Образовательный проект «Клуб юных инженеров»

04.09.2023

Образовательный проект «Клуб юных инженеров» - это комплекс мероприятий дополнительного образования для детей дошкольного возраста на базе детского сада, в которых образовательная деятельность организована в соответствии с целями и задачами областного проекта «Уральская инженерная школа».

Проектная деятельность  при реализации данного проекта объединяет в одной теме несколько дополнительных общеразвивающих программ. В итоге, появятся продукты совместной деятельности участников образовательного процесса: профориентационные мультфильмы, макеты различных производственных участков, модели  и макеты  промышленного оборудования, робототехнические конструкции. 

Цель и задачи проекта «Клуб юных инженеров»

Цель: обеспечение условий для подготовки в Свердловской области рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, полностью удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики региона с учётом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импорт замещения и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства.

Задачи:

- пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла;

- определить склонности и способности ребенка к изучению математики и предметов естественно-научного цикла;

-  формировать у учащихся навыки практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских, лабораторных и конструкторских работ;

-  создать условия для качественного овладения знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей обучающегося к освоению этих предметов.

первое направление - образовательная деятельность по формированию у детей дошкольного возраста компетенций конструирования, моделирования, изучения основ робототехники и проектной деятельности;

второе направление - образовательная   деятельность   по формированию у детей дошкольного возраста естественно-научных представлений;

третье направление – формирование представлений о труде, мире профессий, ранняя профориентация детей дошкольного возраста.

С целью реализации проекта «Уральская инженерная школа», внедрения новых вариативных форм дошкольного образования, повышения качества образовательного процесса, удовлетворения запроса общества, развития способностей детей, в условиях дифференцированного и индивидуального обучения в МАДОУ были разработаны дополнительные общеразвивающие программы. Все дополнительные общеразвивающие программы включены в реестр бюджетных программ на портале персонифицированного дополнительного образования.

Все дополнительные программы приняты на педагогическом совете и утверждены руководителем МАДОУ.

 

Дополнительнаяобщеразвивающая программа техническойнаправленности« В мире профессий».

 

Срок освоения (продолжительность) программ: 4 года обучения.

Цели и задачи реализации Программы

Целью дополнительной образовательной программы является обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей посредством «погружения» в реальные практические ситуации.

В соответствии с целью реализуются следующие задачи Программы:

Образовательные:

-                  формировать представления у обучающихся о необходимости трудовой деятельности в жизни людей; 

-                  формировать обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; 

-                 содействовать формированию у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий (формирование позитивных установок к различным видам труда).

Развивающие:

-                 развивать познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

-                 развивать память, внимание, воображение;

-                 расширять кругозор воспитанников.

Воспитательные:

-                 воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда; 

-                 воспитывать любознательность и сообразительность;

-                 воспитывать чувство ответственности и самостоятельности.

Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года, вторая младшая группа); средний дошкольный возраст (4-5 лет, средняя группа); старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группы). В соответствии с периодами определены задачи.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Задачи для данной категории обучающихся:

-                 формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

-                 учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

-                 обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

-                 обогащать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения;

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Задачи для данной категории обучающихся:

-                 формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

-                 формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

-                 формировать первичные представления о мотивах труда людей;

-                 формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

-                 учить сравнивать профессии;

-                 учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

-                 знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Задачи для категории обучающихся 5-6 лет:

-                 расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

-                 расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

-                 формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

-                 формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

-                 систематизировать знания о труде людей в разное время года;

-                 знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи для категории обучающихся 6-7 лет:

-                 расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

-                 расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

-                 расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

-                 расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

-                 формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

1.4. Направления деятельности Программы по ранней профориентации

1.              Профессиональное воспитание, в дошкольном возрасте – трудовое воспитание.

2.              Профессиональное информирование, в дошкольном возрасте – ознакомление с трудом взрослых (естественно-научного и технического направлений).

3.              Информационное сопровождение и продвижение позитивного образа «инженерных» профессий среди детей дошкольного возраста, реализация системы образовательных мероприятий по выявлению и педагогической поддержке технически одаренных и социально активных дошкольников.

4.              Создание системы элементарно-исследовательских, научно-технических мероприятий в целях повышения мотивации воспитанников к изобретательской и исследовательской деятельности.

