Речевая карта для обследования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (Д. Л. Лейзерова) Анкетные данные Фамилия, имя ребёнка_______________________________________________________ Дата рождения _____________________________________________________________ Адрес и телефон____________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Дата обследования ПМПК____________________________________________________ Протокол №________________________________________________________________ Откуда поступил____________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Сведения о родителях Мать______________________________________________________________________ Отец______________________________________________________________________ Национальность____________________________________________________________ Наличие двуязычия в семье___________________________________________________ Оказывалась ли ранее логопедическая помощь__________________________________ __________________________________________________________________________ Данные медицинских обследований Состояние слуха __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Состояние зрения __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Состояние опорно-двигательного аппарата __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Консультации специалистов Дефектолог________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Психолог__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Невролог__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Психоневролог_____________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Оториноларинголог_________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Общий анамнез Возраст мамы на момент рождения ребёнка_____________________________________ От какой беременности ребёнок_______________________________________________ Протекание беременности (токсикоз; перенесённые заболевания; контакт с больными; инфекции; травмы; состояние нервной системы) _______________________________________________________________________________________ Протекание родов (роды в срок/досрочные; стремительные/затяжные; применение средств родовспоможения) _______________________________________________________________________________________ Состояние ребёнка при рождении (вес; рост; крик: был сразу или нет; наличие асфиксии: кожа синяя, белая) _______________________________________________________________________________________ Дополнительное пребывание в роддоме. Причины: _______________________________________________________________________________________ Раннее психомоторное развитие (по наблюдению родителей) Голову держит с (в норме с 1,5 мес.)_____________________________________________________ Сидит самостоятельно с (в норме с 6 мес.)_______________________________________________ Ползает с (в норме с 6 мес.)______________________________________________________________ Ходит с (в норме с 11-12 мес.)____________________________________________________________ Перенесённые заболевания (инфекции; простудные заболевания с высокой температурой; травмы; ушибы головы; судороги) _______________________________________________________________________________________ Правша/левша/амбидекстр___________________________________________________ Речевое развитие (по наблюдению родителей) Гуление с (в норме с 2-3 мес.)___________________________________________________ Лепет с (в норме с 4-6 мес.)_____________________________________________________ Первые слова (в норме к 1 году)_________________________________________________ Первые фразы (в норме к 2-2,3 года)______________________________________________ Прерывалось ли речевое развитие? По какой причине? _______________________________________________________________________________________ Использование жестов (как замена речи/дополнение к речи) _______________________________________________________________________________________ Использование карточек-символов/карточек PECS/пиктограмм/др. _______________________________________________________________________________________ Желание коммуницировать со взрослыми и сверстниками _______________________________________________________________________________________ Исследование моторной сферы (предлагается повторять за взрослым) 1.Состояние общей моторики (соответствует/не соответствует возрасту; моторная напряжённость; объём выполняемых движений; темп выполнения; активность; моторная неловкость; нескоординированность и др.) ____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Ловит, бросает мяч двумя руками/одной рукой__________________________________ Проходит по линии, нарисованной на полу______________________________________ Прыгает на двух ногах/одной ноге_____________________________________________ Топает ногами______________________________________________________________ 2.Состояние ручной моторики (кинестетическая и кинетическая основа движений пальцев рук, объём выполнения движений, темп выполнения, переключаемость и др.). _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Сгибает, разгибает по очереди пальцы на правой и левой руке_________________________ Подушечками пальцев правой руки поочерёдно «здоровается» с подушечками пальцев левой руки____________________________________________________________________________ Правильно держит карандаш__________________________________________________________ Перекладывает мелкие предметы из одной коробочки в другую _______________________ _______________________________________________________________________________________ Исследование неречевых психических функций 1.Исследование зрительного восприятия. 1.1.Восприятие цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий (показывает/не показывает; соотносит/не соотносит; обозначает/не обозначает цвет словом или слогом, вокализацией). _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 1.2.Восприятие величины: большой, маленький, средний (показывает/не показывает; соотносит/не соотносит; обозначает/ не обозначает размер словом или слогом, вокализацией). _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 1.3.