Оглавление 1. Целевой раздел ............................................................................................................. 3 1.1. Пояснительная записка.......................................................................................... 3 1.2. Направленность дополнительной образовательной программы, её актуальность и педагогическая целесообразность ............................................. 5 1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы .......................... 7 1.4. Характеристика контингента воспитанников 4-5 года жизни: ......................... 7 1.5. Характеристика контингента воспитанников 5-6 года жизни .......................... 8 2. Содержательный раздел ........................................................................................ 9 2.1. Объём Программы ................................................................................................. 9 2.2. Содержание программы ........................................................................................ 9 2.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы ................. 11 2.4. Формы и режим занятий ..................................................................................... 11 2.5. Планируемые результаты обучения ................................................................... 12 2.6. Мониторинг и система оценки качества знаний .............................................. 12 2.7. Учебный (тематический) план в средней группе ............................................. 12 2.8. Учебный (тематический) план в старшей группе ............................................ 18 2.9. Календарный учебный график ........................................................................... 25 3. Организационный раздел .......................................................................................... 27 3.1. Организационно – педагогические условия ...................................................... 27 3.2. Методические условия реализации дополнительной образовательной программы ............................................................................................................ 27 3.3. Учебно-методическое обеспечение ............................................................. 27 3.4. Кадровые условия ................................................................................................ 28 3.5. Информационное обеспечение ........................................................................... 29 Список литературы ........................................................................................................ 30 Опросник поведения и функционирования……………….…………………………32 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Становление личности ребенка – это огромный эволюционный путь от зарождения клетки в утробе матери до формирования сознания. Рождение нового в природе связано с колоссальным отбором, который прошла новая клетка. Плод в утробе матери - это вынужденная автономия. При рождении ребенка зарождается новая уникальная, не имеющая аналогов, личность. Использование потенциала искусства помогает решить многие образовательные и воспитательные задачи для развития и становления личности, для раскрытия талантов и творческой активности при этом сохраняя и корректируя психическое, физическое и ментальное здоровье. Воспитание искусством содействует успешной психосоциальной адаптации и повышению качества жизни. В этом плане большие возможности открывает применение форм и методов эстетотерапии и арттерапии. Для детей сейчас широко используются такие виды арт-терапии, как: изотерапия – классический метод арт-терапии, пока что остается самым популярным, доступным, интересным для детей всех возрастов; музыкотерапия – лечение музыкой, это может быть ее прослушивание, игра на музыкальных инструментах, а также ритмичные хлопки руками, постукивания и прочие приёмы, не требующие особых навыков; танцевально-двигательная терапия - направлена на выражение своих чувств, эмоций с помощью движений, танца; драматерапия – разыгрывание жизненных сюжетов, ситуаций близких ребёнку и решение с их помощью проблем, детских страхов; сказкотерапия - основана на чтении, прослушивании, сочинении детьми сказок, рассказов, она помогает интеллектуальному и моральному развитию; Возможность использования целительного потенциала искусства для эмоционального и физического здоровья детей уникальна, потому что с одной стороны есть потребность сохранить здоровье ребёнка, а с другой стороны это интересно самому ребёнку и достаточно эргономично. Также, знакомясь с определёнными приёмами поддержания и сохранения здоровья, ребёнок будет иметь возможность чувствовать себя более успешным и способным к более полному самовыражению. Реализацию своего потенциала художественного развития, которым обладают дети; создание ситуации успеха; включение ребёнка в процесс продуктивной художественно-творческой деятельности; чуткая помощь учителя, бережное отношение к внутреннему миру, ценности каждого - вот залог успешной работы. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Азбука самовыражения» разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими организацию дополнительного образования: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в последней редакции); 3 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в последней редакции); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); Концепция информационной безопасности в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023. № 1105-р); Постановление Правительства РФ от 11 октября 2023 г. N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21) (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203); Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014—2020 годы и на перспективу до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (зарегистрирован 26.09.2022 № 70226); Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2021 N 66403); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития 4 образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.10.2023 г. № 1104-Д «Об утверждении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с сертификатом»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); Устав МАДОУ НТГО д/с «Аленушка»; Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МАДОУ НТГО д/с «Алёнушка» (далее – ДОО) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО). Программа «Азбука самовыражения» является комплексным подходом к развитию у детей: - Координации и грации движений, мелкой моторики рук -Эмоционального интеллекта - Речи - Логического, образного и творческого мышления На одном занятии решается комплекс взаимосвязанных задач. 