ДОП РОБОтёнок 24.06.24

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
детский сад «Алёнушка»

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАДОУ детский сад «Алёнушка»
Протокол № 1 от «27» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
Заведующим МАДОУ детский сад «Алёнушка»
__________________________ Л.В. Спехова
Приказ № 261к от «27» августа 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РОБОТЁНОК»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Педагог -психолог МАДОУ детский сад «Аленушка»
Гриневич Т.Б.., ВКК

Город Нижняя Тура
2025 год
Оглавление

1.

Целевой раздел .................................................................................................................................. 3
1.1.

Пояснительная записка ............................................................................................................. 3

1.2. Направленность дополнительной образовательной программы, её актуальность и
педагогическая целесообразность ...................................................................................................... 5

2.

3.

1.3.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы .............................................. 7

1.4.

Характеристика контингента воспитанников......................................................................... 7

Содержательный раздел ................................................................................................................... 9
2.1.

Объём Программы ..................................................................................................................... 9

2.2.

Содержание дополнительной образовательной программы ................................................. 9

2.3.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы ....................................... 11

2.4.

Формы и режим занятий ......................................................................................................... 11

2.5.

Планируемые результаты обучения ........................................................................................ 11

2.6.

Мониторинг и система оценки качества знаний .................................................................... 12

2.7.

Календарный учебный график ................................................................................................. 13

2.8.

Календарно – тематическое планирование в старшей группе (5-6 лет)……………………13

Организационный раздел ............................................................................................................... ..25
3.1.

Организационно – педагогические условия ......................................................................... ..25

3.2.

Методические условия реализации дополнительной образовательной программы ........ ..25

3.3.

Учебно – методическое обеспечение .................................................................................... ..26

3.4.

Кадровые условия ................................................................................................................... ..26

Список литературы ................................................................................................................................ ..27
Приложение №1 ..................................................................................................................................... ..28
Приложение №2 ..................................................................................................................................... ..29

2

1.
1.1.

Целевой раздел

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «РОБОтёнок»
разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими
организацию дополнительного образования:
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «РОБОтёнок»
разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими
организацию дополнительного образования:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в последней редакции);
 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации» от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в последней редакции);
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
 Концепция информационной безопасности в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023. № 1105-р);
 Постановление Правительства РФ от 11 октября 2023 г. N 1678 "Об утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ";
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21)
3

(зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—
2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203);
 Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации
на 2014—2020 годы и на перспективу до 2025 года (утв. распоряжением
Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам"
(зарегистрирован 26.09.2022 № 70226);
 Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
(зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.10.2023 г. № 1104-Д «Об утверждении методических рекомендаций» вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
разработке
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
в
образовательных
организациях»;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с сертификатом»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
4

зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в
редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
 Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
 Устав МАДОУ НТМО детский сад «Аленушка»;
Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе
образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МАДОУ НТМО
детский сад «Алёнушка» (далее – ДОО) в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), федеральной
образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО).
Перечень форм обучения: очная, по количеству обучающихся – подгрупповая; по
месту обучения ‒ аудиторная.
Перечень форм подведения итогов: беседа, практическое занятие, наблюдение,
тестирование, с помощью игровых заданий.
Дополнительная общеобразовательная программа «РОБОтёнок» разработана на
основе образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МАДОУ
НТМО детский сад «Алёнушка» (далее – ДОО) в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО),
федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО).
1.2.Направленность дополнительной образовательной программы, её
актуальность и педагогическая целесообразность
Программное обеспечение программы «РОБОтёнок» включает работу с
конструктором Роботрек «Малыш 2» и Huna "My Robot Time story".
Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, электроники минимум. Это
предварительный, не программируемый этап знакомства с робототехникой для
детей 5-6 лет. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и
соединениям. Роботы этого уровня не программируются и это плюс для детей
дошкольного возраста – дети получают быстрый результат своей работы, не тратя
время на разработку алгоритма, написание программы и т.п. При этом
конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт
управления – все это позволяет изучить основы робототехники. Наборы
5

сопровождаются подробными инструкциями и методическими материалами. Весь
материал изложен в игровой форме – это сказки, рассказы, примеры из
окружающей жизни. Работа с данным конструктором дарит возможность
создавать яркие «умные» игрушки, наделить их интеллектом, научиться работать с
моторами и датчиками. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженеромконструктором.

