Программа Будем здоровы

ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАДОУ д/c «Алёнушка»
Протокол№ 1 от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий _____________ Л.В. Спехова
МАДОУ д/c «Алёнушка»
приказ от № 210к «30» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО
СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ
ВОСПИТАННИКОВ «БУДЕМ ЗДОРОВЫ»
МАДОУ д/с «Алёнушка»

“Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы”.
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных
стратегических задач развития страны. В современных условиях развития нашего
общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому
оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети
составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%, систематически
болеющие детей 68%, дети, имеющие хронические заболевания -29% . За последние годы
состояние здоровья детей значительно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало
редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий и
патологий. Более 15% детей старшего дошкольного возраста имеют 3-ю группу
здоровья,поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе
жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и
развитии дошкольников.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное
развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются
основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у
детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную
потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Актуальность.
Актуальность проблемы заключается в определении
организационных и
оздоровительных условий создания здоровьесберегающей среды в дошкольном
учреждении. Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада,
является здоровьесбережение в ДОО.
Разрабатывая программу «Здоровый дошкольник», я стремилась к тому, чтобы
разработанная мною система оздоровления и физического воспитания, включая
инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада. Решала
вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с
другими видами деятельности. Самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей
обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых
педагогических
технологий.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование
представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного
поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только
получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Программа
предполагает
возможность
самостоятельного
отбора
воспитателями ДОО содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные
методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы,
так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

Нормативно-правовая база:

Закон РФ «Об Образовании».

Конвенция ООН «О правах ребёнка».

«Семейный кодекс РФ».

Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля
1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.)

Санитарно–эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи. СП 2.4.3648-20

«Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания». СанПиН 1.2.3685-21;

Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных
технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.

Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях
к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах
обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.

Устав ДОУ.

Участники:

Дети ДОУ;

Педагогический коллектив;

Родители.
Принципы реализации:
Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных
программ технологий и методик.
Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в
соответствии с возрастными особенностями детей.
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и
родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по
оздоровлению себя и детей.
Принцип
систематичности реализация
лечебно–
оздоровительных,
профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
Теоретическая значимость и новизна программы:
Заключается в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни,
через формирование осознанного отношения к своему здоровью, а не просто
механическому выполнению заученного материала.
Практическая значимость программы: состоит в разработке определенной
системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой
системы педагогами совместно с родителями в воспитательно образовательном процессе
ДОО и в семейном воспитании. Содержание программы рассчитано на детей 4 -7 лет.
Срок реализации программы: 2023 – 2028 год.
Цель программы: организация благоприятных условий для будущего
формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей
созидательного отношения к своему здоровью
Основные задачи:

Воспитание у детей потребности в здоровье.

Формирование целостного понимания здорового образа жизни.

Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.

Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как
неотъемлемой части существования.

Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни,
приемов интеграции разных видов деятельности.
Предполагаемые результаты Для детей:

Сформированные навыки здорового образа жизни.

Правильное физическое развитие детского организма, повышение его
сопротивляемости инфекциям.

Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической
подготовленности.
Для родителей:

Сформированная активная родительская позиция.

Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и
здоровья.

Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ
Для педагогов:

Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического
воспитания и оздоровления детей.

Повышение профессионального уровня педагогов.

Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми
дошкольного возраста.
Основные направления программы:

воспитательно – оздоровительное,

лечебно – профилактическое,

коррекционно - педагогическое
Программа реализуется через следующие разделы:

Укрепление материально – технической базы ДОО.

Работа с детьми.

Работа с педагогами

Работа с родителями.
Укрепление материально – технической базы
В детском саду оснащены: - музыкальный зал, в котором для проведения занятий
имеется: пианино, музыкальный центр, телевизор, необходимые музыкальные
инструменты, дидактические игры, необходимое спортивное оборудование: несколько
гимнастических скамеек, спортивные маты, , наклонная доска, ребристые доски, мячи,
обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое; - групповые комнаты с необходимым
оборудованием: массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажёры для
стоп, нетрадиционное оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую
группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий; - на территории
детского сада оборудована спортивная площадка, нанесена цветовая разметка для
увеличения двигательной активности детей на прогулке; - спортивная площадка для
занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием: «ямой» для
прыжков в длину, «полосой препятствий из 6 предметов» для развития выносливости,
гимнастической стенкой, турниками. - имеются различные виды картотек: подвижные
игры; упражнения для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и
пальчиковых игр и др. - в каждой возрастной группе имеются уголки движения
(спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением
педагогов. Ежегодно проводится частичный ремонт оборудования, обновляется мебель в
соответствии росту и возрасту воспитанников, развивающая среда в группах пополняется
нетрадиционным оборудованием.
Работа с детьми.


Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинским
работником, музыкальным работником.
1. Комплексное сопровождение здорового и безопасного образа жизни
воспитанников.
Диагностика:

- медицинские работники, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто
болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями;
- воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные
программой, отслеживают достижения ребёнка по начальной здоровьесберегающей
компетентности;
- музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.
При организации оздоровительной, лечебно – профилактической и коррекционной
работы, учитывается физиологическое и психологическое состояние детей, некоторые
дети занимаются индивидуально, по щадящему режиму
Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа
жизни воспитанников.
Отслеживание динамики показателей здоровья воспитанников (общего показателя
здоровья, показателей заболеваемости), эффективности оздоровления часто болеющих
воспитанников;
Включение в ежегодный отчет, доступный широкой общественности, обобщенных
данных о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни
воспитанников; - проведение наблюдения, анкетирования на предмет удовлетворенности
воспитанников, родителей (законных представителей).
Формы и методы
1. Обеспечение
здорового ритма жизни
2. Физические
упражнения

3. Гигиенические и
водные процедуры
4. Свето- воздушные
ванны

6. Активный отдых

Формы и методы оздоровления детей.
Содержание
- Щадящий режим (адаптационный
период) - гибкий режим; - создание
комфортной обстановки.
- утренняя ритмическая гимнастика Все 10
упражнения - ООД по физической
культуре - подвижные игры профилактическая гимнастика
(дыхательная, кинезиологическая,
улучшение осанки, зрения, профилактика
плоскостопия); - спортивные игры;
- игры
– эстафеты;
- физкультминутки; - оздоровительный бег; - прогулки,
- гимнастика пробуждения
- мытье рук и лица;
- игры с водой;
- обеспечение чистоты среды;
- проветривание помещений; - прогулки на свежем воздухе;
- обеспечение температурного режима и
чистоты воздуха;
- контрастные воздушные ванны.
- физкультурно-спортивные и музыкально
-спортивные праздники; - дни здоровья;
- физкультурные досуги и развлечения

Группы
Все

Все со средней
группы
Все

Все

7. Диетотерапия
8. Свето-и
цветотерапия
10. Муз терапия

11. Пропаганда ЗОЖ

- рациональное питание
-обеспечение светового режима;
- цветовое и световое сопровождение
воспитательно-образовательного процесса.
- музыкальное сопровождение
воспитательно
-образовательного процесса; музотеатральная деятельность;
- пение.
- занятия из цикла «Познай себя»

Все

Все

Все
Все
Одной из форм работы по привитию ЗОЖ являются занятия по валеологии. Они
проводятся начиная со средней группы. Цикл занятий включает в себя: для среднего
возраста 14 занятия в год, (1-2 раза в месяц).
Для старшего возраста 18 занятия в год, (2 раза в месяц). В подготовительной
группе 18 занятий в год (2 раза в месяц). 12 Продолжительность каждого занятия в
средней группе составляет 15 -20 минут, в старшей группе 20 – 25 минут, в
подготовительной группе 25 – 30 минут. Учебно – тематическое планирование НОД по
валеологии в средней группе
Учебно – тематическое планирование НОД по валеологии в средней группе.
№ п\п
Тема
Всего НОД
Путешествие в науку – валеологию. Знакомство с водой, как способом
2
1
привития КГН.
Что такое болезнь?
2
2
Прочь болезни и простуда?
3
2
Знакомство с органами слуха и зрения.
4
2
Для чего нам нужен рот?
5
2
Спокойной
ночи
6
2
Безопасность при общении с животными
7
4
Примерное календарно – тематическое планирование по формированию у
детей средней группы навыков здорового образа жизни.
Дата
Октябрь

Тема
Дружи с водой

Задачи
Продолжать
формировать
навыки личной
гигиены. Важно,
чтобы правила
личной гигиены
выступали не как
требования
взрослых, а как
правила самого
ребенка,
приносящие
большую пользу его
организму.

Деятельность
ребенка и педагога

Литератур
а

Дети рассматривают
рисунки животных и
птиц и
рассказывают, кто,
как умывается и
зачем они это
делают. Отвечают на
вопрос: зачем моется
человек и что может
случиться с
грязнулей?

«Уроки
Айболита»

Ноябрь

Подарок и
Мойдодыр

Закреплять название
и назначение
принадлежностей
для умывания. Дети
получают посылку
от Мойдодыра.

Рассматривают
принадлежности для
умывания, называют
их и рассказывают,
как их можно
применять.

Конспект

Откуда берутся
болезни

Дать детям
представление о
том, что микробы
бывают разные:
полезные и вредные
(болезнетворные)
могут жить вне и
внутри
человеческого
организма; Пути
проникновения их в
человеческий
организм. Когда
тело чистое ничто не
грозит Подвести
детей к пониманию,
что болезни
появляются от
микробов попавших
внутрь организма
человека
Дать детям
возможность
рассказать друг
другу, что они знают
о болезнях, как они
себя чувствовали,
когда болели, что
именно у них
болело.
Через зрелищное
представление,
познакомить детей с
наиболее полезными
лесными и
садовыми ягодами;
воспитывать
осознанное
отношение к
необходимости
употреблять в пищу
ягоды и фрукты.