5.              Участие детей дошкольного возраста в интеллектуальных конкурсах, соревнованиях по научно-техническим видам спорта.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации выступают воспитание и информирование. Формирование познавательного интереса к труду, трудолюбия, уважительного отношения к человеку труда и результатам его профессиональной деятельности является содержанием профессионального воспитания. Создание информационного пространства, позволяющего ребенку освоить мир профессий во всем многообразии, определяет содержание профессионального информирования. С учетом специфики дошкольного возраста оба эти процесса предполагают ведущую роль педагога, однако, очень важно сохранять субъектную позицию ребенка, учитывать его опыт и интересы, ориентироваться на профессии его родителей и близкого окружения как значимых для дошкольника субъектов профессионального самоопределения. Профориентационная образовательная деятельность и мероприятия для детей дошкольного возраста выступают составляющими ранней профориентации, цель которой – допрофессиональное самоопределение дошкольников [12,13]. При этом очень важно вовлекать в этот процесс родителей. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет.

 

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «РОБОтёнок» для детей дошкольного возраста 5-6 года жизни.

 

Срок освоения (продолжительность) программ: 1 год обучения.

Цель программы:

Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности

детей старшего дошкольного возраста средствами конструктором Роботрек «Малыш 2»,  Huna "My Robot Time story".

Задачи программы:

1.    Познавательная задача: развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста к робототехнике.

Образовательная задача: формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новым видом конструкторов Роботрек «Малыш 2» , Huna "My Robot Time story".

2.    Развивающая задача: развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое).

3.    Воспитывающая задача: воспитывать ответственность, культуру, дисциплину, коммуникативные способности.

 

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленностидля детей дошкольного возраста 6-7 года жизни «Фиксики».

 

Срок освоения (продолжительность) программ: 1 год обучения.

Цели и задачи реализации Программы

Цель Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности

детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO WeDo 2.0.

Задачи:

·        Стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.

·        Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, высоким технологиям, развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.

·        Развивать мелкую моторику.

·        Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей.

В МАДОУ закладываются основы личности, определяющие направления будущего развития ребенка. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует математическому развитию, развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному и профессиональному обучению.

Основными формами работы с обучающимися в рамках реализации дополнительного образования  в МАДОУ являются разнообразные игры, занятия, творческие выставки, соревнования, экскурсии на предприятия (мебельный цех, ателье, почту, магазин и др.), детско-родительские проекты.

В образовательный процесс эффективно внедряются технологии и методики, обеспечивающие гуманно-личностный подход к воспитаннику: игровые технологии, технологии развивающего обучения, ТРИЗ технология, технологии проектного конструирования, ТИКО-моделирование, развивающие игры Воскобовича.

В детском саду организовываются фотовыставки, выставки творческих работ воспитанников и членов их семей, направленных на популяризацию отдельных профессий, профессий родителей и других членов семьи. Воспитанники при поддержке родителей, педагоги детского сада принимают участие в муниципальных, территориальных, областных фестивалях, смотрах, конкурсах, задачами которых в том числе предусмотрены популяризация отдельных профессий, труда взрослых, пользы трудовой деятельности и др.

Дети  являются участниками всех мероприятий МАДОУ и привлекаются к участию в муниципальных, областных мероприятиях.

Техническое направление. Основной целью  является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС  и ФОП дошкольного образования.

Подготовка детей к изучению технических наук – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Очень важно что,  на ранних шагах мы  выявляем технические наклонности детей и развиваем их в этом направлении. Это позволяет выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.

Использование разнообразных игровых пособий, конструкторов различной значимости позволяет создавать такие ситуации и предлагать детям такую деятельность, в которой ключевым моментом будет оценка собственных умений и результатов собственной деятельности.

 

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей дошкольного возраста 5-7 года жизни

 «МУЛЬТЯТА - ДОШКОЛЯТА».

 

Срок освоения (продолжительность) программ: 2 года обучения.

Цели и задачи реализации Программы

Цель − Формирование у детей потребности в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов (важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития) детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO WeDo 2.0.

Задачи:

Образовательные:

− познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;

− познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;

− формировать художественные навыки и умения;

− поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас;

− освоить информационно – коммуникативные, цифровые и медийные технологии.