6

1.3.Цель и задачи дополнительной образовательной программы
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности
детей старшего дошкольного возраста средствами конструктором Роботрек
«Малыш 2», Huna "My Robot Time story".
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1.
Познавательная задача: развивать познавательный интерес детей
дошкольного возраста к робототехнике.
2.
Образовательная задача: формировать умения и навыки конструирования,
приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с
новым видом конструкторов Роботрек «Малыш 2» , Huna "My Robot Time story".
3.
Развивающая задача: развивать творческую активность, самостоятельность
в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание,
оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное,
творческое).
4.
Воспитывающая задача: воспитывать ответственность, культуру,
дисциплину, коммуникативные способности.
1.4.Характеристика контингента воспитанников
Дети пятого и шестого года жизни имеют наиболее развитые навыки и
умения в обращении с различными видами конструкторов. Дети начинают
конструирование по наложению, то есть накладывают лего – детали на картинку
— основу. Конструировать по подражанию» - поэтапно повторять действия
педагога. Конструировать по образцу, воспроизводя фигуру визуально сравнивая
её с заранее собранной педагогом моделью. Конструировать по схеме –
ориентируюсь на карточку со схемой или изображение на экране. Ребёнок
самостоятельно, без помощи взрослого конструирует из лего.
Ожидание знакомства с чем-то новым развивает у них любознательность и
познавательную активность; необходимость самим определять для себя
интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение
критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления;
коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы.
Конструировать из строительного материала и крупных деталей конструктора
типа «Лего» дети начинают в средней группе. В этом возрасте постройки могут
включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному
замыслу, а также планирование последовательности действий. В этом возрасте у
детей возникает интерес к качеству своего труда: они начинают осознанно
стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых
7

воспитателем (последовательность операций, использование разных способов
конструирования, проявляют желание овладеть теми или иными навыками и
охотно упражняются в конструировании.
Дети этого возраста, уже более скоординированы, они уже овладели мелкой
моторикой и способны манипулировать мелкими предметами. Полезно давать
мелкие детали длязанятий, способствующих дальнейшему развитию их навыков и
умений. В этом возрасте дети начинают детально анализировать собственные
наблюдения; способны, рассуждатьлогически и устанавливать связи.
В возрасте 5-6 лет начинает формироваться словесно-логическое мышление, идет
активное развитие элементарных математических способностей и логики.
Конструирование и робототехника как нельзя лучше этому способствует.
Развиваются и коммуникативные навыки, ведь для сборки «своего» робота нужно
работать в команде и постоянно общаться как с преподавателем, так и со
сверстниками. Дети начинают больше разговаривать, что ведет к пополнению
словарного запаса и развитию более грамотной и связной речи. результате такой
работы, ребенок учится наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки,
классифицировать, аргументировать свою точку зрения.

8

2. Содержательный раздел
2.1. Объём Программы
Объём дополнительной образовательной программы «РОБОтенок» обусловлен
единым блоком программы, где обязательно присутствует игровой сюжет.
Условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению
занятий.
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного
образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком,
индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы
Оборудование для занятий.
1. Проектор, экран;
2. Ноутбук;
3. Конструктор Роботрек «Малыш 2» и Huna "My Robot Time story".
2.2. Содержание дополнительной образовательной программы

Реализация программы направлена на обеспечение единого процесса
обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребёнка
дошкольника. В ней предусматривается расширение и усложнение программных
задач. Особое внимание уделено практическому овладению каждым ребёнком
творческой, продуктивной деятельности. Развитию технических умений ребенка.
Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также
общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию
воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей
программе «РОБОтенок» открывает возможности для реализации новых
концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга
интересов.
Методы и приёмы, используемые в работе, соответствуют возрастным
особенностям дошкольников, а не копируют школьную программу. Содержание
программы учитывает индивидуальные особенности ребёнка. Педагог, родитель
могут самостоятельно выбрать темп прохождения программы, вносить в неё
изменения.
Решение задач программы осуществляется линейно (от группы к группе
задания усложняются), однако ведущей задачей остаётся развитие творческого
потенциала воспитанников.
9

