ДОП Кожаный мяч

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
детский сад «Алёнушка»

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАДОУ детский сад «Алёнушка»
Протокол № 1 от «27» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
Заведующим МАДОУ детский сад «Алёнушка»
__________________________ Л.В. Спехова
Приказ № 261к от «27» августа 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Кожаный мяч»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Инструктор ФК МАДОУ детский сад «Аленушка»
Хадыкин С.П., 1КК

Город Нижняя Тура
2025 год

1

Оглавление
1. Целевой раздел .............................................................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка .......................................................................................... 3
1.2. Направленность дополнительной образовательной программы, её
актуальность и педагогическая целесообразность ....................................................... 4
1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы ........................... 5
1.4. Сроки реализации программы ............................................................................... 6
1.5. Ожидаемые результаты .......................................................................................... 6
1.6. Способы определения результативности: ............................................................ 7
1.7. Формы проведения итоговой реализации программы ........................................ 7
2. Содержательный раздел ............................................................................................... 9
2.1. Учебный план .......................................................................................................... 9
2.2. Содержание изучаемого курса ................................................................................. 9
2.3. Календарно-тематическое планирование ........................................................... 11
3. Организационный раздел ........................................................................................... 31
3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение: ................................ 31
Список литературы............................................................................................................ 32

2

1.
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Нормативную
правовую
основу
настоящей
общеобразовательной
общеразвивающей программы по учебному курсу «Кожаный мяч» составляют
следующие документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в последней редакции);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в последней редакции);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
4.
Концепция информационной безопасности в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля
2023. № 1105-р);
5.
Постановление Правительства РФ от 11 октября 2023 г. N 1678 "Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ";
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.368521) (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296);
8.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 17.07.2022 г.
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (зарегистрирован 26.09.2022 № 70226);
10.
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых" (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
11.
Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
12.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
13.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
3

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
14.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.10.2023 г. № 1104-Д «Об утверждении методических
рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по разработке
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
в
образовательных организациях»;
15.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
сертификатом»;
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как
важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в
современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует
постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как
образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие
личности ребенка.
1.2.

Направленность дополнительной образовательной программы, её
актуальность и педагогическая целесообразность

Направленность образовательной
программы
«Кожаный
Мяч»физкультурно-спортивная. За основу использовалась авторская программа «Минифутбол для групп начальной подготовки» составленная авторским коллективом
Кузнецова В.А., Драча С.А., Парфенова В.А., Терюхов В.Г.
Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее
влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом, совершенствуется
функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическое развитие.
Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение
подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и
чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом благодатная почва для развития двигательных качеств.
Актуальность программы состоит в том, что традиционная система
физического воспитания в общеобразовательных организациях на современном этапе
для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности
обучающихся требует увеличения их двигательной активности, усиления
образовательной направленности учебных занятий по физической культуре и
расширения вне учебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Данная программа усиливает вариативную составляющую общего образования,
способствует реализации сил, знаний, полученных детьми в базовом компоненте,
формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации,
самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном
самоопределении.

4

Новизна программы состоит в удовлетворении возрастной потребности в
идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков
их реализации; сохранении и культивировании уникальности личности
несовершеннолетних, создании условий, благоприятных для развития спортивной
индивидуальности личности ребенка.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым
рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

личностная ориентация образования;

профильность;

практическая направленность;

мобильность;

разноуровневость;

реализация воспитательной функции обучения через активизацию
деятельности обучающихся.
Программа призвана осуществлять 3 исключительно важные функции:

создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и
переживания им «ситуации успеха»;

способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых
интересов личности.
Ведущими ценностными приоритетами программы являются:

демократизация учебно-воспитательного процесса;

формирование здорового образа жизни;

саморазвитие личности;

создание условий для педагогического творчества;

поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности
посредством выбранного ими вида спорта.
1.3.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы - оздоровление, физическое и психическое развитие
занимающихся на основе их творческой активности; формирование здорового образа
жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и
спортом.
Задачи программы для детей 4-7 лет:
Обучающие:

формирование представлений о виде спорта - футбол, его возникновении,
развитии и правилах соревнований;

формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении
здоровья;

формирование определённых игровых наклонностей юных футболистов
(с учётом желания самого спортсмена выполнять функции вратаря, защитника,
полузащитника или нападающего);
Развивающие:

развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным
развитием быстроты, ловкости и координации движений;

развитие волевых качеств - смелости, решительности, самообладания;
Воспитательные:
5

воспитание у юных спортсменов чувство ответственности за свои
действия перед коллективом;

воспитание взаимопомощи и трудолюбия.


