06.12.2023
Развитие исследовательских умений, овладение различными способами познания окружающего мира в МАДОУ
На сегодняшний день формирование исследовательских умений у дошкольников является довольно актуальной темой. Актуальность проблемы определена направленностью современного образования на формирование личности, которая обладает такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению создавшихся проблем.
Формирование исследовательских умений, исследовательской культуры мы начинаем ещё в детском саду, потому что именно в данный период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем.
Ребенок рождается исследователем, поэтому его потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически.
Педагоги нашего детского сада активно применяют к воспитанникам исследовательский метод обучения.
Сам по себе такой метод привлекает воспитанников к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи между предметами и явлениями действительности, делают выводы, познают закономерности.
Столь же значительным является диагностирование исследовательских умений дошкольников. Воспитатель, вовлекая ребёнка в исследовательскую деятельность, всегда нацелен на результат и на те умения, которые прописаны во ФГОС ДОО:
1) формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире)
2) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы.
Исследовательскую деятельность мы организовываем на разных занятиях, но курс ознакомления с окружающим миром предоставляет воспитанникам гораздо больше выбора и интереса, чем любая другая дисциплина. Использование при этом информационных технологий в учебном процессе позволяет не только повысить его эффективность, модернизировать его, мотивировать воспитанников, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Также большой объём работы по исследовательской деятельности проходит во время организации прогулок ( наблюдений).
Включение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работу воспитателя способствует увеличению доступности образования, улучшению качества обучения, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве (электронный микроскоп, интерактивная доска).