Очень важным в программе является формирование у ребёнка учебных
умений:
1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь образовательный
процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и
мотивируют ребёнка, побуждают его к учебной деятельности.
2. Умение решить учебные задачи самостоятельно. Для этого ребёнку
предлагаются творческие задания, выполнить которые ребёнок может
индивидуально, проявив инициативу. Творчество, выдумку и воображение.
3. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку своей
выполненной работы.
Основное назначение программы «РОБОтёнок»:
1. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений с
конструктором Роботрек «Малыш 2» и Huna "My Robot Time story".
2. Развивать технические и конструкторские способности детей, способствуя:
- овладению навыками сборки различных фигур из конструктора, знанию
деталей и способах их применения;
- формированию умения понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно;
- формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять
контроль и самооценку;
- развитию способности к саморегуляции поведении и проявлению волевых
усилий для выполнения поставленных задач;
- развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими
моментами:
1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея
(самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания
чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние
взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30%
случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных —
первоначальный
замысел
претерпевает
изменения
по
причине
неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший
опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать
изначальную задумку в реальность.
2. Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные
инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует
10

от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными
способами творчества.
3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых
этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся
результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
Деление содержания программы «РОБОтенок» условно и зависит:
1. От возраста, с которого начата работа по данной программе.
2. От состояния психического развития ребёнка.
2.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Курс обучения рассчитан на 38 уч. недель.
2.4. Формы и режим занятий

Основной формой работы с детьми является занятия.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 25 мин.
Начало занятий вторая половина дня не ранее 15.00 часов.
Оптимальная наполняемость подгруппы: 6-7 детей
Набор в группу проводится в начале учебного года на свободной основе.
2.5. Планируемые результаты обучения

- ребенок овладевает техническим конструированием и робототехникой,
проявляет инициативу и самостоятельность в среде моделирования и
программирования, познавательно-исследовательской и технической деятельности
в работе с конструктором Роботрек «Малыш 2» и Huna "My Robot Time story".
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместном техническом конструировании, робототехнике, программировании,
имеет навыки работы с различными источниками информации;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
исследовательской и научно-технической деятельности, программированию; по
разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере
для различных роботов;
11

- ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры,
знаком с основными компонентами конструкторов и мини-роботов; видами
подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями,
применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить
техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческотехнической и исследовательской деятельности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои
движения и управлять ими при работе с робототехническим конструктором; ребенок может соблюдать правила безопасного поведения пр работе с
электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании
робототехнических моделей; - ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения технические задачи.
2.6.Мониторинг и система оценки качества знаний
Педагогический процесс организуется на диагностической основе, что
предполагает систематическое проведение мониторинга включающего следующие
этапы: первичный и итоговый.
Периодичность мониторинга - 2 раза в год (сентябрь - май).
Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:
 наблюдение за деятельностью детей;
 задания для самостоятельного выполнения;
 общение с ребенком.

12

2.7.Календарный учебный график
Режим работы учреждения: 10,5 часов.
Старшая группа
(5– 6 лет)

Содержание
Количество возрастных групп
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года всего, в том
числе
1-е полугодие
2-е полугодие
Режим работы
Продолжительность учебной недели
Летний период
Всего в неделю занятий
Максимальное количество занятий в течение дня
Объём недельной образовательной нагрузки
Длительность занятия
Максимально
допустимый
объём
недельной
образовательной нагрузки по СанПиН 2.4.3648-20
Сроки проведения мониторинга
Праздники и развлечения

13

2
01 сентября 2025 г.
31 мая 2026 г.
38 недель
17 недель
21 неделя
7.00-17.30
5 дней
01.06.25г.-31.08.25г.
2
1
25 минут
25 минут
25 минут
01.09.25-15.09.25г.
18.05.26-22.05.26г.
«Приглашаем в зоопарк»,
«Сказки из конструктора»

2.8.Календарно – тематическое планирование в старшей группе (5-6 лет)
2 занятия в неделю. 1-е ознакомительное, 2-е на закрепление темы
Месяц

Неделя

Сентябрь

1.