Дети, рассматривая
рисунки,
рассказывают каким
способом попадают
микробы в организм
человека.

. «Уроки
Айболита»

Рассматривая
рисунки, помочь
детям выработать
правила как вести
себя, когда во время
болезни.

«Уроки
Айболита»

Дети выкладывают
на фланелеграфе
красочные картинки
с изображением
ягод. Воспитатель
читает стихи о
ягодах Дети
рассказывают о
правилах питания,
важные для
здоровья.

Белая К.Ю
«Как
обеспечить
безопаснос
ть
дошкольни
ка »

Как вести себя
во время

Декабрь

Театрализован
ная игра
«Витаминная»

Развлечение
«Чтобы нам не
болеть»

Январь

Развлечение
«Чтобы нам не
болеть»

Февраль

«Чтобы глаза
видели»

«Чтобы уши
слышали»

Через зрелищное
представление,
познакомить детей с
наиболее полезными
лесными и
садовыми ягодами;
воспитывать
осознанное
отношение к
необходимости
употреблять в пищу
ягоды и фрукты.
В игровой форме,
используя
зрелищные
выступления,
исполнительские
возможности детей;
воспитывать доброе
отношение к тем,
кто заботится о
здоровье детей;
формировать
осознанное
отношение к
необходимости
укреплять здоровье
с помощью зарядки,
витаминов.
Дать представление
о верных
помощниках –
глазах, ушах.
Органы слуха и
зрения у зверей и
человека. Как нужно
заботиться о них.

Дать представление
о верных
помощниках –
глазах, ушах.Органы
слуха и зрения у
зверей и человека.
Как нужно
заботиться о них..

Дети выкладывают
на фланелеграфе
красочные картинки
с изображением
ягод. Воспитатель
читает стихи о
ягодах Дети
рассказывают о
правилах питания,
важные для
здоровья.

Белая К.Ю
«Как
обеспечить
безопаснос
ть
дошкольни
ка

Развлечение
проводится в
спортивном зале.
Дети объясняют
Петрушкам, чтобы
не болеть надо
спортом, заниматься
и выполняют
различные
спортивные
упражнения и
приглашают
Петрушек
присоединиться.
Заканчивается
ритмическими
танцами.
Рассказ воспитателя
о значении зрения в
жизни животных и
человека. Поэтому
зрение надо беречь.
Рассмотреть
картинки – ситуации
и провести игру
«Полезно – вредно».
Предложить детям
сделать гимнастику
для глаз.
Воспитатель
предлагает закрыть
ушки детям и
произносит фразу и
просит повторить.
Рассказ воспитателя
о значении слуха в
жизни животных и
человека. Дети
рассматривают
картинки – ситуации

Белая К.Ю
«Как
обеспечить
безопаснос
ть
дошкольни
ка »

Уроки
Айболита

Уроки
Айболита

Приятного
аппетита!

Март

Крепкие –
крепкие зубы.

Знать о пользе
витаминов, их
значении для жизни.
Провести
взаимосвязи
здоровья и питания.
Рассказать какие
продукты полезны а
какие вредны. У
того, кто ест фрукты
и сырые овощи, как
правило, хорошее
самочувствие и
чистая кожа.
Фрукты и
овощиглавные
поставщики
витаминов.
Конфеты, шоколад,
мороженное в
больших
количествах, вредны
для здоровья
Дать представление
о пользе, значении и
защите зубов.
Познакомить детей с
правилами ухода за
зубами. Все первые
зубы у детей
называются
молочными, к 6
годам они
выпадают, а на их
месте вырастают
постоянные. Звери
тоже меняют зубы.
Зубы работают как
мельничные
жернова,
перемалывая пищу
во рту. Зубы
покрыты твердым
слоем эмали (в
организме нет
ничего более
твердого) Как ни

и проводит игру
«Полезно – вредно»
Предложить детям
сделать самомассаж
ушей
Беседа по сказке о
вкусных и здоровых
витаминах. Дети
пробуют на вкус
фрукты и овощи,
вспоминают какой
был на вкус завтрак.
Воспитатель
подводит детей, что
еда бывает разная.
Игра: «Вкусно и
полезно» «Угадай по
запаху, вкусу, на
ощупь продукты»
Дети закрепляют
правила питания,
важные для
безопасности.

