06.12.2023
Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее.
Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.
Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.
Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)
Стр. 34
Задачи образовательной области «Речевое развитие» |
от 1 года до 2-х лет |
от 1 года до 1 года 6 месяцев: развитие понимания речи: расширять запас понимаемых слов; закреплять умения понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия, признаки предметов; понимать простые по конструкции фразы взрослого; от 1 года 6 месяцев до 2 лет: развитие понимания речи: закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и выполнять его просьбы; выполнять несложные поручения от 1 года до 1 года 6 месяцев: развитие активной речи: продолжать формировать у детей умение произносить несложные звукоподражания, простые слова; развивать речевое общение со взрослым; стимулировать детей подражать речи взрослого человека, повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребенку людей, знакомые предметы и игрушки, некоторые действия; добиваться от детей коротких фраз; воспитывать у детей потребность в общении; от 1 года 6 месяцев до 2 лет: развитие активной речи: побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными; способствовать развитию диалогической речи, воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей употреблять несложные для произношения слова и простые предложения; от 1 года до 1 года 6 месяцев: привлекать малышей к слушанию произведений народного фольклора (потешки, пестушки, песенки, сказки) с наглядным сопровождением (игрушки для малышей, книжки-игрушки, книжки-картинки) и игровыми действиями с игрушками; от 1 года 6 месяцев до 2 лет: развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки); от 1 года до 1 года 6 месяцев: реагировать улыбкой и движениями на эмоциональные реакции малыша при чтении и пропевании фольклорных текстов; от 1 года 6 месяцев до 2 лет: развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок; от 1 года до 1 года 6 месяцев: побуждать к повторению за педагогом при чтении слов стихотворного текста, песенок, выполнению действий, о которых идет речь в произведении; от 1 года 6 месяцев до 2 лет: поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений фольклора и коротких литературных художественных произведений; от 1 года до 1 года 6 месяцев: рассматривать вместе с педагогом и узнавать изображенные в книжках-картинках предметы и действия, о которых говорилось в произведении; от 1 года 6 месяцев до 2 лет: формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая, называть совершаемые персонажами действия; от 1 года 6 месяцев до 2 лет: воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений; от 1 года 6 месяцев до 2 лет: побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребенку песенок и стихов. |
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»
Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)
Стр.86
Задачи по подготовке детей к обучению грамоте | ||
3-4 | 4-5 | |
Знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане. | Продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически. Учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх | Познакомить детей со словесным составом предложения |
Знакомить детей с тем, что слова:
| Познакомить детей со звуковым составом слова. | |
Выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова. | ||
Формировать умение вслушиваться в звучание слова. | Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов) | Формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры |
Формировать умения различать на слух
| Формировать у детей умение
правильно употреблять соответствующие термины |
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»
Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)
Стр.96
Содержание раздела «Подготовка детей к обучению грамоте» | |||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 |
Педагог формирует у детей умение вслушиваться в звучание слова, | Педагог формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умение сравнивать слова по протяженности | Педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных языков | Продолжает формировать у детей интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям |
Педагог закрепляет в речи детей термины «слово», «звук» в практическом плане. | Педагог закрепляет у детей умение понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи | Педагог помогает детям осваивать термины «слово», «буквы», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук» | Педагог мотивирует детей знать буквы, читать слоги |
Педагог помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук. | Педагог помогает проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-трех слоговые слова, осуществлять звуковой анализ простых трех звуковых слов. | Педагог помогает освоить звуковой анализ четырех звуковых и пяти звуковых слов | |
Педагог помогает интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова | Педагог помогает закреплять умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звук в слове | ||
Педагог помогает составлять предложения по живой модели, определять количество и последовательность слов в предложении | Педагог помогает определять количество и последовательность слов в предложении, составлять предложения с заданным количеством слов | ||
Педагог развивает мелкую моторику кистей рук с помощью раскрашивания, штрихования, мелких мозаик. | Педагог развивает умение ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты, штриховку в разных направлениях, обводку. |