Название

1.Знакомство с
конструктором.
2. Закрепление
названий деталей
и их схем
крепления

2.
1.»Семейный
автомобиль»
2.Спецтехника

3.
1.“Подвесной мост”
2. «Пешеходный и
автомобильный
мост»

4.
1.«Большие и

Задачи

Демонстрация набора «Роботрек» - Малыш2 для конструирования и деталей
конструктора.
Демонстрация схем скрепления деталей
(вал-втулка-рамка, вал-муфта, втулкамуфта-колесо), электронных деталей.
Анализ схем.
Проведение дидактического упражнения:
«Соедини линией одинаковые
детали».
Предложение отгадать загадку и узнать, что
сегодня дети будут делать на
занятии.
Демонстрация
изображения
готового
барана.
Проговаривание задач работы на занятии.
Предложение
рассказать
об
этапах
предстоящей работы.

Рассказывание сказки про двух козлят.
Демонстрация изображений различных
мостов.
Проговаривание задач работы на занятии.
Помощь в составлении плана работы.
Постройка прочного моста для козлят.
Проведение дидактических упражнений
«Какой мост прочнее?», «Кто как
звучит?».
Демонстрация изображений различных
зданий.
Проговаривание задач работы на занятии.
14

маленькие здания»
2. «Строим
башню»
Октябрь

1.

Домашние
животные
1.“Упрямый
козлик”,
2.«Поросенок»

2.

Дикие
животные
1.“Жираф”,
2.«Лев»

3.

Морские животные
1.“Краб”,
2.«Осьминог»

Животные Африки
4.

1.« Жираф»,
2.«Бегемот»

Постройка различных домов и зданий.
Проведение дидактических упражнений
«Какой дом выше?», «Подбери по цифре».
Соберем робота «Упрямый козленок»,
«Поросенок»
Предложение вспомнить сказку про
двух козлят и предположить, что дети
будут конструировать сегодня.
Демонстрация изображений готового
козленка
Предложение рассказать об этапах
предстоящей работы.
Помощь в составлении плана работы.
Постройка модели козленка по
технологическим картам
Предложение сравнить свою работу с
образцом.
Интерактивная игра «Животные»

Чтение рассказа «Жмурки»
Объяснение этапов предстоящей работы.
Демонстрация изображений жирафа
Проговаривание задач работы на занятии
Сборка жирафа по технологическим картам
Игра «Соедини линией соответствующие
картинки»

Объяснение этапов предстоящей работы.
Демонстрация изображений готовых
крабов.
Проговаривание задач работы на занятии.

Предложение отгадать загадку и узнать,
что сегодня дети будут делать на
занятии.
15

Демонстрация изображения готового
барана.
Проговаривание задач работы на занятии.
Предложение рассказать об этапах
предстоящей работы.
Ноябрь

1.

«Хищники»
1.«Лев»,
2.«Тигр»

2.

«Насекомые»

1.“Муравей»
2.«Божья
Коровка»

Рассматривание изображений льва и тигра.
Демонстрация изображения готового
хищника.
Проговаривание задач работы на занятии.
Обращение внимания на новые детали
(грива).
Предложение составить дальнейший план
работы.
Постройка модели льва по
технологическим картам
Проведение дидактического упражнения
«Найди недостающие части».

Предложение отгадать несколько загадок
и узнать, кого дети сегодня будут
собирать.
Чтение рассказа «Муравей и кузнечик».
Демонстрация изображения готового
муравья.
Проговаривание задач работы на занятии.
Предложение спланировать дальнейшую
деятельность.
Постройка модели муравья по
технологическим картам
Обратить внимание на схему соединения
лапок и условные обозначения.
Помощь в анализе схемы и условных
обозначений, подборе нужных деталей.
Проведение дидактического упражнения
«Жизнь муравьев».
16

3.

«Насекомые»
1”Кузнечик»
2.«Стрекоза

4.

Музыкальные
инструменты

1.“Гитара»,
2.«Барабан»

Декабрь

1.

Конструирование
по сказкам
1.«Заяц»,
2.«Лиса»

2.

