Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
детский сад «Алёнушка»
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАДОУ детский сад «Алёнушка»
Протокол № 1 от «27» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНА
Заведующим МАДОУ детский сад «Алёнушка»
__________________________ Л.В. Спехова
Приказ № 261к от «27» августа 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ФИКСИКИ»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Педагог -психолог МАДОУ детский сад «Аленушка»
Гриневич Т.Б.., ВКК
Город Нижняя Тура
2025 год
Оглавление
1. Целевой раздел ................................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ......................................................................... 3
1.2. Направленность дополнительной образовательной программы,
её актуальность и педагогическая целесообразность ........................ 5
1.3.Цель и задачи дополнительной образовательной программы ............. 6
1.4.Характеристика контингента воспитанников ........................................ 6
2. Содержательный раздел .................................................................................... 8
2.1. Объём Программы ................................................................................. 8
2.2. Содержание дополнительной образовательной программы............. 8
2.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы 10
2.4. Формы и режим занятий ..................................................................... 10
2.5. Планируемые результаты обучения .................................................. 11
2.6. Мониторинг и система оценки качества знаний .............................. 12
2.7. Календарный учебный график ........................................................... 12
2.8.Календарно – тематическое планирование в подготовительной к
школе группе (6-7 лет) ........................................................................ 13
3. Организационный раздел ................................................................................ 21
3.1. Организационно – педагогические условия ..................................... 21
3.2. Методические условия реализации дополнительной
образовательной программы .............................................................. 21
3.3. Учебно – методическое обеспечение ................................................ 22
3.4. Кадровые условия................................................................................ 22
Список литературы ................................................................................................ 23
Приложение №1...................................................................................................... 24
2
1.
1.1.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«РОБОтёнок» разработана в соответствии с нормативными документами,
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в последней редакции);
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации» от 24 сентября
2022 г. № 371-ФЗ;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в последней редакции);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Концепция информационной безопасности в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28
апреля 2023. № 1105-р);
Постановление Правительства РФ от 11 октября 2023 г. N 1678 "Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21) (зарегистрировано в Минюсте
России 29.01.2021 N 62296);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации
на 2017—2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203);
Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской
Федерации на 2014—2020 годы и на перспективу до 2025 года (утв.
3
распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2022
г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (зарегистрирован 26.09.2022 № 70226);
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования
детей и взрослых" (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2021 N
66403);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.10.2023 г. № 1104-Д «Об утверждении методических
рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по разработке
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
сертификатом»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России
от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля
2023 г., регистрационный № 72264);
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. №
1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847);
Устав МАДОУ НТМО детский сад «Аленушка»;
4
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Фиксики»
разработана на основе образовательной программы дошкольного
образования, реализуемой в МАДОУ НТМО детский сад «Алёнушка» (далее
– ДОО) в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), федеральной
образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО).
Перечень форм обучения: очная, по количеству обучающихся –
подгрупповая; по месту обучения ‒ аудиторная.
Перечень форм подведения итогов: беседа, практическое занятие,
наблюдение, тестирование, с помощью игровых заданий.
1.2. Направленность дополнительной образовательной программы,
её актуальность и педагогическая целесообразность
Занятия
LEGO
конструированием,
программированием,
исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют
разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных
образовательных областей в рабочей программе «Фиксики» открывает
возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения
новыми навыками и расширения круга интересов.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. Период дошкольного детства
является наиболее благоприятным для формирования необходимых
психических функций и социально значимых качеств личности. В
дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию ребёнка, в
результате чего у детей начинает формироваться умение действовать по
образцу, ориентироваться на правило и на способ действия,
совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие
произвольность познавательных психических процессов. Во многих семьях
не уделяется достаточного внимания развитию технических навыков детей,
упускается сензитивный период для формирования познавательных
процессов, мотивационной, личностной и социально-психологической,
эмоционально-волевой сферы.
Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется не
только изменением социальной ситуации развития и ведущего вида
деятельности, но и особенностями системы отношений ребенка с социальной
действительностью. Важно объяснить ребёнку не только способы
приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке - через игровую и
экспериментальную деятельность, Интеллектуальное развитие ребенка
старшего дошкольного возраста (наряду с эмоциональным психологическим
5
развитием) является приоритетным для успешного взаимодействия со
сверстниками и взрослыми. Успешное овладение конструктивными
навыками невозможно без сравнительно высокого уровня интеллекта,
развития внимания - памяти, сформированности предпосылок к логическому
мышлению, зрительной памяти.
1.3.Цель и задачи дополнительной образовательной программы
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Развивать научно-технический и творческий потенциал личности
дошкольника средствами LEGO WeDo 2.0, через обучение элементарным
основам инженерно-технического конструирования и робототехники.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать
формировать творческую личность ребенка.
Способствовать развитию интереса к технике, конструированию,
высоким технологиям, развитию конструкторских, инженерных и
вычислительных навыков.
Развивать мелкую моторику.
Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно
решать технические задачи в процессе конструирования моделей.
1.4. Характеристика контингента воспитанников
Дети 6-7 года жизни имеют наиболее развитые навыки и умения в
обращении с различными видами конструкторов. Дети начинают
конструирование по наложению, то есть накладывают лего – детали на
картинку — основу. Конструировать по подражанию» - поэтапно повторять
действия педагога. Конструировать по образцу, воспроизводя фигуру
визуально сравнивая её с заранее собранной педагогом моделью.
Конструировать по схеме – ориентируюсь на карточку со схемой или
изображение на экране. Ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого
конструирует из лего.
Ожидание знакомства с чем-то новым развивает у них
любознательность и познавательную активность; необходимость самим
определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять
алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность
вырабатывает навык командной работы.
Дети 6-7 лет скоординированы, они уже овладели мелкой моторикой и
способны манипулировать мелкими предметами. Полезно давать мелкие
6
детали для занятий, способствующих дальнейшему развитию их навыков и
умений. В этом возрасте дети начинают детально анализировать собственные
наблюдения; способны, рассуждать логически и устанавливать связи между
объектами, что помогает им учиться их классифицировать.
7
2. Содержательный раздел
2.1. Объём Программы
Объём дополнительной образовательной программы «Фиксики»
обусловлен единым блоком программы, где обязательно присутствует
игровой сюжет.
Условия работы с детьми:
1.
Согласие и желание ребенка.
2.
Специальная подготовка педагога-психолога, его творческий
подход к проведению занятий.
Формы
подведения
итогов
реализации
программы
дополнительного образования: наблюдение на занятиях, свободное
общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические
беседы
Оборудование для занятий.
1. Проектор, экран;
2. Ноутбук;
3. Конструктор LEGO WeDo 2.О.
2.2. Содержание дополнительной образовательной программы
Реализация программы направлена на обеспечение единого процесса
обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребёнка
дошкольника. В ней предусматривается расширение и усложнение
программных задач. Особое внимание уделено практическому овладению
каждым ребёнком творческой, продуктивной деятельности. Развитию
технических умений ребенка.
Занятия
LEGO
конструированием,
программированием,
исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют
разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных
образовательных областей в рабочей программе «Фиксики» открывает
возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения
новыми навыками и расширения круга интересов.
Методы и приёмы, используемые в работе, соответствуют возрастным
особенностям дошкольников, а не копируют школьную программу.
Содержание программы учитывает индивидуальные особенности ребёнка.
Педагог, родитель могут самостоятельно выбрать темп прохождения
программы, вносить в неё изменения.
Решение задач программы осуществляется линейно (от группы к
8
группе задания усложняются), однако ведущей задачей остаётся развитие
творческого потенциала воспитанников.
Очень важным в программе является формирование у ребёнка учебных
умений:
1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь
образовательный процесс, выполняя в нём самые различные функции:
активизируют и мотивируют ребёнка, побуждают его к учебной
деятельности.
2. Умение решить учебные задачи самостоятельно. Для этого ребёнку
предлагаются творческие задания, выполнить которые ребёнок может
индивидуально, проявив инициативу. Творчество, выдумку и воображение.
