23.06.2022
«Игры
экологического содержания».
Цель: развивать творческий потенциал
родителей, их компетентность в сфере экологического воспитания, показать на
примерах, как с помощью игр экологической направленности можно учить детей
беречь и охранять природу.
Вступительное
слово:
Человек и природа.… Эта тема очень
актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на
окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению уже нередки
ситуации, граничащие с экологическими катастрофами.
Учитывая
возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском
саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.
Разнообразные игры с экологическим
содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают
сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное
отношение к природе.
Хотелось бы немного остановиться на
значении экологических игр.
· Большое влияние оказывают
экологические игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать
выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память.
· Так же в процессе экологических игр
обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений,
насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности.
· Экологические игры способствуют и
развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество
предметов (Например, игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине
и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что
потом?»).
Сегодня на консультации хотелось бы
познакомить поближе с различными экологическими играми. И чтобы вы эту
информацию в будущем использовали в жизни - играли в них со своими детьми – дома,
на прогулках, в лесу, на отдыхе.
Памятка для родителей
«Игры экологического содержания»
Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или
неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта,
далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.
Например, объект живой природы
«белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с
ветки на ветку и т.д.
Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно
отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное
(растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается.
Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После
отгадыванияигроки меняются ролями в игре.
Игра «Ассоциации».В этой игре загадывается объект природы,
животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово,
связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь
говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом,
прозвучащим в игре. Таким образом, в игре выстраивается
ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.
Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы,
ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.
1. заяц, ёж, лиса, шмель;
2. дождь, снег, облако, роса;
3. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;
4. корова, волк, овца, кролик;
5. трясогузка, паук, скворец, сорока;
6. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
7. ель, берёза, яблоня, осина;
8. лиса, свинья, лось, кабан
9. кузнечик, божья коровка, воробей, майский
жук;
10. лес, парк, роща, тайга.
Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает
движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх.
Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.
Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира
убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок
должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми
объектами, если на Земле не будет названного объекта.
Игра «Я знаю».Вы называете ребёнку класс объектов
природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я
знаю пять названий зверей:» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц,
олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.
Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и
произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое
понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра
со словами «зверь» и «рыба».
Игра «Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и
называет объект природы, например, «срока». Ребёнок должен ответить «воздух» и
бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает
«вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры:
родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу.
В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» -
обитателя рек, морей, озёр и океанов.
Игра «Летает, плавает, бегает». Родитель называет детям
объект живой природы. Ребёнок должны изобразить способ передвижения этого
объекта.
Например: при слове «зайчик»,
ребёнок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове
«воробей» - изображает полёт птицы.