Демонстрация изображения готового
кузнечика.
Проговаривание задач работы на занятии.
Предложение спланировать дальнейшую
деятельность.
Постройка модели кузнечика по
технологическим картам
Проведение дидактической игры: «Какие
тени принадлежат насекомым».
«Соедините линиями»
Демонстрация схемы сборки гитары и
барабана
Обратить внимание условные обозначения
для правильного соединения
деталей рамками.
Помощь в анализе схемы и условных
обозначений, подбор ненужных деталей.
Сборка муз.инструментов по
технологическим картам
Демонстрация изображений готового
зайца и лисы
Проговаривание задач работы на занятии.
Предложение выбрать животного,
которого дети будут конструировать
первым.
Помощь в составлении плана работы.
Постройка модели зайца по
технологическим картам
Играем с роботоми:
1 Подсоедините двигатель к разъему
правого двигателя.
2 Подсоедините аккумулятор к разъему
питания.
Игра «Я учусь»
Демонстрация изображения готовой
лягушки.
17

Конструирование
по сказкам
1.«Лягушка»,
2.«Цапля»

3.
Воздушный
транспорт

1.«Самолёт»,
2.«Воздушный
шар»

Проговаривание задач работы на занятии.
Предложение спланировать дальнейшую
деятельность.
Сборка модели храброй лягушки по
технологическим картам
Игра «Я учусь»
Фотовыставка «Что мы уже собрали»
Чтение рассказа «Давайте поиграем».
Рассматривание изображений самолетов.
Демонстрация изображения готового
самолета.
Проговаривание задач работы на занятии.
Предложение составить дальнейший план
работы.
Демонстрация схемы сборки модели.
Обращение внимания на новые детали и
способы их соединения и крепления.
Помощь в анализе схемы и условных
обозначений, подборе нужных деталей.
Постройка модели самолета по
технологическим картам
Как заставить робота - самолет двигаться?
1 Подсоедините двигатель к разъему
правого двигателя.
2 Подсоедините аккумулятор к разъему
питания.
3.Нажмите на выключатель, и пропеллер
начнет вращаться.
Игра «Самолет разломался на две части.
Найдите недостающую часть и соедините
линией»
Демонстрация схемы сборки коровы и
черепахи.
Помощь в анализе схемы и условных
обозначений, подборе нужных деталей.

4.

Воздушный

Демонстрация изображения готового
вертолета.
18

транспорт
1.«Вертолёт»
5.

Январь

3.

2.«Истребитель»
1. Закрепление
названий деталей и
способов их
соединения
2.Итоговое
занятие

Высказывание детьми предположений о его
назначении.
Проговаривание задач работы на занятии.
Демонстрация схем скрепления деталей
(вал-втулка-рамка, вал-муфта, втулкамуфта-колесо), электронных деталей.
Анализ схем.
Итоговое занятие: соревнование по
робототехнике

1.Знакомство с
конструктором
,Huna "My Robot
Time story"

Познакомить детей с конструктором HUNA,
с названиями и функциями деталей.Учить
соединять детали. Познакомить с
2.Сборка простой правилами безопасности при сборке
модели«Кораблик» роботов.
4.

Конструирование
по сказке
1,2.“Волк и три
поросенка”

5.

Конструирование
по сказке
1,2.“Черепаха и
Кролик”

Февраль

1. 1.«Соберём
робота-собачку»

Используя различные блоки, научить детей
самостоятельно собирать модель волка и
поросят.
Учить заранее обдумывать содержание
модели.
Демонстрация изображения готовой модели
коровы и черепахи.
Проговаривание задач работы на занятии.
Составление детьми дальнейшего плана
работы.
Предложение спланировать дальнейшую
деятельность.
Демонстрация схемы сборки вертолета.
Помощь в анализе схемы и условных
обозначений, подборе нужных деталей.

Познакомить с историей про жадную
собачку.
19

2.»Соберём
робота-кролика»

2. “Игра в прятки.
Роботыживотные
1.«Жираф»
2.»Слон»

Используя красочные блоки, рамки,
материнскую плату и двигатель учить
собирать робота-собаку, роботакролика, которые будутдвигаться.
Закрепить знания об истории роботов, о
типах роботов, закрепить полученные
навыки строительства. Учить заранее
обдумыватьсодержание будущей
постройки, называтьеё тему, давать общее
описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.

3. Морской транспорт Используя различные блоки, научить детей
самостоятельно собирать модель корабля и
1.»Корабль»
парахода.
2.»Параход»
Учить заранее обдумывать содержание
модели.
Демонстрация изображения готовой модели
4. Птицы
страуса и слона.
1.“Страус»
Проговаривание задач работы на занятии.
2.«Птенец”
Составление детьми дальнейшего плана
работы.
Демонстрация схемы сборки страуса и
птенца.
Помощь в анализе схемы и условных
обозначений, подборе нужных деталей.
5. Собираем
динозавров
1.«Трицерапторс»
2. «Бронтозавр»

Используя различные блоки, научить
детейсамостоятельно собирать
движущиеся модели динозавров.
Учить работать с приёмником и пультом
управления

20

Март

1.