Отличительная особенность образовательной программы заключается в том,
что основой подготовки занимающихся является не только технико-тактическая
подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на
более высокий показатель физического развития дошкольников. Расширяется
кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта.
Физические нагрузки распределяются с учётом возрастных особенностей детей.
Возраст детей:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Условия набора детей:
Для обучения принимаются дети вне зависимости от их способностей, уровня
физического развития, не имеющие медицинских противопоказаний.
1.4.

Сроки реализации программы

Изучение программного материала рассчитано на 1год.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся в спортивном зале. Продолжительность занятий - 2 раза в
неделю.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с
возрастным принципом комплектования групп секции по футболу и рассчитан на
последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических
умений и навыков.
Формы проведения занятий:

групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;

медико-воспитательные мероприятия;

тестирование;

участие в соревнованиях, матчевых встречах.
Методы обучения на занятиях:

Словесный - объяснение терминов, новых понятий.

Наглядный - показ педагогом правильного выполнения упражнений,
демонстрация фото и видео материалов.

Практический - выполнение обучающимися практических заданий и
упражнений.

Игровой - активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное
состояние обучающихся.
1.5.

Ожидаемые результаты

К концу обучения дети должны знать:

историю зарождения футбола.

правила ведения счета в футболе;

значение разминки, утренней зарядки, режима дня, дыхательных
упражнений;
6


спортивную терминологию;

правила поведения и технику безопасности на спортивной площадке;

вести мяч ногой произвольно любым способом (правой, левой), по
извилистой линии, по коридору, между предметами, обводя их

выполнять удары по мячу с места, с разбега, с попаданием в цель,
останавливать (принимать) мяч во время передачи.
1.6.

Способы определения результативности:

В ходе учебно-тренировочной работы тренер систематически ведет учет
успеваемости обучающихся через:

текущий контроль: тестирование, опрос;

промежуточный контроль: в середине учебного года, по оценке уровня
подготовленности и овладения специальными навыками обучающиеся сдают
нормативы, указанные в таблице для 1 или 2 года обучения;

итоговый контроль: выступление на соревнованиях разного уровня.

Ф. И. ребенка

Оценка техники освоения элементов спортивной игры футбол.

Ведение мяча
ногой

По
прямой

Остановка
мяча

Отбор
мяча

Удар по
Удар
мячу
носком и ногой по
внутренней мячу по
стороной воротам
стопы

«змейкой»

1) ведение мяча по прямой и «змейкой»:
«выполнил» - 3 балла / «не выполнил» - 0 баллов;
2) остановка мяча, отбор мяч, удар по мячу носком и внутренней стороной
стопы:
3 балла – упражнение выполнено без ошибок,
2 балла – упражнение выполнено с незначительными ошибками,
1 балл – упражнение выполнено с грубыми ошибками,
0 баллов - упражнение не выполнено;
3) Удар ногой по мячу по воротам (3 попытки)
3 балла – 3 попадания
2 балла – 2 попадания
1 балл – 1 попадание,
0 баллов – нет попаданий.
1.7.


Формы проведения итоговой реализации программы

участие в соревнованиях между учебными группами;
7






участие в товарищеских играх;
участие в матчевых встречах;
открытые занятия;
переход в основную группу и команду своего возраста.

8

2. Содержательный раздел
2.1.

Учебный план

№ п/п

Виды подготовки

Количество занятий

1.

Теоретическая подготовка

1

2.

Охрана труда
безопасности

3.

Общая физическая подготовка

4.

Специальная
подготовка

5.

Техническая подготовка

7.

