3.3.2. Обогащение словарного запаса

06.12.2023

Современным обществом однозначно обозначен запрос на личность, обладающую способностью четко, емко и понятно выражать свою мысль. Современная школьная программа дает современному школьнику роль исследователя, ставит серьезные задачи для самостоятельного, творческого решения, что предполагает наличие у ребенка способности правильным образом излагать суть своей позиции, поставленные цели и пути их достижения. Для решения данных задач школьник должен обладать соответствующим словарным запасом. Работа по обогащению словаря начинается еще в начале дошкольного детства, чтобы к его завершению ребенок был способен к изучению школьной программы и обладал достаточным словарным запасом. ФГОС ДО указывается, что к завершению дошкольного образования ребенок должен «достаточно хорошо владеть устной речью, способен выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)

Стр. 34

Задачи образовательной области «Речевое развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

развитие понимания речи: расширять запас понимаемых слов; закреплять умения понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия, признаки предметов; понимать простые по конструкции фразы взрослого;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развитие понимания речи: закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и выполнять его просьбы; выполнять несложные поручения

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

развитие активной речи: продолжать формировать у детей умение произносить несложные звукоподражания, простые слова; развивать речевое общение со взрослым; стимулировать детей подражать речи взрослого человека, повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребенку людей, знакомые предметы и игрушки, некоторые действия; добиваться от детей коротких фраз; воспитывать у детей потребность в общении;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развитие активной речи: побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными; способствовать развитию диалогической речи, воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей употреблять несложные для произношения слова и простые предложения;

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

привлекать малышей к слушанию произведений народного фольклора (потешки, пестушки, песенки, сказки) с наглядным сопровождением (игрушки для малышей, книжки-игрушки, книжки-картинки) и игровыми действиями с игрушками;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки);

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

реагировать улыбкой и движениями на эмоциональные реакции малыша при чтении и пропевании фольклорных текстов;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок;

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

побуждать к повторению за педагогом при чтении слов стихотворного текста, песенок, выполнению действий, о которых идет речь в произведении;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений фольклора и коротких литературных художественных произведений;

от 1 года до 1 года 6 месяцев:

рассматривать вместе с педагогом и узнавать изображенные в книжках-картинках предметы и действия, о которых говорилось в произведении;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая, называть совершаемые персонажами действия;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений;

от 1 года 6 месяцев до 2 лет:Хочу такой сайт

побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребенку песенок и стихов.

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru) 

Стр.81.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ 3-7 лет

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Задачи по формированию словаря

3-4

4-5

5-6

6-7

1.1.1. Обогащение словаря

Закреплять у детей умение 1.различать и называть:

  • части предметов,

  • качества предметов,

  • сходные по назначению предметы,

2. понимать обобщающие слова.

Вводить в словарь детей

  • существительные, обозначающие профессии,

  • глаголы, обозначающие трудовые действия.

Вводить в словарь детей

  • существительные, обозначающие профессии (каменщик, тракторист, швея);

  • названия техники (экскаватор, комбайн);

  • прилагательные, обозначающие признаки предметов;

  • наречия, характеризующие отношение людей к труду (старательно, бережно);

  • глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей.

Расширять запас слов, обозначающих название

  • предметов,

  • действий,

  • признаков.

 

Продолжать учить детей определять и называть

  • местоположение предмета,

  • время суток,

  • характеризовать состояние и настроение людей.

  

Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы) и противоположными значениями (антонимы).

Закреплять у детей умения использовать в речи синонимы, существительные с обобщающими значениями

Вводить в словарь детей антонимы, многозначные слова.

  
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».