3.1.2. Развитие саморегуляции и самостоятельности

06.12.2023

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Психическая саморегуляция – самостоятельное целенаправленное и сознательное изменение субъектом регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня.

У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю.

В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что основной тип регуляции психики у детей как раз непроизвольный, во-вторых, потому что слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции.

Требования детского сада, а затем школы создают необходимость формирования произвольной памяти и мышления, дальнейшего развития произвольной саморегуляции эмоциональных проявлений, внимания и восприятия как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов. Понимание психологами и воспитателями общих механизмов психофизической регуляции организма дает инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и ее произвольной регуляции.

  

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1 

 

стр. 32

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 2-х лет до 3-х лет

  • формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем предметном окружении;

  • создавать условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия

  • формировать первичные представления ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях (законных представителях) и близких членах семьи

  • развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 2-х лет до 3-х лет

  • Педагог в беседе и различных формах совместной деятельности формирует:

  1. элементарные представления ребенка о себе,

  2. своем имени,

  3. внешнем виде,

  4. половой принадлежности (мальчик, девочка)

  5. по внешним признакам (одежда, прическа);

  6. о близких людях;

  7. о ближайшем предметном окружении.

  • Педагог создает условия для получения ребенком первичного опыта социального взаимодействия (что можно делать, чего делать нельзя; здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить; выполнять просьбу педагога).

  • Педагог включает детей в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения и тому подобное, поощряет проявление у ребенка интереса к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении

  • Показывает и называет ребенку:

  1. основные части тела и лица человека,

  2. его действия..

  • Оказывает помощь детям в определении:

-особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежды, причесок,

-предпочитаемых игрушек,

-задает детям вопросы уточняющего или проблемного характера,

-объясняет отличительные признаки взрослых и детей, используя наглядный материал и повседневные жизненные ситуации.

  • Педагог формирует представление детей о

-простых предметах своей одежды, обозначает словами каждый предмет одежды,

-рассказывает детям о назначении предметов одежды,

-способах их использования (надевание колготок, футболок и тому подобное).

  • Поддерживает желание ребенка называть и различать основные действия взрослых

  • Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи: детей, родителей (законных представителей). Поощряет стремление детей узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены семьи могут заботиться друг о друге.

  • Педагог поддерживает стремление детей выполнять элементарные правила поведения ("можно", "нельзя").

  • Личным показом демонстрирует правила общения: здоровается, прощается, говорит "спасибо", "пожалуйста", напоминает детям о важности использования данных слов в процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка при использовании "вежливых слов".

  • Педагог использует приемы общения, позволяющие детям проявлять внимание к его словам и указаниям, поддерживает желание ребенка выполнять указания взрослого, действовать по его примеру и показу.

  • Педагог организует детей на участие в подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и инициативность в ходе участия в играх.

  • Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей группы,

  1. узнавать вход в группу,

  2. ее расположение на этаже,

  3. педагогов, которые работают с детьми.

  • Рассматривает с детьми пространство группы,

  1. назначение каждого помещения,

  2. его наполнение,

  3. помогает детям ориентироваться в пространстве группы.


СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ 3-7 лет

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Задачи в сфере социальных отношений

3-4

4-5

5-6

6-7

Развивать эмоциональную отзывчивость, способность откликаться на ярко выраженные эмоции сверстников и взрослых, различать и понимать отдельные эмоциональные проявления, учить правильно их называть;

Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, слабым и нуждающимся в помощи, воспитывать сопереживание героям литературных и анимационных произведений, доброе отношение к животным и растениям;

Содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых;

Обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;

Обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении;

Развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям), педагогам и окружающим людям;

Обогащать представления детей о формах поведения и действиях в различных ситуациях в семье и ДОО;

Поддерживать в установлении положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии

Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности;

Поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности;

Обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие начал социально-значимой активности;

Оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;

Воспитывать доброжелательное отношение ко взрослым и детям;Хочу такой сайт

Обеспечивать умение детей вырабатывать и принимать правила взаимодействия в группе, понимание детьми последствий несоблюдения принятых правил;

Развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;

Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в ДОО;

Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения, быть вежливыми в общении со взрослыми и сверстниками;

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе;

Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах;

Формировать положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности;

Поддерживать положительную самооценку ребенка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником;

Содержание образовательной деятельности в области СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Содержание в сфере социальных отношений

3-4

4-5

5-6

6-7

Педагог создает условия для формирования у детей образа Я: закрепляет умение называть свое имя и возраст, говорить о себе в первом лице; проговаривает с детьми характеристики, отличающие их друг от друга (внешность, предпочтения в деятельности, личные достижения).

