Положение о порядке реализации индивидуальной прог

Принято:
Согласовано:
Утверждаю:
Педагогическим советом
Председатель ППк
Заведующий МАДОУ д/с «Алёнушка»
МАДОУ д/с «Алёнушка»
МАДОУ д/с «Алёнушка»
Спехова Л.В. _________
протокол № 1«30» 08 2021 г. __________ Воронина С.В
«30» 08 2021 г.
«30» 08 2021 г.
Приказ № 199/1 от «30» 08 2021г.

Положение
о порядке реализации индивидуальной программы
реабилитации или абилитации МАДОУ д/с «Алёнушка»

1

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение
о порядке разработке утверждения и реализации
адаптированных основных образовательных программ для детей с ограниченными
возможностями здоровья муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения Нижнетуринского городского круга детский сад «Алёнушка» (далее –
Положение), разработано в соответствии с распоряжением Министерства просвещения РФ от
9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психологопедагогическом консилиуме образовательной организации"
в соответствии с нормативными документами:
* Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
*Федеральным законом от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
* Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
*Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015
№723-н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами местного
самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм
информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой
реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или
абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения
медико-социальной экспертизы»;
*Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. № 486н “Об
утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации
или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации
ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы, и их форм”;
*Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 №
1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
*Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013 №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
*Распоряжением Комитета по образованию от 29.09.2017 №2972-р «Об организации
работы по реализации психолого-педагогических мероприятий, предусмотренных
индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенкаинвалида)»;
*Распоряжением Минпросвещения РФ от 09.09.2019 №Р-93 «Об утверждении примерного
положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
*Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию от 04.02.2020 №03-20322/16-0-0 «Об организации работы по реализации психолого-педагогических
мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или
абилитации инвалида (ребенка-инвалида)».
1.2. Положение регламентирует порядок реализации ИПРА в Муниципальном автономного
дошкольном образовательном учреждении Нижнетуринского городского округа детский
сад «Алёнушка» (далее – ДОУ).
1.3 Настоящее Положение принимается на Общем собрании работников Государственного
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7
Красногвардейского района Санкт-Петербурга и утверждается приказом руководителя.

2

Изменения и дополнения к Положению принимаются в составе новой редакции на Общем
собрании. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает
силу.
1.4 Настоящее положение вступает в действие с даты его утверждения и действует до
отмены.

2.Цель и задачи реализации ИПРА
2.1 Целью реализации ИПРА в ДОУ является создание условий для оптимального развития,
качественного обучения, успешной интеграции в социуме ребенка с инвалидностью.
2.2.
ИПРА должна решать задачи следующего характера:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка-инвалида;
• помощь (содействие) ребенку-инвалиду в решении актуальных задач развития,
обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и
профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы
взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
• защита прав и интересов воспитанников и обучающихся;
• обеспечение безопасных и комфортных условий развития и обучения, поддержки
в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
3. Организация деятельности по психолого-педагогической реабилитации или
абилитации
3.1. ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении
медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений
жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клиникофункциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических
данных федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или до достижения возраста 18
лет.
3.2. При определении задач по психолого-педагогической реабилитации или
абилитации конкретного ребенка-инвалида необходимо учитывать индивидуальную
ситуацию развития (структуру дефекта, возраст (класс), индивидуальные особенности
ребенка, место, занимаемое ребенком в системе взаимоотношений в группе, классе,
уровень развития адаптивных способностей и др.).
3.3.
Содержание его психолого-педагогической реабилитации или абилитации
должно быть соотнесено с основными направлениями психолого-педагогической
реабилитации, прописанными специалистами бюро медико-социальной экспертизы в
ИПРА.
3.4. Функции организации психолого-педагогической реабилитации или
абилитации возлагаются на психолого-педагогический консилиум образовательного
учреждения (далее ППк).
3.5. Состав специалистов по психолого-педагогическому сопровождению: учительдефектолог, учитель-логопед

3

● несет ответственность за уровень коррекционно-воспитательной работы с
детьми, направляет и координирует деятельность членов педагогического
коллектива;
● на основе анализа результатов обследования и с учетом программных
требований составляет перспективное планирование индивидуальных
занятий;
● проводит анализ динамики развития обучающегося в процессе
коррекционно-развивающего
обучения
и
текущий
мониторинг
психологического состояния ребёнка.
педагог-психолог
● проводит психологическую диагностику;
● определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся и
принимает меры по оказанию психологической помощи (психологокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
● составляет психолого-педагогические заключения с целью ориентации
педагогического коллектива, родителей и лиц их заменяющих в проблемах
личностного и социального развития обучающихся. воспитатель
● планирует и организует жизнедеятельность обучающихся и осуществляет их
воспитание на основе рекомендаций данных ППк;
● проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для
социально-психологической реабилитации или абилитации обучающихся,
социальной адаптации в коллективе;
● на основе плана индивидуального развития планирует и проводит
коррекционно-развивающую работу. классный руководитель
● собирает и обрабатывает информацию об учебной деятельности и
воспитательном процессе;
● оказывает помощь в формировании и осуществлении индивидуальных
образовательных маршрутов обучающихся.
социальный педагог
● изучает условия жизни и воспитания ребенка в семье, определяет уровень
личностного развития ребенка, его психического и физического состояния;
● участвует в разработке и реализации плана медико-социальной и психологопедагогической помощи обучающимся;
● ведет журнал регистрации ИПРА (Приложение 1).
3.6. Ответственный за реализацию ИПРА из числа руководящих работников ДОУ:
• обеспечивает
специалистов
сопровождения
нормативно-правовыми
документами;
●
координирует работу специалистов;
●
составляет годовой план мероприятий по реализации ИПРА;
●
осуществляет контроль за индивидуально-комплексным сопровождением;
●
проводит анализ процесса сопровождения;