3.
Формирование умения провести самоконтроль и самооценку
своей выполненной работы.
4. Стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать
формировать творческую личность ребенка.
5. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию,
высоким технологиям, развитию конструкторских, инженерных и
вычислительных навыков.
6. Развивать мелкую моторику.
7. Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно
решать технические задачи в процессе конструирования моделей.
8. Стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать
формировать творческую личность ребенка.
9. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию,
высоким технологиям, развитию конструкторских, инженерных и
вычислительных навыков.
10. Развивать мелкую моторику.
11. Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно
решать технические задачи в процессе конструирования моделей.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в
форме
познавательной
деятельности
раскрыть
практическую
целесообразность LEGO-конструирования и робототехники, развить
необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает
возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения
новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам
крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения
личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые
9
игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор
открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе
работы приобретать такие социальные качества как любознательность,
активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки
продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я
умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и
мышечного напряжения.
Основное назначение программы «Фиксики»:
1.
Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений с
конструктором LEGO.
2.
Развивать технические и конструкторские способности детей,
способствуя:
овладению навыками сборки различных фигур из конструктора,
знанию деталей и способах их применения;
формированию умения понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно;
формированию умения планировать учебную деятельность и
осуществлять контроль и самооценку;
развитию способности к саморегуляции поведении и проявлению
волевых усилий для выполнения поставленных задач;
развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной
координации.
Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка,
его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Каждое
занятие подчинено одной теме или сюжету. Все задания и упражнения
взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Деление содержания программы «Фиксики» условно и зависит:
1.
2.
2.3.
От возраста, с которого начата работа по данной программе.
От состояния психического развития ребёнка.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Курс обучения рассчитан на 38 уч. недель.
2.4. Формы и режим занятий
Основной формой работы с детьми является занятия.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 мин. Начало занятий вторая
половина дня не ранее 15.00 часов.
10
Оптимальная наполняемость подгруппы: 6-7 детей
Набор в группу проводится в начале учебного года на свободной
основе.
2.5. Планируемые результаты обучения
ребенок
овладевает
техническим
конструированием
и
робототехникой, проявляет инициативу и самостоятельность в среде
моделирования и программирования, познавательно-исследовательской и
технической деятельности в работе с конструктором, "LEGO Education
WeDo".
ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместном техническом конструировании, робототехнике,
программировании, имеет навыки работы с различными источниками
информации;
ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах исследовательской и научно-технической деятельности,
программированию; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает
программы на компьютере для различных роботов;
ребенок владеет разными формами и видами творческотехнической игры, знаком с основными компонентами конструкторов и
мини-роботов; видами подвижных и неподвижных соединений в
конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен
объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может
контролировать свои движения и управлять ими при работе с
робототехническим конструктором;
ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при
работе
с
электротехникой,
инструментами,
необходимыми
при
конструировании робототехнических моделей;
ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
11
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения технические задачи.
2.6. Мониторинг и система оценки качества знаний
Педагогический процесс организуется на диагностической основе, что
предполагает систематическое проведение мониторинга, включающего
следующие этапы: первичный и итоговый.
Педагогический процесс организуется на диагностической основе, что
предполагает систематическое проведение мониторинга, включающего
следующие этапы: первичный и итоговый.
Периодичность мониторинга - 2 раза в год (сентябрь - май).
Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:
наблюдение за деятельностью детей;
задания для самостоятельного выполнения;
общение с ребенком.
2.7. Календарный учебный график
Режим работы учреждения: 10,5 часов.
Содержание
подготовительная
группа (6 – 7 лет)
Количество возрастных групп
2
Начало учебного года
01 сентября 2025 г.
Окончание учебного года
31 мая 2026 г.
Продолжительность учебного года всего, в том 38 недель
числе
1-е полугодие
17 недель
2-е полугодие
21 неделя
Режим работы
7.00-17.30
Продолжительность учебной недели
5 дней
Летний период
01.06.25г.-31.08.25г.
