3.3.5. Освоение письменной речи (подготовка к обучению грамоте)

06.12.2023

     Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее.

     Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

     Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)

Стр. 34

Задачи образовательной области «Речевое развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

развитие понимания речи: расширять запас понимаемых слов; закреплять умения понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия, признаки предметов; понимать простые по конструкции фразы взрослого;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развитие понимания речи: закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и выполнять его просьбы; выполнять несложные поручения

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

развитие активной речи: продолжать формировать у детей умение произносить несложные звукоподражания, простые слова; развивать речевое общение со взрослым; стимулировать детей подражать речи взрослого человека, повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребенку людей, знакомые предметы и игрушки, некоторые действия; добиваться от детей коротких фраз; воспитывать у детей потребность в общении;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развитие активной речи: побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными; способствовать развитию диалогической речи, воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей употреблять несложные для произношения слова и простые предложения;

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

привлекать малышей к слушанию произведений народного фольклора (потешки, пестушки, песенки, сказки) с наглядным сопровождением (игрушки для малышей, книжки-игрушки, книжки-картинки) и игровыми действиями с игрушками;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки);

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

реагировать улыбкой и движениями на эмоциональные реакции малыша при чтении и пропевании фольклорных текстов;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок;

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

побуждать к повторению за педагогом при чтении слов стихотворного текста, песенок, выполнению действий, о которых идет речь в произведении;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений фольклора и коротких литературных художественных произведений;

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

рассматривать вместе с педагогом и узнавать изображенные в книжках-картинках предметы и действия, о которых говорилось в произведении;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая, называть совершаемые персонажами действия;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребенку песенок и стихов.

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)

Стр.86

Задачи по подготовке детей к обучению грамоте

3-4

4-5

5-6Хочу такой сайт

Знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.

Продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически. Учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх

Познакомить детей со словесным составом предложения

Знакомить детей с тем, что слова:

  • состоят из звуков, звучат по-разному и сходно,

  • звуки в слове произносятся в определенной последовательности; могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные)

Познакомить детей со звуковым составом слова.

Выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова.

Формировать умение вслушиваться в звучание слова.

Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов)

Формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры

Формировать умения различать на слух

  • твёрдые и мягкие согласные (без выделения терминов);

  • определять и изолированно произносить первый звук в слове;

  • называть слова с заданным звуком; выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

Формировать у детей умение

  • качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук),

правильно употреблять соответствующие термины

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)

Стр.96

Содержание раздела «Подготовка детей к обучению грамоте»

3-4

4-5

5-6

6-7

Педагог формирует у детей умение вслушиваться в звучание слова,

Педагог формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умение сравнивать слова по протяженности

Педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных языков

Продолжает формировать у детей интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям

Педагог закрепляет в речи детей термины «слово», «звук» в практическом плане.

Педагог закрепляет у детей умение понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи

Педагог помогает детям осваивать термины «слово», «буквы», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук»

Педагог мотивирует детей знать буквы, читать слоги

 

Педагог помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.

Педагог помогает проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-трех слоговые слова, осуществлять звуковой анализ простых трех звуковых слов.

Педагог помогает освоить звуковой анализ четырех звуковых и пяти звуковых слов

  

Педагог помогает интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова

Педагог помогает закреплять умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звук в слове

  

Педагог помогает составлять предложения по живой модели, определять количество и последовательность слов в предложении

Педагог помогает определять количество и последовательность слов в предложении, составлять предложения с заданным количеством слов

  

Педагог развивает мелкую моторику кистей рук с помощью раскрашивания, штрихования, мелких мозаик.

Педагог развивает умение ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты, штриховку в разных направлениях, обводку.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».