3.5.3. Движение и двигательная активность (приобретение двигательного опыта)

06.12.2023

Важнейшей задачей ДОО сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Физическое воспитание в ДОУ осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, в повседневной жизни ребенка. Выделяют ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой .Одна из задач дошкольного образования направлена на формирование общей культуры личности детей, в том числе здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место.В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Двигательная активность - это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение - это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Маленький ребенок - деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей.

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)

Стр. 44

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ от 1 года до 3 лет

Задачи образовательной области «Физическое развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 2-х лет до 3-х лет

  • Создавать условия для последовательного становления первых основных движений (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) в совместной деятельности педагога с ребенком.

  • Создавать условия для развития равновесия и ориентировки в пространстве.

  • Поддерживать желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом; побуждать к самостоятельным действиям.

  • Привлекать к участию в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх,

  • Укреплять здоровье ребенка средствами физического воспитания.

  • Способствовать усвоению культурно-гигиенических навыков для приобщения к здоровому образу жизни.

  • Обогащать двигательный опыт детей, помогая осваивать упражнения основной гимнастики: основные движения (бросание, катание, ловля, ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки), общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения.

  • Развивать психофизические качества, равновесие и ориентировку в пространстве.

  • Формировать интерес и положительное отношение к выполнению физических упражнений, совместным двигательным действиям.

  • Поддерживать у детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в небольших подгруппах.

  • Укреплять здоровье детей средствами физического воспитания.

  • Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщая к здоровому образу жизни.

Содержание образовательной области «Физическое развитие»

от 1 года до 2-х лет

от 2-х лет до 3-х лет

Педагог активизирует двигательную деятельность детей.

Создает условия для обучения основным движениям (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба).

Создает условия для развития координации при выполнении упражнений.

Побуждает к самостоятельному выполнению движений.

Обеспечивает страховку для сохранения равновесия.

Поощряет и поддерживает, создает эмоционально-положительный настрой. способствует формированию первых культурно-гигиенических навыков.

В процессе физического воспитания педагог обеспечивает условия для развития основных движений и выполнения общеразвивающих упражнений.

Педагог формирует умение выполнять общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения в различных формах физкультурно-оздоровительной работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, индивидуальная работа по развитию движений и другое).

Педагог формирует умение выполнять основные движения.

Развивает психофизические качества, координацию, равновесие и ориентировку в пространстве.

Педагог побуждает детей совместно играть в подвижные игры, действовать согласованно, реагировать на сигнал.

Оптимизирует двигательную деятельность, предупреждая утомление, осуществляет помощь и страховку.

Поощряет стремление ребенка соблюдать правила личной гигиены и проявлять культурно-гигиенические навыки.

В процессе обучения основным движениям педагог побуждает детей действовать сообща, двигаться не наталкиваясь друг на друга, придерживаться определенного направления движения, предлагает разнообразные упражнения.

Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения).

Основные движения.

Бросание и катание

Бросание, катание, ловля

  • бросание мяча (диаметр 6 - 8 см) вниз, вдаль;

  • катание мяча (диаметр 20 - 25 см) вперед из исходного положения сидя и стоя.

  • скатывание мяча по наклонной доске;

  • прокатывание мяча педагогу и друг другу двумя руками стоя и сидя (расстояние 50 - 100 см), под дугу, в воротца;

  • остановка катящегося мяча;

  • передача мячей друг другу стоя;

  • бросание мяча от груди двумя руками, снизу, из-за головы;

  • бросание предмета в горизонтальную цель и вдаль с расстояния 100 - 125 см двумя и одной рукой;

  • перебрасывание мяча через сетку, натянутую на уровне роста ребенка с расстояния 1- 1,5 м;

  • ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния до 1 м.

Ползание, лазанье

Ползание и лазанье

  • ползание по прямой на расстояние до 2 метров;

  • подлезание под веревку, натянутую на высоте - 50 см;

  • пролезание в обруч (диаметр 50 см), перелезание через бревно (диаметр 15 - 20 см);

  • лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1 - 1,5 метра).

  • ползание на животе, на четвереньках до погремушки (флажка) 3 - 4 м (взяв ее, встать, выпрямиться), по доске, лежащей на полу, по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20 - 30 см;

  • ползание на животе, на четвереньках по гимнастической скамейке;

  • проползание под дугой (30 - 40 см);

  • влезание на лесенку-стремянку и спуск с нее произвольным способом.

Ходьба:

Ходьба:

Ходьба за педагогом стайкой в прямом направлении.

  • стайкой за педагогом с перешагиванием через линии, палки, кубы;

  • на носках;

  • с переходом на бег;

  • на месте, приставным шагом вперед, в сторону, назад;

  • с предметами в руке (флажок, платочек, ленточка и другие);

  • врассыпную и в заданном направлении;

  • между предметами;

  • по кругу по одному и парами, взявшись за руки.

БегХочу такой сайт

  • стайкой за педагогом, в заданном направлении и в разных направлениях;

  • между линиями (расстояние между линиями 40 - 30 см);

  • за катящимся мячом; с переходом на ходьбу и обратно;

  • непрерывный в течение 20- 30 - 40 секунд;

  • медленный бег на расстояние 40 - 80 м.

Прыжки:

  • на двух ногах на месте (10 - 15 раз);

  • с продвижением вперед, через 1 - 2 параллельные линии (расстояние 10 - 20 см);

  • в длину с места как можно дальше, через 2 параллельные линии (20 - 30 см);

  • вверх, касаясь предмета, находящегося выше поднятых рук ребенка на 10 - 15 см.

