3.2.6. Формирование представлений об окружающем мире: социальное окружение, культура, история, традиции и ценности

06.12.2023

Формирование представлений об окружающем мире: социальное окружение, традиции и ценности, общество и государство, культура и история. Социокультурные нормы, традиции семьи, общества и государства. Представления об отечественных традициях и праздниках. Многообразие стран и народов мира Современный дошкольник живет в то время, когда изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции и праздники. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. На современном этапе в соответствие c введением ФГОС одним из направлений познавательного развития предусматривается формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста. Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. В результате освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования, ребенок может приобрести следующие качества: - любознательность, он задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется историей предметов народного быта, у предметов есть прошлое и настоящие, с течением времени они меняются. 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1

 

Стр. 31

Задачи образовательной области «Познавательное развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 2-х лет до 3-х лет

  • развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным объектам; формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении;

  • развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач; развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоционально-положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых; расширять представления о населенном пункте, в котором живет ребенок, его достопримечательностях, эмоционально откликаться на праздничное убранство дома, ДОО;

Содержание образовательной области «Познавательное развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 2-х лет до 3-х лет

  • Педагог концентрирует внимание детей на новых объектах, поддерживает интерес к знакомым предметам, поощряет самостоятельные действия ребенка, одобряет их словом, интонацией, развивает стремление к общению со взрослым в ходе выполнения обследовательских и поисковых действий с предметами;

  • педагог развивает способности детей обобщать, узнавать и стремиться называть предметы и объекты, изображенные на картинке (в том числе и объекты природы); развивает их наблюдательность, способность замечать связи и различия между предметами и действиями с ними.

  • Педагог формирует у детей элементарные представления: о самом себе - о своем имени; о внешнем виде (показать ручки, носик, глазик); о своих действиях (моет руки, ест, играет, одевается, купается и тому подобное); о желаниях (гулять, играть, есть и тому подобное); о близких людях (мама, папа, бабушка, дедушка и другие); о пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка и тому подобное); о блюдах (суп, каша, кисель и тому подобное); о ближайшем предметном окружении - игрушках, их названиях, предметах быта, мебели, спальных принадлежностях, посуде); о личных вещах; о некоторых конкретных, близких ребенку, ситуациях общественной жизни.

  • Педагог развивает способности детей узнавать, называть и показывать на картинке и в естественной среде отдельных представителей диких и домашних животных, растения ближайшего окружения, объекты неживой природы, замечать природные явления (солнце, дождь, снег и другие природные явления), их изображения, выделять наиболее яркие отличительные признаки объектов живой природы, побуждает их рассматривать, положительно реагировать.

  • Побуждает и поощряет освоение простейших действий, основанных на перестановке предметов, изменении способа их расположения, количества; на действия переливания, пересыпания. Проводит игры-занятия с использованием предметов-орудий: сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке магнитом для "ловли" на нее небольших предметов.

  • Педагог расширяет представления детей об окружающем мире, развивает представления о себе (о своем имени, именах близких родственников), о внешнем облике человека, о его физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице - глаза, нос, рот и так далее); о его физических и эмоциональных состояниях (проголодался - насытился, устал - отдохнул; намочил - вытер; заплакал - засмеялся и так далее); о деятельности близких ребенку людей ("Мама моет пол"; "Бабушка вяжет носочки"; "Сестра рисует"; "Дедушка читает газету"; "Брат строит гараж"; "Папа

  • работает за компьютером" и тому подобное); знакомит их с явлениями общественной жизни, с деятельностью взрослых (повар варит кашу, шофер водит машину, доктор лечит); о предметах, действиях с ними и их назначении: предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда), игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и так далее).

Стр. 69

  1. Задачи раздела «Окружающий мир»

3-4

4-5

5-6

6-7

Обогащать представления ребенка о себе, окружающих людях, эмоционально-положительного отношения к членам семьи, к другим взрослым и сверстникам;

 

Расширять представления о себе и своих возможностях в познавательной деятельности с родителями и членам семьи; продолжать развивать представления детей о труде взрослого.