Наземный
транспорт
1. «Пожарный
автомобиль»
2.«Аварийная
машина»

2.

Спецтехника
1.«Бульдозер»
2. «Экскаватор»

3.

1.“Наш детский
сад”
2. «Детская
площадка»

4. 1. «Устройство
для поднятия
флага»

Закрепление понятия энергия, введение
понятия чистый эксперимент, знакомство с
методами измерения,изучение
вращения,изучение возможностей
сочетания материалов,знакомство с
передаточными механизмами
Демонстрация изображения готовой модели
машин.
Проговаривание задач работы на занятии.
Составление детьми дальнейшего плана
работы.
Демонстрация схемы сборки бульдозера и
экскаватора.
Помощь в анализе схемы и условных
обозначений, подборе нужных деталей.
Оказание индивидуальной помощи при
Конструировании.
Предложение сравнить свою работу с
образцом и работами других пар.
Введение понятия равновесие, знакомство с
методами нестандартных измерений,
формирование навыков сборки деталей.

Введение понятия равновесие, знакомство с
методами нестандартных измерений,
формирование навыков сборки деталей.

2. «Весы»
5. 1.«Собираем
движущиеся
щётки»

Введение понятия движение, знакомимся с
ИК-датчиком.
Формирование навыков сборки деталей.

2.«Собираем
кассовый
аппарат"

21

Апрель

1. 1.Собираем
автомобиль с
рекламой
2.Продуктовая
машина

2.

Наши
любимые
питомцы
1.«Собачка»
2.«Весёлый
щенок»

Демонстрация изображения готовых
моделей различных автомобилей.
Обращение внимания на появление новой
детали в модели.
Проговаривание задач работы на занятии.
Составление плана работы.
Приглашение к началу работы.
Постройка модели по технологическим
картам
Демонстрация изображения готовой
модели.
Предложение составить дальнейший план
работы.
Демонстрация схемы сборки модели.
Помощь в анализе схемы и условных
обозначений, подборе нужных деталей.
Оказание индивидуальной помощи при
конструировании.

3.

1.«Качели»,
2.«Аттракцион»

Демонстрация изображения готовой
модели.
Предложение составить дальнейший план
работы.
Демонстрация схемы сборки модели.
Помощь в анализе схемы и условных
обозначений, подборе нужных деталей.
Оказание индивидуальной помощи при
конструировании.
Постройка модели качели по
технологической карте

4.

Водный транспорт

Демонстрация изображения готовой
модели.
Предложение составить дальнейший план
работы.
Демонстрация схемы сборки модели.
Помощь в анализе схемы и условных

1.«Лодка»,
2.«Корабль»

22

обозначений, подборе нужных деталей.
Оказание индивидуальной помощи при
конструировании.
Постройка модели «Лодка» по
технологическим картам
Управление роботом - лодкой:
1 Присоедините двигатель к левому
разъёму.
2.Присоедините аккумулятор к разъёму
питания.
3.Нажмите выключатель мини-пульта.
Лодка начнёт перемещаться во все
стороны.
Май

3.

4.

Бытовая техника
1. «Вентилятор»

Введение понятия вращение. Знакомство с
ИК-датчиками.

2. «Дрель»

Формирование навыков сборки деталей.

«Насекомые»

Демонстрация схемы сборки модели.
Помощь в анализе схемы и условных
обозначений, подборе нужных деталей.
Оказание индивидуальной помощи при
конструировании.

1.«Робот-жук»
2.«Стрекоза»

5.

