1.2. Ценностные ориентиры воспитания детей

06.12.2023

Наше общество за последние десятилетия стремительно меняется. Меняется модель поведения и ценностные ориентиры современного общества. Сегодня общество ставит перед современным образованием одну из важнейших задач: приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям.

В педагогической теории и практике большое внимание уделяется проблеме формирования ценностных ориентаций, поскольку именно они актуализируют весь накопленный человеком опыт, способствуют разрешению многих противоречивых жизненных вопросов. Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности, определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее мировоззрения и жизненной позиции. Ценностные ориентации тесно связаны с нравственными представлениями человека. Нравственные ценностные ориентации определяют уровень и форму социальной активности, а также отношение личности к себе, к другим людям и миру в целом.

Современное развитие российского общества выдвигает нравственно-патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Образовательное учреждение сегодня должно выполнять обязательства по решению задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта нового поколения, которые направлены на формирование общей культуры, на духовно-нравственное воспитание, социализацию, личностное и интеллектуальное развитие.

Воспитание чувства привязанности к семье, своему детскому саду, к родной улице, краю, в котором живешь -  все это является фундаментом, на котором формируется чувство любви к своей Родине. Воспитание детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения к истории своего населённого пункта, края и страны в целом.

Дошкольный возраст -  период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных качеств, воспитания духовности, а русская народная культура служит источником для развития всего этого.

В нашем детском саду работа по нравственно-патриотическому воспитанию начинается с момента поступления ребёнка в образовательное учреждение.

Первый этап работы с младшими дошкольниками начинается с приобщения их к устному народному творчеству в разные режимные моменты: при умывании, засыпании, пробуждении, одевании на прогулку и т. д. через песенки, потешки, прибаутки. Их педагогическая ценность в том, что они не только учат прекрасному и доброму, но и ласкают, успокаивают ребенка, доставляют радость. В ходе театрализованной и образовательной деятельности малыши знакомятся с загадками, русскими народными сказками. Ведь в сказке за фантазией и вымыслом стоят реальная жизнь, действительные социальные отношения. Простота и непосредственность сказки соответствуют свойствам детской психологии. Поэтому сказка - важное воспитательное средство.

На четвертом году жизни работа направлена на формирование чувства любви и привязанности к родному дому, семье через знакомство с понятием «семья», рассматривание фото членов семьи, установление родства, родители помогают в оформлении семейных альбомов.

В среднем дошкольном возрасте (пятый год жизни) работа расширяется и включает в себя формирование чувства любви и привязанности к детскому саду, поселку, окружающей природе, людям проживающим в поселке. Мы рассматриваем такие темы с детьми: «Улица, на которой я живу», «Домашний адрес», «Профессии родителей, значимость их труда», родители помогают в создании фотоальбома «Наши дома» и изготовлении коллажей «Мой дом». Знакомим детей с детским садом через экскурсии, прогулки, выставки (группа, кабинеты, их назначение, с сотрудниками, с территорией детского сада).

В старшем дошкольном возрасте (шестой год жизни) в ходе реализации образовательной программы перед нами стоит задача по приобщению детей к истокам быта родного края, по расширению кругозора через мини-музей русской избы, краеведческий музей города. Знакомим с выдающимися людьми города. Работаем по темам: «Улицы нашего города», «История родного города и его народный быт», проводим экскурсии в библиотеку, музей, школу и на производство.

В подготовительной к школе группе работа ведется по направлению «Мы - Россияне».

Традиционным в нашей работе по нравственно-патриотическому воспитанию является празднование календарных и народных праздников, которые стараемся проводить с привлечением родителей.

Невозможно воспитание нравственно-патриотических чувств без обращения к родной природе, её красоте и уникальности. Знакомим детей с объектами живой природы: деревьями на участках, кустарниками, насекомыми, птицами, травами, с рекой Шилкой и её обитателями и проводим наблюдение за ними в разные сезоны.

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1 

 

стр. 7 - 1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Программа построена на следующих принципах, установленных ФГОС ДО:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  3. содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников[1] (далее вместе – взрослые);

  4. признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  5. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  6. сотрудничество ДОО с семьей;

  7. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  8. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  9. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  10. учет этнокультурной ситуации развития детей.