Развивающие:

− развивать творческое мышление и воображение;

−развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов;

− способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;

− развивать технические и конструкторские способности детей, способствуя,

овладению навыками сборки различных фигур из конструктора, знанию деталей и способах их применения;

−развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

Воспитательные:

− воспитывать чувство коллективизма;

−поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;

−воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;

Благодаря развитым в 21 веке интерактивным технологиям,  дети с малых лет понимают принципы работы и возможности разнообразных технических устройств. Мультипликация интегрирует в себе практическую, техническую и творческую стороны, позволяя детям изучать инженерию и технические возможности оборудования.  Поэтому нами эффективно используется Мультстудия.

Наша задача – научить ребёнка с детства использовать технику с пользой для своего развития, сформировать информационную культуру личности ребёнка. Одним из эффективных средств профориентационной работы является  создание мультипликационного фильма. Дети и многие взрослые любят смотреть мультфильмы, и это мы  используем в профессионально-ориентационной работе. Детям  предлагается не просто смотреть познавательные мультфильмы о профессиях, а заниматься творчеством – вместе со взрослыми участвовать в создании своего первого анимационного мультипликационного фильма. Использование анимационных технологий открывает масштабные возможности в сфере образования. Анимационный фильм не является самоцелью, а служит средством воспитания дошкольников. Каждый этап создания мультфильма – это целенаправленная работа по проектированию благоприятных условий для формирования личности, в том числе и технической направленности. Внедрение мультимедийных технологий в работу по ранней профессиональной ориентации  способствовунт разностороннему развитию детей. Профориентационная работа с применением мультипликационных технологий с дошкольниками – процесс очень трудоёмкий, но весьма эффективный для формирования творческой и познавательной активности детей. Инновационные технологии образования, которые способствуют воспитанию в ребенке критического и креативного мышления, позволяют педагогам реализовать детскую творческую инициативу в техническом творчестве.

Математическое направление. Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Поэтому мы  учим мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. Мы  делаем процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.   В рамках данного направления педагоги МАДОУ  реализуют развивающие игровые технологии во всех группах.  Игровая технология создаёт условие для логико-математического развития всех детей на основе интеллектуально-игровой деятельности, обеспечивает - выявление и развитие способностей одарённых детей, и помогает в работе с детьми с особыми возможностями.

А значение игровых технологии  не в том, что они является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества:

-Творческие развивающие игры Никитина развивают у детей логическое и образное мышление, пространственное мышление, воображение, навыки конструирования; учат строить с использованием схем, чертежей, планов, проекций.

- Игры В.В. Воскобовича,  легко интегрируют с любой образовательной областью в условиях детского сада,  делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.

- Дети с удовольствием и большим желанием воспринимают нестандартные дидактические средства логические блоки Дьенеша, которые помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития, позволяя при этом, полностью погрузится в игровую ситуацию.  Работу с блоками можно сравнить с длинной интеллектуальной лестницей, а игры и упражнения с ними – ее ступеньки. Логические блоки мы  используем при ознакомлении детей с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих развивающих задач, а также для закрепления и уточнения представлений детей о социальных явлениях и мире природы. 

- Палочки Джорджа Кюизенера - это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете». Игры с палочками Кюизенера позволяют формированию понятия числовой последовательности, состава числа, навыков сложения, вычитания.

Естественно-научное направление.  Реализация этого направления позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей. Для формирования познавательных универсальных учебных действий мы  все активнее вводим метод проектов в детском саду. Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому формирование необходимых универсальных учебных действий является основной задачей воспитателей.

В групповых помещениях МАДОУ созданы центры экспериментирования, мини-лаборатории, мини-музеи, центры воды и песка, где в свободном доступе детям предлагается материал для экспериментов. Оборудование размещено по принципу комплексного и гибкого зонирования, что позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. Педагогами разработаны технологические карты, картотеки опытов и экспериментов по всем возрастным группам, реализуется технология коллекционирования. Для закрепления и систематизации знаний детей подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с неживой и живой природой: сказки, стихи, разнообразные энциклопедии, дидактические игры, карты, атласы, глобус.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.08.2024

Дата обновления: 21.08.2024

Дата публикации: 04.09.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.