ДОП МАгия песка 2023

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Нижнетуринского городского округа
детский сад «Алёнушка»

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАДОУ детский сад «Алёнушка»
Протокол № 1 от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Заведующим МАДОУ д/с «Алёнушка»
________________ Л.В. Спехова
Приказ № 210к от «30» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для детей дошкольного возраста 5-7 года жизни
« Магия песка»
на 2023 - 2024 учебный год

Педагог-психолог:
Гриневич Т.Б.

Нижняя Тура
2023 год

Оглавление
1. Целевой раздел ........................................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ....................................................................................... 3
1.2. Направленность дополнительной образовательной программы, её
актуальность и педагогическая целесообразность .................................................... 4
1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы ........................ 5
1.4. Характеристика контингента воспитанников................................................... 5
2. Содержательный раздел ............................................................................................ 7
2.1. Объём Программы ............................................................................................... 7
2.2. Содержание дополнительной образовательной программы ........................... 7
2.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы .............. 10
2.4. Формы и режим занятий ................................................................................... 10
2.5. Планируемые результаты обучения ................................................................ 10
2.6. Мониторинг и система оценки качества знаний ............................................ 10
2.7. Учебно-тематический план программы дополнительного образования
“Магия песка” .............................................................................................................. 10
2.8. Календарный учебный график ......................................................................... 14
2.9. Календарно – тематическое планирование в средней группе (4 -5 лет)..... 14
3. Организационный раздел ........................................................................................ 33
3.1. Организационно – педагогические условия ................................................... 33
3.2. Методические условия реализации дополнительной образовательной
программы ................................................................................................................... 33
3.3. Учебно – методическое обеспечение .............................................................. 33
3.4. Кадровые условия .............................................................................................. 34
Список литературы ........................................................................................................ 35
Приложение №1 ............................................................................................................. 36
Приложение №2 ............................................................................................................. 37

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Магия песка» разработана в
соответствии с нормативными документами, регламентирующими организацию
дополнительного образования: Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в
Российской Федерации» от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ, а также приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №
1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по дополнительным
общеобразовательным
программам",
Постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706
«Оказание
образовательных
услуг
по
реализации
дополнительных
образовательных
программ
дошкольного
образования»,
Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция
развития дополнительного образования детей».
Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе
образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МАДОУ
д/с
«Алёнушка»
в
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), федеральной
образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО).
Продолжительность обучения: 38 недель
Для детей 4-5 лет по 20 минут в неделю;
Для детей 5-6 лет по 25 минут в неделю.

3

1.2. Направленность дополнительной образовательной программы, её
актуальность и педагогическая целесообразность
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с
древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную
картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный
сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет
ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается
в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек
достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма
деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания,
страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие
его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного
мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший
воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы
обучения.
усиливает
желание
ребенка
узнавать
что-то
новое,
экспериментировать и работать самостоятельно.

развивает тактильная чувствительность как основа “ручного
интеллекта”.

в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все
познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь
и моторика.

совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем
способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков
ребенка.

песок, как и вода, способен “заземлять” отрицательную энергию, что
особенно актуально в работе с “особыми” детьми.


Для программы характерна достаточно высокая степень научности. Основу
дополнительной образовательной программы «Магия песка» составляют:
1.
Коцепция К. Г. Юнга «Часто руки знают как распутать то, над чем
тщетно бьётся разум».
2.
Концепция Л. А. Венгера «О развитии способностей ребёнка
дошкольного возраста», содержащая утверждения, что главное в обучении
грамоте – развитие способностей позволяющих ребёнку самостоятельно
анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно
относится к собственной деятельности, а не только формирование знаний,
навыков и умений.
3.
Теория А.В. Запорожца «О самоценности дошкольного периода
развития: основной путь развития ребёнка – путь обогащения, наполнения
4

наиболее значимыми для дошкольников формами и способами деятельности».
1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: Развитие творческих способностей с помощью техники
рисования песком. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Реализация программы: В форме игры, познавательной активности и
исследовательской
деятельности,
в
форме
творческой
активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).
Задачи:
Развивать умения передавать форму, строение предмета, правильные
пропорции его частей, использую разные оттенки света и тени;

