6.1. Образование детей с особыми образовательными потребностями

06.12.2023

6.1. Образование детей с особыми образовательными потребностями

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

В МАДОУ д/с «Аленушка» организована «Доступная среда». Ссылка: https://alenushka.tvoysadik.ru/sveden/ovz .

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями, имеющие заключение ПМПК обучаются по адаптированной программе. В настоящее время с данным заключением в МАДОУ д/с «Аленушка» 1 ребенок.

В МАДОУ д/с «Аленушка» разработано Положение об организации инклюзивного образования. Ссылка: https://alenushka.tvoysadik.ru/upload/tsalenushka_new/
 
files/16/28/16285b2308cc6a6ce50ff39362faf5dc.pdf
.

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)

 

Стр. 163

  1. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов

Коррекционно-развивающая работа и\или инклюзивное образование в МАДОУ д/с «Аленушка» направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.

КРР представляет собой комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития. КРР в МАДОУ д/с «Аленушка» осуществляют воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель и инструкторы по физической культуре.

Содержание коррекционно-развивающей работы в ДОО включает следующие блоки:

Этапы

Содержание деятельности

Инструментарий

Диагностическая работа

  • Своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении;

  • раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОО) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации;

  • комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;

  • изучение уровня общего развития обучающихся (с учётом особенностей нозологической группы), возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми;

  • Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

  • Изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;

  • Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

  • изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающегося; изучение направленности детской одаренности;

  • изучение, констатацию в развитии ребёнка его интересов и склонностей, одаренности;

  • Мониторинг развития детей и предупреждение возникновения психолого-педагогических проблем в их развитии;

  • выявление детей-мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально-психологической адаптации, дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся трудностей;

  • всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребёнка;

  • выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и рисков образовательной среды;

  • Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося, а также за созданием необходимых условий, соответствующих особым (индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося.

  • Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для П863 студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 320 с.

  • Речевая карта для обследовани ребенка дошкольного возраста. Крупенчук О.И. – С.-Пб.: Литера, 2019 – 32 с.

  • Речевая карта для обследования ребенка с ОВЗ. Лейзерова Д.Л. – С-Пб.: Литера, 2019 – 48 с.

  • Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению Роньжина А.С.

  • Психолого-Педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Стребелева Е.А

  • Методика определения готовности к школе. Семаго Н., Семаго М.. 

 

Коррекционно-развивающая работа

  • Выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ/методик психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями;Хочу такой сайт

  • организацию, разработку и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации;

  • Коррекцию и развитие высших психических функций;

  • развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения;

  • Развитие коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности;

  • коррекцию и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений;

  • Создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности;

  • создание насыщенной развивающей предметно - пространственной среды для разных видов деятельности;

  • Формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода\происхождения;

  • оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий жизни, психотравмирующих обстоятельствах при условии информирования соответствующих структур социальной защиты;

  • преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми;

  • помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка.

  • Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности, опосредованное наблюдение, показ и рассматривание картинок, объектов и их действий);

  • метод наглядного моделирования (пиктограммы, мнемотаблицы, предметно-схематические модели);

  • словесные (чтение, рассказывание, речевой образец, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, повторение, словесное упражнение (параллельно-пофразовое высказывание, договаривание), оценка детской речи, вопрос, совместный рассказ, указания);

  • практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения)

  • Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/Под ред. Л. В. Лопатиной.

  • Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В.

  • Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

  • Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т.В.

  • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. Книга 2 / Под общей ред. С.Г.Шевченко.

  • Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Под ред. Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.

Консультативная работа

  • Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательных отношений;

  • Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся;

  • Консультативнуая помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающей работы с ребенком

  • Разработка рекомендаций

  • Консультации специалистами педагогов

  • Консультации в помощь семье

Информационно-просветительская работа

  • Различные формы просветительской деятельности, направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (в доступной для дошкольного возраста форме), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации;

  • для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации.

  • лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы

  • Проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций

Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми: ОВЗ и детьми-инвалидами

Реализация КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами

КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами должна предусматривать предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся, коррекцию нарушений психического и физического развития средствами коррекционной педагогики, специальной психологии и медицины; формирование у обучающихся механизмов компенсации дефицитарных функций, не поддающихся коррекции, в том числе с использования ассистивных технологий.

  • Согласно нозологических групп осуществляется в соответствии ОП ДОО (на основе ФОП ДО) или АОП ДОО прописанной на основе Федеральной адаптированной образовательной программой ДО (далее ФАОП ДО) с последующим созданием индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

 

На данный момент МАДОУ д/с «Аленушка» посещает 1 ребенок с заключением ТПМПК, которому рекомендовано обучение по АООП для обучающихся с РАС.

В МАДОУ д/с «Аленушка» написана адаптированная образовательная программа для обучающегося с РАС. Ссылка на программу: alenushka.tvoysadik.ru/upload/tsalenushka_new/files/bc/0b/bc0bb099d7d0096358906b7733f78524.pdf.

   
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».