Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» Принята На педагогическом совете № 1 от 30.08. 2023 г. Утверждаю Заведующий МАДОУ детский сад «Алёнушка» ______________ Л.В. Спехова Пр.№ 210к от30.08.2023г Дополнительная парциальная программа «Маленькие патриоты России» (3-7 лет) Разработчик: ст. воспитатель С.В. Воронина Рабочая группа педагогов Введение Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. «Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля – Это русское раздолье, Это русская земля!» В этих стихах любовь к родному краю, красота и неповторимость русской природы. Еще в прошлом веке выдающийся ученый и педагог К.Д.Ушинский писал; что «поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют неповторимой власти над сердцем человека», позволяют возгораться «искрам любви к Отечеству». Воздействие «малой родины» велико и на разум наш, и на нашу душу. Прививать любовь к родным местам, к своей «малой родине» мы можем с самого раннего детства. Очень важно и нужно, чтобы ребенок видел, понимал, слышал, ощущал, чувствовал красоту природы, читал ее язык, берег богатства. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях родного края, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и истории родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, это помогает понять и историю страны, и судьбу россиян. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатству национальной и мировой культуры. Краеведение, бесспорно, является важнейшим фактором духовного развития детей. Пояснительная записка Рабочая программа разработана с учетом потребностей и возможностей детей дошкольного возраста МАДОУ детский сад «Алёнушка», на основе образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МАДОУ д/с «Алёнушка» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО). Создание программы предназначено для расширения знаний детей о родном городе, крае, стране, его обычаях, профессиях людей. Направлена на формирование основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности. В данной программе раскрыты аспекты работы с детьми по направлению «Познавательное развитие: ребенок и окружающий мир», (явления общественной жизни, природное окружение, экологическое воспитание). В рабочую программу внесены некоторые дополнения: это ознакомление с традициями и культурой Урала в соответствии с земледельческим народным календарем. Большое место уделяется формированию общих представлений о природе как о среде обитания человека, о фактах отрицательного и положительного воздействия человека на природу, формированию представлений о создании и охране человеком заповедников, о Красной книге Урала. Занятия проводятся: В нерегламентированное время 1 раз в неделю -младшая группа – 15 минут; -средняя группа – 20 минут; - старшая группа – 20 минут ; - подготовительная группа – 25 минут . Отбор и содержание материала для занятий учитывает речевые возможности детей логопедической группы, а также учтена возможность максимально использовать логопедическую помощь, т.к. в ДОУ введена должность учителя-логопеда. Программа познавательного развития «Урал-мой край родной» состоит из следующих направлений: Психолого-гуманистический аспект в становлении базиса личностной культуры ребенка; Интеллектуальное и личностное развитие ребенка на основе исследовательской деятельности и экологического воспитания; Приобщение детей к культурному землепользованию; Знакомство с историей быта края через художественные произведения, пособия, модели, макеты, карты, схемы, иллюстрации и т.д. Проведение элементарных опытов; Экскурсии, прогулки; Посещение детской библиотеки, городского краеведческого музея. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей (интеграция образовательных областей): - «Познавательное и речевое развитие», где происходит знакомство детей с Родиной (Россией, родным краем Уралом) через цикл интегрированных занятий, занятий-квестов в игровой, увлекательной форме «Художественно-эстетическое развитие», где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала, выполняются творческие задания, как индивидуально, так и коллективно; разучиваются музыкальные произведения о природе, русском быте, сезонных изменениях, проводятся досуги и развлечения «Чтение художественной литературы», где используются произведения о природе, сказы и сказки уральских писателей (П.П.Бажов, Д.Н.МаминСибиряк), стихи о городе, уральском крае, фольклор. «Физическоеразвитие», где проводятся экскурсии, походы, подвижные игры и развлечения на воздухе. А также организуются субботники, труд в природе в группе и на участке ДОУ с привлечением родителей и других членов семей. При реализации рабочей программы в образовательном процессе детского сада, используются специфические методы и приемы, а также более широко используется метод моделирования, помогающий освоить детям наиболее трудные для понимания и усвоения темы занятий. Эти методы и приемы отражены в календарно-тематическом плане воспитателя, учителя-логопеда. Цель обучения по Программе. разностороннее развитие ребенка; пробуждение интереса к своей «малой родине», развитие чувства гордости за свой край, уважения к самобытной культуре, обычаям и традициям народов Урала; приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Задачи. *Развивать