Учить создавать статичные песочные картины с учётом ритма,
симметрии;

Развивать композиционные умения при изображении групп предметов
или сюжетов;

Развивать художественно-эстетический вкус;

Воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный
комфорт;


1.4. Характеристика контингента воспитанников
Дети 4-5 лет
Юные художники шаг за шагом начинают осваивать более сложные техники
рисования. Их изображения становятся схематичные и понятные, а темы для
творчества разнообразные. В этот период идёт освоение сюжетного рисунка. К
композиции из предметов добавляются всевозможные объекты: дождь, солнце,
облака. К 4-5 годам дети знают основные геометрические фигуры и могут их
изобразить, имеют представления о величине и расположении предметов. Рисуя
человечка, малыш начинает прорисовывать его лицо: глаза, брови, нос, рот,
волосы. Развивается образное мышление. Расширяются границы воображения.
Формируется оригинальность и произвольность. Формируются навыки рисования
по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм
воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по
сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота,
длина и ширина. Продолжает развиваться воображение.
Дети 5-6 лет
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё
поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения
детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные
отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности
взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с
субординацией ролевого поведения.


5

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают
сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и
эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы,
по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной
деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и
промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,
треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по
возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности,
особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при
этом противоположных признаков.


6

2. Содержательный раздел
2.1. Объём Программы
Объём дополнительной образовательной программы «Магия песка»
обусловлен единым блоком программы, где обязательно присутствует игровой
сюжет.
Условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога-психолога, его творческий подход к
проведению занятий.
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного
образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком,
индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы
Оборудование “педагогической песочницы”
1. Световой стол 60/70 см. Высота бортов 4,5 см. 5 световых программ
(жёлтый, зелёный, белый, синий, красный). Программы переключаются с
помощью кнопок . Есть режим “Северное сияние”.
2. Чистый белый или цветной песок.
3. Музыкальное сопровождение на CD.
2.2. Содержание дополнительной образовательной программы
Реализация программы направлена на обеспечение единого процесса
обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребёнка
дошкольника. В ней предусматривается расширение и усложнение программных
задач. Особое внимание уделено практическому овладению каждым ребёнком
творческой,продуктивной деятельности. Развитию мелкой моторики.
Последовательное усвоение умений рисовать прямые и волнистые линии в
разных направлениях, владеть способом втирания песка. Насыпания из кулачка,
рисование спирали закручивающейся к центру и от центра, умение проводить
пересекающиеся прямые и наклонные линии. Рисовать дуги и владение навыком
рисования симметрично двумя руками. Используемый на занятии дидактический
материал понятен и доступен ребёнку, пробуждает положительные эмоции,
служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Развитию мелкой мотрики так же способствует пальчиковая
гимнастика,игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии,
Методы и приёмы, используемые в работе, соответствуют возрастным
особенностям дошкольников, а не копируют школьную программу. Содержание
программы учитывает индивидуальные особенности ребёнка. Педагог, родитель
могут самостоятельно выбрать темп прохождения программы, вносить в неё
изменения.
Решение задач программы осуществляется линейно (от группы к группе
задания усложняются), однако ведущей задачей остаётся развитие творческого
потенциала воспитанников.
7