 

Развивать способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности, расширять самостоятельные действия различной направленности, закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности.

Закреплять и расширять представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной компетентности в решении познавательных задач

 

Развивать исследовательские умения

Развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности

Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;

Развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать т доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания

Конкретизировать представления детей об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях, накапливать эмоциональный опыт участия в праздниках.

Развивать представления детей о своей малой родине, городе(селе), его достопримечательностях, поддерживать интерес к стране; знакомить с традициями и праздниками, принимать участие в подготовке к праздникам, эмоционально откликаться на участие в них

Расширять представления о культурно-исторических событиях малой родины и Отечества, развивать интерес к достопримечательностям родной страны, ее традициям и праздникам; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним.

Формировать и расширять представления детей о многообразии стран и народов мира

Стр. 76


 
Содержание  раздела «Окружающий мир»

3-4

4-5

5-6

6-7

Педагог формирует у детей начальные представления и эмоционально положительное отношение к родителям (законным представителям) и другим членам семьи, людям ближайшего окружения.

Педагог продолжает расширять представления детей о членах семьи.

Педагог продолжает расширять представления о родственных связях:

  • ближнего и дальнего круга: дядя, тетя, двоюродный брат, сестра, племянники и пр.

  • формирует практику составления генеалогического древа

 

Педагог поощряет стремление детей:

  • называть их по имени,

  • включаться в диалог,

  • в общение и игры с ними; побуждает ребенка благодарить за подарки,

  • оказывать посильную помощь родным,

  • приобщаться к традициям семьи.

Педагог демонстрирует детям:

способы объединения со сверстниками для решения поставленных поисковых задач (обсуждать проблему, договариваться, оказывать помощь в решении поисковых задач, распределять действия, проявлять инициативу в совместном решении задач, формулировать вопросы познавательной направленности)

Педагог создает условия, способствующие объединению сверстников для решения поставленных поисковых задач (обсуждать проблему, договариваться, оказывать помощь в решении поисковых задач, распределять действия, проявлять инициативу в совместном решении задач, формулировать вопросы познавательной направленности и т.д.)

 

Педагог знакомит с населённым пунктом, в котором живёт ребёнок;

Педагог продолжает расширять представления детей о родном городе (селе), некоторых городских объектах, видах транспорта.

Педагог расширяет первичные представления о населенном пункте, его истории, его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях).Хочу такой сайт

В совместной с детьми деятельности педагог обогащает представления о родном населенном пункте (название улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностей),

Педагог знакомит детей с трудом людей близкого окружения, включая детей в отдельные бытовые ситуации, (ходят в магазин, убирают квартиру, двор, готовят еду, водят транспорт и другое).

Знакомит с трудом работников ДОО (помощника воспитателя, повара, дворника, водителя).

Педагог знакомит со спецификой зданий и их устройством в городе и селе (дома высокие, с балконами, лифтами, ванной; дома не высокие, с печкой, садом, огородом, будкой для собаки и т.п.), с разными учреждениями: школы, ДОО, поликлиники, магазины, парки, стадионы.

Педагог закрепляет представления о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений - магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе.

Педагог раскрывает и уточняет назначения общественных учреждений, разных видов транспорта, рассказывает о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах.

Педагог дает начальные представления о родной стране, о некоторых наиболее важных праздниках и событиях.

Педагог продолжает расширять представления детей о малой родине и Отечестве

Педагог расширяет первичные представления о малой родине и Отечестве

Педагог расширяет и обогащает начальные представления о родной стране, некоторых общественных праздниках и событиях.

Педагог развивает познавательный интерес к родной стране, к освоению представлений о ее столице, государственном флаге и гербе, о государственных праздниках России, памятных исторических событиях, героях Отечества.