1.2. Направленность дополнительной образовательной программы, её актуальность и педагогическая целесообразность Актуальность данной программы обусловлена многими факторами: • Потребностью социума – стремление родителей воспитать гармонично развитого человека. • Положительные результаты научных исследований в области раннего эстетического развития. 5 • Наличием определённого педагогического опыта в данной области; • Увеличившимся интересом к закономерностям формирования личности ребенка и запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития дошкольников; Новизна программы «Азбука самовыражения» заключается отчасти в концепции использования. Долгое время арт-терапия применялась только для пациентов с психическими, психологическими расстройствами, задержкой умственного развития, нарушениями речи, двигательной функции. В государственных образовательных стандартах по специальному образованию представлен курс «Основы артпедагогики и арт-терапии в специальном образовании». В последнее время данные методики получают всё большее применение для саморазвития совершенно здоровых людей, они снимает негативные эмоции, помогают успокоиться, привести эмоции, чувства, мысли к гармонии. На сегодняшний день разнообразные формы и методы арт-терапии используются в детских садах, кружках. Также программа тематически выстроена в соответствии с программной музыкой. Вопреки устаревшему представлению о том, что дети трех лет не в состоянии воспринимать классическую музыку. Данная программа долгосрочная и во главу угла ставит развитие и формирование умения само выражаться, уважая себя и окружающих, приобретение способности к самостоятельности и само коррекции, само регуляции посредством потенциала искусства и творчеств Для программы характерна достаточно высокая степень научности. Основу дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Азбука самовыражения» составляют: 1.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Новые рубежи в использовании музыки, как средство развития и коррекции. 2. Л. Выгодский «Психология искусства» - культурно – историческая теория развития психики и личности. 3.Концепция Л. А. Венгера «О развитии способностей ребёнка дошкольного возраста», содержащая утверждения, что главное в обучении грамоте – развитие способностей, позволяющих ребёнку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относится к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений. 4.Теория А.В. Запорожца «О самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребёнка – путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольников формами и способами деятельности». А также на основе разработок в области арт-терапии и арт-педагогики ряда авторов (А. Яфальян, Т. Боровик, Л. Раздрокиной, Н. Гонтаренко, Н. Шахраманян, Е. Медведевой, Т. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Кэмпбелл, А. Менегетти, А. Бурениной, В. Емельянова, Т. Смирновой, Т. Тютюнниковой и др.) Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе "Азбука самовыражения" имеет художественно-эстетическую направленность и нацелена на: 6 • Индивидуальную коррекцию, которая поможет ребенку обучаться легче и быстрее. • Развитие эмоционального интеллекта. • Создание условий для формирования логического и творческого мышления. • Формирование личностных качеств, обеспечивающих ребенку развитие своих талантов и способностей. Программа является педагогически целесообразной, поскольку отвечает современным требованиям к формированию творчески активной личности; запросам общества, детей и родителей и имеет базу и условия для реализации. 1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы 1. Формирование у дошкольников положительного эстетического и духовного опыта посредством искусства. 2. Развитие осознанности и стремления к самопознанию и самовыражению через искусство и творческую деятельность. Задачи: 1. Раскрытие огромного воспитательного и развивающего потенциала, который содержит в себе музыка и другие виды искусства. 2. Знакомство с основами видами музыкального и прикладного мастерства (песня, пластическая ритмика, сказки, притчи) 3. Создание особой развивающей среды для формирования способности к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. 4. Коррекция эмоциональных состояний. 5. Воспитание эмоциональной культуры. 6. Раскрытие творческого потенциала детей с учётом их природных особенностей, создание предпосылок для творческого саморазвития. 7. Повышение стремления детей к творческому самовыражению через музыку и другие виды искусства 1.4. Характеристика контингента воспитанников 4-5 года жизни: Происходит созревание произвольности психических процессов(внимания, памяти, мышления) - Ребенок становится более самостоятельным, стремится к самовыражению в различных видах художественно – творческой деятельности. Развивается ловкость, точность координация в движениях, значительно расширяются исполнительские возможности в ритмике. - Становится более совершенной речь: расширяется активный и пассивный словарь, улучшается звукопроизношение и грамматический строй речи. Голос становится звонким и сильным. Благодаря этому хорошо развиваются певческие навыки – расширяется и усложняется репертуар. - Однако дети этого возраста еще очень быстро утомляются и устают от монотонности. - 7 - Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. 1.5.Характеристика контингента воспитанников 5-6 года жизни - В этом возрасте у детей качественно меняются психофизиологические способности: голос становится звонким, движения более координированные, увеличивается объем внимания и памяти, совершенствуется речь - У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, расширяется музыкальный кругозор - Новые качества позволяют реализовывать более сложные музыкальные задачи, при этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость – это необходимо учитывать. - Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. - Целостное развитие личности ребенка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, успешная социализация, формирование учебных и нравственно – коммуникативных навыков. 