Дети сравнивают
зубы человека и
животных.
Упражняются в
правильной чистке
зубов. Д/игра «Что
полезно и что вредно
для зубов»

Уроки
Мойдодыра

Уроки
Мойдодыра

тверды наши зубы,
но они часто
разрушаются и
болят (кариес).
Враги зубов
(микробы, сладкое и
мучное,
механическое
повреждение,
нехватка
витаминов).
Апрель

Спокойной
ночи

Май

Безопасность
при общении с
животными

Важно формировать
умение чутко
прислушиваться к
своему организму,
чтобы помогать ему
ритмично работать,
вовремя реагировать
на сигналы «Хочу
спать». Обратить
внимание на чувство
усталости и как его
можно устранить.
Животных надо
любить. Но при этом
надо помнить, что
даже домашние
животные могут
быть опасны. Надо
помнить, что от
кошек и собак
людям передаются
болезни – чесотка,
лишай, бешенство.
Бешенство –очень
опасная болезнь,
которая может
возникнуть после
укуса животных. От
нее можно даже
умереть, если не
лечиться

Рассматривание с
детьми картинок кто
из животных как
спит. Как спит
человек. Рассказать,
почему сон
необходим. Об
отдыхе и сне надо
заботиться. Беседа с
детьми о том чего не
надо делать перед
сном.
Игры
«Повстречались»
(тренировка мелкой
моторики рук,
закрепление
особенностей
голосовых реакций
животных) «Кто что
любит» Дети
знакомятся с
правилами
безопасного
поведения при
общении с
животными.
Рассматривание с
детьми картинок –
ситуаций. Куда
приведет каждая
ситуация?»

Уроки
Мойдодыра

«Азбука
общения»
Уроки
Мойдодыра

Примерное календарно – тематическое планирование по формированию у
детей старшей группы навыков здорового образа жизни
Дата

Тема

Задачи

Деятельность ребенка и
педагога

Литература

Октябрь Как
устроено
тело
человека
(Кто Я?)

Я и мое
тело:
Основные
звенья в
человеке

Ноябрь

Кожное
чувство и
кожное
осязание

Мое
сердечко

Познакомить детей
с тем, как устроен
человек. Обратить
внимание на
индивидуальные
особенности (рот,
возраст, пол,
походку) Помочь
детям понять
собственную
индивидуальность
в окружающем
мире.

Рассматривание
иллюстраций в
энциклопедии. Рассказ
воспитателя о том, как
устроен человек. Дети
рисуют человека,
сохраняя пропорции,
рассказывая при этом для
чего нужен нос, глаза,
уши, руки, ноги.
Вспомнить с детьми какие
они были маленькими,
какое у них было тело.
Занятие проводится в
спортивном зале.
Учить чувствовать Детям предлагается
собственное тело
представить себя
по его основным
отлаженным механизмом:
звеньям
горючее – воздух,
двигатель – сердце, колеса
– конечности. Во время
выполнения упражнений,
движений обращать
внимание на слаженную
работу всего тела
Формировать у
Предложить детям
детей
приложить к коже
представление о
теплый, холодный
кожном чувстве и
предмет. Вспомнить, как
органах осязания
делали укол. Чувствовать
можно и губами,
пальцами, языком
(провести эксперименты)
Определение на ощупь –
игра «Чудесный
мешочек» «Ящик
ощущений»
Познакомить с
Дети рассматривают
работой сердца:
иллюстрации, находят где
сердце как
располагается сердце, чем
моторчик «гоняет
оно защищено, каковы его
кровь» по всему
размеры. Послушать
телу и кормит все
работу сердца через
остальные органы. фонендоскоп, прощупать
Показать роль
пульс в разных ситуациях
сердца в организме (после бега, спокойном
человека. Тело
состоянии).
пронизано сетью
кровеносных
сосудов. Пульс

Авдеева Н.Н.
«Безопасность»
стр.84

Радионов В.
Готовимся к
школе
методами
физической
активности.

Конспект

Авдеева Н.Н.
Безопасность
Стр.86

Дети рассказывают по
картинкам, как микробы
попадают внутрь
человеческого организма.
Поговорить о
профилактике
заболеваний: личная
гигиена, закаливание
прививки. Тренинг «Что
делать, если ты заболел и
никого не дома».
Учить детей
Рассматривание картинок
Вредные
осознавать
–ситуаций из жизни
привычки
некоторые из своих детей, оценка увиденного
привычек
Игра «Да – Нет». Чтение
вредными для
коротких произведений и
организма и
обсуждение привычек и
постепенно
чем они вредны для
отказываться от
организма.
них. Проговорить,
чем вредны они.
Дать детям
Рассказ воспитателя о
Январь Кости и
представление
о
функциях костно –
мышцы
строении костно – мышечной системы у
мышечной системы животных и человека.
у человека; ее
Самооценка своей осанки
отличия от
и рассказывают, как они
аналогичной
заботятся о своем
системы у
позвоночнике.
животного, о ее
Выполнение детьми
роли и значении; о упражнений по
значении
профилактике сколиоза
физкультуры,
плоскостопия.
правильной осанки.
В зале детей встречают
Развлечение Создать у детей
радостное
Кощей Бессмертный,
тема:
настроение. Стать Баба-Яга, Страшило. Дети
участниками всего ведут диалог с
происходящего в
персонажами, оказывают
зале. Закреплять
им первую помощь.
представление о
костно – мышечной
системе.
Учить детей
Кукольный персонаж
Февраль Полезная
осознанно
Хрюша рассказывает о
еда
подходить к своему своих проблемах. Дети
питанию, отличать беседуют о рекламе на
полезные продукты продукты. О вреде
от неполезных.
«Марсов» и «Сникерсов»
Рассказ о пользе и и т.д. в большом
значении
количестве. Дети
витаминов.
выбирают из общего
Декабрь Откуда
берутся
болезни