Очень важным в программе является формирование у ребёнка учебных
умений:
1.
Понимание учебных задач, которые проходят через весь
образовательный процесс, выполняя в нём самые различные функции:
активизируют и мотивируют ребёнка, побуждают его к учебной деятельности.
2.
Умение решить учебные задачи самостоятельно. Для этого ребёнку
предлагаются творческие задания, выполнить которые ребёнок может
индивидуально, проявив инициативу. Творчество, выдумку и воображение.
3.
Формирование умения провести самоконтроль и самооценку своей
выполненной работы.
Основное назначение программы «Магия песка»:
1.
Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений с
песком, природным материалом, различными приспособлениями (кистями,
массажными мячиками, трафаретами).
2.
Развивать творческие способности детей, способствуя:
- овладению навыками рисования песком (пальчиком и различными
приспособлениями, умению насыпать, просеивать, выдувать песок);
- формированию умения понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно;
- формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять
контроль и самооценку;
- развитию способности к саморегуляции поведении и проявлению волевых
усилий для выполнения поставленных задач;
- развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
При создании программы и методики её реализации учитывалось положение
Л.С. Выготского «О ведущей роли обучения», которое является движущей силой
психического развития. Обучение, по мнению Л. С. Выготского, не может
осуществляться без реальной деятельности самого ребёнка, поэтому метод
практических заданий является ведущим в данной программе.
Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его
комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Каждое занятие
подчинено одной теме или сюжету. Все задания и упражнения взаимосвязаны и
дополняют друг друга. Схема построения занятий отличается от общепринятой
следующими моментами:
1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в
песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом детей).
Игры-занятия проводятся с подгруппой детей на большом световом столе.
8

Психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком
— это может быть Мишутка. Игрушка должна быть красивой и интересной для
детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых
исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку
воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Психолог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение
тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.
Ведущий сначала показывает в песке все движения, затем дети их
повторяют; выполняют вместе со взрослым — “рука в руке”.
2. Игра с Мишуткой. Мишутка приглашает детей к себе в гости, в
песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет,
материал, из которого она сделана). При работе с дошкольниками можно сразу
придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и
т.п.). Также дети с помощью Мишутки обозначают для себя некоторые правила
поведения в песочнице.
Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить
удовольствие и радость. Мишутка хвалит каждого высказавшегося ребенка и
предлагает поиграть с ним в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается
ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны
тактильные маркеры начала и окончания занятия.
Способы работы с песком:
1) Способы засыпания рабочего стола:






просеивание (сквозь пальцы)
расхлопывание ладошкой
дождик (сыпем из кулачка)
торнадо (сыпем из двух кулачков)
волна

2) Техника рисования песком (основные приёмы):
Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя
руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование
мизинцем;

Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;

Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;

Особенности в работе с песком на световых столах:

Рисование отличается простотой

Песочное рисование это – КРАСОТА!

Пластичность

Уменьшение стресса

Воздействие светом, цветом, музыкой


9

Деление содержания программы «Магия песка» условно и зависит:
1.
2.

От возраста, с которого начата работа по данной программе.
От состояния психического развития ребёнка.

2.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Курс обучения рассчитан на 38 уч. недель.
2.4. Формы и режим занятий
Основной формой работы с детьми является занятия. Режим занятий: 1 раз в
неделю по 20, 25 мин. Начало занятий вторая половина дня не ранее 15.00 часов.
Оптимальная наполняемость подгруппы: 6-7 детей
Набор в группу проводится в начале учебного года на свободной основе.
2.5. Планируемые результаты обучения
Обучение детей в соответствии с прилагаемой системой обеспечивает
развитие творческого потенциала воспитанников, овладение навыками рисования
песком, развитие мелкой моторики.
В результате реализации программы планируется получить следующие
результаты:
К концу учебного года, после проведения совместной деятельности с
использованием песочницы дети научаться:
- последовательно и точно передавать увиденное, применять полученные
навыки и способы рисования песком;
-уметь выстраивать композиции на песке по образцу;
-применять навыки от игр и совместной деятельности с другими детьми; внимательно относятся к коллективу при организации групповой деятельности.
2.6. Мониторинг и система оценки качества знаний
Педагогический процесс организуется на диагностической основе, что
предполагает систематическое проведение мониторинга включающего следующие
этапы: первичный и итоговый.
2.7. Учебно-тематический план программы дополнительного образования
“Магия песка”
Месяц
Сентябрь

Кол-во
занятий
1.

Лексическая тема
Мониторинг

Возраст 4-5 лет
кол-во часов
0,20

10

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

2.

Мониторинг

0,20

3.

Знакомство с песком

0, 20

4.

«Дорожки и линии»

0,20

5.

“Лесенка”

0,20

6.

“Песочный пирог”

0,20

7.

“Яблоня”

0,20

8.

