 160

  1. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся

Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям: https://disk.yandex.ru/d/yhop7kb7h3-rbw 

 

Направление

Содержание деятельности

Инструментарий

1.Диагностико -аналитическое направление

Получение  и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка;

Об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей);

А также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;

Согласование  воспитательных задач;

Опросы , социологические срезы, индивидуальные блокноты, "почтовый ящик", педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей;

2.Просветительское направление

 

Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

Выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;

Ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;

Информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы;

Условиях  пребывания ребёнка в группе ДОО;

Содержании и методах образовательной работы с детьми;

Групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей ; 

Журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей , педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое

3.Консультационное направление

Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;

Особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;

Возникающих проблемных ситуациях;

Способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

Способам  организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.

Специально  разработанные (подобранные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в ДОО. Эти материалы должны сопровождаться подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с ребёнком

Использовать воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.

 

СТр . 226

  1. Социальное партнерство

Социальный партнер

Краткое описание проектов, обогащающих воспитательное пространство

Точки взаимодействия

Управление образования НТГО

Общее руководство подведомственными ОО в соответствии со своей компетенцией

Контрольно-аналитическая деятельность

МКУ «ИМЦ»

Учебно-методическая и информационно-педагогическая поддержка деятельности ДОО 

https://disk.yandex.ru/d/nm48WjyKWTrguw 

Консультации, координирование работы

Нижнетуринский краеведческий музей

Работа с данными социальными партнерами направлена на приобщение детей к истории города

Экскурсии позволяют дошкольникам не просто пройтись по залам Екатерининского дворца, но и прикоснуться к выставочным экспонатам.

Экскурсоводы рассказывают детям об истории предметов, их появлении во дворце, авторах, архитекторах.

Каждое последующее занятие, точнее его тема определяется выбором детей из предложенных им тем. Данное взаимодействие помогает в успешной социализации воспитанников с ОВЗ. https://alenushka.tvoysadik.ru/upload/tsalenushka_new/files/88/00/8800281735099a4adddebd3ea7bfccb2.pdf 

Тематические экскурсионные выходы.

 

ОГИБДД МО МВД России «Качканарский» по вопросам детской дорожно-транспортной безопасности

Работа с данными социальными партнерами направлена на формирование у детей осознанного безопасного поведения в экстремальных ситуациях, формирование знаний об оказании первой помощи.

 

https://alenushka.tvoysadik.ru/upload/tsalenushka_new/files/f8/ee/f8ee9df268e551be65c35634cf484536.pdf 

Тематические занятия, конкурсы.

 166 ПСЧ 46 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России  по Свердловской области по вопросам пожарной транспортной безопасности

Работа с данными социальными партнерами направлена на формирование у детей осознанного безопасного поведения в экстремальных ситуациях, формирование знаний об оказании первой помощи.

https://alenushka.tvoysadik.ru/upload/tsalenushka_new/files/f3/b2/f3b25439cc97b154931cc0c16cc0e9eb.pdf 

Тематические занятия, конкурсы.

МБУК «Центральная Библиотечная система» Центральная  городская  библиотека им. Д.М. Мамина-Сибиряка

Разработан совместный план взаимодействия, в форме тематических экскурсионных выходов.

Такие мероприятия позволяют воспитанникам знакомиться с библиотекой как местом социального взаимодействия, местом получения новых знаний о книгах, их авторах.

Данные мероприятия посещают как дети общеразвивающих групп, так и групп компенсирующей направленности.

https://alenushka.tvoysadik.ru/upload/tsalenushka_new/files/92/f9/92f98f9abfeb1d00af35c88b19d94afd.pdf 

Тематические экскурсионные выходы.

МАОУ СОШ № 3

Переемственность дошкольного и начального образования

обеспечение полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

https://alenushka.tvoysadik.ru/upload/tsalenushka_new/files/1b/16/1b16db55029b2cc7a64f08739a2d3741.pdf 

Экскурсии, консультации, мероприятия разнопланового уровня

Стр. 172

  1. Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной части по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)

Образовательная область/задачи

Инструментарий инвариантной части программы

Вариативная часть программы состоит из регионального компонента, инновационной  деятельности,
 ведущие направления ДОО

Социально-коммуникативное развитие

Труд

ОБЖ

Социальные отношения

Формирование гражданственности и патриотизма

Задачи ссылка на ФОП ДО Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)

Труд

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет. Партнерство дошкольной организации и семьи / Под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян.

Рыжова Н.А. Труд и наблюдения в природе: методическое пособие для воспитателей и учителей начальной школы. — М.: Цветной мир, 2015. Рыжова Н.А. «Я — сам!» Поддержка детской инициативы. Учебный видеофильм на DVD с текстом (методические рекомендации). // Приложение к журналу «Обруч» «Видеофильм на DVD», 2010.

ОБЖ

Ключарев А.О. Детям о правилах дорожного движения: Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ.

Формирование основ безопасности у дошкольников (3 – 7 лет) К.Ю. Белая. – М., 2014.

Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста/ К. Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская. – М.: Просвещение, 2004.