Всего в неделю занятий
2
Максимальное количество занятий в течение дня
1
Объём недельной образовательной нагрузки
30 минут
Длительность занятия
30 минут
Максимально допустимый объём недельной
30 минут
образовательной нагрузки по СанПиН 2.4.3648-20
Сроки проведения мониторинга
01.09.25-15.09.25г.
18.05.26-22.05.26г.
Праздники и развлечения
«Лего-гонки»
12
2.8.Календарно – тематическое планирование
в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
2 занятия в неделю: 1-е сборка модели, 2-е программирование
Месяц Неделя
Сентябрь
1.
Название
1.«Знакомство с
конструктором»
2.
1.Сборка модели
«Улитка»
2.Программирование
3.
1.Сборка модели
«Вентилятор»
2.Программирование
4.
1.Сборка модели «Мост
для животных»
2.Программирование
5.
1.Сборка модели
«Сортировщик»
2.Программирование
Задачи
Название деталей.
Количество деталей.
Методы крепления и
соединения друг с другом.
Развитие способностей детей
к наглядному
моделированию, создание и
запуск рабочей модели –
улитка.
Сборка и программирование
по схеме.
Устройство вентилятора.
Развитие способностей детей
к наглядному
моделированию, создание и
запуск рабочей модели –
вентилятор.
Сборка и программирование
мотора. Установка разной
скорости.
Развитие способностей
детей к наглядному
моделированию, создание и
запуск рабочей модели.
Сборка и программирование
модели.
Программирование мотора в
разные стороны
Машина для сортировки
мусора. Развитие
способностей детей к
наглядному моделированию,
13
1.
Октябрь
2.
3.
4.
5.
создание и запуск рабочей
модели.
Сборка и программирование
мотора. Установка разной
скорости.
1.Сборка модели
Спутники земли. Развитие
«Движущийся
способностей детей к
спутник»
наглядному моделированию,
2.Программирование
создание и запуск рабочей
модели – спутник. Сборка и
программирование модели.
Программирование мотора в
разные стороны
1.Сборка модели «Робот
Устройства для шпионажа.
шпион»
Развитие способностей детей
2.Программирование
к наглядному
моделированию, создание и
запуск рабочей модели –
робот.
Сборка и программирование.
Программирование датчика
движения
1.Сборка модели « Майло Изучение способов изучения
–научный вездеход»
отдаленных мест
2.Программирование
Сборка и программирование.
Развитие способностей детей
к наглядному
моделированию, создание и
запуск рабочей модели –
MILO (Майло) научный
вездеход.
1.Сборка модели
Развитие способностей детей
«Сигнальный фонарь»
к наглядному
2.Программирование
моделированию,
программирование модели.
1.Сборка модели «Кран»
Устройство подъемного
2.Программирование
механизма. Развитие
способностей детей к
наглядному моделированию,
14
Ноябрь
1.
1.Сборка модели
Датчик перемещения
Майло
2.Программирование
2.
1.Сборка модели
«Датчик наклона
Майло»
2.Программирование
3.
4.
1.Сборка модели
«Совместная работа»
2.Программирование
1.Сборка модели «Тяга»
2.Программирование
создание и запуск рабочей
модели.
Сборка и программирование
мотора. Установка разной
скорости и датчика наклона
Инструктаж по правилам
техники безопасности во
время проведения занятий,
при обращении с набором
Лего и планшетами.
Создание и
программирование Майло
манипулятора детектора
объектов
Инструктаж по правилам
техники безопасности во
время проведения занятий,
при обращении с набором
Лего и планшетами.
Создание и
программирование Майло
манипулятора детектора
объектов
Развитие способностей детей
к наглядному
моделированию, создание
и запуск рабочей модели –
улитка.
Сборка и программирование
по схеме.
Устройство для
перетягивания каната.
Развитие способностей детей
к наглядному
моделированию, создание и
запуск рабочей модели.
Сборка и программирование
мотора. Установка разной
скорости.
15
Декабрь
1.
2.
3.
1.Сборка модели
«Скорость»
2.Программирование
Развитие способностей
детей к наглядному
моделированию, создание
и запуск рабочей модели –
гоночного автомобиля.