Соревновательная подготовка, 4
контрольные нормативы
Всего

и

техника В процессе занятий
76

физическая 10
52

143
2.2. Содержание изучаемого курса

1.Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России.
 беседа на тему «спорт, как система воспитания».
 просмотр чемпионата по футболу в России и за рубежом.
 игра «Я-футболист»
2.Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
 составления личного распорядка дня и режима питания.
 обтирание, обливание и ножные ванны, как гигиенические и закаливающие
процедуры.
 посещение бассейна.
3. Диагностика.
• тестирование
4.Правила игры в футбол.
 опрос на знание обязанностей капитана команды.
• просмотр матча и обсуждения соблюдений правил в игре.
5.Общая и специальная подготовка.
 поднимание и опускание рук в стороны, вперёд, круговые вращения, сгибание,
разгибание рук в упоре. Наклоны туловища вперёд и в стороны.
 выпады вперёд, в сторону, назад.
 прыжки в полу приседе.
 упражнения с набивным мечом(1-2 кг.)
 акробатические упражнения (кувырки вперёд с шага, длинный кувырок вперёд,
кувырок назад из приседа).
 упражнения в висах и упорах (подтягивание:2 подхода по 5 раз; из упора лёжа
сгибание и разгибание рук:2 подхода по 4-5 раз).
9

лёгкоатлетические упражнения.
 подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «защита крепости», эстафеты с
преодолением препятствий.
 спортивные игры. Ручной мяч.
 специальные упражнения для развития быстроты.
 специальные упражнения для развития ловкости.
6.Техника игры в футбол.
 анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых
ситуациях.
 техника передвижения- бег: по прямой, изменяя скорость и направление;
приставным шагом; повороты во время бега налево и направо.
 удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места
и с разбега.
 удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы,
внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному мячу.
 остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающего
мяча- на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для
поступающих действий.
 ведение мяча внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней
стороной стопы: правой, левой ногой поочерёдно.
 обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или
остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведение внезапная отдача
мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади.
 отбор мяча. Перехват мяча- быстрый выход на мяч с целью определить
соперника, которому адресована передача мяча.
 вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ноги вместе и
шага.
 техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без
мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах.
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте
груди и живота без прыжка и в прыжке.
7. Тактика игры в футбол.
• упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по
зрительному сигналу.
 тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное
расположение на футбольном поле.
 тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом. Применение
необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и
скорости мяча.
 тактика нападения. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков.
Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнёру, на
свободное место, на удар.
 тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по
отношению опекаемого игрока и противодействие получению им мяча.
 тактика защиты. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка».


10

тактика защиты вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в воротах при
различных ударах в зависимости от «угла удара», разыграть удар от своих
ворот, ввести мяч в игру (после ловли).
 учебные игры.
8.Соревнования по футболу.
• выступления проводятся согласно календарному плану спортивных
мероприятий по правилам игры в «малый футбол».


2.3.
№ Месяц
п/п

Календарно-тематическое планирование

Тема

Содержание

Форма контроля

1 Сентябрь Выявление уровня
первичной
4
подготовки детей в
(занятия
данном
виде
4-5летдеятельности.
25 мин.
Вводное занятие,
6-7 лет
просмотр видео о
35мин).
футболе.
Инструктаж
по
технике
безопасности.

История
развития Педагогическое
футбола
в
России. наблюдение.
Значение
и
место
футбола
в
системе
физического
воспитания.
Закаливание. Режим и
питание
спортсмена.
Общие
понятия
о
гигиене. Режим дня и
его значение для юного
спортсмена.

2

Втягивающая
тренировка.
Специальные
упражнения.

Ходьба - обычная, на Педагогическое
носках
с
разным наблюдение.
положением рук, на
пятках, на внешней и
внутренней
стороне
стопы,
с
высоким
подниманием
колена
(бедра).

3

Техническая
подготовка

Ходьба
широким Педагогическое
шагом,
приставным наблюдение.
шагом правым и левым
боком, лицом вперёд,
спиной
вперёд,
гимнастическим шагом,
перекатом с пятки на

11

носок;
ходьба
полуприседе.

в

4

Техническая
подготовка

Прыжки
вверх
из Педагогическое
глубокого приседа, на наблюдение.
мягкое покрытие с
разбега (высота до 40
см.).
Обманные
движения с места движение
влево,
с
уходом
вправо и
наоборот;

5

Техника удара по Удар по неподвижному Педагогическое
и движущемуся мячу наблюдение.
мячу.
правой и левой ногой
внутренней стороной
стопы, внутренней и
средней
частями
подъёма) по воротам, в
стену с расстояния от 2
до 4м

6

Бег,
изучение Бег. Бег обычный, на Педагогическое
упражнения
носках,
высоко наблюдение.
поднимая
колено,
«квадрат».
сильно сгибая ноги
назад,
выбрасывая
прямые ноги вперёд,
мелким и широким
шагом.

7

Упражнения
для Бег со скакалкой, с Педагогическое
развития быстроты. мячом, по доске, бревну, наблюдение.
в
чередовании
с
ходьбой, прыжками, с
изменением
темпа.
Непрерывный бег в
течение 2-3 минут.