8 2. Содержательный раздел 2.1. Объём Программы Программа курса реализуется в течение двух лет и состоит из взаимосвязанных видов деятельности: 1. Слушание музыки. 2. Пластическая ритмика 3. Пение 4. Рисование 5. Слушание притч, сказок 6. Развитие речи Качественное отличие данной программы заключается в целостном, активно – творческом способе приема и передачи знаний. В арсенале педагогики и психологии — это новый и очень ресурсный шаг. 2.2. Содержание программы Программа рассчитана на два года обучения - разработано 76 тематических занятия, 38 тем в год. Каждая тема раскрывается в течение 2 занятий. Определяет тему классическое произведение, начиная от простых пьес К. Сен – Санса, М. Мусоргского, Лядова - до симфонических произведений Прокофьева, Чайковского, Грига, А. Вивальди. Основу сюжета задает музыка, причем, крайне важно, рассказывая историю, найти образы близкие и интересные ребенку – активизируя его фантазию, мы приглашаем сыграть это действо синхронно с музыкой. В этот момент мы перевоплощаемся, игра становится духовным инструментом, воздействующим на мир эмоций и чувств ребенка. Для того чтобы это произошло необходимо создать сильное информационно – эмоциональное поле, способное завлечь детей и сделать процесс передачи знаний, как радостное открытие. В результате: ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, «пропуская» через себя музыку, мир новых чувств и образов. Происходит пластическое обыгрывание музыкальной ткани произведения и постижение на телесном, эмоциональном и ментальном уровнях нового языка средств музыкальной выразительности. Первый год обучения несет в себе многообразие тем: каждое занятие – новая тема, здесь важен морально – нравственный аспект происходящего. Дети понимают, что эти истории из жизни животных и других персонажей и есть наша жизнь. В этих переживаниях мы встречаемся со своим «Я». В этот период происходит обогащение и накопление опыта чувств, состояний, ощущений. Данный материал способствует развитию первого уровня эмоционального интеллекта Второй год обучения характеризуется глубокими погружениями в одну большую тему, до двух месяцев работы, например, «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Вместе с главными героями мы переживаем множество событий и 9 целую гамму эмоций по каждому поводу – и это для нас тоже новый опыт. В результате дети более тонко начинают воспринимать действительность, чувствовать границы общения и настроение окружающих, что является критерием развития второго уровня эмоционального интеллекта. Реализация Программы направлена на обеспечение единого процесса развития и раскрытия возрастных возможностей ребёнка дошкольника. В ней предусматривается расширение и усложнение программных задач. Особое внимание уделено практическому овладению каждым ребёнком навыкам аудио восприятия, овладение новыми двигательными программами для своего тела, а также работа над моторикой рук и развитием речи. Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям детей. Используется постоянное переключение с одного вида деятельности на другое, что способствует лучшему усвоению содержания программы. Полноценно развиваются и правое и левое полушария В данной программе использован и обобщён опыт А. Яфальян, Е. Егоровой, М. Шевченко, Л. Раздрокиной, Р. Блаво, Н. Гонтаренко, Н. Шахраманян, Е. Медведевой, Т. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Кэмпбелл, А. Менегетти, Т. Смирновой, Ш. Амонашвили, Т. Тютюнниковой, В. Емельянова и др. авторов разработок по вопросам арт-терапии и арт-педагогики. Структурирован и дополнен наработками автора программы, в течение девяти лет изучавшим эту тему: в теории и на практике - в группах раннего эстетического развития. Решение задач программы осуществляется последовательно (от группы к группе задания усложняются), однако ведущей задачей остаётся подготовка детей к гармоничной социализации и самореализации. Очень важным в программе является формирование у ребёнка гибких эмоциональных реакций, адекватной самооценки, азов импровизации и ораторства учебных умений: Основное назначение программы «Азбука самовыражения»: 1. Предоставить детям систему увлекательных тем для развития и воспитания личности, с музыкальными играми и упражнениями. 2. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему миру. 3. Развитие творческого воображения и фантазии 4. Формирование двигательных навыков и качеств в музыкально – ритмической деятельности. 5. Музыкально – сенсорное развитие в процессе пения и игры на музыкальных инструментах 6. Развитие восприятия народных сказок и музыки, через синтез разных видов деятельности (театрально – художественная, музыкальная, изобразительная, коммуникативная) При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «О ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л. С. Выготского, не может 10 осуществляться без реальной деятельности самого ребёнка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе. Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Каждое занятие подчинено одной теме или сюжету. Все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагается разнообразное построение занятий: в одном случае это игра, в другом – занятие – спектакль, где дети – и участники спектакля, и зрители. В третьем – они – учителя, а не ученики и так далее. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Схема построения занятий имеет следующие особенности: в организационный момент занятий включаются релаксационные и нейропсихофизические упражнения, психогимнастика; в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения; нейроритмические упражнения с музыкальной и речевой нагрузкой - также обусловлены темой занятий; даются задания на словотворчество детей; на занятиях учитываются требования по развитию речи. Организационно – сюжетная основа занятий разнообразна. Вот некоторые варианты организации занятий с использованием: сказочных сюжетов; элементов фольклора; воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений; литературных персонажей; известных и придуманных игр; сюжетных и пейзажных картин; специально изготовленных пособий – рисунков, коллажей, панно. Деление содержания программы «Азбука самовыражения условно и зависит: 1. От возраста, с которого начата работа по данной программе. 