3.1.4. Формирование основ гражданственности и патриотизма

06.12.2023

Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста

 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом  основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

* особенности дошкольного возраста,

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста  - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране.

Патриотические чувства закладываются  в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в  игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Беларуси, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без  знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине  является накопление ими  социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение  к миру его культуры.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=1

 

стр. 34

Задачи в области формирования основ гражданственности и патриотизма

3-4

4-5

5-6

6-7

Обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности

Воспитывать уважительное отношение

- к Родине,

- символам страны,

- памятным датам

Воспитывать уважительное отношение

- к Родине,

- к людям разных национальностей, проживающим на территории России,

- их культурному наследию

Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение

- к Родине,

- к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям

 

Воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях.

Знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования,

Расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране,

Развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны.

Развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны.

 

Развивать интерес детей к основным достопримечательностям населённого пункта, в котором они живут.

Поддерживать:

  • детскую любознательность по отношению к родному краю,

  • эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.

Развивать:

  • интерес детей к населённому пункту, в котором живёт,

  • переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего;

Поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания.

   

Знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в городе.

Стр. 35

Содержание в области формирования основ гражданственности и патриотизма

3-4

4-5

5-6

6-7

Обогащает представления детей о малой родине: регулярно напоминает название населенного пункта, в котором они живут;

Воспитывает уважительное отношение к нашей Родине ‒ России.

Воспитывает уважительное отношение к нашей Родине ‒ России.

 

Воспитывает патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к нашей Родине ‒ России.

Продолжает знакомить с государственной символикой Российской Федерации: Российский флаг и герб России; воспитывает уважительное отношение к символам страны.

Расширяет представления о государственных символах России ‒ гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме.

Знакомит с основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны).

Знакомит детей с признаками и характеристиками государства с учетом возрастных особенностей восприятия ими информации (территория государства и его границы, столица и т.д.). Рассказывает, что Россия ‒ самая большая страна мира и показывает на глобусе и карте.

Поддерживает интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

Обогащает представления детей о том, что Россия ‒ большая многонациональная страна, воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре.

Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают).

Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины.

Обогащает представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывает уважение к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.

 

Расширяет представления о столице России – Москве и об административном центре федерального округа, на территории которого проживают дети.

Знакомит с близлежащим окружением ДОО (зданиями, природными объектами), доступными для рассматривания с территории.

Обсуждает с детьми их любимые места времяпрепровождения в городе (поселке).

Демонстрирует

Обогащает представления детей о малой родине:

  • знакомит с основными достопримечательностями населённого пункта, Хочу такой сайт

  • развивает интерес детей к их посещению с родителями (законными представителями);

  • знакомит с названиями улиц, на которых живут дети.

Обогащает представления детей о малой родине:

-поддерживает любознательность по отношению к родному краю;

  • поддерживает интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры);

  • знакомит со смыслом некоторых символов и памятников города (поселка),

Способствует проявлению активной деятельностной позиции детей: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Знакомит детей с жизнью и творчеством знаменитых горожан; с профессиями, связанными со спецификой родного города

   

Учит детей действовать с картой города, создавать коллажи и макеты городских локаций, использовать макеты в различных видах деятельности

Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищается природными явлениями.

Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края

Развивает умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах

Развивает:

интерес детей к родному городу, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего

Поддерживает отражение детьми своих впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и так далее).

Создает условия для отражения детьми впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и так далее).

Включает детей в празднование событий, связанных с жизнью населённого пункта, ‒ День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан.

 

Обогащает представления детей о государственных праздниках:

  • День защитника Отечества,

  • День Победы.

Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в населённом пункте, котором живёт, посвященными празднику.

Обогащает представления детей о государственных праздниках:

  • День России,

  • День народного единства,

  • День Государственного флага Российской Федерации,

  • День Государственного герба Российской Федерации,

  • День защитника Отечества,

  • День Победы,

  • Всемирный день авиации и космонавтики.

Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в населённом пункте, посвященными празднику.

Расширяет представления детей о государственных праздниках:

  • День России,

  • День народного единства,

  • День Государственного флага Российской Федерации,

  • День Государственного герба Российской Федерации,

  • День защитника Отечества,

  • День Победы,

  • Всемирный день авиации и космонавтики.

Знакомит детей с праздниками:

  • Международный день родного языка,

  • День добровольца (волонтера) в России,

  • День Конституции Российской Федерации.

Поощряет интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывает чувство гордости за ее достижения.

 
  

Воспитывает уважение к защитникам и героям Отечества. Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывает позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости.

Воспитывает уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов

  

Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан (чествование ветеранов, социальные акции и прочее).

Знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке родителей (законных представителей) включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населённом пункте.

Стр. 180

  1. Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной части по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)

Вариативная часть программы состоит из регионального компонента, инновационной  деятельности,
 ведущие направления ДОО

Дополнительная образовательная программа «Маленькие патриоты России» с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста

Цель программы:

Воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности, многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования.

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родному краю, культурному наследию своего народа.

Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.

Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

- Возникновение интереса у детей к прошлому, настоящему и будущему родного края, страны, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

- Получение детьми интересной и полезной информации о многообразии природе родного края;

-    Формирование понятия – Родина, места, где он родился, страны. Где ог живёт;

- Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

- Видеть существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека.

- Обогащение словарного запаса детей.

- Развитие речи и творческого воображения.

 

Формирование гражданственности и патриотизма

«Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности» под ред. :Остапца А.А. ,Абросимовой Г.Н., Трубачёвой М.Е.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно-методическое пособие.— 2-е изд., перераб. и доп.— СПб: Детство- Пресс, 2010.— 304

 

«Мой родной дом» Арапова-Пискарёва Н.А. ,

«Наследие»   Новицкая М.Ю. ,

«Наследие.И быль и сказка»Соловьёва Е. ,Царенко Л.

 

Электронные образовательные ресурсы для педагогов ДОУ и родителей (tvoysadik.ru)

 

Дополнительная образовательная программа "Маленькие патриоты России" https://alenushka.tvoysadik.ru/org-info/education-implemented-program?id=17 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».