Сборка и программирование
модели.
Программирование мотора в
разные стороны
1.Сборка модели Прочные Устройства для
конструкции «Дом»
устойчивости постройки.
2.Программирование
Развитие способностей детей
к наглядному
моделированию, создание
рабочей модели.
Сборка и программирование.
1.Сборка модели
Изучение способов изучения
«Метаморфоз лягушки»
отдаленных мест
2.Программирование
Сборка и программирование.
Развитие способностей детей
к наглядному
моделированию, создание и
запуск рабочей модели –
головастика-лягушки
4.
1.Сборка модели «Растения
и опылители»
Создание и
2.Программирование
программирование моделей
пчелы и цветка
5.
Январь
3.
1.Сборка модели
«Предотвращение
наводнения»
2.Программирование
1.Сборка модели
Развитие способностей детей
к наглядному
моделированию, создание и
запуск рабочей модели –
дамбы для моста.
Сборка и программирование
по схеме.
Устройство вентилятора.
16
«Десантирование и
спасение»
2.Программирование
4.
Февраль
1.Сборка модели
«Сортировка и
переработка»
2.Программирование
5.
1.Сборка модели
«Хищник и жертва»
2.Программирование
1.
1.Сборка модели «Язык
животных»
2.Программирование
2.
1.Сборка модели
«Экстремальная среда
обитания»
2.Программирование
1.Сборка модели
«Исследование космоса»
2.Программирование
1.Сборка модели
«Предупреждение об
опасности»
3.
4.
Развитие способностей детей
к наглядному
моделированию, создание и
запуск рабочей модели.
Установка разной скорости.
Развитие способностей детей
к наглядному
моделированию, создание и
запуск рабочей модели –
машины для сбора мусора.
Сборка и программирование
модели.
Программирование мотора в
разные стороны
Развитие способностей детей
к наглядному
моделированию, создание и
запуск рабочей модели –
робот.
Сборка и программирование.
Программирование датчика
движения
Изучение способов изучения
блоков цвет и звука
Сборка и программирование.
Развитие способностей детей
к наглядному
моделированию, создание и
запуск рабочей модели .
Развитие способностей детей
к наглядному
моделированию, создание и
запуск рабочей модели –
робот.
Сборка и программирование.
Программирование датчика
движения
Развитие способностей детей
17
2.Программирование
5.
Март
1.
2.
3.
к наглядному
моделированию, создание
и запуск рабочей модели.
Сборка и программирование
модели.
Программирование
вращения мотора
в разные стороны
1.Сборка модели «Очистка Устройство очистки океана.
океана»
Развитие способностей детей
2.Программирование
к наглядному
моделированию, создание и
запуск рабочей модели.
Сборка и программирование
мотора. Установка разной
скорости.
1.Сборка модели «Мост
Развитие способностей
для животных»
детей к наглядному
2.Программирование
моделированию, создание
и запуск рабочей модели.
Сборка и программирование
модели.
Программирование мотора в
разные стороны
1.Сборка модели
Развитие способностей детей
Перемещение материалов к наглядному
2.Программирование
моделированию, создание и
запуск рабочей модели –
робот.
Сборка и программирование.
1.Сборка модели «Том и Знакомство с понятиями
Джери»
энергия, сила, трение,
2.Программирование
вращение, изучение
свойств материалов и
возможностей их
сочетания,
формированиенавыка
сборки деталей.
18
4.
Апрель
1.
2.
3.
4.
Май
3.
4.
1.Сборка модели
«Перекидные качели”»
2.Программирование
Закрепление понятия
энергия, введение понятия
чистый эксперимент,
знакомство с методами
измерения, изучение
вращения, изучение
возможностей сочетания
материалов, знакомство с
передаточными
механизмами.
1.Сборка модели
Введение понятия
«Пусковая установка»
равновесие, точка опоры,
2.Программирование
Изучение рычагов,
знакомство
С методами
нестандартных измерений,
формирование навыков
сборки деталей.