Закрепить
представления о
том, что микробы
бывают разные:
полезные и
вредные могут
жить вне и внутри
человека. Пути
проникновения.

Уроки
Айболита Белая
К. Как
обеспечить
безопасность
дошкольников.

Уроки здоровья
Уроки
Мойдодыра
Авдеева
Безопасность

Сценарий

Конспект

числа продуктов
полезные. Игра
«Огородник»

Март

Апрель

Первые зубы у
Зачем нам
нужны зубы детей –молочные.
Они выпадают и
вырастают
постоянные, звери
тоже меняют зубы,
дать понятие о
строение зубов, их
в пищеварении.
Закреплять правила
ухода за зубами
Иметь
Цветок
представление о
здоровья
себе, как о члене
семьи. Построить
свое
генеалогическое
дерево. Учиться
строить свои
отношения
гармонично с
окружающими.
Дать
Одежда и
представление о
здоровье
том, что одежда
защищает человека
от жары и от
холода, дождя и
ветра. Чтобы
сохранить здоровье
и не болеть, надо
правильно
одеваться.
Развивать базовые
Умей
чувствовать двигательные
стереотипы для
себя
ощущения «схемы
тела». Дать понять
детям, как важно
быть физически
хорошо развитым и
ловким Занятие
проводится в
физкультурном
зале..

Беседа с врачом. Уроки
стоматологом. Дети
здоровья
упражняются в
правильной чистке зубов.
Предложить детям
нарисовать Зубик
больной и Зубик
здоровый. Поупражняться
в выборе полезных
продуктах для зубов
Занятие начинается с
песни о здоровье. Дается
понятие «колено»,
«поколение» Дети
составляют свое
генеалогическое дерево
из фотографий своей
семьи. Знакомятся с
цветком здоровья и кто
помогает сохранять нам
наше здоровье.
Рассмотреть с детьми
фотографии,
иллюстрации людей в
профессиональной
одежде (пожарные, спорт
и т.д) Рассказать об
основном назначении
одежды человека. Игра
«Одень кукол"

Конспект

Раскрашивание.
Авдеева Н.Н.
Безопасность

Выполнение основных
. Родионов
видов движений,
подвижные игры.
Обсуждение с детьми,
какие упражнения
наиболее трудные и
почему. Будет ли полезно
научиться их выполнять
Почему?

Май

Как можно
изменить
настроение

Май

Скорая
помощь и
правила на
всю жизнь

Дать понять, что
наши эмоции –это
часть нашего
здоровья. Важно
для организма быть
в хорошем
настроении и
каким способом его
можно поднять
Познакомить детей
с номером «03»,
Научить называть
«скорую помощь»
(назвать свою
фамилию, имя,
возраст, домашний
адрес) Учить детей
не теряться в
различных
ситуациях, учить
находить выход из
них.

Беседа с детьми о
настроении о
возможности создать
положительное
настроение. Игра «Азбука
волшебных слов» Игра
«Угадай по мимике мое
настроение» Игра
«Закончи рассказ»
Поговорить о том в каких
случаях вызывается врач
на дом. Чем отличается
машина «скорой помощи»
от любой другой.
Проиграть и проговорить
различные ситуации с
детьми. Кто еще может
помогать детям в
различных ситуациях. Как
необходимо вести себя
дома, на улице, в детском
саду.

Родионов
Уроки здоровья
Уроки
Мойдодыра

Авдеева Н.Н.
Безопасность.
Белая К.Ю. Как
обеспечить
безопасность
дошкольника
Уроки
Айболита.

Учебно – тематическое планирование ООД по валеологии в подготовительной
группе.
№ п\п
Тема
Всего ООД
1
Наш организм
1
2
Откуда берутся болезни?
2
3
Для чего человеку ногти?
2
4
Вспомним о зубах
2
Условия для жизни человека
5
Волосы. А что это такое?
2
6
Для чего человеку ногти?
2
7
Микробы и вирусы
2
8
Сон – лучшее лекарство
1
9
Знакомство с кожным покровом:
2
10
«Зачем нам кожа?»
1
11
Правила на всю жизнь
2
Примерное календарно – тематическое планирование по формированию у
детей подготовительной группы навыков здорового образа жизни
Дата
Октябрь

Тема
Наш
организм

Задачи
Продолжать учить
детей различать
индивидуальные
особенности своей
внешности (лица,
роста, возраста, пола,
походки); осознавать

Деятельность
ребенка и педагога
Дети рисуют
фигурки Неболейки
и Нехворайки,
наклеивают их на
кусочки картона.
Слушают
стихотворение

Литература
Основы
коммуникаци и
Л Шипицина

В мире я
такой оди

Откуда
берутся
болезни?