Восприятие формы: круг, квадрат, треугольник (показывает/не показывает; подбирает/не подбирает по образцу; обозначает/ не обозначает форму словом или слогом, вокализацией).. _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 2.Исследование зрительно-пространственных представлений. 2.1.Ориентировка в пространстве: верх, низ, впереди, сзади ___________________________ _______________________________________________________________________________________ 2.2.Складывание разрезных картинок (из двух/трёх частей) ______________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 3.Состояние внимания (устойчивое/неустойчивое; переключаемость: своевременная/замедленная; отвлекаемость). _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Обследование строения артикуляционного аппарата 1.Губы (нормальные/толстые/тонкие; расщелина) ___________________________________________ 2.Зубы (без патологии/редкие/мелкие/крупные/неправильной формы/вне челюстной дуги; отсутствие зубов) _______________________________________________________________________ 3.Прикус (без патологии/глубокий/открытый/прогнатия/прогения/перекрёстный) _______________ _______________________________________________________________________________________ 4.Язык (нормальный/макроглассия/микроглассия) __________________________________________ 5.Уздечка (без патологии/укороченная/натянутая) __________________________________________ 6.Твёрдое нёбо (без патологии/высокое/готическое/узкое/укороченное; расщелина и др.) _______________________________________________________________________________________ 7.Мягкое нёбо (без патологии/укороченное/раздвоенное/отсутствие маленького язычка) _______________________________________________________________________________________ 8.Саливация (повышенная/нормальная) ___________________________________________________ 9.Синкинезии (наличие/отсутствие) ______________________________________________________ 10.Гиперкинезы (наличие/отсутствие) ___________________________________________________ Примечание__________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Состояние мимической и артикуляционной мускулатуры Удержание рта закрытым вне еды и речи_______________________________________ Поднять брови вверх («удивиться»)_____________________________________________________ Нахмурить брови («рассердиться»)______________________________________________________ Надуть щёки_______________________________________________________________ «Улыбка»__________________________________________________________________ «Трубочка»________________________________________________________________ «Лопаточка»_______________________________________________________________ «Часики»__________________________________________________________________ «Лошадка» ________________________________________________________________ Примечание__________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Исследование импрессивной речи 1.Понимание ситуативной речи (выполнение инструкций). _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 2.Лексика. 2.1.Выбор предмета из ряда других (с использованием игрушек и бытовых предметов). Инструкция: «Посмотри на предметы и дай мне…» тарелку____________________________________ куклу ____________________________________ кубик ____________________________________ кораблик_________________________________ мишку ____________________________________ карандаш_________________________________ 2.2.Выбор определённой картинки из ряда других. Инструкция: «Посмотри на картинки и покажи мне, где помидор». Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Инструкция: «Посмотри на картинки и покажи мне, где краски». Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Инструкция: «Посмотри на картинки и покажи мне, где автобус». Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Инструкция: «Посмотри на картинки и покажи мне, где юла». Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Инструкция: «Посмотри на картинки и покажи мне, где шорты». Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Инструкция: «Посмотри на картинки и покажи мне, где собака». Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Инструкция: «Посмотри на картинки и покажи мне, где дети едят». Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Инструкция: «Посмотри на картинки и покажи мне, где девочки рисуют». Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Инструкция: «Посмотри на картинки и покажи мне, где мама моет посуду». Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Инструкция: «Посмотри на картинки и покажи мне, где мальчик моется». Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 2.3.Узнавание предметов по назначению (с использование картинок). Инструкция: «Посмотри на картинки и покажи мне, чем чистят зубы». Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Инструкция: «Посмотри на картинки и покажи мне, с помощью чего едят». Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Инструкция: «Посмотри на картинки и покажи мне, что носят зимой». Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Инструкция: «Посмотри на картинки и покажи мне, чем рисуют». Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Инструкция: «Посмотри на картинки и покажи мне, что надевают на голову». Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 2.4.Понимание обобщающих слов (с использованием картинок). Инструкция: «Посмотри на картинки. Это одежда? Это животные? Это игрушки?» Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Инструкция: «Посмотри на картинки. Это одежда? Это игрушки? Это мебель?» Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Инструкция: «Посмотри на картинки. Это игрушки? Это мебель? Это одежда?» Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 2.5.Показ частей тела. Инструкция: «Посмотри в зеркало. Кто это? (Показать на ребёнка.) Покажи, где у тебя голова (руки, ноги, глаза, рот, нос)?» _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ «А где у меня голова (другие части тела)?» _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 3.Грамматический строй речи (с использованием картинок). 3.1.Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Инструкция: «Покажи, где…». кот - коты_____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ мяч - мячи____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ конфета - конфеты____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ карандаш - карандаши ________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 3.2.Понимание простых предлогов (с использованием картинок). Инструкция: «Зайка просит у тебя помощи. Помоги ему спрятаться от хитрой лисы. Положи зайца…». в коробку_____________________________________________________________________________ под стол______________________________________________________________________________ на машинку___________________________________________________________________________ за коробку____________________________________________________________________________ 4.Способность к пониманию пиктограмм. 4.1.Узнавание символа объекта. Инструкция: «Покажи, где…» (рис. на с.28). девочка_______________________________________________________________________________ мальчик ______________________________________________________________________________ дом___________________________________________________________________________________ солнце____________________________________________________________________ карандаш_____________________________________________________________________________ стул__________________________________________________________________________________ 4.2.Соотнесение реалистичного изображения и графического символа. Инструкция: «Найди и покажи такую же картинку» (рис. на с. 29). стул__________________________________________________________________________________ машина_______________________________________________________________________________ 5.Связная речь. Понимание содержания простого текста (при разыгрывании сюжета с игрушками). Инструкция: «Сейчас я расскажу тебе про девочку Машу, ты внимательно послушай и постарайся всё запомнить. «Девочка Маша пришла домой. Она поела и захотела спать. Маша легла на кровать, положила голову на подушку, накрылась одеялом и заснула». (Логопед проигрывает сюжет.) А теперь возьми игрушки и повтори всё, что сделала Маша». Примечание__________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Исследование экспрессивной речи 1.Характер экспрессивной речи. 1.1. Полное отсутствие речи__________________________________________________ 1.2.Лепетная речь___________________________________________________________ 1.3.Однословная речь_________________________________________________________________ 1.4.Фразовая речь_____________________________________________________________________ Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 2.Наличие эхолалий: повторение фразы/слова/части слова (немедленная/отсроченная эхолалия; когда усиливается/ослабляется). _______________________________________________________________________________________ 3.Состояние звукопроизношения (с использованием картинок). А У О И Э Ы Б Б’ П П’ М М’ Н Н’ В В’ Ф Ф’ Д Д’ Т Т’ Г Г’ К К’ Х Х’ Й З З’ С С’ Ц Ж Ш Ч Щ Р Р’ Л Л’ Предлагаемые условные обозначения: «N» - звук правильный, « - » - звук отсутствует, «з» - замена на другой звук, «м/з» - межзубное произношение, «п/з» - призубное произношение, «г/з» - губнозубное произношение, «г/г» - губно-губное произношение, «бок» - боковое произношение, «нос» носовое произношение, «п/с» - полусмягчённое произношение, «п/р» - приближённое звучание. Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 4.Воспризведение звукоподражаний (рис. на с. 31). Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто какие звуки издаёт». Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 5.Состояние фразовой речи (исследуется при наличии однословной). Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто идёт или что идёт». Киса идёт_____________________________________________________________________________ Мама идёт____________________________________________________________________________ Вода идёт_____________________________________________________________________________ Ляля идёт_____________________________________________________________________________ 6. Состояние просодической стороны речи. 6.1.Голос (тихий/громкий; высокий/низкий; слабый; монотонный; с носовым оттенком; норма). _______________________________________________________________________________________ 6.2.Дыхание (свободное/шумное/затруднённое/поверхностное/носовое; ротовой выдох укороченный; норма) ____________________________________________________________________ 6.3.Мелодико-интонационная сторона речи (выразительная/невыразительная; монотонная). _______________________________________________________________________________________ Примечание __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Особенности поведения и эмоциональной сферы ребёнка в процессе наблюдения 1.Особенности коммуникативной сферы (легко вступает в контакт/избирательно/не вступает в контакт; инициативен/пассивен в общении; проявляет избирательный негативизм; использует жесты и мимику с целью выразить потребности или обратить на себя внимание; использует дополнительные и альтернативные средства коммуникации). _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 2.Адекватность эмоциональных реакций (эмоциональные реакции соответствуют/не соответствуют окружающей обстановке; наличие импульсивности/эмоциональная стабильность). _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 3.Игровая деятельность (играет/не играет; играет один/с детьми/со взрослым; играет разнообразно/зацикливается на определённых игрушках; легко/тяжело переключается с одного вида игры на другой; использует предметы-заместители/не использует). _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 4.Навязчивые движения, стереотипии (характер движений, причина появления, когда усиливаются и ослабляются). _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 5.Любимое занятие. _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 6.Реагирование на собственное имя. _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 7.Индивидуальные особенности ребёнка. _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Логопедическое заключение _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Дата обследования ___________________________________ Логопед______________________________________________