“Ёжик”

0,20

9.

“Лес. Ёлка”

0,20

10.

“Клубок”

0,20

11.

“Овечка”

0,20

12.

“Неваляшка”

0,20

13.

“Снеговик”

0,20

14.

“Снежинка”

0,20

15.

“Новогодняя ёлочка”

0,20

16.

“Зимний лес”

0,20

17.

Морской мир “Звезда”

0,20

18.

Морской мир “Осьминог”

0,20

19.

Морской мир “Кит”

0,20

20.

Морской мир “Рыбка”

0,20

21.

“Город”

0,20

22.

“Корабль. Море”

0,20

23.

“Машина”

0,20

24.

Самолёт

0,20

25.

“Торт со свечами”

0,20

26.

“Цветы для мамы”

0,20

27.

“Сердечко”

0,20
11

Апрель

Май

Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

28.

“Кот с усами”

0,20

29.

“Вертолёт”

0,20

30.

“Ракета. Комета”

0,20

31.

“Мухомор”

0,20

32.

“Петушок”

0,20

33.

«Котята»

0,20

34.

«Корзина с цветами»

0,20

35.

«Лесной пейзаж»

0,20

36.

«Зайчата»

0,20

37.

Мониторинг

0,20

38.

Мониторинг

0,20

Кол-во
занятий

Лексическая тема

Возраст 5-6 лет
кол-во часов

1.

Мониторинг

0,25

2.

Мониторинг

0,25

3.

«Дождик»

0, 25

4.

«Осенние листочки»

0,25

5.

“Дорожка”

0,25

6.

“Круги и линии”

0,25

7.

“Деревья”

0,25

8.

“Животные леса”

0,25

9.

“Лес. Ёлка”

0,25

10.

“Круги”

0,25

11.

“Овалы”

0,25

12.

“Кукла”

0,25
12

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

13.

“Снеговик”

0,25

14.

“Снежинка”

0,25

15.

“Новогодняя ёлочка”

0,25

16.

“Игрушки на ёлку”

0,25

17.

Морские животные”

0,25

18.

Морской мир “Звезда”

0,25

19.

Морской мир “Золотая рыбка”

0,25

20.

Морское дно «Кaмешки и водоросли»

0,25

21.

« Дома и здания»

0,25

22.

“Корабль. Море”

0,25

23.

“Автомобили”

0,25

24.

«Воздушный шар»

0,25

25.

“Праздничный пирог”

0,25

26.

“Цветы для мамы”

0,25

27.

“Сердечко”

0,25

28.

“Ваза с цветами”

0,25

29.

“Самолет”

0,25

30.

“Ракета. Комета”

0,25

31.

“Качели”

0,25

32.

“Весна”

0,25

33.

«Котята»

0,25

34.

«Весенний пейзаж»

0,25

35.

«Ветка сирени»

0,25

36.

«Ручейки»

0,25

37.

Мониторинг

0,25

38.

Мониторинг

0,25
13

2.8. Календарный учебный график
Режим работы учреждения: 10,5 часов.
Старшая и
подготовительная
группа
(5-6 лет)

Средняя группа
(4-5 лет)

Содержание
Количество возрастных групп
Начало учебного года

2
01 сентября 2023
г.
Окончание учебного года
31 мая 2024 г.
Продолжительность учебного года 38 недель
всего, в том числе
1-е полугодие
17 недель
2-е полугодие
21 неделя
Режим работы
7.00-17.30
Продолжительность учебной недели 5 дней
Летний период
01.06.24г.31.08.24г.
Всего в неделю занятий
1
Максимальное количество занятий в 1
течение дня
Объём недельной образовательной 20 минут
нагрузки
Длительность занятия
20 минут
Максимально допустимый объём 20 минут
недельной
образовательной
нагрузки по СанПиН 2.4.1.3049-13
Сроки проведения мониторинга
01.09.23-15.09.23г.
18.05.24-22.05.24г.
Праздники и развлечения
«Путешествие в
песочную страну»

4
01 сентября 2023 г.
31 мая 2024 г.
38 недель
17 недель
21 неделя
7.00-17.30
5 дней
01.06.24г.-31.08.24г.
1
1
25 минут
25 минут
25 минут
01.09.23-15.09.23г.
18.05.24-22.05.24г.
«Песочная фея и ее
друзья»

2.9. Календарно – тематическое планирование в средней группе (4 -5 лет)
Месяц

Неделя

Сентябрь

1.

