6.2. Инклюзия в группе

06.12.2023

Инклюзия в группе

Инклюзивное образование - это международно-признанный инструмент реализации права каждого человека на образование, а также основное направление в трансформации системы специального образования во многих странах мира.

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же образовательных организациях - в таких школах и детских садах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим обучающимся необходимую специальную поддержку. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)

 

Стр. 163

  1. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов

Коррекционно-развивающая работа и\или инклюзивное образование в МАДОУ д/с «Аленушка» направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.

КРР представляет собой комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития. КРР в МАДОУ д/с «Аленушка» осуществляют воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель и инструкторы по физической культуре.

Содержание коррекционно-развивающей работы в ДОО включает следующие блоки:

Этапы

Содержание деятельности

Инструментарий

Диагностическая работа

  • Своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении;

  • раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОО) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации;

  • комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;

  • изучение уровня общего развития обучающихся (с учётом особенностей нозологической группы), возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми;

  • Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

  • Изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;

  • Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

  • изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающегося; изучение направленности детской одаренности;

  • изучение, констатацию в развитии ребёнка его интересов и склонностей, одаренности;

  • Мониторинг развития детей и предупреждение возникновения психолого-педагогических проблем в их развитии;

  • выявление детей-мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально-психологической адаптации, дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся трудностей;

  • всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребёнка;

  • выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и рисков образовательной среды;

  • Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося, а также за созданием необходимых условий, соответствующих особым (индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося.

  • Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для П863 студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 320 с.

  • Речевая карта для обследовани ребенка дошкольного возраста. Крупенчук О.И. – С.-Пб.: Литера, 2019 – 32 с.

  • Речевая карта для обследования ребенка с ОВЗ. Лейзерова Д.Л. – С-Пб.: Литера, 2019 – 48 с.

  • Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению Роньжина А.С.

  • Психолого-Педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Стребелева Е.А

  • Методика определения готовности к школе. Семаго Н., Семаго М.. 

 

Коррекционно-развивающая работа

  • Выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ/методик психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями;

  • организацию, разработку и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации;

  • Коррекцию и развитие высших психических функций;

  • развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения;Хочу такой сайт

  • Развитие коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности;

  • коррекцию и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений;

  • Создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности;

  • создание насыщенной развивающей предметно - пространственной среды для разных видов деятельности;

  • Формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода\происхождения;

  • оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий жизни, психотравмирующих обстоятельствах при условии информирования соответствующих структур социальной защиты;

  • преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми;

  • помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка.

  • Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности, опосредованное наблюдение, показ и рассматривание картинок, объектов и их действий);

  • метод наглядного моделирования (пиктограммы, мнемотаблицы, предметно-схематические модели);

  • словесные (чтение, рассказывание, речевой образец, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, повторение, словесное упражнение (параллельно-пофразовое высказывание, договаривание), оценка детской речи, вопрос, совместный рассказ, указания);

  • практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения)

  • Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/Под ред. Л. В. Лопатиной.

  • Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В.

  • Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

  • Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т.В.

  • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. Книга 2 / Под общей ред. С.Г.Шевченко.

  • Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Под ред. Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.

Консультативная работа

  • Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательных отношений;

  • Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся;

  • Консультативнуая помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающей работы с ребенком

  • Разработка рекомендаций

  • Консультации специалистами педагогов

  • Консультации в помощь семье

Информационно-просветительская работа

  • Различные формы просветительской деятельности направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (в доступной для дошкольного возраста форме), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации;

  • для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации.

  • лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы

  • Проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций

Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми: ОВЗ и детьми-инвалидами

Реализация КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами

КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами должна предусматривать предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся, коррекцию нарушений психического и физического развития средствами коррекционной педагогики, специальной психологии и медицины; формирование у обучающихся механизмов компенсации дефицитарных функций, не поддающихся коррекции, в том числе с использования ассистивных технологий.

  • Согласно нозологических групп осуществляется в соответствии ОП ДОО (на основе ФОП ДО) или АОП ДОО прописанной на основе Федеральной адаптированной образовательной программой ДО (далее ФАОП ДО) с последующим созданием индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

 

На данный момент МАДОУ д/с «Аленушка» посещает 1 ребенок с заключением ТПМПК, которому рекомендовано обучение по АООП для обучающихся с РАС.

В МАДОУ д/с «Аленушка» написана адаптированная образовательная программа для обучающегося с РАС. Ссылка на программу: alenushka.tvoysadik.ru/upload/tsalenushka_new/files/bc/0b/bc0bb099d7d0096358906b7733f78524.pdf.

Положение об организации инклюзивного образования 16285b2308cc6a6ce50ff39362faf5dc.pdf (tvoysadik.ru) 

Доступная среда Доступная среда (tvoysadik.ru) 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».