06.12.2023
Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
* особенности дошкольного возраста,
* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Беларуси, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»
https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1
стр. 34
Задачи в области формирования основ гражданственности и патриотизма | |||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 |
Обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности | Воспитывать уважительное отношение - к Родине, - символам страны, - памятным датам | Воспитывать уважительное отношение - к Родине, - к людям разных национальностей, проживающим на территории России, - их культурному наследию | Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение - к Родине, - к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям |
Воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях. | Знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, | Расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, | |
Развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны. | Развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны. | ||
Развивать интерес детей к основным достопримечательностям населённого пункта, в котором они живут. | Поддерживать:
| Развивать:
| |
Поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания. | |||
Знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в городе. |
Стр. 35
Содержание в области формирования основ гражданственности и патриотизма | |||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 |
Обогащает представления детей о малой родине: регулярно напоминает название населенного пункта, в котором они живут; | Воспитывает уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. | Воспитывает уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. | Воспитывает патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. |
Продолжает знакомить с государственной символикой Российской Федерации: Российский флаг и герб России; воспитывает уважительное отношение к символам страны. | Расширяет представления о государственных символах России ‒ гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. | Знакомит с основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны). | Знакомит детей с признаками и характеристиками государства с учетом возрастных особенностей восприятия ими информации (территория государства и его границы, столица и т.д.). Рассказывает, что Россия ‒ самая большая страна мира и показывает на глобусе и карте. |
Поддерживает интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам). | Обогащает представления детей о том, что Россия ‒ большая многонациональная страна, воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре. Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины. | Обогащает представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывает уважение к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям. | Расширяет представления о столице России – Москве и об административном центре федерального округа, на территории которого проживают дети. |
Знакомит с близлежащим окружением ДОО (зданиями, природными объектами), доступными для рассматривания с территории. Обсуждает с детьми их любимые места времяпрепровождения в городе (поселке). Демонстрирует | Обогащает представления детей о малой родине: | Обогащает представления детей о малой родине: -поддерживает любознательность по отношению к родному краю;
| Способствует проявлению активной деятельностной позиции детей: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Знакомит детей с жизнью и творчеством знаменитых горожан; с профессиями, связанными со спецификой родного города |
Учит детей действовать с картой города, создавать коллажи и макеты городских локаций, использовать макеты в различных видах деятельности | |||
Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищается природными явлениями. | Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края | Развивает умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах | Развивает: интерес детей к родному городу, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего |
Поддерживает отражение детьми своих впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и так далее). | Создает условия для отражения детьми впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и так далее). | Включает детей в празднование событий, связанных с жизнью населённого пункта, ‒ День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. | |
Обогащает представления детей о государственных праздниках:
Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в населённом пункте, котором живёт, посвященными празднику. | Обогащает представления детей о государственных праздниках:
Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в населённом пункте, посвященными празднику. | Расширяет представления детей о государственных праздниках:
Знакомит детей с праздниками:
Поощряет интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывает чувство гордости за ее достижения. | |
Воспитывает уважение к защитникам и героям Отечества. Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывает позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости. | Воспитывает уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов | ||
Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан (чествование ветеранов, социальные акции и прочее). | Знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке родителей (законных представителей) включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населённом пункте. |
Стр. 180
Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной части по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)
Вариативная часть программы состоит из регионального компонента, инновационной деятельности, |
Дополнительная образовательная программа «Маленькие патриоты России» с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста Цель программы: Воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности, многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родному краю, культурному наследию своего народа. Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.) Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру. Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций. РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ - Возникновение интереса у детей к прошлому, настоящему и будущему родного края, страны, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. - Получение детьми интересной и полезной информации о многообразии природе родного края; - Формирование понятия – Родина, места, где он родился, страны. Где ог живёт; - Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления. - Видеть существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека. - Обогащение словарного запаса детей. - Развитие речи и творческого воображения. Формирование гражданственности и патриотизма «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности» под ред. :Остапца А.А. ,Абросимовой Г.Н., Трубачёвой М.Е. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно-методическое пособие.— 2-е изд., перераб. и доп.— СПб: Детство- Пресс, 2010.— 304 «Мой родной дом» Арапова-Пискарёва Н.А. , «Наследие» Новицкая М.Ю. , «Наследие.И быль и сказка»Соловьёва Е. ,Царенко Л. |
Электронные образовательные ресурсы для педагогов ДОУ и родителей (tvoysadik.ru)
Дополнительная образовательная программа "Маленькие патриоты России" https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=17