Основные подходы к формированию Программы.

Программа:

  • сформирована на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования;

  • определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования;

  • обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей;

  • сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (базовые объем, содержание и планируемые результаты освоения Программы).

Стр. 28 –  Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность (вариативная часть программы)

Климатические особенности

Как и любой другой, климат Свердловской области формируется за счет основных показателей- солнечная радиация, циркуляция воздушных масс и влияние подстилающей поверхности.

На температуру воздуха влияют воздушные массы Атлантического океана, Уральские горы незначительно препятствуют воздушным потокам, лишь слегка ослабевают их движение.

Но несмотря на небольшую высоту Уральского хребта , он служит барьером на пути переноса воздушных масс. Циклоны и антициклоны меняют свое направление под влиянием гор, которые замедляют их движение.

Формированию аномальной погоды, необычно теплая или суровая зима, ненастно холодное или жаркое лето, раннее окончание лета и заморозки, возврат весенних холодов, способствуют процессы вторжения арктического воздуха, проникновение южных ветров, несущих воздушные массы среднеазиатских пустынь.

Частично и сухой воздуха степей Казахстана с холодным воздухом Арктики участвуют в образовании климата. В процессе их взаимодействия образуются циклоны и антициклоны.

Влажную и пасмурную погоду с осадками вызывает действия циклона, а антициклон формирует погоду без осадков- жаркое лето или морозную зиму.

Климат в Свердловской области континентальный. Средняя температура января от -16С до -20C, средняя температура июля от +19С до +30C. Средняя величина осадков за год составляет 350-400 мм на юго-востоке и 500 мм на севере, а в горных районах юго-запада превышает 500-600 мм.

Исходя из этого, в образовательный процесс учреждения включены мероприятия, направленные на оздоровление детей, повышение сопротивляемости организма и предупреждение обострение аллергических реакций:

  • режим дня всех возрастных групп наполняется активной двигательной, игровой деятельностью, включены бодрящая гимнастика после сна, упражнения для расслабления, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;

  • в холодное время года (при благоприятных погодных условиях) удлиняется пребывание детей на прогулке;

  • в теплое время – жизнедеятельность детей организуется на открытом воздухе.

Учитывая климатические и природные особенности Уральского региона, два раза занятия по физическому развитию проводится в зале и один раз – на воздухе. Прогулки с детьми в холодный период предусматриваются в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и режимом/распорядком дня. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет не менее 3-х часов в день. Продолжительность прогулки определяется в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулки организуются 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня, перед уходом детей домой. В условиях холодной уральской зимы, когда световой день уменьшается до 7 часов, количество прогулок и совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой на улице во вторую половину дня, сводится к минимуму. Особое внимание уделяется одежде детей, которая должна соответствовать погодным условиям. На зимних прогулках детям удобнее в утепленных куртках и штанах (комбинезонах) спортивного фасона (для занятий по физическому развитию и игре в подвижные, народные игры на прогулке).

Национально-культурные особенности

Свердловская область исторически является одним из самых многообразных в этническом отношении регионов России. Cамо географическое положение нашего региона определило его этнические связи не только с территориями Северного и Южного Урала, но также Поволжья, Европейского Севера и Западной Сибири, а в более широком контексте – со всем поликультурным миром Евразии. Этническое своеобразие Свердловской области определило тесное взаимодействие трех основных культур – финноугорской, тюркской и славянской. Духовное же своеобразие нашего региона исторически определялось распространением трех религий — христианства, ислама и иудаизма – характерными чертами которых является их тесная связь с культурными традициями народов, исторически населяющих Средний Урал.

Содержание дошкольного образования МАДОУ д/с «Алёнушка» включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает Нижнетуринцев. Поликультурное воспитание строится на основе изучения национальных традиций семей воспитанников детского сада. Дошкольники знакомятся с самобытностью русской и других национальных культур, представителями которых являются участники образовательного процесса.

Социально-демографические особенности

Нижняя Тура - небольшой город в Свердловской области, расположенный на берегах реки Туры, в 220 километрах от областного центра. Площадь населенного пункта составляет 21 квадратный километр. В 1754 году при возведении Нижнетуринского казённого железоделательного завода был основан рабочий поселок, который позже был назван Нижней Турой.