12

8

Основные способы
развития
специальной
физической
подготовки.

Ходьба
в
разных Педагогическое
направлениях: по кругу, наблюдение.
по
прямой
с
поворотами, змейкой,
врассыпную

9 Октябрь

Основные способы
развития
специальной
физической
подготовки.

Бег в колонне по
одному, по двое,
старты из разных
исходных
положений, в разных
направлениях,
с
разными заданиями,
с
преодолением
препятствий.

10

Упражнения
мячом

с

Остановка
мяча Педагогическое
ногой (внутренней наблюдение.
стороной
стопы,
подошвой)
катящегося
на
встречу

11

Упражнения
мячом

с Удар по неподвижному Приём норматива
мячу
внутренней
стороной
стопы.
Остановка катящегося
мяча
подошвой.
Совершенствование
перемещения
приставным шагом.

12

Закрепление
защитной стойки.
Перемещение
приставным шагом.

Педагогическое
наблюдение.

Закрепление удара по Приём норматива
неподвижному
мячу
внутренней
стороной
стопы. Перемещение в
защитной стойке спиной
вперёд.
Закрепление
остановки катящегося
мяча подошвой.

13

13

Совершенствование
защитной стойки.
Закрепление
перемещения
приставным шагом.

Совершенствование
Педагогическое
удара по неподвижному наблюдение.
мячу
внутренней
стороной
стопы.
Закрепление
перемещения
в
защитной стойке спиной
вперёд.
Совершенствование
остановки катящегося
мяча подошвой.

14

Удар
внешней Совершенствование
Педагогическое
перемещений
в наблюдение.
частью подъёма.
защитной стойке спиной
вперёд.
Приём
катящихся
мячей
внутренней
стороной
стопы.

15

Упражнения
для Бег
со
средней Педагогическое
развития быстроты. скоростью на 80-120м наблюдение.
(2-4 раза) в чередовании
с ходьбой; челночный
бег 3-5 раз по 10 м. Бег
на скорость: 30м.

16

Техническая
подготовка

17 Ноябрь

Удар
внешней Совершенствование
Педагогическое
перемещений
в наблюдение.
частью подъёма.
защитной стойке спиной
вперёд.
Приём
катящихся
мячей

Прыжки
через
6-8 Педагогическое
набивных
мячей наблюдение.
последовательно через
каждый; на одной ноге
через линию, верёвку
вперёд и назад, вправо и
влево, на месте и с
продвижением.

14

внутренней
стопы.

стороной

18

Закрепление
приёма катящихся
мячей внутренней
стороной стопы.

Лазание
по Приём норматива
гимнастической стенке с
изменением
темпа,
сохранением
координации движений,
использованием
перекрёстного
и
одноимённого
движения рук и ног,
перелезанием с пролёта:
на пролёт по диагонали.
Отбор мяча (отбивание
ногой в выпаде)

19

Совершенствование
удара
внешней
частью
подъёма.
Совершенствование
приёма катящихся
мячей внутренней
стороной стопы.

Подпрыгивание на двух Педагогическое
ногах, стоя на скамейке, наблюдение.
продвигаясь
вперёд;
прыжки на двух ногах с
продвижением вперёд
по
наклонной
поверхности. Ведение
мяча
(средней
и
внешней
частью
подъёма) только правой
или только левой ногой
по
прямой,
между
стойками (змейкой) и
движущихся партнёров

20

Техники отбивания Перебрасывание мяча Педагогическое
друг другу снизу, из-за наблюдение.
мяча
головы (расстояние 34м), из положения, сидя
ноги скрестно; через
сетку. Бросание мяча
вверх, о землю, ловля
его двумя руками (не
менее 20 раз), одной
рукой (не менее 10 раз),
15

с
хлопками,
поворотами. Отбивание;
мяча правой и левой
рукой поочерёдно на
месте и в движении.
Перебрасывание
набивных мячей.

Прыжки с высоты 40см, Педагогическое
в длину с места (около
наблюдение.
100см), в длину с
разбега (180-190 см),
вверх с места, доставая
предмет, подвешенный
на 25-30 см выше
поднятой руки ребёнка,
с разбега; (не менее
50см).

21

Групповые
упражнения
переходами.

Построение
Педагогическое
с самостоятельно
в наблюдение.
колонну по одному, в
круг,
шеренгу.
Перестроение в колонну
по двое, трое, по четыре
на ходу, из одного круга
в несколько.

