6.1. Образование детей с особыми образовательными потребностями
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.
В МАДОУ д/с «Аленушка» организована «Доступная среда». Ссылка: https://alenushka.tvoysadik.ru/sveden/ovz .
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями, имеющие заключение ПМПК обучаются по адаптированной программе. В настоящее время с данным заключением в МАДОУ д/с «Аленушка» 1 ребенок.
В МАДОУ д/с «Аленушка» разработано Положение об организации инклюзивного образования. Ссылка: https://alenushka.tvoysadik.ru/upload/tsalenushka_new/
files/16/28/16285b2308cc6a6ce50ff39362faf5dc.pdf.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)
Стр. 163
Направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов
Коррекционно-развивающая работа и\или инклюзивное образование в МАДОУ д/с «Аленушка» направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.
КРР представляет собой комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития. КРР в МАДОУ д/с «Аленушка» осуществляют воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель и инструкторы по физической культуре.
Содержание коррекционно-развивающей работы в ДОО включает следующие блоки:
Этапы | Содержание деятельности | Инструментарий |
Диагностическая работа | Своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении; раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОО) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации; комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей; изучение уровня общего развития обучающихся (с учётом особенностей нозологической группы), возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми; Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; Изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся; Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающегося; изучение направленности детской одаренности; изучение, констатацию в развитии ребёнка его интересов и склонностей, одаренности; Мониторинг развития детей и предупреждение возникновения психолого-педагогических проблем в их развитии; выявление детей-мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально-психологической адаптации, дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся трудностей; всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребёнка; выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и рисков образовательной среды; Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося, а также за созданием необходимых условий, соответствующих особым (индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося.
| Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для П863 студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 320 с. Речевая карта для обследовани ребенка дошкольного возраста. Крупенчук О.И. – С.-Пб.: Литера, 2019 – 32 с. Речевая карта для обследования ребенка с ОВЗ. Лейзерова Д.Л. – С-Пб.: Литера, 2019 – 48 с. Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению Роньжина А.С. Психолого-Педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Стребелева Е.А Методика определения готовности к школе. Семаго Н., Семаго М.. |
Коррекционно-развивающая работа | Выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ/методик психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями; организацию, разработку и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации; Коррекцию и развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения; Развитие коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности; коррекцию и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений; Создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности; создание насыщенной развивающей предметно - пространственной среды для разных видов деятельности; Формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода\происхождения; оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий жизни, психотравмирующих обстоятельствах при условии информирования соответствующих структур социальной защиты; преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми; помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка.
| Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности, опосредованное наблюдение, показ и рассматривание картинок, объектов и их действий); метод наглядного моделирования (пиктограммы, мнемотаблицы, предметно-схематические модели); словесные (чтение, рассказывание, речевой образец, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, повторение, словесное упражнение (параллельно-пофразовое высказывание, договаривание), оценка детской речи, вопрос, совместный рассказ, указания); практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения) Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/Под ред. Л. В. Лопатиной. Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т.В. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. Книга 2 / Под общей ред. С.Г.Шевченко. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Под ред. Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.
|
Консультативная работа | Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательных отношений; Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся; Консультативнуая помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающей работы с ребенком
| |
Информационно-просветительская работа | Различные формы просветительской деятельности, направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (в доступной для дошкольного возраста форме), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации; для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации.
| лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы Проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций
|
Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми: ОВЗ и детьми-инвалидами |
Реализация КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами | КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами должна предусматривать предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся, коррекцию нарушений психического и физического развития средствами коррекционной педагогики, специальной психологии и медицины; формирование у обучающихся механизмов компенсации дефицитарных функций, не поддающихся коррекции, в том числе с использования ассистивных технологий. | |
На данный момент МАДОУ д/с «Аленушка» посещает 1 ребенок с заключением ТПМПК, которому рекомендовано обучение по АООП для обучающихся с РАС.
В МАДОУ д/с «Аленушка» написана адаптированная образовательная программа для обучающегося с РАС. Ссылка на программу: alenushka.tvoysadik.ru/upload/tsalenushka_new/files/bc/0b/bc0bb099d7d0096358906b7733f78524.pdf.