1.Сборка модели
Закрепить понятие
«Измерительная машина» равновесия, введение
2.Программирование
понятий выталкивающая
сила, тяга, толчок, энергия
ветра.
1.Сборка модели
Закрепить понятие энергия,
«Хоккеист»
трение, тяга и толчок,
2.Программирование
изучить работу колеса,
тренировать навыки
измерения расстояния.
1.Сборка модели
Продолжить работу с
«Измерительная
понятиями энергия, сила,
машина»
трение, изучить методы
2.Программирование
стандартных и
нестандартных измерений.
1.Сборка модели Хоккеист Закрепить понятие
2.Программирование
равновесия, введение
понятий выталкивающая
сила, тяга, толчок.
1.Сборка модели
Продолжить работу с
«Диспетчерская»
понятиями энергия, сила,
19
2.Программирование
5.
1.Сборка модели
«Вертушка»
2.Программирование
Итоговое занятие
трение, изучить методы
стандартных и
нестандартных измерений.
Продолжить работу с
понятиями вращение, сила,
трение, изучить методы
стандартных и
нестандартных измерений
Обобщение знаний.
Обзор собранных моделей.
Соревнования Лего-гонки.
Итого: 38 недель, 64 учебных часа
20
3. Организационный раздел
3.1. Организационно – педагогические условия
Программа может быть реализована педагогом дополнительного
образования,
квалификация
которого
соответствует
следующим
требованиям:
высшее
педагогическое
образование
в
области,
соответствующей профилю данной образовательной программы. Занятия
проводятся в течение учебного года, Зачисление детей проводится на основе
заявления родителей. Список зачисленных детей в кружок утверждается
заведующей ДОУ. По желанию родителей, они могут присутствовать на
занятиях. Для родителей организуются Дни открытых дверей «Конструируем
вместе». Проводятся развлечения совместно с родителями
«Лего-гонки»- выставка моделей из конструкторов Huna "My Robot Time
story", LEGO «Простые механизмы».
3.2. Методические условия реализации
дополнительной образовательной программы
Программа реализует различные формы работы обучающихся на
занятиях:
изложение материала;
практикум;
проблемные ситуации.
Методы, используемые при реализации программы:
практический;
наглядный (видеоматериалы, схемы, таблицы, макеты,
иллюстрации, игрушки;
словесный (беседы, разъяснения, игры, упражнения, поощрения).
Структура занятий включает обязательные элементы:
1)
Ориентировочный этап;
2)
сообщение темы занятия;
3)
игры и упражнения;
4)
физминутка;
5)
практическое задание;
6)
Ритуал прощания, итог.
Во время проведения занятий присутствует положительная
эмоциональная оценка. При индивидуальной оценке отмечается активность,
удача, пусть даже маленькая или просто хорошее настроение того или иного
ребенка. Занятие заканчивается так, чтобы дети ждали следующей встречи с
психологом.
21
3.3. Учебно – методическое обеспечение
Занятия с детьми проводятся в комнате LEGO конструирования
дошкольного образовательного учреждения, который расположен на первом
этаже здания. Занятия проводятся по подгруппам (6-7 человек ) или
индивидуально.
Для реализации программы используется набор конструкторов LEGO
WEDO 2.0.,ноутбук, проектор, интерактивная доска, схемы сборки моделей
из конструктора LEGO.
3.4. Кадровые условия
Программу реализует педагог Гриневич Т.Б.., ВКК
Образование:
2017г. ФГБОУ ВО УДГУ. квалификация «Бакалавр»,
специальность «психолого- педагогическое образование».
Стаж педагогической работы - 17 лет. Стаж работы в данной
должности – 7 лет.
22
Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
1.Живой журнал LiveJournal - справочно-навигационный сервис.
Статья
«Школа» Лего-роботов» / / Автор: Александр Попов. [Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
свободный.
http://russos.livejournal.com/817254.html
Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее
полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] –
Режим доступа:, свободный http://robotics.ru/.
Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических
отношений и объектов реального мира средствами конструктора
LEGO). – М.; «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
ПервоРобот LEGO® WeDoTM - книга для учителя [Электронный
ресурс]
Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого
развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие /
В.В. Воскобович, Н.А. Мёдова, Е.Д. Файзуллаева и др.; под ред. Л.С.
Вакуленко, О.М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие
игры Воскобовича», КАРО, 2018.
Макушкина С.В. Умные игры в добрых сказках: парциальная
программа / под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – СанктПетербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2019.
Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. М: Издательство
«Академия», 2012.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М:
Издательство «Академия», 2012.
Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 2011.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников.
- СПб «Детство-Пресс», 2012.
Тихомирова Л.Ф. Логика. Ярославль: Издательство «Перо», 2010.
23
Приложение №1
Оценочные материалы
Мониторинг и система оценки
планируемых результатов освоения программы
Показатель
Сформирован
3б
Сформирован
Не сформирован
частично
0б
2б
имеет отдельные
имеет слабые
технические
технические
умения и навыки,
навыки,
умеет
Разнообразие
умений и
навыков
имеет четкие
технические
умения и
навыки,
Работа с
конструктором
Роботрек
«Малыш – 2»,
Huna "My Robot
Time story"
умеет
самостоятельно
запускать
модель
умеет
самостоятельно
запускать модель
запуск модели не
воспроизводит
Глубина и
широта знаний
при работе с
конструктором
Роботрек
«Малыш – 2»,
Huna "My Robot
Time story"
имеет широкий
кругозор знаний
по модулю,
владеет
необходимыми
понятиями,
свободно
использует
технические
обороты,
знает
конструктивные
особенности
различных
моделей,
сооружений и
механизмов;
имеет неполные
знания по
содержанию
модулю,
оперирует
терминами, знает
конструктивные
особенности
различных
моделей,
сооружений и
механизмов
менее 50%
недостаточны
знания по
содержанию
модуля, знает
отдельные
определения
(названия деталей,
механизмы)
24
Позиция
активности в
обучении и
устойчивого
интереса к
деятельности
Разнообразие
творческих
достижений
Развитие общих
познавательных
способностей
проявляет
активный
интерес к
деятельности,
стремится к
самостоятельной
творческой
активности,
занимается
дома, оказывает
помощь другим,
активно
участвует в
соревнованиях
постоянно
принимает
участие в
выставках,
конкурсах,
соревнованиях
любого
масштаба.
проявляет
интерес к
деятельности,
настойчив в
достижении цели,
проявляет
активность на
определенных
этапах работы
не активен,
выполняет работы
только по
конкретным
заданиям
педагога.
участвует в
выставках,
соревнованиях
учреждения
редко участвует в
мероприятиях
четко
воспринимает
формы и
величины,
хорошее
недостаточно
развитие
развита моторика
моторики рук,
рук,
обладает
репродуктивное
творческим
воображение с
воображением,
элементами
четко отвечает
творчества, зная
на поставленные
ответ на вопрос
вопросы, умение
не может
читать схемы
оформить мысль,
не всегда может
сконцентрировать
внимание.
не всегда может
соотнести размер
и форму, слабая
моторика рук,
воображение
репродуктивное
25
Мониторинг социально-педагогических результатов
аккуратен при
работе деталями выполняет
Выполнение
конструктора,
санитарносанитарнобез
гигиенические
гигиенических
напоминания
требования после
требований
после работы
напоминания
убирает рабочее преподавателя
место
выполняет все
Соблюдает
Выполнение
правила техники правила техники
требований
безопасности
безопасности
техники
при работе с
после
безопасности
конструктором и напоминания
на ПК
преподавателя
доброжелателен
в коллективе,
стремится
оказать помощь,
доброжелателен в
Характер
поделится со
коллективе,
отношений в
сверстниками,
работает
коллективе
проявляет
индивидуально
желание
участвовать в
коллективных
работах
отказывается или
очень редко
соглашается
выполнять
санитарногигиенические
требования
отказывается или
очень редко
соглашается
выполнять
правила техники
безопасности
Не проявляет
желания
взаимодействовать
со сверстниками,
играет один,
задания не
выполняет или
выполняет по
своему
26