22

Общеразвивающие
упражнения

Упражнения для кистей Педагогическое
рук,
развития
и наблюдение.
укрепления
мышц
плечевого
пояса.
Поднимать руки вверх,
вперёд,
в
сороны,
вставая на носки (из
положения стоя, пятки
вместе, носки врозь),
отставляя ногу назад на
носок, прижимаясь к
стенке; поднимать руки
вверх из положения
руки к плечам.

16

23

Общеразвивающие
упражнения

Поднимать и опускать Педагогическое
плечи;
энергично наблюдение.
разгибать согнутые в
локтях руки (пальцы
сжаты в кулаки), вперёд
и в стороны; отводить
локти назад (рывки 2-3
раза) и выпрямлять руки
в стороны из положения
руки перед грудью.
Вбрасывание
мяча
руками из-за боковой
линии с места из
положения ноги вместе,
параллельного
расположения ног на
дальность, и в коридор
шириной 2м.

24 Декабрь

Техника
передвижения

Удар по неподвижному Педагогическое
и движущемуся мячу наблюдение.
правой и левой ногой
внутренней
стороной
стопы, внутренней и
средней
частями
подъёма) по воротам, в
стену с расстояния от 2
до 4м

25

Ведение
мяча Остановка мяча ногой Приём норматива
внутренней частью (внутренней стороной
подошвой)
подъёма.
Удар стопы,
катящегося на встречу.
пяткой.

26

Закрепление
ведения
мяча
внутренней частью
подъёма.
Закрепление удара
пяткой.

Ведение мяча (средней и Приём норматива
внешней
частью
подъёма) только правой
или только левой ногой
по
прямой,
между
стойками (змейкой) и
движущихся партнёров

17

27

28

29

30

31

32 Январь

Выбрасывание мяча Вбрасывание
мяча
руками из-за боковой
руками
линии с места из
положения ноги вместе,
параллельного
расположения ног на
дальность, и в коридор
шириной 2м.
Закрепление
Ведение мяча (средней и
частью
ведения внутренней внешней
и внешней стороной подъёма) только правой
или только левой ногой
стопы.
по
прямой,
между
стойками (змейкой) и
движущихся партнёров
Совершенствование Ведение мяча (средней и
внешней
частью
ведения мяча
подъёма) только правой
или только левой ногой
по
прямой,
между
стойками (змейкой) и
движущихся партнёров
Ведение
мяча Приём катящихся мячей
внутренней
стороной
носком.
стопы с переводом за
спину.

Педагогическое
наблюдение.

Закрепление
Обманные движения с
техники
ведения места - движение влево,
с уходом
вправо и
мяча
наоборот
Общеразвивающие Упражнения
с
упражнения
с набивными
мячами
броски друг другу одной
предметами.
рукой от правового и
левого плеча. Броски
одной и двумя руками
через
голову.
Подбрасывание
мяча
вверх и ловля его; то же,
с поворотом кругом.
Упражнения
с
волейбольными,
футбольными,

Педагогическое
наблюдение.

Приём норматива

Приём норматива

Педагогическое
наблюдение.

Педагогическое
наблюдение.

18

теннисными
мячами,
гимнастическими
палками,
скакалкой.
Упражнения на месте
(стоя, сидя, лёжа) и в
движении
33

Общеразвивающие Упражнения в парах, в Педагогическое
упражнения
с группах с передачами, наблюдение.
бросками и ловлей мяча.
предметами.
Упражнения с короткой
и длинной скакалкой:
прыжки на одной и
обеих
ногах,
с
вращением
скакалки
вперёд и назад, прыжки
с поворотами, прыжки в
приседе и полуприседе

34

Общеразвивающие Упражнения с малыми Педагогическое
упражнения
с мячами: броски и ловля наблюдение.
мяча
после
предметами.
подбрасывания вверх,
удара о землю, в стену,
на месте, в прыжке,
после
кувырка
в
движении.

35

Подвижные игры и Игры с мячом, бегом, Педагогическое
прыжками, метанием, с наблюдение.
эстафеты.
сопротивлением,
на
внимание, координацию
движений.