у ребёнка представление о себе, как о члене семьи, детского общества, жителе конкретной территории, проявлять заботу о родителях, других родственниках. *Воспитывать положительное отношение ребёнка к окружающим людям, к детям, взрослым не зависимо от их социального положения, расовой и национальной принадлежности. *Способствовать осознанию ребёнком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к символике — флагу, гербу, гимну. *Формировать понятия Родина, как места где человек родился, где живёт, славу и богатство которой должен беречь и приумножать. *Расширять кругозор детей на основе материала доступного их пониманию: былей, сказок, рассказов о историческом прошлом нашей страны. *Знакомить с культурным наследием Урала ( писатели, ремёсла), традициями его жителей. *Способствовать овладению детьми элементарными правилами безопасного поведения в экстремальных ситуациях. Для решения поставленных задач необходимо выполнение ряда педагогических условий: построение развивающей предметно-пространственной среды; обеспечение разнообразия материала и условий для проведения исследовательской деятельности детей; высокий уровень психологической, интеллектуальной, познавательной и экологической подготовки педагога; планирование занятий тематическими циклами в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательно-образовательной деятельности. В основе занятий лежат следующие принципы. Принципы доступности изучаемого материала; Эмоционально насыщенная тематика игровых упражнений, игр, занятий; Проблемно-исследовательский характер занятий; Вариативно-дифференцированное содержание заданий; Опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умения рассуждать. Планируемые результаты: - Возникновение интереса у детей к прошлому, настоящему и будущему родного края, страны, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. - Получение детьми интересной и полезной информации о многообразии природе родного края; - Формирование понятия – Родина, места, где он родился, страны. Где ог живёт; - Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления. - Видеть существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека. - Обогащение словарного запаса детей. - Развитие речи и творческого воображения. Виды деятельности: 1. Познавательная деятельность 2. Речевая деятельность 3. Художественно-творческая деятельность 4. Игровая деятельность 5. Работа с родителями. Формы и средства организации образовательной деятельности. Воспитатель Музыкальный руководитель Подгрупповые и фронтальные занятия. Дидактические игры и упражнения. Подвижные и хороводные игры. Речевые игры. Экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность. Беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы, народного фольклора. Игры-драматизации, совместное прослушивание аудиозаписей. Музыкальные игры, праздники и развлечения. Музыкальноритмические звукоподражательныеигры. Этюды психогимнастики. Подходы к организации предметно-развивающей среды в группе. Для создания предметно-развивающей среды в группе используются: Наборы предметных и сюжетных картинок по темам. Детская познавательная и художественная литература. Тематические папки (альбомы, конспекты занятий, наборы открыток, фотографии). Предметы коллекционирования (календари, этикетки спичечных коробков, значки). Репродукции картин художников. Дидактические игры по темам. Картотека загадок, стихов, пословиц и поговорок, народных примет. Материал для диагностических игровых упражнений. Качественные составляющие образованности Деятельностнокоммуникативная уметь ухаживать за растениями и животными, производя конкретные действия; уметь наблюдать за объектами природы, делать зарисовки, сочинять сказки, стихи, рассказы; уметь классифицировать и обобщать растения и животные, объекты неживой природы по существенным признакам; уметь отбирать материал для коллекций и гербариев; уметь ориентироваться в простых картосхемах (под руководством взрослого); уметь отличать художественные изделия уральских мастеров от изделий некоторых регионов России (жостовская, хохломская, гжель). Предметно- информационная Ценностно-ориентационная представление о разнообразии растительного и животного мира Урала; знание примет, признаков по всем сезонам (народный календарь), стихов, загадок, сказок о природе уральского края, ее богатствах; представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключений видов растений, животных; представление об экологически грамотном поведении в природных условиях (во время экскурсий, в процессе повседневной деятельности); представление о природных богатствах Урала, о труде взрослых по их добыче, об использовании человеком; представление о разнообразии народного искусства, художественных промыслов Урала. проявление ответственного и бережного отношения к живой и неживой природе родного города, края, страны и культурно-историческим ценностям; проявление чувства любви к родной земле, уважения к людям труда; проявление чувства любви и восхищения красотой родной природы; проявление любознательности, зрительного внимания и воображения; проявление познавательного интереса к прошлому и настоящему Уральского края; проявление бережного отношения к природным богатствам Урала; положительное восприятие музыки, живописи, предметов старины. Первое направление: 3-4 года Цель: Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением. Задачи: 1. Воспитывать добрые чувства, интерес, где живёт ребёнок, подчёркивать значение окружающих предметов. 