3.2.2. Развитие исследовательских умений, овладение различными способами познания окружающего мира

06.12.2023

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.

Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.

Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

- развивать интерес к предметам и явлениям окружающего мира;

- формировать первичные представления об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);

- развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;

- создавать положительную мотивацию к самостоятельному поиску нужной информации;

- стимулировать и поощрять любознательность, наблюдательность; -формировать и совершенствовать навык работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах: коллективная, подгрупповая, индивидуальная.

Среди приёмов и методов организации познавательноисследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

- Эвристический метод (педагог создаёт проблемные ситуации)

- Наблюдение.

-Опыты и эксперименты (наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников)

- Проектная деятельность (этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей)

- ТРИЗ-технологии (Теория решения изобретательских задач). Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления. Хочу такой сайт

В опытно-экспериментальной деятельности развиваются как познавательные, так и исследовательские способности детей Виды занятий по экспериментированию

- Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности.

- Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние) Педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной. Моделирование на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности позволяется расширять знания о свойствах реально существующих объектов, которые нельзя изучить в непосредственном контакте

- Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1

Стр. 176 - 2.2. Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной части по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)

Образовательная область/задачи

Инструментарий инвариантной части программы

Познавательное развитие

1.Сенсорные эталоны и познавательные действия

1.Сенсорные эталоны и познавательные действия

Савенков А.И. Маленький исследователь. — Самара: ИД «Федоров», 2010. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. — Самара: ИД «Федоров», 2010.

Пособие «УМники-РАЗУМники»Упражнения для будущих первоклассников (автор И. В. Кузнецова)

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».