ОБЖ. Занимательные материалы подготовительная группа/ Л.Б. Поддубная Волгоград, 2010

ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработка занятий. / Автор-составитель М.А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

ОБЖ. Подготовительная группа I часть, II часть. Разработка занятий. / Автор-составитель М.А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

Дорожная Азбука в детском саду, Хабибулина Е.А., Санкт- Петербург «Детство-Пресс», 2016г.

Беседы об основах безопасности, Белая К.Л., «Омега -Пресс», 2012г.

Мой Светофор, Саулина Т.Ф., Москва, «Континент-Пресс»,2010г.

Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних, Кузнецова Н.М. Екатеринбург «Альфа Принт», 2016г.

Правила поведения для воспитанных детей, Шалаева Г.П. Москва «Слово-Аст»,2011г.

Правила поведения в опасных ситуациях, Соколова О.В., Санкт- Петербург «Детство-Пресс», 2010г.

Правила безопасности дома и на улице, Шинкарчук С.А., Санкт- Петербург «Дом-Литера», 2011г.

Правила безопасности, Кузнецова Н.М., Москва ООО «Симбат»,2017г

ПДД для детей «Нескучные уроки для безопасности ваших детей», Москва М. «Эксмо»,2011г.

Правила дорожного движения, Белая К.Л., «Омега -Пресс», 2012г.

Правила Безопасности, М.Дружинина, Москва «УМка»,2017г.

Правила дорожного движения, Волков С., Москва, ОО «ОМЕГА», 2016г.

Три сигнала светофора, Иванова Н.Ч., Москва, «Мозаика-Сим», 2015г.

Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения, Саулина Т.С., Москва, «Мозаика- Синтез»,2016г.

Формирования основ безопасности у дошкольников с детьми 2-7 лет, Белая К.Ю. «Мозаика- Синтез», 2016г.

Серия «Виды транспорта» (10 картин + 10 познавательно-игровые задания)
 Серия «Дорожная безопасность» (6 картин)

 Дорожные знаки для работы с детьми 4 – 7 лет

Мультипликационные для детей:

«Уроки осторожности»;

«Основы безопасности жизнедеятельности для малышей и их родителей»;

«Уроки хорошего поведения» для детей и родителей;

«Правила дорожного движения для детей»;

«Светофор и правила дорожного движения (про машинки, машинки и пешеходы)»

Пропагандистские для родителей:

«Правила движения для родителей»;

«ПДД для пешеходов и родителей»;

«ПДД родителям»;

«Родители лучшие путеводители»;

«Научи ребёнка ПДД»

Интерактивный тренажёр по изучению ПДД «Безопасность» ПДД»

Диагностический материал:

Диагностические тесты по ПДД

Опросники

Игры и задания

Светофор ПДД для детей

Дорожные знаки, развивающие карточки для детей

Оторвись от телефона сними наушники

Социальные отношения

«Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет» Ахтян А.Г., Микляева Н.В., Микляева Ю.В.

«Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет»  Ахтян А.Г., Микляева Н.В., Микляева Ю.В. 

Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3–4 года).

Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4–5 лет). Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5–6 лет). Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Я—Ты—Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О. Л. Князева. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 168 с.

Книга включает в себя программу социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я—Ты—Мы», организационно-методические рекомендации по реализации программы, примерный тематический план занятий, а также вариативные сценарии занятий с детьми 3 — 7 лет.

«Эстетика для малышей» Шорыгина Т.А.,

«Социально-личностное развитие» Сушкова И.В.

«Я и моя семья». Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития.

 

Дополнительная образовательная программа «Маленькие патриоты России» с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста

Цель программы:

Воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности, многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования.

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родному краю, культурному наследию своего народа.

Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.

Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

- Возникновение интереса у детей к прошлому, настоящему и будущему родного края, страны, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

- Получение детьми интересной и полезной информации о многообразии природе родного края;

-    Формирование понятия – Родина, места, где он родился, страны. Где ог живёт;

- Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

- Видеть существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека.

- Обогащение словарного запаса детей.

- Развитие речи и творческого воображения.

Образовательная программа по ранней профориентации для детей 3-7лет «В мире профессий»

Целью дополнительной образовательной программы является обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей посредством «погружения» в реальные практические ситуации.

Ведущее направление ДОО:

Программа по ранней профориентации
 «В мире профессий», разработанная рабочей группой педагогов дошкольного образования Нижнетуринского городского округа.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ 

В 3 года обучающийся знает и называет членов своей семьи, имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда.

В 4 года обучающийся имеет представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда. Называет некоторые профессии и инструменты, которыми пользуются люди определенных профессий.

Проявляет положительное отношение к труду взрослых.

В 5 лет обучающийся имеет представление о различных видах профессий; проявляет интерес к разным профессиям; выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа; имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе.

 В 6-7 лет обучающийся имеет представление о разных профессиях; об истории возникновения и развития данных профессии; знает где и кем работают родители и в чем ценность их труда; соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеет обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; использует предметы-заместители в качестве атрибутов для творческих игр.

 
 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».