Принято: Согласовано: Утверждаю: Педагогическим советом Председатель ППк Заведующий МАДОУ д/с «Алёнушка» МАДОУ д/с «Алёнушка» МАДОУ д/с «Алёнушка» Спехова Л.В. _________ протокол № 1«30» 08 2021 г. __________ Воронина С.В «30» 08 2021 г. «30» 08 2021 г. Приказ № 199/1 от «30» 08 2021г. Положение о порядке реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации МАДОУ д/с «Алёнушка» 1 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о порядке разработке утверждения и реализации адаптированных основных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского круга детский сад «Алёнушка» (далее – Положение), разработано в соответствии с распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психологопедагогическом консилиуме образовательной организации" в соответствии с нормативными документами: * Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; *Федеральным законом от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; * Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; *Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 №723-н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»; *Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. № 486н “Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы, и их форм”; *Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»; *Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013 №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»; *Распоряжением Комитета по образованию от 29.09.2017 №2972-р «Об организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенкаинвалида)»; *Распоряжением Минпросвещения РФ от 09.09.2019 №Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; *Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию от 04.02.2020 №03-20322/16-0-0 «Об организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)». 1.2. Положение регламентирует порядок реализации ИПРА в Муниципальном автономного дошкольном образовательном учреждении Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» (далее – ДОУ). 1.3 Настоящее Положение принимается на Общем собрании работников Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 Красногвардейского района Санкт-Петербурга и утверждается приказом руководителя. 2 Изменения и дополнения к Положению принимаются в составе новой редакции на Общем собрании. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу. 1.4 Настоящее положение вступает в действие с даты его утверждения и действует до отмены. 2.Цель и задачи реализации ИПРА 2.1 Целью реализации ИПРА в ДОУ является создание условий для оптимального развития, качественного обучения, успешной интеграции в социуме ребенка с инвалидностью. 2.2. ИПРА должна решать задачи следующего характера: • предупреждение возникновения проблем развития ребенка-инвалида; • помощь (содействие) ребенку-инвалиду в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями); • защита прав и интересов воспитанников и обучающихся; • обеспечение безопасных и комфортных условий развития и обучения, поддержки в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем. 3. Организация деятельности по психолого-педагогической реабилитации или абилитации 3.1. ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клиникофункциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или до достижения возраста 18 лет. 3.2. При определении задач по психолого-педагогической реабилитации или абилитации конкретного ребенка-инвалида необходимо учитывать индивидуальную ситуацию развития (структуру дефекта, возраст (класс), индивидуальные особенности ребенка, место, занимаемое ребенком в системе взаимоотношений в группе, классе, уровень развития адаптивных способностей и др.). 3.3. Содержание его психолого-педагогической реабилитации или абилитации должно быть соотнесено с основными направлениями психолого-педагогической реабилитации, прописанными специалистами бюро медико-социальной экспертизы в ИПРА. 3.4. Функции организации психолого-педагогической реабилитации или абилитации возлагаются на психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения (далее ППк). 3.5. Состав специалистов по психолого-педагогическому сопровождению: учительдефектолог, учитель-логопед 3 ● несет ответственность за уровень коррекционно-воспитательной работы с детьми, направляет и координирует деятельность членов педагогического коллектива; ● на основе анализа результатов обследования и с учетом программных требований составляет перспективное планирование индивидуальных занятий; ● проводит анализ динамики развития обучающегося в процессе коррекционно-развивающего обучения и текущий мониторинг психологического состояния ребёнка. педагог-психолог ● проводит психологическую диагностику; ● определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся и принимает меры по оказанию психологической помощи (психологокоррекционной, реабилитационной и консультативной). ● составляет психолого-педагогические заключения с целью ориентации педагогического коллектива, родителей и лиц их заменяющих в проблемах личностного и социального развития обучающихся. воспитатель ● планирует и организует жизнедеятельность обучающихся и осуществляет их воспитание на основе рекомендаций данных ППк; ● проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации или абилитации обучающихся, социальной адаптации в коллективе; ● на основе плана индивидуального развития планирует и проводит коррекционно-развивающую работу. классный руководитель ● собирает и обрабатывает информацию об учебной деятельности и воспитательном процессе; ● оказывает помощь в формировании и осуществлении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. социальный педагог ● изучает условия жизни и воспитания ребенка в семье, определяет уровень личностного развития ребенка, его психического и физического состояния; ● участвует в разработке и реализации плана медико-социальной и психологопедагогической помощи обучающимся; ● ведет журнал регистрации ИПРА (Приложение 1). 3.6. Ответственный за реализацию ИПРА из числа руководящих работников ДОУ: • обеспечивает специалистов сопровождения нормативно-правовыми документами; ● координирует работу специалистов; ● составляет годовой план мероприятий по реализации ИПРА; ● осуществляет контроль за индивидуально-комплексным сопровождением; ● проводит анализ процесса сопровождения; 4 ● не позднее 50 дней до окончания срока действия ИПРА ребенка-инвалида готовит отчет о реализации мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации. 4. Основные направления деятельности по психолого-педагогической реабилитации или абилитации • личностная диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); • консультирование (индивидуальное и групповое) всех участников образовательных отношений; • коррекционная и развивающая работа (индивидуальная и групповая) специалистами службы сопровождения; • психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся и родителей. 5. Этапы составления плана мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации 1. Предварительный этап (изучение документации, личных дел, изучение социального окружения ребёнка (с кем общается дома, в школе и внешние связи)). 2. Диагностический этап (диагностические исследования (наблюдение, психологические тесты с целю выявления эмоционально-личностных особенностей ребёнка и определения зоны ближайшего развития). 3. Коррекционно-развивающий этап (улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации и профориентации). 4. Заключительный этап (анализ результатов эффективности проведённой работы) 6. Порядок разработки и утверждения плана мероприятий по психологопедагогической реабилитации или абилитации 6.1 Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации (Приложение №2) рассматривается на заседании ППк. 6.2 Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося. 6.3 Все изменения, дополнения, вносимые специалистами в индивидуальный план в течение периода реабилитации или абилитации, должны быть согласованы с членами ППк. Компетенция и ответственность специалистов образовательного учреждения Специалисты службы сопровождения несут ответственность за свою деятельность согласно своим должностным обязанностям. 7. 5 Приложение 1 Журнал регистрации перечней мероприятий по психолого-педагогической реабилитации/абилитации детей-инвалидов № п/п ФИО ребенкаинвалида Дата Срок Дата и номер Дата и номер Дата и номер поступле реализации приказа о протокола ППк о протокола ППк ния ИПРА зачислении на разработке плана о выполнении перечня обучение по мероприятий по плана образовательн реализации мероприятий по ой программе ИПРА реализации ИПРА 6 Приложение 2 Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенкаинвалида (ИПРА) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации 1.Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА ребенка-инвалида (далее - Выписка) в Администрацию. 2.Выписка поступает в ТПМПК и регистрируется в журнале регистрации выписок из ИПРА. 3. Специалисты ТПМПК в 3-дневный срок с даты оповещения о наличии Выписки в целях реализации предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида реабилитационных или абилитационных мероприятий организует работу по разработке перечня мероприятий, с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий: - знакомят родителей (законных представителей) с разработанным перечнем мероприятий; - родители (законные представители) подписывают согласие или отказ о предоставлении психолого-педагогической помощи образовательным учреждением; - в случае согласия, образовательное учреждение разрабатывает на психологопедагогическом консилиуме план мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребёнка-инвалида (Приложение 3); - специалисты ДОУ в процессе реализации плана мероприятий психологопедагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребёнкаинвалида заполняют мониторинговую карту индивидуального психологопедагогического сопровождения инвалида (ребёнка-инвалида) в рамках реализации 7 плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида) (Приложение №4) - срок исполнения мероприятий не должен превышать срока действия ИПРА; - в случае, если срок действия ИПРА ребенка- инвалида