Название

Задачи

Мониторинг

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление

“Дождик”

14

3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение
2.

“Осенние
листочки”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

3.

“Дорожки”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

4.

«Круги и линии»

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

Октябрь

5.

“Деревья”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
15

3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение
6.

“Животные леса”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

7.

“Лес.Ёлка”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

8.

« Круги»

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

Ноябрь

9.

“Овалы”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
16

3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение
10.

“Кукла”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

11.

“Снеговик”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

12.

“Снежинка”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

Декабрь

13.

«Новогодняя ёлка»

17

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление

3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение
14.

«Новогодние
игрушки»

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

15.

Морские животные 1.Развитие мелкой моторики и
(трафареты)
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

16.

Морской мир
“Звезда”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

Январь

17.

“Золотая рыбка”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
18

3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение
18.

“Камешки и
водоросли”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

19.

“Дома и здания”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

20.

“Корабль. Море”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

Февраль

21.

“Автомобили”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
19

3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

22.

«Воздушный шар» 1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

23.

“Праздничный
пирог”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

24.

“Цветы для мамы”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

Март

25.

“Сердечко”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
20

мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение
26.

“Ваза с цветами”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

27.

“Самолет»”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
потенциала
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

28.

“Ракета.Комета”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
потенциала
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

Апрель

29.

“Качели”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
21

2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

30.

“Весна”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

31.

“Котята”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление

Май

3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение
32.

“Весенний пейзаж” 1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

33.

“Ветка сирени”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
22

чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение
34.

«Ручейки»

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

Мониторинг

Месяц

Неделя

Сентябрь

1.

Название
“Знакомство с
песком”

Задачи
1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

2.

“Дорожки и
линии”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
23

4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение
3.

“Лесенка”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

4.

«Песочный
пирог»

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

Октябрь

5.

“Яблоня”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

6.

“Ёжик”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
24

4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение
7.

“Лес.Ёлка”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

8.

« Клубок»

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

Ноябрь

9.

“Овечка”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

10.

“Неваляшка”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
25

4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение
11.

“Снеговик”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

12.

“Снежинка”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

Декабрь

13.

«Новогодняя
ёлка»

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

14.

«Зимний лес»

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
26

4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение
15.

Морской мир
«Звезда»

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

16.

Морской мир
“Осьминог»

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

Январь

17.

“Кит”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

18.

“Рыбка”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
27

4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение
19.

“Город”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

20.

“Корабль. Море”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

Февраль

21.

“Машины”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

22.

«Самолёт»

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
28

3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение
23.

“Торт со свечами” 1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

24.

“Цветы для мамы” 1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

Март

25.

“Сердечко”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

26.

“Кот с усами”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
29

3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение
27.

“Вертолёт”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
потенциала
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

28.

“Ракета.Комета”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
потенциала
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

Апрель

29.

“Мухомор”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

30.

“Петушок”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
30

2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение
31.

“Котята”

Май

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

32.

“Корзина с
цветами”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

33.

“Лесной пейзаж”

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
31

эмоциональный настрой, сплочение
34.

«Зайчата»

1.Развитие мелкой моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие воображения и творческого
мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение психоэмоционального
напряжения. Положительный
эмоциональный настрой, сплочение