На 1 июля 2023 численность населения (постоянных жителей) Нижней Туры составляет 19 366 человек, в том числе детей в возрасте до 6 лет - 1 929 человек, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет - 2 292 человека, молодежи от 18 до 29 лет - 2 317 человек, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет - 8 335 человек, пожилых людей от 60 лет - 4 222 человека, а долгожителей Нижней Туры старше 80 лет - 271 человек.жительств

Наличие среди родителей МАДОУ д/с «Алёнушка» широко представленной социальной группы служащих молодого возраста, со средним финансовым положением, с высоким образовательным уровнем, воспитывающих 1 или 2 детей, имеются многодетные и неполные семьи. Этнический состав семей воспитанников -  дети из русскоязычных семей, детей из семей мигрантов из стран СНГ нет

стр. 8 - Планируемые результаты реализации Программы

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров ДО и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к завершению ДО.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров ДО, которые описаны как основные характеристики развития ребенка.

Основные характеристики развития ребенка представлены в виде перечисления возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

В соответствии с периодизацией психического развития ребенка согласно культурно- исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

Обозначенные в Программе возрастные ориентиры «к одному году», «к трем, четырем, пяти, шести годам» имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров.

Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы. Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в освоении основной образовательной программы Организации и не подразумевают его включения в соответствующую целевую группу.

  1. Планируемые результаты в раннем возрасте

К трем годам:

  • у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам;

  • ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);

  • ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;

  • ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого; ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

  • ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели;

  • ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;

  • ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;

  • ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;

  • ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях; ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия; ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);

  • ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;

  • ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;

  • ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;

  • ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;

  • ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;

  • ребёнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным» и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель («Я буду лечить куклу»).

  1. Планируемые результаты в дошкольном возрасте

К четырем годам:

  • ребенок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям (бросание и ловля, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;

  • ребёнок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические упражнения под музыку;

  • ребёнок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе;

  • ребёнок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и тому подобное, соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье;

  • ребёнок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе в первом лице;

  • ребёнок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и сверстников по показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен в отношении других детей;

  • ребёнок владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными с определенными разрешениями и запретами («можно», «нельзя»), демонстрирует стремление к положительным поступкам;

  • ребёнок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и бытовой деятельности, владеет элементарными средствами общения в процессе взаимодействия со сверстниками;

  • ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения;

  • ребёнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной деятельности;

  • ребёнок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже, повторяет за педагогическим работником (далее - педагог) рассказы из 3-4 предложений, пересказывает знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого общения;

  • ребёнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них;

  • ребёнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником;

  • ребёнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи;

  • ребёнок демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками полученные представления о предметах и объектах ближайшего окружения, задает вопросы констатирующего и проблемного характера;

  • ребёнок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми; демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами: проявляет элементарные представления о величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по этим характеристикам; ребёнок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям;

  • ребёнок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях;

  • ребёнок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред;Хочу такой сайт

  • ребёнок способен создавать простые образы в рисовании и аппликации, строить простую композицию с использованием нескольких цветов, создавать несложные формы из глины и теста, видоизменять их и украшать; использовать простые строительные детали для создания постройки с последующим её анализом;

  • ребёнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает музыкальные ритмы, передает их в движении;

  • ребёнок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя роль и действует от имени героя, строит ролевые высказывания, использует предметы-заместители, разворачивает несложный игровой сюжет из нескольких эпизодов;

  • ребёнок в дидактических играх действует в рамках правил, в театрализованных играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов, передает интонацию и мимические движения.

К пяти годам:

  • ребёнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями, настойчивость для достижения результата, испытывает потребность в двигательной активности;

  • ребёнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений, с желанием играет в подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в самостоятельную деятельность;

  • ребёнок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания;

  • ребёнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации;

  • ребёнок выполняет самостоятельно правила общения со взрослым, внимателен к его словам и мнению, стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера, стремится к одобряемым формам поведения, замечает ярко выраженное эмоциональное состояние окружающих людей, по примеру педагога проявляет сочувствие;

  • ребёнок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста»;

  • ребёнок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по предложению педагога может договориться с детьми, стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников;

  • ребёнок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять в повседневной жизни;