36

Подвижные игры и Эстафеты встречные и Педагогическое
круговые,
с наблюдение.
эстафеты.
преодолением полосы
препятствий
из
гимнастических
снарядов, переноской,
расстановкой
и
собиранием предметов,

19

переноской
груза,
метанием
в
цель,
бросками и ловлей мяча,
прыжками и бегом, в
различных сочетаниях
перечисленных
элементов.
37

Упражнения
для Прыжки со скакалкой Педагогическое
развития ловкости два вращения – один наблюдение.
прыжок; жонглирование
теннисных мячей (2-3
шт.). Подвижные игры:
«Караси
и
щука»,
«Третий
лишний»,
«День»
и
«ночь»,
«Пустое место», «Волк
во
рву»,
«Салки
простые»,
«Белые
медведи». Подвижные
игры
неспецифическими
средствами футбола

38

Упражнения
для
развития
скоростно-силовых
качеств.

Упражнения
с Педагогическое
набивными
мячами, наблюдение.
гантелями,
на
тренажерном
оборудовании.
Переноска
и
перекладывание груза.
Упражнения
с
резиновым
амортизатором и др.
Многоскоки с ноги на
ногу; с двух на две,
тройной и пятерной с
места, многоразовые до
10 раз. Выпрыгивание
вверх из приседа.

20

39

Упражнения
для
развития
скоростно-силовых
качеств.

Прыжки
с
разбега Педагогическое
толчком одной и двух наблюдение.
ног, выполняя в прыжке
поворот
направо
и
налево.
Имитация
ударов
ногами
по
воображаемому мячу в
прыжке. Многократные
броски набивного мяча
весом до 2 кг вверх в
прыжке и ловля (мяч
зажат спотами ног).

40 Февраль

Тактика нападения

Выбор
момента
и Педагогическое
способа передвижения наблюдение.
для «открывания» на
свободное
место
с
целью получения мяча.
Эффективно
использовать изученные
технические
приемы,
способы
и
разновидности
для
решения
тактических
задач в зависимости от
игровой ситуации.

41

Тактика нападения

Взаимодействие
с Педагогическое
партнерами при равном наблюдение.
соотношении
с
соперником, используя
короткие и средние
передачи.
Взаимодействие двух и
трех
игроков.
Комбинации в парах:
«скрещивание». Начало
и развитие атаки из
стандартных
положений.

21

42

Тактика защиты

Взаимодействие
в Педагогическое
обороне при численном наблюдение.
большинстве
сил
соперника, осуществляя
правильный
выбор
позиции и страховку
партнеров. Организация
противодействия
комбинациям
«скрещивание».
Закрепление
умения
взаимодействовать
в
обороне
при
выполнении
противником
стандартных
комбинаций.
Закрепление
умения
организации
и
построение «стенки»

43

Тактика защиты

Организация обороны Педагогическое
по принципу зонной наблюдение.
защиты. Выбор позиции
и
взаимодействия
игроков
при
атаке
противника флангом и
через
центр.
Углубленное
разучивание
и
закрепление.
Подвижные
и
спортивные игры по
упрощенным правилам.
Учебные
и
тренировочные
игры
3х3, 4х4, 5х5, применяя
в
них
изученный
программный материал.

22

44

45

Тактика вратаря

Закрепление
умения Педагогическое
организовать
наблюдение.
построение
«стенки»
при
пробитии
штрафного
и
свободного
ударов
вблизи своих ворот;
подсказывать партнерам
при обороне, как занять
правильную позицию

Интегральная
подготовка

Упражнения
Педагогическое
интегрального
наблюдение.
характера: передачи
мяча в парах в
движении с
использованием
комбинации
«скрещивание» с
последовательным
ударом по цели. Игры: 2
против 1, 3 против 1,4
против 2 с целевыми
заданиями.

Интегральная
подготовка

Организация атаки при Педагогическое
использовании
наблюдение.
противником обороны
по принципу зонной
защиты и организация
обороны по принципу
зонной защиты. Выбор
позиции
и
взаимодействия игроков
при атаке от ворот,
выбор
позиции
и
взаимодействие игроков
при обороне, атака
противника от своих
ворот.

