3.3.3. Развитие грамматически правильной и связной речи

06.12.2023

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)

Стр. 34

Задачи образовательной области «Речевое развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

развитие понимания речи: расширять запас понимаемых слов; закреплять умения понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия, признаки предметов; понимать простые по конструкции фразы взрослого;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развитие понимания речи: закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и выполнять его просьбы; выполнять несложные поручения

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

развитие активной речи: продолжать формировать у детей умение произносить несложные звукоподражания, простые слова; развивать речевое общение со взрослым; стимулировать детей подражать речи взрослого человека, повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребенку людей, знакомые предметы и игрушки, некоторые действия; добиваться от детей коротких фраз; воспитывать у детей потребность в общении;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развитие активной речи: побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными; способствовать развитию диалогической речи, воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей употреблять несложные для произношения слова и простые предложения;

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

привлекать малышей к слушанию произведений народного фольклора (потешки, пестушки, песенки, сказки) с наглядным сопровождением (игрушки для малышей, книжки-игрушки, книжки-картинки) и игровыми действиями с игрушками;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки);

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

реагировать улыбкой и движениями на эмоциональные реакции малыша при чтении и пропевании фольклорных текстов;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок;

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

побуждать к повторению за педагогом при чтении слов стихотворного текста, песенок, выполнению действий, о которых идет речь в произведении;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений фольклора и коротких литературных художественных произведений;

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

рассматривать вместе с педагогом и узнавать изображенные в книжках-картинках предметы и действия, о которых говорилось в произведении;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая, называть совершаемые персонажами действия;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребенку песенок и стихов.

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)

Стр.37

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

От 2-х лет до 3-х лет

Связная речь:

Педагог формирует у детей умения рассказывать в 2-4 предложениях о нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке, активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность; побуждает детей проявлять интерес к общению со взрослыми и сверстниками, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения, реагировать на обращение с использованием доступных речевых средств, отвечать на вопросы педагога с использованием фразовой речи или формы простого предложения, относить к себе речь педагога, обращенную к группе детей, понимать ее содержание;

Грамматический строй речи:

Педагог помогает детям овладеть умением правильно использовать большинство основных грамматических категорий: окончаний существительных; уменьшительно-ласкательных суффиксов; поощряет словотворчество, формирует умение детей выражать свои мысли посредством трех-, четырехсловных предложений.

Педагог развивает у детей умение использовать инициативную разговорную речь как средство общения и познания окружающего мира, употреблять в речи предложения разных типов, отражающие связи и зависимости объектов.

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru) 

Стр.84.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ 3-7 лет

Задачи по развитию грамматического строя речи

3-4

4-5

5-6Хочу такой сайт

6-7

Продолжать

1.формировать у детей умения согласовывать слова в

  • роде,

  • числе,

  • падеже;

2.использовать в речи

  • имена существительные вформе единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей;

  • существительных в форме множественного числа в родительном падеже;

Совершенствовать умения:

  • образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных,

  • употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах;

  • правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных;

Совершенствовать умение детей согласовывать в предложении

  • существительные с числительными,

  • существительные с прилагательным,

  • образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных.

Развивать умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро)

Закреплять умение согласовывать

существительные с числительными,

существительные с прилагательными.

 

Формировать умение правильно употреблять существительные с предлогами.

Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; правильно понимать и употреблять предлоги с пространственным значением (в, под, между, около).

  

Закреплять у детей умения образовывать повелительную форму глаголов, использовать приставочный способ для образования глаголов, знакомить детей с образованием звукоподражательных глаголов.

Совершенствовать умение правильно употреблять формы повелительного наклонения глаголов.

Развивать умения

образовывать по образцу однокоренные слова (кот-котенок-котище),

образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливать оттенки в значении слов.

Закреплять умение образовывать

  • глаголы с приставками

  • существительные с суффиксами,

  • сравнительную и превосходную степени имен прилагательных.

Совершенствовать у детей умение пользоваться в речи разными способами словообразования.

Правильно образовывать названия предметов посуды

Познакомить с разными способами образования слов.

Совершенствовать умение детей образовывать однокоренные слова

Формировать умение составлять предложения с однородными членами.

 

Продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении.

Продолжать совершенствовать у детей умение

  • составлять по образцу простые и сложные предложения;

  • при инсценировках пользоваться прямой и косвенной речью.

Совершенствовать умение детей использовать в речи сложные предложения разных видов.

Совершенствовать умения использовать простые сложносочинённые и сложноподчинённые предложения

    

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)

Стр. 178

2.2.Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной часи по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 4–6 лет.

 Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Раздаточный материал. Для работы с детьми 2–4 лет. Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один—много»; «Словообразование»; «Ударение».

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».