Работа с детьми с ОВЗ в детском саду
28.05.2025
Ограниченные возможности здоровья и инвалидность: в чем разница
Детей с ОВЗ часто путают
или сравнивают с малышами с инвалидностью. Это разные понятия и важно понимать
их отличия.
Ребенок с ОВЗ имеет
регулярное или временное отклонение в физическом или психологическом развитии.
Например, он плохо видит или слышит, заикается или имеет другие нарушения речи,
отстает в психическом развитии или страдает аутизмом. Такие нарушения могут
быть временными или постоянными, легкой или тяжелой степени. По мере развития
ребенка они могут полностью уйти в прошлое. Диагноз "ограниченные
возможности здоровья" не всегда устанавливается врачом, он лишь означает,
что этот малыш особенный и к нему нужен индивидуальный подход.
Инвалидность
предполагает значительные нарушения функций организма. Они могли
появиться в результате травмы или врожденного дефекта у ребенка. Эти отклонения
трудноустранимы или их невозможно устранить, поэтому диагноз не снимается
с ребенка годами, а иногда и в течение всей жизни.
Инвалидность устанавливается врачами-экспертами на медико-социальной
комиссии, имеет официальный статус и предполагает наличие пособий и выплат
родителям малыша.
Дети с ограниченными
возможностями здоровья и дети-инвалиды нуждаются в особых условиях для развития
и обучения, внимании и заботе. Их обучают по схожей методике, особенности
которой зависят от типа и степени выраженности заболевания.
Где могут обучаться дети с ОВЗ
Дети с ОВЗ могут
посещать специализированные или обычные детские сады. Выбор группы и учреждения
зависит от степени тяжести отклонений у ребенка. Есть два основных варианта
обучения.
1. Детские сады или группы компенсирующего вида
Это специальные группы, которые направлены на коррекцию патологий у детей.
Обычно их посещают дошкольники с серьезными физическими и психическими
нарушениями. В каждую группу назначаются дети со схожими видами нарушений и
обучаются внутри группы по единой программе.
2. Комбинированные группы
Такая группа сочетает в себе обычных деток и дошкольников с нарушениями. В
группе должно быть не больше 15-17 человек. Причем детей с нарушениями может
быть только треть от этого количества. Комбинированные группы подходят для
детей с небольшими нарушениями в развитии. Но и для них важно создать особенные
условия. Воспитатель работает с “особенными” детьми по индивидуальной
адаптивной программе. Если у детей разные виды нарушений, то программа развития
составляется индивидуально для каждого.
Решение о том, какая
форма обучения подходит конкретному ребенку, принимает
психолого-медико-педагогическая комиссия. Воспитанник проходит полное
обследование и получает заключение. Дополнительно к заключению прилагаются
рекомендации, в которых указываются условия для комфортного обучения ребенка.
Какие условия нужны для детей с ОВЗ в детских садах
Дети с ограниченными
возможностями здоровья в силу обстоятельств привыкают к постоянной
родительской опеке, поэтому им сложно адаптироваться в обществе. Зачастую они
мало общаются с другими детьми и практически не участвуют в групповых играх.
Важно создать такие условия, которые помогут детям развить базовые навыки
взаимодействия. Например, подготовить к жизни в обществе, развить речевые,
социальные и моторные навыки, а также навыки самообслуживания.
Для этого необходимо:
- Обустроить
территорию детского сада таким образом, чтобы ребенок мог свободно
перемещаться независимо от возможных физических ограничений.
- Создать
благоприятную атмосферу в группе, подготовив здоровых деток к приходу
ребенка с особенностями. Задача воспитателя – создать среду, в
которой каждый ребенок чувствует себя комфортно, придерживаясь принципа
равноправия и не нарушая прав обычных детей. При этом важно следить, чтобы
в группе сохранялась доброжелательная атмосфера. Поощряйте смешанные игры,
где малыши играют вместе, не подчеркивайте отличия малыша с особенностями
перед другими детьми. Будьте тем мостиком, через который ребенок найдет
себе первых друзей. Помните, что детская психика гибкая и очень быстро
воспринимает как данность любые особенности одногруппников в саду, если
взрослые относятся к ним спокойно и доброжелательно.
- Задействовать в
работе с детьми не только воспитателей, но и других специалистов. В
программе должны участвовать: психолог, логопед, дефектолог, медработник, музыкальный
руководитель и инструктор по физической культуре. Они оценивают поведение
ребенка, его реакции на различные ситуации, проводят дополнительные
индивидуальные или групповые занятия. Затем наблюдают за результатами,
составляют необходимые рекомендации и сообщают о них родителям. Таким
образом получится обеспечить разностороннее развитие ребенка - физическое,
художественное, речевое и социальное.
- Изучить особенности
каждого ребенка и рекомендации медкомиссии. На основе этого составить
индивидуальный план развития. Несмотря на возможность совместного обучения
обычных детей и детей с ОВЗ, формы и методы обучения для детей с диагнозом
отличаются от стандартных.
Формы и методы работы воспитателя с детьми с ОВЗ
Во время обучения
зачастую дети с ОВЗ быстро устают, медленно реагируют на просьбы и им сложно
удерживать внимание на одной задаче. Эти особенности стоит учитывать при выборе
формы обучения. Например, следует уменьшить продолжительность занятий, чаще
менять виды деятельности и выделять больше времени на любые задачи. Но это не
значит, что ребенка с ОВЗ нужно отделять от основной группы. Важно найти
способности, выявить предрасположенность ребенка и опираться на них в обучении.
Основная задача
воспитателя в групповой работе - найти те методы, которые будут доступны и
интересны всем участникам группы. Психологи рекомендуют включить в план три
основных метода.
Игротерапия
Это психологический
инструмент, который воздействует на детей через игру. В непринужденной
обстановке дети учатся взаимодействию с другими людьми, познают мир и расширяют
кругозор. Игра помогает понять, какие именно сложности испытывает конкретный
ребенок, и скорректировать их.
Для детей с отклонениями
будут полезны музыкальные игры или упражнения в сенсорной комнате. Это специально
оборудованное помещение, которое помогает стимулировать все формы восприятия:
обонятельное, тактильное, слуховое, зрительное, вкусовое и вестибулярное.
Психогимнастика
Это комплексы упражнений
и игр, которые помогают расслаблять мышцы, выражать чувства и раскрепощаться
эмоционально. Такие упражнения развивают познавательную и
эмоционально-личностную сферу. Самый простой пример психогимнастики - игра
“Делай как я”. Воспитатель показывает выразительные движения, а дети повторяют.
Сказкотерапия и куклотерапия
Сказкотерапия позволяет
погрузить ребенка в определенную ситуацию на примере сказочных персонажей.
Таким образом он развивает воображение, учится справляться со страхами и
проживать свои эмоции. Сказкотерапия эффективна для детей, у которых трудности
в физической, эмоциональной и поведенческой сфере. Сказкотерапия – это метод
работы с детьми через сказки. Куклотерапия работает по принципу сказкотерапии,
только вместо сказки воспитатель воспроизводит кукольный театр.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.05.2025
Дата обновления: 28.05.2025
Дата публикации: 28.05.2025