06.12.2023
7.3. Индивидуальная поддержка развития детей в семье
Индивидуальная поддержка развития детей в семье
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
-развитие интересов и потребностей ребенка;
-распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
-поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
-выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
-понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
-воспитание уважения к детству и родительству;
-взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
-повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
-оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
-использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Оказание адресной помощи современной семье в деле воспитания, обучения и развития детей
Взаимодействие детского сада с семьёй следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнёров в совместном деле развития, воспитания, обучения и формирования дошкольника. Данное взаимодействие возникает далеко не сразу. Это достаточно длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической компетентности.
Родители испытывают затруднения в развитии, воспитании и обучении своих детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Педагоги дошкольного образовательного учреждения отмечают сохраняющуюся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания и обучения своих детей.
На практике это выражается в следующем:
-недостаточная информированность родителей об особенностях медицинской, психологической, педагогической составляющих развития ребёнка, и, как следствие, неумение оказать ему своевременную необходимую помощь;
-неадекватность ожиданий по отношению к процессам развития, воспитания и обучения ребёнка;
-собственные психологические и педагогические проблемы родителей, которые они пытаются разрешить самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам;
-недостаточное взаимопонимание при взаимодействии с педагогами ДОУ и т.д.
Сегодня необходимо говорить о психолого-педагогическом просвещении родителей дошкольников с целью повышения их педагогической культуры как одном из направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Т.А. Куликова определяет педагогическую культуру родителей как составную часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человеческий опыт воспитания детей в семье.
Педагогическая культура включает несколько компонентов:
1) понимание и осознание ответственности за воспитание детей; 2) знания о развитии, воспитании, обучении детей; 3) практические умения организации жизни и деятельности детей в семье; 4) осуществления воспитательной деятельности; 5) продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).
Одной из задач педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе взаимодействия с семьей является преодоление трудностей в общении из-за различий в уровне подготовки. Можно сказать, что найти «общий язык» с родителями – значит найти «язык доверия».
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у педагогов – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи.
Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад, и семья. Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания каждой семьи. Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация воспитательного процесса, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно-ориентированного образования дошкольников.
Семьи относительно воспитательного потенциала можно условно разделить на три группы:
1. Семьи с высоким воспитательным потенциалом. Главная задача в работе с данной группой родителей – привлечь их к активному участию в воспитательной работе, к организации помощи семьям со средним и низким потенциалом. Можно отметить, что в этих семьях наиболее благополучные условия для воспитания детей дошкольного возраста, так взаимоотношения строятся на уважении к личности ребенка и любви.
2. В работе с родителями со средним воспитательным потенциалом основной упор делается на воспитание навыков правильной организации семейного досуга, жизнедеятельности семьи с целью преодоления ошибок, допускаемых в воспитании детей.
3. В работе с родителями с низким потенциалом семьи основная задача состоит в установлении контактов семьи и ДОУ, формировании представлений о родительских обязанностях, повышении педагогической культуры, в помощи родителям по устранению конфликтных ситуаций, по коррекции детско-родительских отношений.
Инициатором установления такого сотрудничества должны быть педагоги образовательного учреждения, так как они профессионально подготовлены к образовательной и воспитательной работе, и понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании, образовании и развитии детей.
К профессиональным функциям современного педагога дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие:
1) участие в педагогическом просвещении родителей;
2) регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения.
Специалистам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в управлении и организации воспитательного процесса с родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей семьи, педагогических условий воспитания ребенка в конкретной семье.
Управление воспитательным процессом с семьей – достаточно сложный процесс, поскольку предполагает личностную и профессиональную готовность всех специалистов ДОУ к принятию и освоению новых подходов в работе с родителями, развитие перспектив образовательного и воспитательного пространства, выбор ценностей при организации воспитательной среды. А также готовность родителей к взаимодействию со специалистами ДОУ по вопросам воспитания детей.
Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии:
3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)
Стр. 160
Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям: https://disk.yandex.ru/d/yhop7kb7h3-rbw
Стр. 225
В дошкольном учреждении содержание образования реализуется через различные формы организации педагогического процесса. Выбор формы организации педагогического процесса обусловлен возрастными психологическими особенностями детей, новыми подходами к интеграции различных видов деятельности.
Все виды деятельности, открываемые ребенком в его личном опыте через разнообразные каналы познания, получают поддержку взрослых, если не вредят его здоровью. Очень важно, чтобы каждый ребенок уже в период дошкольного детства открыл для себя такие виды деятельности, в которых его индивидуальность раскроется и обогатится.
Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми | Месяц |
День открытых дверей Презентация проекта «Хорошо у нас в саду». Цели: установка доверительных отношений между родителями и педагогами, которая определяет задачи совместного воспитания детей и их реализацию Ответственные: заведующий, старший воспитатель, воспитатели детского сада | Сентябрь |
Мастер-класс «Во саду ли, в огороде» (выставка поделок из овощей и фруктов). Цели : укрепление детско-родительских отношений, обогащение опытом совместной деятельности через совместное творчество. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели детского сада | Октябрь |
Клуб «Интересных встреч». Цели: повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров. Ответственные: заведующий, старший воспитатель, психолог, специалисты детского сада | Ноябрь |
Мастер-класс « Новогодняя Игрушка» . Цели: укрепление детско-родительских отношений, обогащение опытом совместной деятельности через совместное творчество. | Декабрь |
Музыкальная гостинная. Цели: объединение детей и взрослых в контексте искусства; поддержка семейного воспитания. Ответственные: воспитатели детского сада, музыкальный руководитель | Январь |
Совместная организация выставки-презентации в группах на тему «Защитники отечества» (фотографии, рисунки ). Рассматривание альбомов, книг, поделок, обмен впечатлениями. Цели: ознакомление с родами войск, с военной амуницией, формой одежды и головными уборами, с военной техникой; расширение представлений детей о Российской Армии, привитие нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Ответственные: воспитатели групп | Февраль |
Работа творческой группы педагогов и родителей по подготовке семейного праздника 8 Марта. Цель: развитие конструктивного взаимодей ствия воспитывающих взрослых. Ответственные: воспитатели, старший воспитатель, психолог | Март |
Народная мастерская «Пасха – народный праздник» (к Дню театра). Цели: Формировать элементарные представления о празднике Пасха. Познакомить детей и родителей с историей праздника Пасхи и традициями связанными с росписью пасхальных яиц, способствовать укреплению детско-родительских отношений в ходе совместной деятельности. развивать творческие способности детей и родителей; развивать мелкую моторику рук. Ответственные: воспитатели, старший воспитатель | Апрель |
Работа творческой группы педагогов и родителей по подготовке к Выпускному на воде Цель: подведение итогов по овладению детьми навыками плавания, различными техниками; создание эмоционально положительного настроя у взрослых и детей; приобщение к здоровому образу жизни.. Ответственные: заведующий, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, воспитатели | Май |