2. От состояния психического развития ребёнка. 2.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы Курс обучения рассчитан на 76 недель, 152 учебных часа. 2.4. Формы и режим занятий Основной формой работы с детьми является занятия - групповые, подгрупповые, игра - путешествие, практикум, игра (ролевая), праздник, мастерская, музыкальная гостиная, конкурс, соревнование, творческая встреча, концерт, погружение в сказку, танцевально-игровой тренинг. Режим занятий: с сентября по май, 2 раза в неделю по 20, 25 минут (1 академический час). 11 Начало занятий вторая половина дня не ранее 15.00 часов. Оптимальная наполняемость подгруппы от 8 до 15детей. 2.5. Планируемые результаты обучения Ожидаемые результаты реализации программы 1. Развитие каждого ребёнка с учётом его природных способностей. 2. Раскрытие творческого потенциала детей, создание предпосылок для их творческого саморазвития. 3. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности. 4. Повышение стремления детей к самопознанию, саморазвитию и творческому самовыражению через музыку и другие виды искусства. 5. Формирование эстетического вкуса потребности в самостоятельном общении с высокохудожественными произведениями искусства, самообразовании, повышении культуры слушателя и исполнителя. 6. Развитие эмоционального интеллекта. К концу учебного года дети 6-7 лет должны: - Осознавать свои эмоции и чувства, уметь управлять ими; - Иметь произвольность в поведении и чувство ответственности; - Умение взаимодействовать в творческих группах; - Иметь адекватную самооценку; - Развитый интерес к любому виду музыкальной деятельности; - Уметь анализировать затруднения в игровых ситуациях; - Предлагать пути решения творческих задач; - Иметь развитое межполушарное мышление и выразительную речь. 2.6. Мониторинг и система оценки качества знаний Педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение тестового опросника для родителей, затем во время индивидуальных встреч происходит поведенческая аналитика и индивидуальная перспектива развития в контексте данной программы. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы — это педагогическое наблюдение, участие обучающихся в концертах, конкурсах, спектаклях, анализ результатов опросов, активности обучающихся на открытых занятиях, представление проектов, выполнения диагностических заданий и обмен впечатлениями, итоговое занятие, открытое занятие для родителей, игра-испытание, отзывы. 2.7. Учебный (тематический) план в средней группе 1-й год обучения (76 часов) Месяц Неделя Название Содержание 12 Сентябрь 1. 2. 3. 4. 1. Октябрь Вводное занятие: Сказочный лес, полон чудес(2 часа) Музыкально ритмическая игра «Кошки – мышки». Танец «Приветствие». Рисуем лесную поляну. Знакомство с жителями леса в форме игры – путешествия. Знакомство с детьми. Внимательный слушатель. Кто нам встретился в пути. Лев – царь зверей В гостях у Льва. История маленького (2 часа) львенка. Законы семьи львов. Поведение детей на занятиях и дома. Звуки природы. Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами. Приёмы игры. Сен- Санс «Карнавал животных» «Лев» пластический этюд. Песня «Львенка и черепахи». ритмическая игра «Мы охотимся на льва». Р Рисунок льва. Курицы и петух Уточка всех приглашает в гости. Игра на шумовых музыкальных (2часа) инструментах. Сен-Санс «Курицы и петух» пластический этюд. Песня «Вышла курочка гулять», инсценировка. Рисунок курицы и гнезда. Рождение птенца Одиночество птицы. Желание (2часа) любить, заботиться и растить свое потомство. Терпение в ожидании обыкновенного чуда и исполнения желаний. Танец петушка и цыплят. Песня «Петушок». Рисунок цыплят. Хитрый волк и Слушаем звуки леса, вой волка, стук копыт и ржание лошадей. мудрая лошадь. Сказка про мудрую лошадь. Игра – (2часа) тренинг «Добрая тетя и строгая мама» Сен – Санс «Антилопы» пластический этюд. «Цирковые лошадки» танец. 13 Ноябрь 2 Медленная черепаха. (2 часа) 3 Сила слона. (2 часа) 4 Семья кенгуру – мама и малыш. (2часа) 1 Три желания золотой рыбки. (2 часа) 2 Персонаж длинными ушами. (2 часа) 3 Птичник – дядя Федя. (2 часа) Песня «Мой конек» Рисунок жеребенка. История на кухне у мамы черепахи. «Варим борщ» ритмическая игра. Сен – Санс «Черепаха» пластический этюд. Игра – соревнование на замедленность и расслабление. Песня «Львенка и черепахи». Рисунок черепахи и черепашек. Мечта маленького слоника. Сен – Санс «Слон» пластический этюд. Колыбельная слона. Рисунок слона. Вечный малыш, в маминой сумке. Сен – Санс «Кенгуру» пластический этюд. Рисунок мамы и ребенка кенгуру. Сказка о рыбаке и рыбке. Сен – Санс «Аквариум» пластический этюд. Слушаем звуки моря. Прибой, чайки, звуки дельфина. Театральная постановка стихотворения «Подводный мир» Рисунок рыб. Кто у нас самый лучший», сказка про осла. Упрямство и упорство, общее и разница. Сен – Санс «Осел» пластический этюд. Музыкально ритмическая игра «Могучая семья» Рисунок ослика. Защита птиц и животных от охотников и браконьеров. Сен - Санс «Птичник» пластический этюд. Редкие и красивые виды птиц на планете. Рисунок птиц. 14 4 Декабрь 1 2 3 4 Январь 1. 2. Животные, исчезнувшие с лица История в Земли. История динозавров и антропологическом летающих ящеров. музее. (2 часа) Сен – Санс «Ископаемые» пластический этюд. Рисунок динозавра. Лебединая История гадкого утенка и верность. (2 часа). превращение в прекрасную птицу. Сен – Санс «Лебедь» пластический этюд Рисунок лебедя. Песня кукушки. (2 Кукушка поет и разносится по лесу часа). эхо, которое надо услышать и показать. Сен – Санс «Кукушка» ритмическая игра, скороговорки. Рисунок кукушки. Колыбельная. (2 Приходит время сна и уставшему часа). ребенку мама поет колыбельную, животные тоже могут убаюкать своих детей. Лядов «Колыбельная» пластический этюд. Рисунок мамы и ребенка. Фантастическое Мы можем создать своего животное. (2 часа). небывалого зверя соединяя, части тела разных животных, птиц и даже рыб. Танец фантастических гостей. Рисунок фантастического животного. Праздник зверей, птиц, рыб. Карнавал Песни о Новом годе, польки, животных (2 часа). хороводы, пластические этюды. Рисунок Новогодней елки и любимого зверя. Рождение птенца. Чтобы родиться на белый свет, каждое живое существо готовиться и копит силы, ведь надо сломать скорлупку и громко пропищать - я есть! я родился! Мусоргский «Балет птенцов» пластический этюд. Рисунок цыплят. 