Педагог обогащает представления детей об их развитии, проговаривает и фиксирует внимание на разнообразных возрастных изменениях (когда я был маленький, когда я буду взрослым). Способствует освоению детьми традиционных представлений о половых и гендерных различиях, семейных ролях и отношениях.

Педагог знакомит детей с изменением позиции человека с возрастом (ребенок посещает ДОО, затем учится в общеобразовательной организации, в колледже, вузе, взрослый работает, пожилой человек передает опыт последующим поколениям). Объясняет детям о необходимости укрепления связи между поколениями, взаимной поддержки детей и взрослых.

Педагоги способствуют различению детьми основных эмоций (радость, печаль, грусть, гнев, страх, удивление) и пониманию ярко выраженных эмоциональных состояний. При общении с детьми педагог интересуется настроением детей, предоставляет возможность рассказать о своих переживаниях, демонстрирует разнообразные способы эмпатийного поведения (поддержать, пожалеть, обнадежить, отвлечь и порадовать). При чтении художественной литературы педагог обращает внимание на проявления, характеризующие настроения, эмоции и чувства героев, комментирует их отношения и поведение, поощряет подражание детей позитивному опыту персонажей художественных произведений и мультипликации.

Педагог способствует распознаванию и пониманию детьми эмоциональных состояний, их разнообразных проявлений, связи эмоций и поступков людей. Создает ситуации получения детьми опыта проявления сочувствия и содействия (эмпатийного поведения) в ответ на эмоциональное состояние сверстников и взрослых, воспитывает чувствительность и внимательность к затруднениям и переживаниям окружающих. При чтении художественной литературы, просмотре фрагментов анимационных фильмов педагог обращает внимание на разнообразие эмоциональных проявлений героев, комментирует и обсуждает с детьми обусловившие их причины.

Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами, их выражением в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи. Анализирует с детьми причины и события, способствующие возникновению эмоций, рассматривает примеры из жизненного опыта детей, произведений литературы и изобразительного искусства, кинематографа и мультипликации. Учит детей понимать свои и чужие эмоциональные состояния, разговаривать о них, демонстрирует примеры эмоциональной поддержки и адекватные возрасту способы регуляции эмоциональных состояний.

Педагог развивает умение детей распознавать собственные эмоции и чувства, понимать чувства и переживания окружающих; учит понимать эмоциональное состояние сверстников по невербальным признакам (обращает внимание на мимику, позу, поведение); помогает находить причины и следствия возникновения эмоций, анализировать свои переживания и рассказывать о них; использовать социально приемлемые способы проявления эмоций и доступных возрасту способы произвольной регуляции эмоциональных состояний (сменить вид деятельности и прочее). Демонстрирует детям отражение эмоциональных состояний в природе и произведениях искусства.

Формирует положительную самооценку, уверенность в своих силах, отмечает позитивные изменения в развитии и поведении детей, бережно и тактично помогает ребенку обнаружить свои ошибки и найти адекватный способ их устранения.

Педагог предоставляет детям возможность рассказать о себе, выразить собственные потребности и желания, воспитывает самоуважение и уверенность в себе, подчеркивает достижения ребенка. Знакомит детей с их правами. Обогащает представления детей о расширении форм поведения и действий детей в ситуации взросления (помощь взрослым дома и в группе, сочувствие и поддержка детей с ОВЗ в ДОО; забота и поддержка младших).

Педагог обеспечивает детям возможность осознания и признания собственных ошибок, рефлексии качества решения поставленных задач, определения путей развития. Знакомит детей с их правами, возможными вариантами поведения и реакций в случае их нарушения. Воспитывает осознанное отношение к своему будущему и стремление быть полезным обществу.

Педагог обогащает представления детей о действиях и поступках людей, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении, о животных, растениях; знакомит с произведениями, отражающими отношения между членами семьи.

Педагог развивает позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям):

  • обогащает представление о структуре и составе семьи, родственных отношениях;

  • семейных событиях, делах.

Обогащает представления о семье, семейных и родственных отношениях:

  • члены семьи,

  • ближайшие родственники по линии матери и отца.

Расширяет представления о семье, семейных и родственных отношениях:

  • взаимные чувства,

  • правила общения в семье,

  • значимые и памятные события,

  • досуг семьи, семейный бюджет.

  

Способствует пониманию того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, совместный отдых), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу.

Рассматривает проявления семейных традиций и отношения к пожилым членам семьи.

Обогащает представления детей о заботе и правилах оказания посильной помощи больному члену семьи.

Педагог создает в группе положительный эмоциональный фон для объединения детей, проводит игры и упражнения в кругу, где дети видят и слышат друг друга. Педагог поощряет позитивный опыт взаимодействия детей, создает условия для совместных игр, демонстрирует позитивный настрой и удовольствие, которое можно испытывать от общения и совместной игры.