Учить использовать для перемещения
стрекозы ИК-датчик, который передаёт
сигнал системной плате для вращения
электродвигателя.
1.Конструирование Демонстрация изображения готовой
модели.
по сказке
Проговаривание задач работы на занятии.
«Заяц и медведь»
Предложение составить дальнейший план
работы.
Демонстрация схемы сборки модели.
Помощь в анализе схемы и условных
обозначений, подборе нужных деталей.
Итоговое занятие: соревнование по
робототехнике
23

Сборка моделей с использованием
2.Итоговое занятие конструктора Huna "My Robot Time story".
«по замыслу»
Итого: 38 недель, 64 учебных часа

24

3. Организационный раздел
3.1. Организационно – педагогические условия

Программа может быть реализована педагогом дополнительного
образования, квалификация которого соответствует следующим требованиям:
высшее педагогическое образование в области, соответствующей профилю данной
образовательной программы. Занятия проводятся в течение учебного года,
Зачисление детей проводится на основе заявления родителей. Список зачисленных
детей в кружок утверждается заведующей ДОУ. По желанию родителей, они
могут присутствовать на занятиях. Для родителей организуются Дни открытых
дверей «Конструируем вместе». Проводятся развлечения совместно с родителями
«Зоопарк», «Сказка из конструктора» - выставка моделей из конструкторов
Роботрек «Малыш – 2», Huna "My Robot Time story".
3.2. Методические условия реализации дополнительной образовательной

программы
Программа реализует различные формы работы обучающихся на занятиях:
- изложение материала;
- практикум;
- проблемные ситуации.
Методы, используемые при реализации программы:
- практический;
- наглядный (видеоматериалы, схемы, таблицы, макеты, иллюстрации, игрушки,
настольно – печатные игры);
- словесный (беседы, разъяснения, игры, упражнения, поощрения).
Структура занятий включает обязательные элементы:
1) Ориентировочный этап;
2) сообщение темы занятия;
3) игры и упражнения;
4) физминутка;
5) практическое задание;
6) Ритуал прощания, итог.
Во время проведения занятий присутствует положительная эмоциональная
оценка. При индивидуальной оценке отмечается активность, удача, пусть даже
маленькая или просто хорошее настроение того или иного ребенка. Занятие
заканчивается так, чтобы дети ждали следующей встречи с психологом.
25

3.3. Учебно – методическое обеспечение

Занятия с детьми проводятся в кабинете робототехники дошкольного
образовательного учреждения, который расположен на первом этаже здания.
Занятия проводятся по подгруппам (6-7 человек ) или индивидуально.
Набор конструкторов Роботрек «Малыш 2», Huna "My Robot Time story".
1. Ноутбук.
2. Проектор, интерактивная доска.
3.4. Кадровые условия

Программу
реализует
педагог Гриневич Т.Б., ВКК.
Образование:
2017г. ФГБОУ ВО УДГУ. квалификация «Бакалавр», специальность «психологопедагогическое образование».
Стаж педагогической работы - 17 лет.
Стаж работы в данной должности – 7 лет.

26

Список литературы
1. Захаров Н.Н. профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н. Захаров. М.: просвещение, 1988.
2. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебнометодическое пособие / В.П. Кондрашов - Балашов: изд-во "Николаев", 2004.
3. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме
«Профессии» / Н.А. Кнушевицкая. – М.: издательство гном и д., 2010.
4. Кружок робототехники, [электронный ресурс] // http://lego.rkc74.ru/index.php/- lego
5. Козлова В.А, Робототехника в образовании [электронный ресурс] //http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
6. Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества»
Москва «Просвещение» 1976
7. Конструкторы HUNA – MRT как образовательный инструмент при реализации
ФГОС в дошкольном образовании. – М. : Издательство «Перо», 2015. – 85 с.
Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей
с помощью конструкторов Роботрек «Малыш 2». – М. : Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2003.
8. Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития
детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие / В.В. Воскобович,
Н.А. Мёдова, Е.Д. Файзуллаева и др.; под ред. Л.С. Вакуленко, О.М.
Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича»,
КАРО, 2018.
9. Макушкина С.В. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа / под
ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО
«Развивающие игры Воскобовича», 2019.
10. Михайлова З.А. Игровые задачи
для дошкольников. –
М:
Издательство «Академия», 2012.
11. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М:
Издательство «Академия», 2012.
12. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 2011.
13. Носова Е.А., Непомнящая
Р.Л. Логика
и
математика для
дошкольников. - СПб «Детство-Пресс», 2012.
14. Тихомирова Л.Ф. Логика. Ярославль: Издательство «Перо», 2010.