4

●
не позднее 50 дней до окончания срока действия ИПРА ребенка-инвалида
готовит отчет о реализации мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или
абилитации.
4. Основные направления деятельности по психолого-педагогической
реабилитации или абилитации

• личностная диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
• консультирование (индивидуальное и групповое) всех участников
образовательных отношений;
• коррекционная и развивающая работа (индивидуальная и групповая)
специалистами службы сопровождения;
• психологическое просвещение и образование: формирование психологической
культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся и родителей.
5. Этапы составления плана мероприятий по психолого-педагогической
реабилитации или абилитации
1. Предварительный этап (изучение документации, личных дел, изучение
социального окружения ребёнка (с кем общается дома, в школе и внешние связи)).
2. Диагностический этап (диагностические исследования (наблюдение,
психологические тесты с целю выявления эмоционально-личностных особенностей
ребёнка и определения зоны ближайшего развития).
3. Коррекционно-развивающий этап (улучшение психического состояния
обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение
помощи в социализации и профориентации).
4. Заключительный этап (анализ результатов эффективности проведённой
работы)
6. Порядок разработки и утверждения плана мероприятий по психологопедагогической реабилитации или абилитации
6.1 Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации
ребенка-инвалида (ИПРА) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации
(Приложение №2) рассматривается на заседании ППк.
6.2 Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации
ребенка-инвалида (ИПРА) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации
согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося.
6.3 Все изменения, дополнения, вносимые специалистами в индивидуальный план в
течение периода реабилитации или абилитации, должны быть согласованы с членами
ППк.
Компетенция и ответственность специалистов образовательного
учреждения
Специалисты службы сопровождения несут ответственность за свою деятельность согласно
своим должностным обязанностям.
7.

5

Приложение 1
Журнал регистрации перечней мероприятий по психолого-педагогической
реабилитации/абилитации детей-инвалидов
№ п/п

ФИО
ребенкаинвалида

Дата
Срок
Дата и номер Дата и номер
Дата и номер
поступле реализации приказа о протокола ППк о протокола ППк
ния
ИПРА
зачислении на разработке плана о выполнении
перечня
обучение по мероприятий по
плана
образовательн
реализации
мероприятий по
ой программе
ИПРА
реализации
ИПРА

6

Приложение 2

Порядок
реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенкаинвалида (ИПРА) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации
1.Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет
выписку из ИПРА ребенка-инвалида (далее - Выписка) в Администрацию.
2.Выписка поступает в ТПМПК и регистрируется в журнале регистрации выписок из
ИПРА.
3. Специалисты ТПМПК в 3-дневный срок с даты оповещения о наличии Выписки в целях
реализации предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида реабилитационных или
абилитационных мероприятий организует работу по разработке перечня мероприятий,
с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий:
- знакомят родителей (законных представителей) с разработанным перечнем
мероприятий;
- родители (законные представители) подписывают согласие или отказ о
предоставлении
психолого-педагогической
помощи
образовательным
учреждением;
- в случае согласия, образовательное учреждение разрабатывает на психологопедагогическом консилиуме план мероприятий психолого-педагогической
реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребёнка-инвалида
(Приложение 3);
- специалисты ДОУ в процессе реализации плана мероприятий психологопедагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребёнкаинвалида заполняют мониторинговую карту индивидуального психологопедагогического сопровождения инвалида (ребёнка-инвалида) в рамках реализации

7

плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации,
предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида) (Приложение №4)
- срок исполнения мероприятий не должен превышать срока действия ИПРА;
- в случае, если срок действия ИПРА ребенка- инвалида до достижения возраста 18
лет, план мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации,
предусмотренных ИПРА ребёнка-инвалида разрабатывается на весь период
обучения в образовательной организации и корректируется в соответствии с
результатами достижения ребенка-инвалида, передается в иную образовательную
организацию вместе с выпиской из ИПРА;
4. Информация о выполнении мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка- инвалида,
передаются образовательным учреждением специалисту ТПМПК не позднее 50 дней до
окончания срока действия ИПРА ребенка-инвалида по установленной форме
(Приложение №5).