Обеспечивает включенность детей в детское сообщество, умение согласовывать взаимоотношения со сверстниками. Побуждает детей наблюдать за поведением сверстников, развивает чувствительность к поступкам сверстников, интерес к их действиям.

Педагог поддерживает стремление ребенка быть членом детского коллектива: иметь ближайшее окружение и предпочтения в общении; стремиться к деловому сотрудничеству; в совместной деятельности ориентироваться на свои возможности и сверстника.. 

Педагог развивает умение сотрудничать со сверстниками:

  • побуждает к обсуждению планов, советуется с детьми по поводу дел в группе;

  • поддерживает обращенность и интерес к мнению сверстника,

  • инициирует ситуации взаимопомощи детей в различных видах деятельности;

  • подчеркивает ценность каждого ребенка и его вклада в общее дело;

  • способствует тому, чтобы дети в течение дня в различных видах деятельности выбирали партнеров по интересам;

  • помогает устанавливать детям темп совместных действий.

Способствует освоению детьми простых способов общения и взаимодействия: обращаться к детям по именам, договариваться о совместных действиях, вступать в парное общение (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать и прочее).

Способствует освоению детьми вербальных и невербальных средств и способов обращения к сверстникам, привлечения внимания и демонстрации своего расположения Поощряет инициативу и самостоятельный выбор детьми занятий и партнеров, обогащает умение договариваться, поддерживает совместные дела детей в небольших группах (3 – 4 чел.)

Способствует овладению детьми умений совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, проявлять заинтересовать в достижении результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям

Помогает детям обращаться друг к другу, распознавать проявление основных эмоций и реагировать на них.

Поддерживает детей в ситуации, когда им трудно выразить собственные потребности и при урегулировании конфликтов между сверстниками, демонстрирует культурные формы общения.

Поддерживает предотвращение и самостоятельное преодоление конфликтных ситуаций, уступки друг другу, уточнения причин несогласия.

 

В совместных игровых и бытовых действиях педагог демонстрирует готовность действовать согласованно, создает условия для возникновения между детьми договоренности.

Обеспечивает развитие личностного отношения ребенка к соблюдению или нарушению моральных норм при взаимодействии со сверстником.

Обогащает опыт освоения детьми групповых форм совместной деятельности со сверстниками.

Создает условия для развития детско-взрослого сообщества

Знакомит детей с элементарными правилами культуры поведения, упражняет в их выполнении (здороваться, прощаться, благодарить),

Способствует освоению правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим: напоминает и демонстрирует различные формы приветствия, прощания, выражения благодарности и просьбы.

Обогащает словарь детей вежливыми словами (доброе утро, добрый вечер, хорошего дня, будьте здоровы, пожалуйста, извините, спасибо).

Воспитывает привычку без напоминаний использовать в общении со сверстниками и взрослыми формулы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

Демонстрирует одобрение при самостоятельном выполнении детьми правил поведения.

Знакомит детей с правилами поведения в общественных местах.

Расширяет представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе.

Обогащает представления о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях.

 

Развивает позитивное отношение к ДОО: знакомит с педагогическими и иными работниками ДОО, с доступными для восприятия детьми правилами жизнедеятельности в ДОО; ее традициями; воспитывает бережное отношение к пространству и оборудованию ДОО.

Развивает позитивное отношение к ДОО: поддерживает желание детей соблюдать порядок и чистоту в группе, преобразовывать пространство в зависимости от предстоящих событий (праздники, мероприятия), воспитывает бережное отношение к пространству и оборудованию ДОО.

 

Обращает внимание детей на изменение и украшение ее помещений и территории, поддерживает инициативу детей и совместно планирует презентацию продуктов деятельности (рисунков, поделок) в пространстве группы и прилегающих к ней помещениях.

Включает детей в подготовку мероприятий для родителей (законных представителей), пожилых людей, младших детей в ДОО. Поддерживает чувство гордости детей, удовлетворение от проведенных мероприятий.

  

Педагог в совместной деятельности с детьми поощряет обсуждение и установление правил взаимодействия в группе, способствует пониманию детьми последствий несоблюдения принятых правил.

Приучает детей самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать собственную активность.

   

Обогащает представления о том, что они самые старшие среди детей в ДОО, показывают другим хороший пример, заботятся о малышах, помогают взрослым, готовятся к обучению в общеобразовательной организации.

   

Обогащает представления детей об общеобразовательной организации, школьниках, учителе; поддерживает стремление к школьному обучению, к познанию, освоению чтения, письма. Расширяет представление о роли общеобразовательной организации в жизни людей

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».