ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

20.05.2020

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЁНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ? 


1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 


2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 


3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. 


4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. 


5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 


6. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. 


С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО НАЧИНАТЬ ВЫПОЛНЯТЬ ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ? 


Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. 


Начинать можно с ежедневного массажа кистей рук и пальцев по 2-3 минуты: 

1) поглаживать и растирать ладошки вверх — вниз; 

2) разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк; 

3) растирать пальчики спиралевидными движениями. 


1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой. 


2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, если не предусмотрено участие обеих рук. Затем — другой рукой. После этого — двумя одновременно. 


3. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: вы показываете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести. 

___________________________________

ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ГРУППЫ. 


I группа. Упражнения для кистей рук: 

— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких, чётких движений; 

— учат напрягать и расслаблять мышцы; 

— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; 

— учат переключаться с одного движения на другое. 


Например, упражнение «ФЛАЖКИ» 

Вариант 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы. 

Я в руках флажки держу 

И ребятам всем машу! 


Вариант 2. Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз-два». «Раз»: левая рука — выпрямлена, поднята вверх, правая рука — опущена вниз. «Два»: левая рука — опущена вниз, правая рук — поднята вверх. 


Упражнение «ФОНАРИКИ»

Согнутые в локтях руки держим перед собой на уровне лица. Пальцы немного согнуты, как будто каждая рука держит яблоко. В таком положении крутим кисти рук вправо-влево.

Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

___________________________________

II группа. Упражнения для пальцев условно статические: 

— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. 


Например, упражнение «УЛИТКА» 

Исходное положение. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить как улитка ползёт по столу. 

Улитка, улитка! Высуни рога! 

Дам тебе я хлеба или молока! 


«ПЧЕЛА» 

Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем. 

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, 

Над цветами я кружу! 


«ШАРИК» 

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

(Ладони сложены перед собой. Начинаем разводить ладошки в стороны, но чтобы кончики пальцев обеих рук соприкасались: большой с большим, мизинец с мизинцем и т.д. — это надутый шарик.)

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел —

Стал он тонкий и худой!

(Схлопываем ладошки вместе в исходное положение.)

___________________________________

III группа. Упражнения для пальцев динамические: 

— развивают точную координацию движений; 

— учат сгибать и разгибать пальцы рук; 

— учат противопоставлять большой палец остальным. 


Упражнение «СЕМЬЯ» 

Сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. 

Этот пальчик — дедушка, 

Этот пальчик — бабушка, 

Этот пальчик — папочка, 

Этот пальчик — мамочка. 

Этот пальчик — это Я. 

Вот и вся моя семья. 

На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы. 


«ЗАЙКА»

Зайчик прыг, зайчик скок,

(Пальчики собрать в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить.)

Спрятался он под кусток.

(Одну ладонь собрать в кулачок, обнять её второй ладошкой.)

Под кусточком — молчком,

(Указательный пальчик прикладываем в губам — знак тишины.)

Только ушки — торчком.

(Вновь показываем «зайку»: пальчики собрать в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить.)


«ЖИЛИ-БЫЛИ ЗАЙЧИКИ»

Жили-были зайчики

(На «жили-были» делаем упражнение «фонарики» — покрутить кистями рук перед собой. Затем показываем «зайчиков» одной или двумя руками: пальчики собрать в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить.)

На лесной опушке,

(Руки с растопыренными пальцами поднять вверх — это деревья, затем ровные ладони опускаем горизонтально — это опушка)

Жили-были зайчики

(повторяем упражнения «фонарики», затем «зайчики»)

В беленькой избушке.

(Руки поднимаем и соединяем их над головой пальчиками — это крыша домика)

Мыли свои ушки,

(Показываем одной рукой «зайчика», пальчиками второй руки проводим по указательному пальцу «зайчика», по среднему пальца — моем ушки)

Мыли свои лапочки,

(потереть правой рукой левую руку и наоборот — как будто моем руки)

Наряжались зайчики,

(На «наряжались» руки опускаем вниз и крутим кистями)

Надевали тапочки.

(топаем ножками)


«КОТИК»

Выйдет котик в огород —

(«Идём» пальчиками по столу.)

Всполошится весь народ:

И петух, (показываем петушка: кончики указательного и большого пальцев соединены, остальные 3 пальца свободно подняты — гребешок)

И курица (показываем курочку: все пальчики соединяем кончиками — голова курочки)

С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать,

(машем ручками к себе — зовём к себе)

Станут котю угошать.

(руки ладошками вверх протягиваем вперёд — как будто даём угощение)

___________________________________

ПОМНИТЕ! 

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. 


Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами. 


В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.




ССылка на видео

https://yandex.ru/efir?stream_id=40f11eede73bb5e68ac7e3173df7f453&f=1

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.