06.12.2023
- Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
- Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
- Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
- В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.
- Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи воспитателям в организации трудовой деятельности дошкольников.
- Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:
- повысится интерес дошкольников к труду;
- сформируются навыки совместной деятельности;
- сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;
- расширятся представления детей об окружающем;
- создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
- ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
- возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение;
- сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
- сформируется чувство общественного долга;
- труд станет для детей потребностью.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»
https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1
стр. 34
Задачи в сфере трудового воспитания | |||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 |
Развивать интерес к труду взрослых в ДОО и в семье; | Формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда | Формировать представления о профессиях и трудовых процессах | Формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий; |
Формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений группы и участка и прочее) и трудовые навыки | Вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда | Поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде; | |
Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых | Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях; | Воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда; | Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи; |
Развивать ценностное отношение к труду взрослых; | |||
Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), развивать самостоятельность, уверенность, положительную самооценку | Развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье | Развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе | Развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками |
Знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности | Формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей (законных представителей), ограниченности материальных ресурсов |
Стр. 35
Содержание в сфере трудового воспитания
Стр. 180
Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной части по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)
Электронные образовательные ресурсы для педагогов ДОУ и родителей (tvoysadik.ru)