27

Приложение №1
Оценочные материалы
Мониторинг и система оценки планируемых
результатов освоения программы
Показатель
Сформирован
Сформирован
Не сформирован
3б
частично
0б
2б
Разнообразие
имеет четкие
имеет отдельные
имеет слабые
умений и навыков
технические
технические
технические
умения и навыки,
умения и навыки,
навыки,
умеет
Работа с
умеет
умеет
запуск
конструктором
самостоятельно
самостоятельно
модели не
Роботрек
запускать модель
запускать модель
воспроизводит
«Малыш – 2»,
Huna "My Robot
Time story"
Глубина и широта
имеет широкий
имеет неполные
недостаточны
знаний при работе
кругозор знаний
знания по
знания по
с конструктором
по модулю,
содержанию
содержанию
Роботрек «Малыш
владеет
модулю,
модуля, знает
– 2»,
необходимыми
оперирует
отдельные
Huna "My Robot
понятиями,
терминами, знает
определения
Time story"
свободно
конструктивные
(названия деталей,
использует
особенности
механизмы)
технические
различных
обороты,
моделей,
сооружений и
знает
механизмов менее
конструктивные
50%
особенности
различных
моделей,
сооружений и
механизмов;
Позиция
проявляет
проявляет интерес
не активен,
активности в
активный интерес
к деятельности,
выполняет работы
обучении и
к деятельности,
настойчив в
только по
устойчивого
стремится к
достижении цели,
конкретным
28

интереса к
деятельности

Разнообразие
творческих
достижений

Развитие общих
познавательных
способностей

Мониторинг
социальнопедагогических
результатов
Выполнение
санитарно-

самостоятельной
творческой
активности,
занимается дома,
оказывает
помощь другим,
активно
участвует в
соревнованиях
постоянно
принимает
участие в
выставках,
конкурсах,
соревнованиях
любого масштаба.
хорошее развитие
моторики рук,
обладает
творческим
воображением,
четко отвечает на
поставленные
вопросы, умение
читать схемы

проявляет
активность на
определенных
этапах работы

заданиям
педагога.

участвует в
выставках,
соревнованиях
учреждения

редко участвует в
мероприятиях

четко
воспринимает
формы и
величины,
недостаточно
развита моторика
рук,
репродуктивное
воображение с
элементами
творчества, зная
ответ на вопрос
не может
оформить мысль,
не всегда может
сконцентрировать
внимание.

не всегда может
соотнести размер
и форму, слабая
моторика рук,
воображение
репродуктивное

аккуратен при
работе деталями

выполняет
санитарно-

отказывается
илиочень редко

29

гигиенических
требований

Выполнение
требований
техники
безопасности

Характер
отношений в
коллективе

конструктора, без
напоминания
после работы
убирает рабочее
место
выполняет все
правила техники
безопасности при
работе с
конструктором и
на ПК
доброжелателен в
коллективе,
стремится оказать
помощь,
поделится со
сверстниками,
проявляет
желание
участвовать в
коллективных
работах

гигиенические
требования после
напоминания
преподавателя

30

соглашается
выполнять
санитарногигиенические
требования

Приложение №2
- ребенок овладевает техническим конструированием и робототехникой,
проявляет инициативу и самостоятельность в среде моделирования и
программирования, познавательно-исследовательской и технической деятельности
в работе с конструктором Роботрек «Малыш 2» и Huna "My Robot Time story".
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместном техническом конструировании, робототехнике, программировании,
имеет навыки работы с различными источниками информации;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
исследовательской и научно-технической деятельности, программированию; по
разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере
для различных роботов;
- ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры,
знаком с основными компонентами конструкторов и мини-роботов; видами
подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями,
применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить
техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческотехнической и исследовательской деятельности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои
движения и управлять ими при работе с робототехническим конструктором; ребенок может соблюдать правила безопасного поведения пр работе с
электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании
робототехнических моделей; - ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения технические задачи.
2.6.Мониторинг и система оценки качества знаний
Педагогический процесс организуется на диагностической основе, что
предполагает систематическое проведение мониторинга включающего следующие
этапы: первичный и итоговый.
Периодичность мониторинга - 2 раза в год (сентябрь - май).
Формы отслеживания результатов за деятельностьюдетей:
 наблюдение за деятельностью детей;
 задания для самостоятельного выполнения;
 общение с ребенком.

31

32

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».