Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
28.05.2025
Воспитателям:
·
необходимо проявлять к ребенку доброе и
заботливое отношение, показывая пример поведения и отношения к нему другим
детям, создавать условия для его хорошего самочувствия и развития в детском
саду;
·
планировать и осуществлять
индивидуальный подход во всех видах деятельности с учетом диагноза ребенка;
·
привлекать ребенка к играм в маленьких
подгруппах, общим хороводным и имитационным играм, парным поручениям, развивая
интерес к общению со сверстниками и обогащая детский опыт;
·
учить ребенка мыть, вытирать руки и лицо
полотенцем, снимать и надевать одежду, ухаживать за ней, правильно сидеть за
столом и пользоваться столовыми приборами, складывать игрушки на место и
поддерживать порядок, развивая навыки элементарного самообслуживании и
гигиены;
·
сотрудничать с ребенком в практических
делах (совместные игры, трудовые поручении, уход за животными, растениями и т.
д.), способствуя развитию познавательной активности, помогать ребенку через
совместную деятельность осваивать новые способы и приемы действия;
·
развивать мелкую, артикуляционную и
общую моторику посредством пальчиковой, артикуляционной гимнастики, чистогoворок,
массажа, общеразвивающих упражнений, игр и заданий.
Педагогу-психологу:
·
уделять особое внимание психическому
самочувствию ребенка, сохранению психического здоровья;
·
повышать активность ребенка и его
самостоятельность через индивидуальные и групповые занятия, направленные на
развитие навыков коммуникативности;
·
осуществлять интеллектуальное,
социально-психологическое и эмоционально-волевое развитие ребенка.
Инструктору
по физической культуре:
·
следует осуществлять дифференцированный
подход при подготовке к занятиям (планировать индивидуальную работу по разделам
программы);
·
создавать условия для хорошего
самочувствия детей, предупреждать утомляемость;
·
развивать общую двигательную активность
ребенка;
·
развивать различные виды самостоятельной
двигательной деятельности с учетом двигательных возможностей детей;
·
развивать физические качества и
двигательные способности: быстроту реакции, ловкость, гибкость, силу,
выносливость, координационные способности;
·
учить ребенка овладевать базовыми
умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех
основных видов движений.
Музыкальным
руководителям;
·
создавать условия для проявления
положительных эмоций, хорошего самочувствия детей;
·
осуществлять индивидуальный подход в
работе с детьми (уменьшить нагрузку, давать посильные ребенку задания);
·
обеспечивать музыкальное развитие,
используя в работе подвижные игры, игровые задания, движения под музыку,
хороводные игры, пение, слушание;
·
привлекать детей к праздничным
мероприятиям, развлечениям, театрализованной деятельности, развивая их
творческие способности.
Рекомендации
педагогам по взаимодействию с детьми с РДА
·
Гибко подходить к построению и
проведению каждого занятия.
·
Необходимо быть последовательным,
действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным
ребенком — тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат.
·
Коррекционная работа с любым ребенком, а
с аутичным — тем более, будет более успешной, если ее проводить комплексно.
Работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.
·
Главная задача педагога — вовлечь
ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно
применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия,
обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
·
На первых этапах работы для педагога
часто более важно сформировать у ребенка желание взаимодействовать с ним,
необходимо подобрать такие задания, с которыми они обязательно справятся. Ваша
помощь и ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка.
·
В помещении, где находится аутичный
ребенок, важно составлять визуальное расписание на день, где в виде карточек
обозначена четкая последовательность всех действий в течение дня. Так же,
схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на
прогулку, необходимо разместить на шкафчике.
·
Аутичные дети видят смысл какой-либо
деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована. Ребёнок
должен знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий
совершать, как закончить.
·
На первых этапах работы с аутичными
детьми рекомендуется предлагать им игры с четкой последовательностью действий и
четкими правилами.
·
Дети любят заниматься
коллекционированием, поэтому их можно и нужно привлекать к работе по сортировке
предметов. Они могут стать неоценимыми помощниками воспитателя, в тех случаях,
когда нужно, например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру,
вырезанные шаблоны по форме.
·
Аутичный ребенок плохо осознает свое
тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому полезно
разместить в групповой комнате нескольких зеркал на уровне глаз ребенка. Время
от времени воспитатель или дефектолог может привлекать внимание ребенка к его
отражению.
·
Лучше осознать свое тело аутичному
ребенку поможет упражнение, которое успешно применяется в детских садах:
положив ребенка на большой лист бумаги, педагог или дети из группы обводят
контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды,
закрашивают этот контур.
·
Для развития тактильного,
зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие
игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай предмет» и др.
·
С аутичными детьми необходимо заниматься
физическими упражнениями, так как подобные занятия помогают им лучше
чувствовать свое тело, способствуют улучшению координации движений.
·
Для закрепления навыков каждую игру
следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода
ритуалом, которые так любят дети данной категории.
·
Во время игры взрослый должен постоянно
проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все,
что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что
ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам.
·
Иногда аутичному ребенку необходима
физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле
«работает» руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш
(«рука в руке»).
·
Нельзя забывать, что телесный контакт, а
также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня
тревожности ребенка.
·
Аутичным детям свойственна психическая
пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим
индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности
на другой.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.05.2025
Дата обновления: 28.05.2025
Дата публикации: 28.05.2025