06.12.2023
Усилия по сохранению и укреплению здоровья в МАДОУ д/с «Алёнушка»
Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.
В нашем образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно – волевых качеств.
https://alenushka.tvoysadik.ru/upload/tsalenushka_new/files/dd/ca/ddca77b189941cb155ab8b9131e683e5.pdf - Программа по здоровье сбережению «будем здоровы»
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на физкультурных занятиях, занятиях обучению плаванию, так и в игровой деятельности и в повседневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельности.
В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно – ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.
Не остаётся без внимания расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются чётко, ритмично, в определённом темпе выполнять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, разученные движения выполняются под музыку.
Воспитатели создают в группе обстановку, способствующую формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
Систематически проводятся под руководством медицинского работника различные виды закаливающих процедур с учётом индивидуальных особенностей детей.
Ежедневно проводится утренняя гимнастика в проветренном помещении (спортивном, музыкальнозалах).
Во время организованной образовательной деятельности, требующей большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводятся физкультминутки продолжительностью 1-3 минуты.
В дошкольном учреждении ведущая деятельность – игровая. В целях профилактики переутомления в дошкольном образовательном учреждении традиционные занятия заменены комплексными, которые проводятся в игровой форме.
Педагоги обеспечивают достаточную, соответствующую возрастным особенностям двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.
Каждый месяц проводятся физкультурные досуги и праздники.
https://disk.yandex.ru/i/QBDMf3KG_OJ8ag - план работы инструктора по физической культуре
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.
Закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой.
Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным. В целях закаливания мы используем свежий воздух, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми. Для правильного развития ребёнка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 4-5 часов, а летом почти весь день. Организуя прогулки детей на воздухе, мы создаем условия для их активной деятельности.
Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой.
Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у ребёнка радостные эмоции. Это мы используем для оздоровления организма. Начинaем водные процедуры с в тёплого времени года. Умываем ребят прохладной водой. Вначале моем руки до локтей, затем шею, лицо.
Одним из эффективных способов зaкaливaния является контрастное обливание ног: сначала холодной водой – 24-25 градусов, затем тёплой – 36 градусов и вновь холодной. Активно обливание мы проводим в летний оздоровительный период.
Планомерные упражнения занятия детей в бассейне плодотворны для детского организма и положительно влияют на дыхательную, сердечно-сосудистую и опорно-двигательную системы. Занятия проводятся с 2х лет 1 раз в неделю в рамках непосредственно образовательной деятельности и её раз в неделю в рамках реализации платных образовательных услуг.
Если меры по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у него развиваются индивидуальные склонности и интересы. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому мы постоянно совершенствуем методы педагогической пропаганды среди родителей, вовлекаем их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей (совместные праздники, развлечения, весёлые старты, походы выходного дня). Новой интересной формой работы стара «Сделай зарядку с мамой», которая проводится на улице в тёплое время года во время утреннего приёма детей.
Совместная деятельность педагогов – детей – родителей позволяет:
повысить эффективность работы по оздоровлению детей;
получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;
сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;
снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности;
увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей;
обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду.
Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом.
Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время организованной образовательной деятельности, труда и других видов самостоятельной деятельности.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Она проводится инструкторами по физической культуре с под музыкальное сопровождение и с пользованием атрибутов (степ-платформы, конусы, мячи, гимнастические палки и др.).
Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит их благополучие.
План оздоровительных мероприятий - https://disk.yandex.ru/i/jCRqhRx0kEa2gQ