  • ребёнок самостоятелен в самообслуживании;

  • ребёнок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; отражает эти представления в играх;

  • ребёнок стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками;

  • ребёнок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые формы объяснительной речи, речевые контакты становятся более длительными и активными;

  • ребёнок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности;

  • ребёнок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки;

  • ребёнок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст;

  • ребёнок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан;

  • ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией; охотно сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной; отличается высокой активностью и любознательностью;

  • ребёнок активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия; объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков;

  • ребёнок задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия, предпринимает попытки сделать логические выводы;

  • ребёнок с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях, достижениях, семье, семейном быте, традициях; активно участвует в мероприятиях и праздниках, готовящихся в группе, в ДОО, имеет представления о малой родине, названии населенного пункта, улицы, некоторых памятных местах;

  • ребёнок имеет представление о разнообразных представителях живой природы родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы, интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их;

  • ребёнок владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти, умением непосредственно сравнивать предметы по форме и величине, различает части суток, знает их последовательность, понимает временную последовательность «вчера, сегодня, завтра», ориентируется от себя в движении; использует математические представления для познания окружающей действительности;

  • ребёнок проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события;

  • ребёнок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности, используя выразительные и изобразительные средства;

  • ребёнок использует накопленный художественно-творческой опыт в самостоятельной деятельности, с желанием участвует в культурно-досуговой деятельности (праздниках, развлечениях и других видах культурно-досуговой деятельности);

  • ребёнок создает изображения и постройки в соответствии с темой, используя разнообразные материалы, владеет техническими и изобразительными умениями;

  • ребёнок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу игры, активно использует предметы-заместители, предлагает игровой замысел и проявляет инициативу в развитии сюжета, активно включается в ролевой диалог, проявляет творчество в создании игровой обстановки;

  • ребёнок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия» в режиссерских играх.

К шести годам:

  • ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха;

  • ребёнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой, демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию, выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен проявить творчество при составлении несложных комбинаций из знакомых упражнений;

  • ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру;

  • ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов;

  • ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих;

  • ребёнок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в общение со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения, проявляет в поведении уважение и привязанность к родителям (законным представителям), демонстрирует уважение к педагогам, интересуется жизнью семьи и ДОО;

  • ребёнок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления;

  • ребёнок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании, участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда;

  • ребёнок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует умения правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице;

  • ребёнок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в общении и деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям;

  • ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра;

  • ребёнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире; ребёнок устанавливает закономерности причинно-следственного характера, приводит логические высказывания; проявляет любознательность;

  • ребёнок использует математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способен к произвольным умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим, оперируя предметами разными по величине, форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в пространстве и времени;

  • ребёнок знает о цифровых средствах познания окружающей действительности, использует некоторые из них, придерживаясь правил безопасного обращения с ними;

  • ребёнок проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни; знает название своей страны, её государственные символы;

  • ребёнок имеет представление о живой природе разных регионов России, может классифицировать объекты по разным признакам; имеет представление об особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним;

  • ребёнок проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры, формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет музыкальные и художественно-творческие способности;

  • ребёнок принимает активное участие в праздничных программах и их подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых мероприятий;

  • ребёнок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки, постройки, создает образы и композиционные изображения, интегрируя освоенные техники и средства выразительности, использует разнообразные материалы;

  • ребёнок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской игре;

  • ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.

 
  1. Планируемые результаты на этапе завершения освоения программы

К концу дошкольного возраста:

  • у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества;

  • ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими;

  • ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;

  • ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;

  • ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности; ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности;

  • ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;

  • ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;

  • ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;

  • ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

  • ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;

  • ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации; ребёнок стремится сохранять позитивную самооценку;

  • ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;

  • у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;

  • ребёнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);

  • ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;

  • ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;

  • ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;

  • ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;

  • ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;

  • ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности;

  • ребёнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов мира;

  • ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;

  • ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое;

  • ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;

  • ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;

  • ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;

  • ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности;

  • ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах;

  • ребёнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учётом игровой ситуации;

  • ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре;

  • ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками;

  • ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.

 



[1] Пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательств Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».