В совместной с детьми деятельности педагог обогащает представления о стране (герб, гимн, атрибуты государственной власти, Президент, столица и крупные города, особенности природы и населения)

  

Педагог формирует представления о многообразии стран и народов мира;

педагог формирует у детей понимание многообразия людей разных национальностей - особенностей их внешнего вида, одежды, традиций; развивает интерес к сказкам, песням, играм разных народов; расширяет представления о других странах и народах мира, понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы.

Посредством поисковой и игровой деятельности педагог побуждает проявление интереса детей к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России;

  

Педагог формирует представление о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира на ней.

Педагог дает первые представления о разнообразии вещей: игрушек, видов транспорта (машина, автобус, корабль и другие), книг (большие, маленькие, толстые, тонкие, книжки-игрушки, книжки-картинки и другие).

В ходе практического обследования знакомит с некоторыми овощами и фруктами (морковка, репка, яблоко, банан, апельсин и другие), их вкусовыми качествами (кислый, сладкий, соленый).

Педагог расширяет представления детей о свойствах разных материалов в процессе работы с ними; подводит к пониманию того, что сходные по назначению предметы могут быть разной формы,

сделаны из разных материалов;

дает почувствовать и ощутить,

что предметы имеют разный вес, объем; демонстрирует и разъясняет детям способы

взвешивания, сравнения предметов между собой, показывая избегание возможности сделать ложные выводы (большой предмет не всегда оказывается более тяжелым).

Педагог создает условия для расширения представлений детей о свойствах разных материалов в процессе экспериментальной и исследовательской деятельности 

Педагог организует целенаправленное экспериментирование и опыты для ознакомления детей со свойствами объектов неживой природы, расширяя представления об объектах неживой природы, как среде обитания животных и растений (вода, почва, воздух, горы). Уточняет представления о признаках разных времен года (погодные изменения, состояние деревьев, покров, изменений в жизни человека, животных и растений); о деятельности человека в разные сезоны года (выращивание растений, сбор урожая, народные праздники и развлечения и другое);

Педагог демонстрирует некоторые инструменты труда, воспитывает бережное отношение к предметам, сделанным руками человека.

Поощряет детей за проявление аккуратности (не сорить, убирать за собой, не расходовать лишние материалы зря и так далее).

Педагог знакомит детей с трудом взрослых в городе и сельской местности.

Педагог формирует содержание согласно содержанию раздела «Трудовое воспитание» образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

  

Стр. 176 - 2.2. Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной части по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)

Образовательная область/задачи

Инструментарий инвариантной части программы

Познавательное развитие

1.Сенсорные эталоны и познавательные действия

2.Математические представления

3.Окружающий мир

4.Природа

Задачи ссылка на ФОП ДО Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028
  "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"
  (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)

 

3.Окружающий мир

Юный эколог Парциальная программа С.Н.Николаевой

 Программа «Юный эколог»: 3–7 лет. Система работы в младшей группе: 3–4 года.

Юный эколог.  Система работы в средней группе: 4–5 лет.

Юный эколог. Система работы в старшей группе: 5–6 лет.

Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе: 6–7 лет.

 Юный эколог. Календарь сезонных наблюдений (5–9 лет).

Методическое пособие. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. Методическое пособие. Система экологического воспитания дошкольников.

Методическое пособие. Плакаты: «Где в природе есть вода», «Зачем люди ходят в лес», «Зачем пилят деревья», «Как лесник заботится о лесе», «Кому нужны деревья в лесу», «Лес — многоэтажный дом», «Пищевые цепочки», «Этого не следует делать в лесу». Картины из жизни диких животных: «Бурый медведь.

 Наглядное пособие с методическими рекомендациями», «Заяц-беляк. Наглядное пособие с методическими рекомендациями».

Под ред. Г.Г. ОнищенкоЯ питаюсь правильно! 5+

Под ред. Онищенко Г. Г.Я питаюсь правильно! 7+

4.Природа

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста (2–3 года).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа (3–4 года).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа (4–5 лет).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа (5–6 лет). Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

4.Природа

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста (2–3 года).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа (3–4 года).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа (4–5 лет).

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа (5–6 лет). Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

     

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».