Упражнения в равновесии:

Упражнения в равновесии:

Ходьба:

  • по дорожке (шириной 25 - 20 - 15 см),

  • по ребристой доске;

  • вверх и вниз по наклонной доске, приподнятой на 10 - 15 - 20 см (ширина доски 25 - 30 см, длина 1,5 - 2 м) с поддержкой;

Подъем на ступеньки и спуск с них, держась за опору;

Перешагивание через веревку, положенную на пол, палку или кубик высотой 5 - 15 - 18 см со страховкой.

Ходьба:

  • по дорожке (ширина 20 см, длина 2 - 3 м);

  • по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20 см;

  • по гимнастической скамейке; перешагивание линий и предметов (высота 10 - 15 см);

  • ходьба по извилистой дорожке (2 - 3 м), между линиями;

Подъем без помощи рук на скамейку, удерживая равновесие с положением рук в стороны;

Кружение на месте.

Общеразвивающие упражнения:

1) Упражнения из исходного положения стоя, сидя, лежа с использованием предметов (погремушки, кубики, платочки и другое) и без них;

2) В комплекс включаются упражнения: поднимание рук вперед и опускание, повороты корпуса вправо и влево из положения сидя, наклоны вперед (положить кубик и поднять его, перегибаясь через веревку, натянутую на высоте 40 - 45 см), сгибание и разгибание ног,

3) Приседание с поддержкой педагога или у опоры.

 

1) Упражнения для кистей рук, развития и укрепления плечевого пояса: поднимание рук вперед, вверх, разведение в стороны, отведение назад, за спину, сгибание и разгибание, выполнение хлопков руками перед собой, над головой; махи руками вверх-вниз, вперед-назад;

2) Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника: повороты вправо-влево, с передачей предмета сидящему рядом ребенку, наклоны вперед из исходного положения стоя и сидя; одновременное сгибание и разгибание ног из исходного положения сидя и лежа, поочередное поднимание рук и ног из исходного положения лежа на спине;

3) Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и гибкости позвоночника: сгибание и разгибание ног, держась за опору, приседание, потягивание с подниманием на носки и другое;

4) Музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном занятии, включаются в содержание подвижных игр и игровых упражнений; педагог показывает детям и выполняет вместе с ними: хлопки в ладоши под музыку, хлопки с одновременным притопыванием, приседание "пружинка", приставные шаги вперед-назад, кружение на носочках, имитационные упражнения.

Педагог предлагает образец для подражания и выполняет вместе с детьми упражнения с предметами: погремушками, платочками, малыми обручами, кубиками, флажками и другое, в том числе, сидя на стуле или на скамейке.

Подвижные игры и игровые упражнения:

Педагог организует и проводит игры-забавы, игровые упражнения, подвижные игры, побуждая детей к активному участию и вызывая положительные эмоции. Детям предлагаются разнообразные игровые упражнения для закрепления двигательных навыков.

Педагог развивает и поддерживает у детей желание играть в подвижные игры с простым содержанием, с текстом, с включением музыкально-ритмических упражнений.Создает условия для развития выразительности движений в имитационных упражнениях и сюжетных играх.Помогает самостоятельно передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики, помахать крылышками, как птичка, походить как лошадка, поклевать зернышки, как цыплята, и тому подобное.

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)

Стр. 144

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 3-7 лет

Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития

3 - 4

4 - 5

5 - 6

6 – 7

Обогащать двигательный опыт детей, используя упражнения основной гимнастики (строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие, в том числе музыкально-ритмические упражнения),

спортивные упражнения,

подвижные игры,

помогая согласовывать свои действия с действиями других детей, соблюдать правила в игре.

Обогащать двигательный опыт детей, способствуя техничному выполнению упражнений основной гимнастики (строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие, в том числе музыкально-ритмические упражнения),

создавать условия для освоения спортивных упражнений, подвижных игр.

Обогащать двигательный опыт, создавать условия для оптимальной двигательной деятельности, развивая умения осознанно, технично, точно, активно выполнять упражнения основной гимнастики, осваивать спортивные упражнения, элементы спортивных игр, элементарные туристские навыки.

Обогащать двигательный опыт детей с помощью упражнений основной гимнастики, развивать умения технично, точно, осознанно, рационально и выразительно выполнять физические упражнения, осваивать туристские навыки.

Освоение новых элементов спортивных игр и совершенствование сформированных умений и навыков в предыдущих возрастных периодах.

 

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»

Образовательная программа МАДОУ детский сад "Аленушка" 2023-2024 учебный год (tvoysadik.ru)

Стр. 179

2.2.Инструментарий (УМК) для инвариантной части и вариативной часи по решению задач по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)

 

Физическое развитие

Активный отдых

Туристическая деятельность

 

Задачи ссылка на ФОП ДО Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028
 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"

 (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)

Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Младшая группа (3–4 года).

Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа (4–5 лет).

Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5–6 лет).

Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет). Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Вторая группа раннего возраста (2–3 года).

 

Ведущее направление ДОО:

1. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности.

2. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений.

3. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.

4. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх, физических упражнениях; активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту;

Инновационные деятельность: 

Дополнительная образовательная программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «Будем здоровы» МАДОУ д/с «Алёнушка»

Цель: Воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены здоровья.

  
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».