15 3. Коляда. (2 часа). 4. Два зайца» (2 часа). 1. Рынок. (2 часа). 2. История Бабы Яги. (2 часа). 3. Прощай масленица (2 часа). 4. Упорный мальчик. (2 часа). 1. Упрямая девочка. (2 часа). Февраль Март Зимние колядки, крещенские забавы у детей. Пожелание добра всем близким с этого начинается Новый год. Лядов «Коляда» театрализованная игра. Рисунок Рождественской звезды. Повстречались два друга, два зайца – один сильный и богатый, другой бедный и слабенький, но ничего менять не хочет, так и разошлись каждый со своей правдой. Мусоргский «Богатый и бедный». Пластический этюд. Рисунок двух зайцев. Можно сделать для мамы подарок своими руками, предварительно подумав, что необходимо сделать и в какой последовательности. Затем везем подарок маме. Мусоргский «Рынок» Игра - танец Рисунок кружки с орнаментом. У Бабы Яги нет друзей и живется ей скучно, но в этом она сама виновата, из - за грубости и неопрятности лесные зверушки ее избегают. Мусоргский «Баба Яга» Танец – игра. Рисунок доброй Бабки Ёжки. Народные гуляния с потешниками и скоморохами. Обряд проводов зимы. Ведение хороводов и русская плясовая Лядов «Плясовая». «Хороводная». Танцы, весенние заклички. Рисунок солнышка с орнаментом. В жизни сразу всему научиться невозможно, только упорный труд поможет тебе овладеть мастерством. А. Вивальди «Времена года» пластический этюд. Рисунок сверчка и скрипочки. Упрямство и упорство разные вещи, по глупости проявляя силу 16 Апрель 2. Девушка – семиделушка. (2 часа). 3. Что умеют наши ручки. (2 часа). 4. Весенний снеговик. (2 часа). 1 Мальчик с пальчик. (2 часа). 2 Музыкальная табакерка (2 часа). характера мы делаем плохо себе и своим близким. Прокофьев марш Монтекки и Капулетти «Ромео и Джульетта» Рисунок девочки в красных башмачках. Умение доводить начатое до конца помогает людям жить в ладу с собой и с миром. Лядов «Шуточная» танец – хоровод. Рисунок девушки – семиделушки. Гончарное ремесло, изготовление горшков и кувшинов. Технология процесса завлекает и каждый хочет попробовать себя в роли гончара. Лядов «Протяжная» пластический этюд. Рисунок кувшина Выпал весной последний снежок и слепили дети снеговика, но не долго он улыбался ребятишкам пришло время таять. З. Фибих « Поэма». Рисунок снеговиков. Самый маленький малыш не теряется в минуты опасности и выручает братьев и сестер, помогает родителям наладить жизнь. М. Равель «Моя матушка гусыня» танец. Рисунок большой семьи. Куклы могут быть маленькими и жить в своем городе, тоже маленьком. Каждый день у них повторяет предыдущий – так проходит их жизнь. Лядов «Музыкальная табакерка» пластический этюд, танец кукол. Рисунок кукол. 17 Май 3 Марш труба и барабан. (2 часа). Композитору для вдохновения надо совсем немного – коробку с детскими игрушками. Ж. Бизе Игры детей «Марш труба и барабан», марш игрушек. Рисунок лисы, волчка, медведя 4 Тюллерийский сад. (2 часа). 5 Магазин музыкальных инструментов Цветочные истории Дети, играя в мяч, могут поспорить и повздорить, решая, кто побежит за мячом, но дружба побеждает и они бегут вместе. Мусоргский «Тюллерийский сад» Пластический этюд. Рисунок мальчика и девочки. Творческое музицирование с детьми. Оркестр «Ягодный компот» 1 2 В гостях у кузнечика Кузи 3 Сказка про гнома. (2 часа). 4 Праздник встреча лета.(2 часа) 2.8. Театр рождения и роста цветов «Вальс цветов» В лесной чаще живет маленький гном, он готов дружить с непослушными детьми. М.П. Мусоргский Картинки с выставки « Гном». Игра на сопротивление. Рисунок гнома. Повторение любимых песен, танцев игр в сказочном сюжете. Учебный (тематический) план в старшей группе Второй год обучения Месяц Неделя Сентябрь 1. Название Вводное занятие. Песни уходящего лета (2 часа) Содержание Игра – путешествие: « Мы в дороге с песенкой о лете» Музыкально- ритмические игры и танцы. 18 2. 3. 4. 1. Октябрь 2 3 История трех бабочек. (2 часа). Есть объективные законы природы, такие как смена дня и ночи, лета и зимы, которые мы не можем игнорировать, и жизнь свою должны менять в соответствии с ними. П. И. Чайковский «Вальс цветов» танец бабочек. Рисунок бабочек. Ритм времен Подготовка живой природы к зиме. Басня «Стрекоза и муравей» года.(2 часа). театрализация стихотворения. М.Равель «Танец» пластический этюд бабочек. Рисунок муравья, стрекозы, бабочек. Кикимора (2 часа). На болоте кудесник находит маленькую кикимору и желая ей добра, приносит домой. Кикимора не умеет жить в порядке и она проявляет непослушание, терпение кудесника на исходе и он возвращает кикимору на болото. Лядов «Кикимора» (1 час). Театрализация сюжета под музыку. Рисунок кикиморы. Как я могу Кикимора пострадала из - за неумения изменять себя (2 меняться, насколько вы готовы к часа). переменам в себе и в окружающем мире. Лядов «Кикимора» повторение театрализации под музыку. Рисунок осенних листьев. Самым большим желанием листа было Путешествие посмотреть мир, оторвавшись, от дерева одинокого и вот однажды его мечта сбылась… листика. (2 часа). А. Вивальди «Осень» танец осеннего листа. Рисунок осеннего леса. Мой род моя Мы все цветы и листья большого семья. (2 часа). родового дерева, ствол и корни которого уходят вглубь веков это наши прабабушки и прадедушки. После нас продолжат жизнь на земле наши дети, внуки, правнуки и т.д. Чтобы всегда были цветы надо помнить о корнях. 19 4 Ноябрь 1 2 3 4 Лядов «Духовный стих» театрализованная постановка многопоколенной семьи. Рисунок родового дерева. Семья Мари и В маленьком городе живет дружная Франца. (2 часа). семья.. Встреча с А у тебя какая семья живет? П.И. волшебником. (2 Чайковский Щелкунчик «Увертюра» часа). ритмический этюд. Рисование комнаты Франца и Мари Франц большой шалун и затейник, бывает, что они с Мари ссорятся. Как помириться, как научиться договариваться и ладить в семье? На помощь приходит волшебник. П.