до достижения возраста 18 лет, план мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребёнка-инвалида разрабатывается на весь период обучения в образовательной организации и корректируется в соответствии с результатами достижения ребенка-инвалида, передается в иную образовательную организацию вместе с выпиской из ИПРА; 4. Информация о выполнении мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка- инвалида, передаются образовательным учреждением специалисту ТПМПК не позднее 50 дней до окончания срока действия ИПРА ребенка-инвалида по установленной форме (Приложение №5). Приложение 3 Утверждено решением ППк ДОУ______________ Протокол №__от Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы по реализации перечня мероприятий по психолого-педагогической реабилитации/абилитации ребенкаинвалида ФИО ребенка: Дата рождения: Возраст: Класс/группа: Индивидуальный план разработан на период: с___по___ Дата 1.Психолого-педагогическое консультирование ребенка-инвалида и его семьи ФИО специалиста Тема Подпись родителя консультирования 8 2.Педагогическая коррекция. Проведение индивидуальных коррекционных занятий. Специалист Кол-во часов в День недели Время Ответственный службы неделю проведения специалист сопровождения 3.Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. Проведение групповых коррекционных занятий. Специалист Кол-во часов в День недели Время Ответственный службы неделю проведения специалист сопровождения 4.Профессиональная ориентация, оказываемая в образовательной организации Специалист Количество День недели Время Ответственный службы часов в неделю проведения специалист сопровождения Руководитель ПП-консилиума _______________ (_________________) Согласовано с родителями (законными представителями) _____________ (_________________) Ознакомлены: ___________ (педагоги) ___________ ___________ Приложение 4 Мониторинг коррекционно-развивающей работы Ф.И. обучающегося Дата рождения Школа, класс 9 Показатели Период Особенности развития познавательной сферы Особенности развития ЭВС Особенности конструктивной деятельности Школьная адаптация/учебная мотивация Уровень тревожности Особенности межличностного общения, поведения Самооценка Показатели Период 1 ПОЛУ ГОДИ Е Затруднения ПЕДАГОГПСИХОЛОГ 20____ – 20___ УЧЕБНЫЙ ГОД 2 ПОЛУГО ДИЕ Рекомендации Затруднения Рекомендации УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД 20__ - 20__ УЧЕБНЫИ ГОД 1 ПОЛУГОДИЕ 2 ПОЛУГОДИЕ Затруднения Рекомендации Затруднения Рекомендации Состояние артикуляционного аппарата Общая характеристика речи Показатели Уровень овладения обучающимся содержание курсов коррекционно-развивающей области Период 20__ - 20___ УЧЕБНЫИ ГОД 1 ПОЛУГОДИЕ 2 ПОЛУГОДИЕ Затруднения Рекомендации Затруднения Рекомендации Адаптивная физическая культура 10 Развитие психомоторных и сенсорных процессов Ритмика Развитие коммуникативной деятельности Предметнопрактическая деятельность Социально-бытовая ориентировка Показатели Уровень овладения обучающимся содержанием рабочих программ по учебным предметам Период 20____ - 20____ УЧЕБНЫИ ГОД 1 ПОЛУГОДИЕ 2 ПОЛУГОДИЕ Затруднения Рекомендации Затруднения Рекомендации Перечень учебных предметов 11 Приложение 5 Утверждено решением ППк ДОУ______________ Протокол №__от Отчет о реализации перечня мероприятий по психолого-педагогической реабилитации/абилитации ребенка-инвалида 1.Данные о ребенке-инвалиде ФИО ребенка: Дата рождения: Адрес проживания: Адрес регистрации: ИПРА ребенка-инвалида №: Дата выдачи ИПРА: ИПРА разработана на срок до: 2.Данные об исполнении мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида, возложенных на ДОУ Наименование мероприятия Исполнитель мероприятия Дата исполнения мероприятия Условия по организации обучения (не нуждается) Общеобразовательная ДДОУ/ДОУ№ 01.01.20__ программа Адаптированная образовательная программа Специальные педагогические условия для получения образования Психолого-педагогическая помощь Психолого-педагогическое ДДОУ/ДОУ№ 01.01.20__ консультирование инвалида и его семьи Педагогическая коррекция Психолого-педагогическое ДДОУ/ДОУ№ 01.01.20__ сопровождение учебного процесса Профессиональная ориентация Профессиональное ДДОУ/ДОУ№ 01.01.20__ консультирование ребенкаинвалида Результат выполнения мероприятия (выполнено/не выполнено) Выполнено/не выполнено Выполнено/не выполнено Выполнено/не выполнено Выполнено/не выполнено 3.Причины неисполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида o Ребенок-инвалид либо законный представитель отказался от того или иного вида, формы и объема мероприятий, предусмотренных ИПРА 12 o Ребенок-инвалид либо законный представитель отказался от всех мероприятий, предусмотренных ИПРА o Причины неисполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА при согласии ребенка-инвалида либо законного представителя на их реализацию: _________________________________________________________________ (указываются причины неисполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА по каждому невыполненному мероприятию) Дата направления информации: Руководитель ДОУ /подпись М.П. 13