Мониторинг

32

3. Организационный раздел
3.1. Организационно – педагогические условия
Программа может быть реализована педагогом дополнительного
образования, квалификация которого соответствует следующим требованиям:
высшее педагогическое образование в области, соответствующей профилю данной
образовательной программы. Занятия проводятся в течение учебного года,
Зачисление детей проводится на основе заявления родителей. Список зачисленных
детей в кружок утверждается заведующей ДОУ. По желанию родителей, они
могут присутствовать на занятиях. Для родителей организуются Дни открытых
дверей «Учимся вместе». Проводятся развлечения совместно с родителями
«Песочные фантазии»- выставка рисунков.
3.2. Методические условия реализации дополнительной образовательной
программы
Программа реализует различные формы работы обучающихся на занятиях:
- изложение материала;
- практикум;
- проблемные ситуации.
Методы, используемые при реализации программы:
- практический;
- наглядный (видеоматериалы, схемы, таблицы, макеты, иллюстрации,
игрушки, настольно – печатные игры);
- словесный (беседы, разъяснения, игры, упражнения, поощрения).
Структура занятий включает обязательные элементы:
1) Ориентировочный этап;
2) сообщение темы занятия;
3) игры и упражнения с песком;
4) физминутка;
5) практическое задание;
6) Ритуал прощания, итог.
Во время проведения занятий присутствует положительная эмоциональная
оценка. При индивидуальной оценке отмечается активность, удача, пусть даже
маленькая или просто хорошее настроение того или иного ребенка. Занятие
заканчивается так, чтобы дети ждали следующей встречи с психологом.
3.3. Учебно – методическое обеспечение
Занятия с детьми проводятся в комнате песочной терапии дошкольного
образовательного учреждения, который расположен на первом этаже здания.
Занятия проводятся по подгруппам (3-4 человека ) или индивидуально.
1. Световой стол 60/70 см . Высота бортов 4,5 см. 5 световых программ
(жёлтый, зелёный, белый, синий, красный).
2. Чистый белый песок.
33

3. Музыкальное сопровождение на CD.
4. Материалы для рисования:








Использование кондитерского шприца
Использование массажного мяча
Использование ситечка
Использование трафаретов
Использование трубочки (выдувание рисунков)
Использование декоративных украшений (камни, палочки)
Использование кистей

3.4. Кадровые условия
Программу реализует педагог– психолог Гриневич Т.Б.., первая
квалификационная категория.
Образование:
2017г. ФГБОУ ВО УДГУ. квалификация «Бакалавр», специальность
«психолого-педагогическое образование».
Стаж педагогической работы - 15 лет.
Стаж работы в данной должности – 5 лет.

34

Список литературы
1. Занятия с детьми 5-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и
познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. –
Волгоград: Учитель, 2019. – 122 с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, младшая группа:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М.: Карапуз –
Дидактика, 2007 – 144 с.
3. Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.:
Сфера, 2011. – 256 с.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.
5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к
дошкольному учреждению. –М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2013. – 72
с. (Психологическая служба).
6. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы.
– М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2014. – 136 с. (Психологическая
служба).

35

Приложение №1
4.Оценочные материалы
Мониторинг и система оценки планируемых
результатов освоения программы
Мониторинг детей 4-6 лет (сентябрь-май)

Художественно
-эстетическое
развитие

Познавательное развитие

Социальнокоммуникативно
е развитие

сфер
ы

сентябрь
1.Правила поведения в
общественных местах
2.Игровые правила
3.Социальная оценка поступков

1.Ф.И. ребёнка
2.Имена родителей
3.Животные и их детёныши
4.Счёт до 10 в прямом и обратном
направлении
5.Геометрические фигуры
6.Группирование предметов:
по цвету,форме,величине
7.Предлоги: вверху – внизу,
впереди – сзади, слева – справа,
на, над, под, верхняя - нижняя
8.Различать и называть части
дома, машины, дерева, животных,
человека.
1.Уметь рисовать сюжеты по
замыслу и образцу, воображению
2.Знать и применять приёмы, и
способы рисования
3.Использовать в рисовании
природный, бросовый материал

Условные обозначения
0 – уровень не сформирован;
1 – находится в стадии формирования;
2 – уровень сформирован.

36

май

Приложение №2
Показатели подготовки планируемых результатов освоения программы
- дети научатся последовательно и точно передавать увиденное, применять
полученные навыки и способы рисования песком;
-будут уметь выстраивать композиции на песке по образцу и по замыслу;
-получат навыки коммуникации от игр и совместной деятельности с другими
детьми;
-расшириться словарный запас, активизируется познавательная деятельность.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».