06.12.2023
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.
Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.
Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления.
Задачи познавательного развития в ДОУ:
- развивать интерес к предметам и явлениям окружающего мира;
- формировать первичные представления об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
- развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
- создавать положительную мотивацию к самостоятельному поиску нужной информации;
- стимулировать и поощрять любознательность, наблюдательность; -формировать и совершенствовать навык работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах: коллективная, подгрупповая, индивидуальная.
Среди приёмов и методов организации познавательноисследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:
- Эвристический метод (педагог создаёт проблемные ситуации)
- Наблюдение.
-Опыты и эксперименты (наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников)
- Проектная деятельность (этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей)
- ТРИЗ-технологии (Теория решения изобретательских задач). Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.
В опытно-экспериментальной деятельности развиваются как познавательные, так и исследовательские способности детей Виды занятий по экспериментированию
- Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности.
- Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние) Педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной. Моделирование на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности позволяется расширять знания о свойствах реально существующих объектов, которые нельзя изучить в непосредственном контакте
https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1
Стр. 176 - 2.2. Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной части по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)
Образовательная область/задачи | Инструментарий инвариантной части программы |
Познавательное развитие 1.Сенсорные эталоны и познавательные действия | 1.Сенсорные эталоны и познавательные действия Савенков А.И. Маленький исследователь. — Самара: ИД «Федоров», 2010. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. — Самара: ИД «Федоров», 2010. Пособие «УМники-РАЗУМники»Упражнения для будущих первоклассников (автор И. В. Кузнецова) |