23

46

Интегральная
подготовка

Обучение
игре
в Педагогическое
квадратах 3 х3, 4х4, 5х5 наблюдение.
с одним нейтральным.
Учебные
и
тренировочные
игры
3х3, 4х4, 5х5, используя
полученные навыки по
заданию тренера

47 Март

Изучение техники
игры
вратаря,
точный бросок в
цель. Игра

Ведение
игры
по Педагогическое
избранной тактической наблюдение.
системе и ее вариантов;
взаимодействия игроков
всех тактических линий
команды;
умения
переходить
в
ходе
состязания к другому
варианту игры

48

Отбор
перехватом
движение

49

Ввод мяча вратарем Быстрота
развития Приём норматива
рукой,
чеканка атаки
из
глубины
мяча, квадрат.
обороны;
создание
численного
превосходства в атаке за
счет
быстрых
перемещений игроков.
получения
мяча,
освобождаясь
от
персональной
опеки

мяча Умение
выдерживать Педагогическое
в высокий темп игры, наблюдение.
правильно распределяя
силы игроков вовремя
состязания;
менять
темп, ритм и характер
игры в зависимости от
создавшейся
в
состязании
ситуации;
разумно
сочетать
индивидуальные
и
коллективные действия.

24

соперника
и
после
передачи мяча партнеру.
50

Ведение мяча + Перекрывание
всех Педагогическое
удар по воротам. игроков
команды наблюдение.
Игра
соперника после потери
мяча,
стараясь
возможно быстрее вновь
овладеть
мячом;
взаимопонимание
и
взаимостраховку;
создание
численного
превосходства
в
обороне

51

Развитие
координационных
способностей.
Ведение + удар по
воротам, квадрат.
Двусторонняя игра.

52

Прием
мяча Определение
Педагогическое
различными
направления
наблюдение.
частями тела. Игра возможного
удара,
занимая в соответствии
с
этим
занимать
наиболее
выгодную
позицию и применяя
наиболее рациональные
технические
приемы

Быстрота организации Педагогическое
атак,
выполнение наблюдение.
продольных
и
диагональных, средних
и длинных передач.
Тактические
комбинации со сменой
иг- ровых мест в ходе
развития
атаки.
Создание
численного
перевеса в атаке за счет
подключения
полузащитников
и
крайних
защитников.
Острота действия в
завершающей
фазе
атаки

25

игры
на
выходах.
Быстрая
организация
атаки,
руководство
игрой партнеров по
обороне.
53

Передачи
мяча. Определение
Педагогическое
Игра в большой направления
наблюдение.
квадрат
возможного
удара,
занимая в соответствии
с
этим
занимать
наиболее
выгодную
позицию и применяя
наиболее рациональные
технические
приемы
игры
на
выходах.
Быстрая
организация
атаки,
руководство
игрой партнеров по
обороне.

54

Изучение финтов, Слаженность действий и Педагогическое
применение
при взаимостраховки
при наблюдение.
сопротивлении
атаке
численно
защитника.
превосходящего
соперника.
Усиление
обороны
за
счет
увеличения
числа
обороняющихся
игроков.

55 Апрель

Удары – с разбега, с Создание
численного Педагогическое
места, с подачи перевеса в атаке за счет наблюдение.
партнера, с одного подключения
шага.
полузащитников
и
крайних
защитников.
Острота действия в
завершающей
фазе
атаки

56

Двусторонняя
учебная игра.

Слаженность действий и Педагогическое
взаимостраховки
при наблюдение.

26

атаке
численно
превосходящего
соперника.
Усиление
обороны
за
счет
увеличения
числа
обороняющихся
игроков.
57

58

59

Остановка
катящегося
мяча
внутренней
стороной стопы и
подошвой. Бег в
сочетании
с
ходьбой.
Упражнение змейка
+ удар по воротам.
Игра.

Ведение мяча (средней и Приём норматива
внешней
частью
подъёма) только правой
или только левой ногой
по
прямой,
между
стойками (змейкой) и
движущихся партнёров
Определение
Педагогическое
направления
наблюдение.
возможного
удара,
занимая в соответствии
с
этим
занимать
наиболее
выгодную
позицию и применяя
наиболее рациональные
технические
приемы
игры
на
выходах.
Быстрая
организация
атаки,
руководство
игрой партнеров по
обороне.

Общеразвивающие Ловля,
переводы и Педагогическое
упражнения
в отбивания различных наблюдение.
парах, бег с мячом. мячей,
находясь
в
воротах и на выходе из
ворот,
обращая
внимание на быстроту
реакции,
на
амортизирующее
(уступающее) движение
кистями и предплечьями
при ловле мяча, на
мягкое приземление при

27

ловле мяча в падении.
Броски
руками
и
выбивания мяча ногами
на точность и дальность.
60

Разбор
игроков. Вбрасывание мяча из Педагогическое
Комбинация
различных
исходных наблюдение.
положений с места и
«стенка».
после
разбега
на
точность и дальность
вбрасывания,
для
остановки
его
изученными приемами
стоящему
и
двигающемуся
партнеру.