Ноябрь

Зачем
человеку
нужна
кожа

свои собственные
мышечные и
эмоциональные
ощущения. Этюды:
«Мой автопортрет»,
«Отражение в озере».
Помочь детям понять
собственную
индивидуальность в
окружающем мире и
дать понятие, что
каждый человек
изначально хорош и
имеет свое
предназначение. Дать
детям общее
представление о
здоровом образе
жизни.
Лекарства – наши
спасители и
помощники в
болезнях, но
обращаться с ними
надо умело. Дать
детям элементарные
понятия о правилах и
необходимости их
проведения

Закреплять
элементарные
представления о
коже, ее строении,
функциях. Закреплять
правила ухода за
кожей. Тренировка
кожи.

«Неболейка и
Нехворайка»

Игра - путешествие
«Дорога к здоровью»

Уроки Айболита
Безопасность
Авдеева

Дети рассказывают
друг другу что они
знают о болезнях,
как себя
чувствовали, когда
болело горло, живот,
голова.
Рассматривание
ситуаций, которые
могут привести к
заболеванию.
Наклеить вместе с
детьми различные
картинки, где
ребенок ведет себя
правильно.
Проведение опытов:
1.Кожные ощущения
теплого и холодного
предмета. 2. Легкий
укол пальца острым
предметом.
Рассматривание
иллюстрации о
строении кожи.
Рассказ воспитателя
о том, зачем
человеку нужна
кожа.
Оздоровительная
минутка
«Солнышко».
Закрепление правил

Уроки здоровья
Обухова Уроки
Айболита

Уроки здоровья
Обухова Уроки
Мойдодыр

Если кожа
поврежден
а

Декабрь

Глаза –
главные
помощник
и

Чтобы
уши
слышали

Закреплять
элементарные
представления о
коже, ее строении,
функциях. Если кожа
пострадала: травмы,
заболевания кожи
(сыпь, ожог,
обморожения) Уроки
здоровья
Знакомить детей со
значением зрения в
жизни человека.
Закреплять правила
поведения не
приводящие к
ухудшению зрения.

Продолжать
знакомить детей со
значением слуха в
жизни человека.
Закреплять правила
поведения, чтобы
сберечь органы слуха

ухода за кожей.
Рассматривание
иллюстраций –
ситуаций в которых
изображено в каких
ситуациях может
повреждаться кажа,
дети добавляют
рассказы из
собственного опыта
и родных
Игра «Как помочь
больной коже» Дети
имитируя
повреждение кожи
оказывают первую
помощь (работают в
парах). Совместно с
детьми сделать
вывод.
Беседа о значении
зрения в жизни
животных, птиц и
человека.
Проводится опыт
(яркий свет- зрачок
сужается, слабый –
расширяется)
Гимнастика для глаз.
Игра «Полезно –
вредно»
. Сценка: диалог 2
детей, которые
говорят каждый о
своем. Дети
обсуждают
ситуацию.
Предложить детям
вставить в уши
ватные тампоны и
попробовать
послушать.
Определить
чувствительный
порог уха.
Самомассаж ушей.
Дети рассказывают,
что необходимо
делать, чтобы уши
слышали.

Обухова Уроки
Мойдодыра

Уроки здоровья
Обухова Уроки
Мойдодыра

Уроки здоровья
Обухова Уроки
Мойдодыр

Январь

Февраль

Волосы. А
что это
такое?

Познакомить с
волосяным покровом
человека. Сравнить с
покровом животных и
птиц. Дать
элементарные знания
о строении и
особенностях волос.

Для чего
нужны
волосы.

Познакомить с
разнообразием волос
у людей, их формой,
цветом. Рассказать о
значении волос

День
здоровья

Прививать детям
санитарные и
гигиенические
навыки, потребность
быть здоровыми,
закаленными, учение
в случае заболевания
не бояться лечиться,
принимать лекарства,
делать уколы,
воспитывать
уважительное
отношение к врачам.

Ногти

Познакомить детей с
ногтями человека.
Сравнить с когтями
животных и птиц.