Приложение 3
Утверждено решением ППк
ДОУ______________
Протокол №__от
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы по реализации перечня
мероприятий по психолого-педагогической реабилитации/абилитации ребенкаинвалида
ФИО ребенка:
Дата рождения:
Возраст:
Класс/группа:
Индивидуальный план разработан на период: с___по___

Дата

1.Психолого-педагогическое консультирование ребенка-инвалида
и его семьи
ФИО специалиста
Тема
Подпись родителя
консультирования

8

2.Педагогическая коррекция. Проведение индивидуальных коррекционных занятий.
Специалист
Кол-во часов в
День недели
Время
Ответственный
службы
неделю
проведения
специалист
сопровождения

3.Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. Проведение
групповых коррекционных занятий.
Специалист
Кол-во часов в
День недели
Время
Ответственный
службы
неделю
проведения
специалист
сопровождения

4.Профессиональная ориентация, оказываемая в образовательной организации
Специалист
Количество
День недели
Время
Ответственный
службы
часов в неделю
проведения
специалист
сопровождения

Руководитель ПП-консилиума

_______________ (_________________)

Согласовано с родителями (законными представителями) _____________ (_________________)
Ознакомлены:

___________

(педагоги)

___________
___________

Приложение 4

Мониторинг коррекционно-развивающей работы

Ф.И. обучающегося
Дата рождения
Школа, класс

9

Показатели

Период

Особенности
развития
познавательной
сферы
Особенности
развития ЭВС
Особенности
конструктивной
деятельности
Школьная
адаптация/учебная
мотивация
Уровень
тревожности
Особенности
межличностного
общения, поведения
Самооценка
Показатели
Период

1
ПОЛУ
ГОДИ
Е
Затруднения

ПЕДАГОГПСИХОЛОГ
20____ – 20___
УЧЕБНЫЙ
ГОД
2
ПОЛУГО
ДИЕ
Рекомендации

Затруднения

Рекомендации

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
20__ - 20__ УЧЕБНЫИ ГОД
1 ПОЛУГОДИЕ
2 ПОЛУГОДИЕ
Затруднения
Рекомендации
Затруднения
Рекомендации

Состояние
артикуляционного
аппарата
Общая
характеристика речи

Показатели

Уровень овладения обучающимся содержание курсов
коррекционно-развивающей области

Период

20__ - 20___ УЧЕБНЫИ ГОД
1 ПОЛУГОДИЕ
2 ПОЛУГОДИЕ
Затруднения
Рекомендации
Затруднения Рекомендации

Адаптивная
физическая культура

10

Развитие
психомоторных и
сенсорных процессов
Ритмика

Развитие
коммуникативной
деятельности
Предметнопрактическая
деятельность
Социально-бытовая
ориентировка

Показатели

Уровень овладения обучающимся содержанием рабочих
программ по учебным предметам

Период

20____ - 20____ УЧЕБНЫИ ГОД
1 ПОЛУГОДИЕ
2 ПОЛУГОДИЕ
Затруднения
Рекомендации
Затруднения Рекомендации

Перечень учебных
предметов

11

Приложение 5
Утверждено решением ППк
ДОУ______________
Протокол №__от
Отчет о реализации перечня мероприятий по психолого-педагогической
реабилитации/абилитации ребенка-инвалида
1.Данные о ребенке-инвалиде
ФИО ребенка:
Дата рождения:
Адрес проживания:
Адрес регистрации:
ИПРА ребенка-инвалида №:
Дата выдачи ИПРА:
ИПРА разработана на срок до:
2.Данные об исполнении мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида,
возложенных на ДОУ
Наименование мероприятия

Исполнитель
мероприятия

Дата исполнения
мероприятия

Условия по организации обучения (не нуждается)
Общеобразовательная
ДДОУ/ДОУ№
01.01.20__
программа
Адаптированная
образовательная программа
Специальные педагогические
условия для получения
образования
Психолого-педагогическая помощь
Психолого-педагогическое
ДДОУ/ДОУ№
01.01.20__
консультирование инвалида
и его семьи
Педагогическая коррекция
Психолого-педагогическое
ДДОУ/ДОУ№
01.01.20__
сопровождение учебного
процесса
Профессиональная ориентация
Профессиональное
ДДОУ/ДОУ№
01.01.20__
консультирование ребенкаинвалида

Результат выполнения
мероприятия
(выполнено/не
выполнено)
Выполнено/не
выполнено

Выполнено/не
выполнено
Выполнено/не
выполнено
Выполнено/не
выполнено

3.Причины неисполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида
o Ребенок-инвалид либо законный представитель отказался от того или иного вида,
формы и объема мероприятий, предусмотренных ИПРА
12

o Ребенок-инвалид либо законный представитель отказался от всех мероприятий,
предусмотренных ИПРА
o Причины неисполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА при согласии
ребенка-инвалида либо законного представителя на их реализацию:
_________________________________________________________________
(указываются причины неисполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА по каждому
невыполненному мероприятию)

Дата направления информации:
Руководитель ДОУ

/подпись

М.П.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».