61

Совершенствование Вбрасывание мяча из
комбинации
различных
исходных
положений с места и
«стенка».
после
разбега
на
точность и дальность
вбрасывания,
для
остановки
его
изученными приемами
стоящему
и
двигающемуся
партнеру.

62

Закрепление
приёма катящихся
мячей внутренней
стороной стопы.

Лазание
по Педагогическое
гимнастической стенке с наблюдение.
изменением
темпа,
сохранением
координации движений,
использованием
перекрёстного
и
одноимённого
движения рук и ног,
перелезанием с пролёта:
на пролёт по диагонали.

28

Отбор мяча (отбивание
ногой в выпаде)
63

Совершенствование
удара
внешней
частью
подъёма.
Совершенствование
приёма катящихся
мячей внутренней
стороной стопы.

64

Техники отбивания Перебрасывание мяча Педагогическое
друг другу снизу, из-за наблюдение.
мяча
головы (расстояние 34м), из положения, сидя
ноги скрестно; через
сетку. Бросание мяча
вверх, о землю, ловля
его двумя руками (не
менее 20 раз), одной
рукой (не менее 10 раз),
с
хлопками,
поворотами. Отбивание;
мяча правой и левой
рукой поочерёдно на
месте и в движении.
Перебрасывание
набивных мячей.

Подпрыгивание на двух Педагогическое
ногах, стоя на скамейке, наблюдение.
продвигаясь
вперёд;
прыжки на двух ногах с
продвижением вперёд
по
наклонной
поверхности. Ведение
мяча
(средней
и
внешней
частью
подъёма) только правой
или только левой ногой
по
прямой,
между
стойками (змейкой) и
движущихся партнёров

Прыжки с высоты 40см, Педагогическое
в длину с места (около
наблюдение.
100см), в длину с
разбега (180-190 см),
вверх с места, доставая
предмет, подвешенный
на 25-30 см выше
поднятой руки ребёнка,
29

с разбега; (не менее
50см).
65

Групповые
упражнения
переходами.

Построение
Педагогическое
с самостоятельно
в наблюдение.
колонну по одному, в
круг,
шеренгу.
Перестроение в колонну
по двое, трое, по четыре
на ходу, из одного круга
в несколько.

66

Двусторонняя
учебная игра.

67

Соревнования
по
футболу
между
командами

Педагогическое
наблюдение.

68

Соревнования
по
футболу
между
командами

Педагогическое
наблюдение.

69

Итоговое занятие.
Сдача контрольных
нормативов

Педагогическое
наблюдение.

Слаженность действий и Педагогическое
взаимостраховки
при наблюдение.
атаке
численно
превосходящего
соперника.
Усиление
обороны
за
счет
увеличения
числа
обороняющихся
игроков.

30

1.1.

3. Организационный раздел
Материально-техническое и методическое обеспечение:

Спортивное оборудование и инвентарь:

















стойки для обводки мячей - 15 штук;
стойки для подвески мячей- 2 штуки;
переносные мишени- 2 штуки;
переносные ворота;
маты гимнастические;
скакалки-15 штук;
мячи набивные;
форма спортивная (майки, трусы, гетры и обувь);
мячи футбольные-15 штук;
мячи волейбольные и баскетбольные;
гири, гантели.
Дидактическое обеспечение образовательного процесса:
учебно-демонстрационные плакаты
видеофильмы
ноутбук
CD-диски.

31

Список литературы
1. Литература для педагога:
1.1 Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение. 1986.-144
с., ил.
1.2 Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров ДЮСШ.
М.,1981
1.3 Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта.
- М.: АСАDЕМIА, 2000..
1.4 Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2000.
1.5 Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов
общеобразовательной школы, 1996.
1.6 Коротков И. М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1974.
1.7 Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Учеб. пособие
для курсов повышения квалификации науч. - пед. кадров. - Самара: СамГПИ, 1994.
1.8 Сучилина А.А. Юный футболист. Учебное пособие для тренеров. -М.:1983.
2. Литература для обучающихся.
2.1 Сушков М.П.Ваш друг -«Кожаный мяч».М.,1983
2.2 Цирин Б.Я., Лукашин Ю.С.Футбол. М.,1982.
2.3 Чанади А. Футбол. Техника. М.,1978.
2.4 Чанади А. Футбол. Стратегия. М.,1981.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».