Рассматривание
иллюстраций. Беседа
с детьми где растут
волосы на теле
человека (нет только
на ладонях, губах,
подошвах)
Сравнение меха
животных и перьев
птиц. Для чего
нужны. Сравнить
длину волос на
голове, бровях, коже.
Рассматривание
схематичного
изображения
строения волоса
сравнить с растение
(ствол, корень)
Волосы живые –
потянуть будет
больно. Игра «Узнай
свой организм» (чего
у нас по1, по 2, чего
много)
Дети рисуют
автопортреты и
портреты родителей.
Послушать песенку о
рыжих (из
мультфильма)
Устраивается
вернисаж. К детям
приходит доктор
Айболит. Дети по
очереди подходят к
нему с жалобами.
Доктор Айболит всех
лечит. Дети
рассказывают и
показывают доктору
Айболиту как
необходимо
оказывать первую
помощь. Проводятся
игры
соревновательного
характера.
Рассматривание
иллюстраций,
сравнить когти и
ногти животных,

Конспект

Конспект

Как обеспечить
безопасность
дошкольникаБел
ая.

Конспект

Дать элементарные
сведения о строении
ногтя. Учить
правильному уходу за
ногтями.

Зубки, мои Закреплять ранее
полученные сведения
зубки.
о зубах, их роль в
пищеварении, что
приводит к
заболеванию, правила
ухода за зубами
Беседа с детьми о
значении зубов для
человека. Уроки
здоровья

Март

Питание
необходим
ое условие
для жизни
человека

Помочь детям понять,
что здоровье зависит
от правильного
питания. Еда должна
быть не только
вкусной, но и
полезной. Закреплять
знания о пользе
витаминов для
здоровья человека.
Учить противостоять
телевизионной
рекламе.

птиц и человека.
Рассмотреть
схематичное
изображение ногтя.
Значение ногтя для
человека. Как беречь
ногти и как за ними
ухаживать Дети
обводят свои руки и
рисуют на них ногти.
Рассматривают
работы.
Чтение
стихотворения
Михалкова «Как у
нашей Любы…»
Рассматривание
схематичное
строение зуба. Дети
рассказывают, что
вредно для зубов,
зачем человеку
нужна зубная щетка
Практикум «Чистка
зубов»
Беседа с детьми о
вкусной и здоровой
пище. Что помогает
человеку
переваривать пищу.
Рассмотреть схему
желудочно –
кишечного такта.
Продолжи сказку.
(вос-ль дает начало,
дети придумывают
сюжет) Игра «Что
разрушает здоровье и
что укрепляет»
Предложить
нарисовать,
вылепить полезные
для здоровья
продукты. Дети дают
описание каким они
видят, про которого
говорят «это
красивыйчеловек»

Уроки
Мойдодыра

Уроки здоровья
Уроки
Мойдодыра
Безопасность
Авдеева Уроки
здоровья

Апрель

Вредные
привычки

Способствовать
становлению у детей
ценностей здорового
образа жизни.
Человека с вредными
привычками нельзя
назвать красивым
человеком. Только
смелый и волевой
человек может им
противостоять.

Микробы
и вирусы
(совместно
с врачом
педиатром
)

Дать детям
элементарные
представления о
микробах, вирусах и
их разновидностях.
Расширить
представления детей
о том, что микробы
или вирусы попадая в
организм вызывают
различные
инфекционные
заболевания.
Познакомить с
мерами
профилактики.

Сон –
лучшее
лекарство

Дать представление
детям о значении сна
в жизни человека Во
время сна организм
растет и отдыхает,
набирается сил.

Игра «Да – Нет»
картинки – ситуации
(положительные и
негативные действия
детей) Дети
раскладывают на 2
колонки и поясняют.
Вос-ль читает
рассказ и просит
помочь разобраться в
ситуации
Разыгрывание
детьми ситуаций.
Итог.
Рассмотреть
схематично
изображенную
каплю воды с
микробами в ней.
Рассмотреть каплю
воды через
микроскоп
Рассказать где
микробы и вирусы
живут в природе
(земля, вода, воздух)
о полезных и
вредных микробах.
От вредных
микробов и вирусов
делают прививки.
Закаливание и
занятием помогает
бороться организму с
микробами и
вирусами.
Подвижная игра
соревновательного
характера.
Беседа с детьми без
чего человек не
может жить.
Рассмотреть
картинки кто из
животных, птиц как
спит Рассказать о
значении сна в жизни
человека. Игра
«Плохо – хорошо» по
гигиене сна. Вывод:
сон – лучшее
лекарство для

Безопасность
Авдеева Уроки
Айболита
Конспект

Уроки здоровья
с 29

человека...

Май

Если
случилась
беда

Рассказать детям об
опасных ситуациях
для жизни человека.
Учить оказывать
первую посильную
помощь
пострадавшим. Знать
телефоны служб
помощи -01, 03, 04.

Рассмотреть
различные ситуации
в книжной
энциклопедии и
причины
приводящие к этому.
Проиграть, оказывая
первую посильную
помощь.

Уроки Айболита
с 31
Безопасность
Авдеева с 77, 79
83. 108.

Диагностика сформированности валеологических знаний у детей.
Критериями сформированных представлений старших дошкольников о здоровом
образе жизни и валеологической культуре являются:

- наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые
соответствуют истинным медицинским знаниям;

- отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый
образ жизни, заниматься физкультурой, спортом; помогать товарищам, близким и другим
людям в виде выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка;

- применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта,
нравственных поступках в жизни.

- соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и
укреплению здоровья. С учетом этого сформированностьвалеологической культуры
старших дошкольников может характеризоваться следующими уровнями и их
показателями:

уровни и их показатели:

Сформирован - ребенок быстро, четко, по существу отвечает на заданные
вопросы, называет важные процедуры, мероприятия, способствующие здоровью человека;

На стадии фолрмирования - ответ не полон, имеется ограниченность
представлений о необходимости гигиены в жизни каждого человека, о нравственных
поступках;

Не сформирован - ребенок практически не понимает для чего необходимо
вести здоровый образ жизни, фантазирует, придумывает;
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически
здорового ребёнка является работа с родителями (законными представителями). Если мы
хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту
проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность. Для себя яопределила
следующие задачи работы сродителями:

Повышение
педагогической
культуры
родителей
(законных
представителей).

Пропаганда общественного дошкольного воспитания.

Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного
воспитания.

Установка на совместную работу с целью решения психолого –
педагогических проблем развития ребёнка.

Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через
психологические тренинги, консультации, семинары.

Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и
психологической среды в семье.


Формы работы с родителями:
Формы работы

№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
Дни открытых дверей.
Совместные занятия для детей и родителей.
Круглые столы с привлечением специалистов детского сада
Консультации, размещенные на сайте детского сада, папки – передвижки.
Организация совместных дел. Анкетирование.
Методы, используемые педагогами в работе:
№ п\п Тема
Форма работы
1.
Причины частых и длительно текущих острых респираторных Анкетирование
заболеваний.
Консультация
2
Профилактика ОРЗ в домашних условиях
Педагогические
беседы с
родителями.
3.
Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
Педагогические
беседы
4.
О питании дошкольников
День открытых
дверей.
Круглый стол.
5.
Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома. Спортивный
праздник «Мама
папа я – спортивная
семья»
6.
Воспитание культурно – гигиенических навыков у
Педагогические
дошкольников.
беседы с
родителями.
7.
Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя,
Консультация
курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
8.
Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка
Консультация
9.
Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
семинар –
практикум со
специалистом
(врачемпедиатором)
ПОДПРОЕКТ 1
«Здоровичёк»
Цель: Целостное оздоровление детей. Формирование у детей дошкольного
возраста привычки здорового образа жизни, самоорганизации.
Задачи:


Укрепить мышечный тонус.

Сохранить положительные эмоции при выполнении физических
упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.


Предполагаемый результат:


Общее укрепление здоровья детей.


Повышение работоспособности детей, снижение утомляемости во второй
половине дня и в конце недели.

По составу участников: групповой.
Аннотация:
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами
является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование
здорового образа жизни начинается уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в
ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные
познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, совместная деятельность
педагога и ребенка в течении дня.
В целях оздоровления организма детей в нашем детском саду большое внимание
уделяется оздоровительной гимнастике после сна.
Комплекс оздоровительной гимнастики после
нескольких частей: 1.разминочные упражнения в постели;

дневного сна

состоит

из

2.выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика);
3.выполнение ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика);
4.ходьба по «дорожке здоровья» (ходьба по массажным, ребристым дорожкам).
Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна
составлять не менее 12-15 минут (ст. возраст, 7-10 минут (мл. возраст).
Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.
Главное правило гимнастики после сна – исключить резкие движения, которые
могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как
следствие, головокружение.
В раннем возрасте гимнастику после сна проводят инструктора по физической
культуре.
Комплекс упражнений (Приложение №1)
Перспектива:
Продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья»,
праздников, субботников.

Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию
семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением
специалистов.

Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных
увлечений «Что умею сам – научу детей» (в вечернее время).

Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью
педагогической пропаганды здорового образа жизни.

Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс,
консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.


Литература:
1.
Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное
пособие/ Г.М.Гунн. – СПб.2000.- 192с.
2.
Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю.
Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.
3.
Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья.
[Текст]:программаэколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин ,
А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.
4.
Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. [Текст]: методическое
пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.
5.
Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой,
7.В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. –
208с.
6.
М. А. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду»
7.
Е. Н. Борисова «Система организации физкультурно – оздоровительной работы с
дошкольниками»
8.
Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет»
9.
В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»
10.
Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития:
Методическое руководство для работников ДОУ /Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е.
Жичкина, С.И. Мусиенко – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001Дик Н.Ф. Увлекательные
физкультурные занятия для дошкольников.- М.,2007.
11.
Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам
безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада/ К.Ю. Белая.
12.
Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей. - М., 2008
13.
Ю. Змановский «Здоровье дошкольников»
14.
М. А. Минкевич «Физические упражнения для детей раннего возраста»
15.
Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-4 лет.
16.
Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для
ДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».