И. Чайковский Щелкунчик «Увертюра» танец Франца. Ожидание Особое переживание праздника праздника. (2 происходит в моменты ожидания, пока часа). идет подготовка мы уже на радостной волне предвкушения. П. И. Чайковский Щелкунчик «Ожидание праздника» речевая игра. Рисунок подарков. Подготовка и Подготовка дома к празднику, встреча гостей. (2 приготовление угощений. часа). Правила этикета при встрече и приеме гостей. П. И. Чайковский Щелкунчик «Марш» марш детей. Рисунок праздника. Праздник. (2 С чего начинается веселье и кто создает часа). хорошее настроение? Затейник игр, конкурсов, танцев и песен проводит с детьми весь вечер и учит их веселым и умным развлечениям. П.И. Чайковский «Галоп» танцевальная композиция. История больной Под елкой всех ждали подарки, но вот у куклы (2 часа). одной девочки оказалась сломанная кукла. Как же так? Что теперь делать? П. И. Чайковский «Колыбельная» игровая инсценировка. Рисунок куклы. 20 Декабрь 1 Сказка про орех. (2 часа). Январь 2 Путешествие в страну сладостей. (2 часа). 3 Мальчик звезда. (2 часа). 4 Вечерняя рождественская сказка. (2 часа). 1. Новогодний карнавал. Праздник.(2часа) Снегурочка (2 часа). 2 3. Золушка (2 часа). Щелкунчик имеет тайну и раскроет ее сказка про орех. П.И. Чайковский «Еловый лес» пластический этюд. Рисунок Щелкунчика. Мари и Франц победив мышиного короля, путешествуют по удивительным местам, красота необыкновенная и все это сладости. П.И. Чайковский «Королевство сладостей» Рисунок сладкого королевства. Дровосек находит новорожденного малыша и усыновляет его. Мы совместно придумываем, что происходит дальше в жизни мальчика и за что он понесет наказание или наоборот награжден. Р. Штольц «Моя песнь любви» танцевальная композиция. Рисунок мальчика звезды и его мамы. Приятно во время вьюги посидеть у печки и послушать, как потрескивают дрова, в такие моменты в гости к нам может прийти сказка. П.И. Чайковский «У камелька» совместное сочинение сказки Рисунок на сюжет сказки. Костюмированный карнавал, с использованием фрагментов пройденного материала Вылепил дед девочку, а она ожила. Как сложилась ее судьба, сочиняем вместе с детьми. Затем проигрываем эти истории под музыку. Вивальди «Времена года» Рисунок снегурочки. Так получилось, что девочку воспитывает папа, она часто остается одна и вспоминает, как ей было хорошо рядом с мамой. Папа приходит с работы и играет с ней, но этого так мало.. и опять она одна. С. Прокофьев Золушка «Вступление» 21 4. Февраль 1. 2. 3. пластический этюд и танец под музыку. Рисунок маленькой девочки. Мама – фея. В минуту грусти девочку посещает фея, Мачеха с похожая на маму, она просит ее дочерями (2 часа). улыбаться и быть счастливой. С. Прокофьев «Фея – мама» танцевальная композиция. Папа знакомится с женщиной, у которой две дочки, и советуется с дочерью о возможности изменить их жизнь, соединив две семьи. Девочка полна энтузиазма, но при первой встрече возникает много вопросов и недоразумений. С. Прокофьев «Сцена сестер и Золушки» танцевальная композиция. Рисунок феи. Рисунок новой семьи. Школа хороших По городу идет молва, что принц манер. (2 часа). пригласит на бал самых достойных девушек. Мамы записывают дочерей в самые лучшие школы для получения образования. С. Прокофьев «Урок танцев», «Мечта Золушки о бале» пластический этюд и танцы. Рисунок учеников. Волшебные Все уезжаю на бал, а Золушка осталась. превращения. (2 На помощь приходит фея, она часа). приглашает все времена года помочь Золушке в подготовке к балу. Мечта попасть на бал сбылась, но есть ограничение по времени. С. Прокофьев «Второе появление феи мамы», «Фея весны, лета, осени, зимы», «Золушка торопится на бал», «Часы предупреждают Золушку» пластические этюды, танцы. Рисунок превращения Золушки. Бал во дворце. (2 Гости танцуют мазурку, вальс, марш часа). Фантастических гостей. Золушка знакомится с Принцем, но время быстро пролетает и волшебство исчезает. Золушка спешно покидает 22 Март Апрель 4. Поиск счастья.( 2 часа). 1. Торжество любви. (2 часа). 2. История Белоснежки.(2 часа). 3. Встреча с гномами. (2 часа). 4. Веселые гномы (2 часа) 1 В пещере горного короля. (2 часа). дворец. С. Прокофьев «Марш фантастических гостей», «Мазурка», «Дуэт сестер с апельсинами» танцевальные композиции. Рисунок фантастических гостей. Наше счастье живет не за тридевять земель, а рядом. Принц отправляется в поиски Золушки в неведомые края, а она ждет его дома. С. Прокофьев «Первый галоп принца», «Испанский танец», «Второй галоп принца», «Восточный танец» пластические этюды. Рисунок путешествие принца. Встреча принца со старцем и возвращение домой на семимильных сапогах. Встреча Принца и Золушки. С. Прокофьев «Семимильные сапоги», «Сестры», «Утро после бала» пластические этюды. Рисунок радостной встречи. Маленькой принцессе одиноко во дворце и родители находят няню, которая вошла в расположение и задумала занять место дочери. Принцесса исчезает из дворца. Григ «Утро», «Бабочка» танцевальные композиции. Рисунок королевской семьи. Принцесса, заблудившись в лесу выходит к домику гномов и находит там себе приют. Э. Григ «Шествие гномов» пластические этюды. Рисунок гномов Семь разных характеров и темперамента и все же семь гномов дружная семья. Пластические этюды и жесты. Э. Григ «Марш троллей» Рисунок разной мимики. Каждую ночь гномики уходят в горы и добывают там самоцветы. Утром возвращаются и проводят время с 23 Принцессой. Э Григ «В пещере горного короля» танец. Рисунок самоцветов. Май 2 Платье для Белоснежки. (2 часа). 3 Папа ищет Белоснежку. (2 часа). 4 Счастливая встреча. Бал. (2 часа). 5 Императрица китайских статуэток. (2 часа). 1 История трех фей. 2 Волшебник Изумрудного города. Умник предложил подарить Белоснежке новое платье, расшитое драгоценными камушками. Все согласились кроме ворчуна. Э. Григ «Танец Анитры» танцевальная композиция. Рисунок - красивого платья. Время шло, но родители продолжали искать Белоснежку. Папа отправился один вглубь леса и пришел к ручейку. Э. Григ «Одинокий странник», «Кобольд», «Ручеек» пластические импровизации. Рисунок лесных существ. Привел ручеек папу к домику гномов и случилась счастливая встреча, Семья воссоединилась и гномов пригласили на бал. Э. Григ «Норвежский танец» пластические импровизации. Рисунок веселого бала. В стране восходящего солнца подрастает императрица. Коронованным и знатным особам положено носить тесные туфельки, а детвора бедная бегает босая, но веселая и счастливая. М. Равель «Дурнушка, императрица китайских статуэток» Рисунок веселых детей и императрицы. Танец, песня, марш – все виды музыкальной деятельности. Грибоедов «Вальс –шутка», марш «Веселые ребята» Дунаевского, песня «Выглянуло солнышко». Рисунок одного из жанра, по выбору Путешествие к своей мечте, каждый из героев решает свою задачу и в дороге, обретает самое главное. Бах Прелюдия и фуга соль минор. Рисунок себя и своей мечты. 24 3 4 Встреча с волшебником. Каждый человек есть главный помощник и волшебник самому себе, по желанию и для других. «Аве Мария» Шуберт. Рисунок фантастических возможностей, сказочных превращений. Здравствуй Праздник, через повторение танцев, песен, созданию сказочного сюжета лето красное. через игру. 2.9. Календарный учебный график Режим работы учреждения: 10,5 часов. Средняя группа Содержание (4-5 лет) Количество возрастных групп 2 Начало учебного года 01 сентября 2024 г. Окончание учебного года 31 мая 2025 г. Продолжительность учебного 38 недель года всего, в том числе 1-е полугодие 17 недель 2-е полугодие 21 неделя Режим работы 7.00-17.30 Продолжительность учебной 5 дней недели Летний период 01.06.25г.-31.08.25г. Всего в неделю занятий 2 Максимальное количество 1 занятий в течение дня Объём недельной 40 минут образовательной нагрузки Длительность занятия 20 минут Сроки проведения 01.09.24-15.09.24г. мониторинга 18.05.25-22.05.25г. Праздники и развлечения «Новогодний карнавал зверей» «Встреча лета» Месяц Сентябрь Неделя 1 2 3 4 Старшаягруппа (5-6 лет) 2 01 сентября 2024 г. 31 мая 2025 г. 38 недель 17 недель 21 неделя 7.00-17.30 5 дней 01.06.25г.-31.08.25г. 2 1 50 минут 25 минут 01.09.24-15.09.24г. 18.05.25-22.05.25г. «Праздник к нам приходит…» «Музыка лета» Год обучения 1 год обучения 2 год обучения О О ВД ВД У У У У 25 Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Всего учебных недель Всего часов по программе Условные обозначения: О –организационный период; У –учебные занятия; ВД –входная диагностика; ПА – промежуточная аттестация; ИА – итоговая аттестация; К - каникулы 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 У У У У У У У У У У У У У К У У ПА У У У У У У У У У У У У У У У У У У У У У У У У У У У У У К У У ПА У У У У У У У У У У У У У У У У 38 ИА 38 38 ИА 38 38 26 3. Организационный раздел 3.1. Организационно – педагогические условия Программа может быть реализована педагогом, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, с курсами повышения квалификации по профилю программы. Программа может быть реализована учителем – музыкантом. Занятия проводятся в течение учебного года, с 1 сентября по 31 мая. Зачисление детей проводится на основе заявления родителей. Список зачисленных детей на услугу утверждается заведующей ДОО. Развлечения проводятся совместно с родителями. 3.2. Методические условия реализации дополнительной образовательной программы Программа реализует - различные формы деятельности обучающихся на занятиях: - изложение материала; - практикум; - проблемные ситуации. Методы, используемые при реализации программы: практический; наглядный (видеоматериалы, игрушки, ); словесный (беседы, игры, упражнения, поощрения). Структура занятий включает обязательные элементы: 1) организационный момент - музыкальные коммуникативные игры; 2) сказка, притча, история - тема; 3) слушание музыки; 4) пение; 5) ритмопластика; 6) мелодекламация; 7) игра - драматизация; 8) элементарное музицирование; 9) изобразительная деятельность; 10) итог занятия. На занятиях присутствует положительная эмоциональная оценка. При индивидуальной оценке отмечается активность, удача, пусть даже маленькая или просто хорошее настроение того или иного ребенка. Занятие заканчивается так, чтобы дети ждали следующей встречи. 3.3. Учебно-методическое обеспечение Занятия с детьми проводятся в музыкальном зале ДОО, который расположен на втором этаже здания. 27 Для реализации Программы дополнительного образования« Азбука самовыражения» созданы условия: - Музыкальныйзалдлязанятийплощадью76,6кв. метров. - Оборудование: • Звуковая аппаратура–музыкальный центр; • Электронное пианино; • микрофоны; • мультимедиа аппаратура. • Проектор • Детские стулья • Дощечки для рисования • Бумага, карандаши, • Мячи • Костюмы и шапочки героев Дидактические условия 1. Методический материал: - учебно-методическая литература; - система методических разработок по проведению занятий; - видео–семинары. 2. Учебно – наглядные пособия: - Видеотека мультфильмов и сказок по темам, исполнения народных, детских песен, танцев, игр; 3. Музыкальный материал: - Аудиотека разнохарактерной музыки для сопровождения занятий. Музыкальные ложки, бубны. 4. Костюмы: Концертные костюмы. 5. Оборудованное помещение для хранения концертных костюмов. . 3.4. Кадровые условия Программу реализует музыкальный руководитель – Елена Юрьевна Шведчикова, СЗД Образование: 1. Педагогика и методика начального обучения - «Уральский государственный педагогический Университет» 1994г. 2. Психолог, Преподаватель психологии – «Уральский государственный педагогический Университет» - 2010г 3. Музыкальный руководитель, учитель музыки – Московская Академия 28 профессиональных компетенций по программе «Музыкальное воспитание в дошкольной образовательной организации и начальной школе» - 2015г. Стаж педагогической работы - 34 года. Стаж работы в должности – 4 года. 3.5. Информационное обеспечение 1.А.Яфальян «Школа самовыражения», Феникс 2011г. 2.Т. Боровик «Психология методические рекомендации. Учебно методическое пособие» 2015г. А. Бурениной «Ритмическая мозаика» 2000г. В. Емельянов « Развитие голоса» 2010г. Т. Смирнова «Воспитание искусством» 2008г. Т. Тютюнникова «Тутти» 2012г. 29 Список литературы 1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с. 2. Воспитание искусством или искусство воспитания. Т.И. Смирнова Москва 2008г. 3. Богданович В. Новейшая арт-терапия. О чём молчат искусствоведы/Пенза: Золотое сечение, 2008, - 224 с. 4. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985. –256 с. 5. Весёлые уроки музыки в школе и дома/ Авт.-сост. З.Н. Бугаева. – Д.: «Издательство Сталкер» 2002. – 384 с. 6. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки/Урал. Гос. Пед. Ин-т; состав. Н.Г. Тагильцева. – Екатеринбург, 1995. – 61 с. 7. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965. – 318 с. 8. Егорова Е. Процветание по Максу Люшеру. Энергия цвета для здоровья и успеха. – СПб.: Питер, 2007. – 154 с. 9. Задубовская Е. Лечение колокольным звоном. – СПб.: Лениздат, «Ленинград», 2006. – 192 с. 10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000. – 310 с. 11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2006. - 208 с. 12. Левин П.А. Исцеление от травмы. Авторская программа, которая вернёт здоровье вашему организму. – СПб.: ИГ «Весь», 2011. – 128 с. 13. Литература и фантазия. /Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с. 14. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. СПб.: Паллада, 1992. – 86 с. 15. Огородников Ю. А. Литература как искусство. — М., 1998. — С. 51. 16. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. — М., 1999. — С. 176. 17. Фромм А., Гордон Т. Популярная педагогика. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 608 с. 18. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир: Из опыта работы по нравственноэстетическому воспитанию школьников: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с. 19. Штеге Ф. Музыка, магия, мистика/ Фриц Штеге; (пер. с нем. Боковиков А.). – М.: Райхль: Амрита, 2012 – 288 с. 20. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. — М, 1998. – 364 с. 21. Юсфин А.Г. Музыка – сила жизни. – СПб: ООО «Аюрведа плюс», 2006. – 262 с. 22. Яфальян А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: Методическое пособие. – Ростов н/Дону, 2008. – 380 с. 30 23. Яфальян А.Ф. Формирование у детей эстетического отношения к человеку в процессе самовыражения/А.Ф. Яфальян – М.: Искусство и образование. – 2011. – 276 с. 24. Яфальян А.Ф. Школа самовыражения: Методическое пособие. – Ростов н/Дону, 2011. – 448 с. 31 Опросник поведения и функционирования В данном опроснике приведены утверждения, которые характеризуют различные проявления в поведении. Вам предстоит отметить частоту их встречаемости в поведении Вашего ребенка. Не все из этих утверждений могут подходить для Вашего ребенка. Ниже приведены утверждения, характеризующие невнимательность и импульсивное поведение. Отметьте один из вариантов ответа любым, удобным для вас способом так, чтобы ответ отражал особенности поведения Вашего ребенка: Таблица № всегда часто иногда никогда 1. Испытывает трудности поддержания внимания при выполнении заданий или во время игр. 2. Складывается впечатление о том ,что он(она). Не слушает обращенную к нему(к ней)речь(кажется, что его(ее) сознание где-то блуждает, даже при отсутствии очевидных отвлекающих факторов). 3. Оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемой инструкции и справиться до конца с выполнением домашней работы или обязанностей. 4. Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. 5. Избегает, высказывает недовольство и Сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного поддержания умственных усилий (пазлы, конструктор, разукрашивание). 6. Теряет вещи, необходимые для заданий и деятельности. 7. Отвлекается на посторонние стимулы и раздражители. 8. Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях. 9. Наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, сидя на стуле крутится 32 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. и вертится. Встает со своего места в ситуациях, когда Предполагается, что нужно оставаться на месте Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это не приемлемо. Не может тихо спокойно играть или заниматься чем-то на досуге. Находится в постоянном движении, ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор) Избыточно много говорит. Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца(например, завершает предложения, начатые другими людьми; не может дождаться своей очереди в разговоре). Испытывает трудности ожидания своей очереди (когда ждет в очереди). Мешает другим, вторгается в то, что делают другие(например, вмешивается в разговоры, игры или занятия; может начать использовать чужие вещи ,может вмешаться или начать делать то, что делают другие). Мечтает Скучает или жалуется на скуку Выглядит апатичным и немотивированным Выглядит усталым, вялым или малоподвижным Выглядит остолбеневшим или погруженным в свои мысли (озабоченным) Снижают ли отмеченные Вами особенности социальное функционирование Вашего ребенка (негативно влияют на его(ее) отношения с окружающими)? _____________________________________________________________________ 33 Таблица №2 всегда 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. часто иногда никогда Пугливость ,тревожность или взволнованность. Боится пробовать новое из-за страха допустить ошибку. Чувство собственной никчемности или неполноценности Обвинение себя в проблемах или чувство вины без особой причины. Чувство одиночества, собственной никому ненужности или отсутствия любви со стороны окружающих; жалобы, что никто его(ее)не любит. Печальный(-ая), несчатный (-ая) или подавленный(-ая) Стесняется или легко смущается. Испытывает интенсивные необоснованные страхи Страх социальных ситуаций, выступлений или необходимости действовать на публике. Внезапны приступы тревоги. Боязнь покидать дом, ездить в общественном транспорте. Страх расставания с близкими или потери близких. Беспокойство и/или тревога большую часть дня. Нервное напряжение, сложность расслабиться. Навязчивые мысли. Непреодолимые ритуалы(постоянное мытье рук, например). Выдергивание волос, грызение ногтей, Расчесывание кожи. Озабоченность своим физическим состоянием, состоянием здоровья. Хронические головные боли или боли в животе. Потеря интереса к чему-либо или удовольствия большую часть дня. Нарушения аппетита: плохой аппетит 34 22. Проблемы со сном или чрезмерная сонливость 23. Возбужденное состояние 24. Замедленность 25. Усталость, отсутствие энергии 26. Плач, капризы. 27. Отчетливые периоды сильной взволнованности. 28. Приступы ярости, гнева, враждебности. 29. Разорванное мышление(скачущие мысли). 30. Подозрительность. 31. С трудом переключает внимание с одного предмета на другой. 32. Затрудняется увидеть альтернативные варианты выхода и зситуации. 33. Придерживается только своего собственного мнения, не слушая других. 34. Подчиняет свое поведение выбранному направлению действий, независимо оттого, хорошо оно для него или плохо. 35. Нуждается в том, чтобы все происходило по определенному сценарию, и в противном случае очень расстраивается. 36. Быстрая смена настроения. 35