2. Дать понятие о семье, окружающих их близких. 3. Обращать внимание на природное окружение. 4. Учить детей понимать эмоциональное состояние других людей, понимать причины возникновения основных эмоциональных состояний. Второре направление: 4-5 лет Край родной ' Цель: Воспитывать чувство любви у детей к своей Родине. Задачи: 5. Знакомить с географическим положением города, края. 6. Знакомить с историческим прошлым родного города. 7. Знакомить с фольклором, народными сказками, традициями, иллюстрациями к ним. 8. Помочь детям устанавливать связь между разными эмоциями у людей и причинами, которые их вызывают. Третье направление: 5-6 лет Моя родина — Россия Цель: В доступной форме знакомить детей с историческим прошлым и настоящим своего родного края. Задачи: 1 Знакомить с городами и достопримечательностями родного края. 2. Знакомить с культурным наследием ( писатели, ремёсла) 3. Рассказать об истории развития Урала, традициях их жителей. 4, Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения, эмоциональное состояние у людей и анализировать причины. Четвёртое направление: 6-7 лет ” Краевед — Туристёнок ” Цель: Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, где он живёт, славу и богатство которой должен беречь и приумножать. Задачи: 1. Расширять кругозор детей на основе материала доступного их пониманию: былей, сказок, рассказов о историческом прошлом нашей страны. 2. Дать представление о расположении России, реках, городах, природных ресурсах. 3. Познакомить с геральдикой родного города, Свердловской области, России. 4. Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица, знакомить с названиями различных, эмоциональных состояний у людей. Перспективный тематический план Примерное содержание работы по ознакомлению с г.Нижняя Турай и ближайшим окружением (младший дошкольный возраст 3-4 лет). Не сентябрь октябрь ноябрь Чтение стихотворен ие “Моя родня” Якова Акима ( нравств-патр восп. детей ст. 27) I МесяUеслов ( копилка педагога) Петушок и его семья ( с чего начинается Родина ст.9) II “ Выявление интереса и доверия к окружающи м”( моё отечество Россия ст.209) ‘ Грусть, радость, спокойстви е” Я, ты. мы.сЗЗ III Из истории мужской и женской одежды ( ПриоGщен ие детей к истокам pyc. нар. культ. ст 119) Игра Игра Игра “ Поверни, куда я “Как доехать “Найди самую скажу ” ло короткую ( люби и знай дорогу”( люби нужного и знай свой свой пункта”( край ст.4) люби и знай край ст.5) свой край ст.4) декабрь январь февраль март апрель май Весенни е праздник и Моя семья (с чего начинаетс я Родина ст.7) Мои друзья ( отношени ек окружающи м ) “ Как мы выражаем свои чувства” Я, ты, мы.сЗЗ Бабушки на каша ( Наследие ст.97) Имя велик ое сокровище ( Наследие ст.96) “Страх ” Я, ты, мы.сЗ5 ОБЖ Чтение стихотворен ия “ Кто кому кто?” Якова Акима ( нравствпатр восп. детей ст. 28) Женщина— мать ( Как научить детей любить Родину ст. 38) Народный Моё календар( настроен Как ие( научить эмоции) детей любить Родину ст. 40) Игра “ Куда бежит человек”( люби и знай свой край ст.5) Игра “Угадай столик”( люби и знай свой край ст.б) Игра *Расставь, как нарисовано”( люби и знай свой край ст.б) Игра “Покажи на плане”( люби и знай свой край ст.б) Игра “ Ищем клад”( люби и знай свой край ст.5) Игра “ Гарусный, весёлый, смешной” IV наблюдение наблюдение наблюдение наблюден наблюдение наблюдение ие наблюдение наблюдение наблюден не Формы, методы закреплен ия Дидактические словесные игры «(совместно с родителями) Рассматривание иллюстраций, картин, на которых изображена природа края. Картинки с изображением членов, открытки с видами города. Театральные игры по русским народным сказкам, музыкальные развлечения. Музыкальные праздники и развлечения, театрализованная деятельность детей. Создание фотоальбома «Моя семья» Пути Беседы в свободное время, экскурсия по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников, целевые наблюдения ближайшего достижени окружения я цели Наблюдения на прогулке, работа и наблюдения в уголке природы, чтение художественных произведений о природе. Пришвина, стихов, пословиц, загадок Значение семьи для человека. Объяснение смысла пословиц: «Дома и стены помогают», «Мой дом - моя крепость») Закрепить название родного города, формировать чувство любви к своему городу. Заучивание, в режимных моментах, драматизация сказок, кукольный, пальчиковый и настольный театр. Организованная образовательная деятельность. Творческие рассказы об улицах города. Рассматривание слайдов, фотографий, чтение стихов о городе, прослушивание песен. Русские народные игры Примерное содержание работы по ознакомлению со Свердловской областью, г.Нижней Турой( средняя группа 4-5 лет) нед сентяб ь Месяцесло в ( копилка педагога) октяб ь нояб ь декаб ь янва ь ев аль ма т “ Погода и настроение“ Я, ты, МЫ.С45 Чтение стихотворени я ” Мой братишка“ Якова Акима ( нравствпатр восп. детей ст. 28) А здесь мы бегаем”( люби и знай свой край ст. 12) Места проживания наших предков( Приобщение детей к истокам рус. нар. культ. ст 106) ” Добрый злой“ Я, ты, мы.с47 Женщина - мать ап ель май Народный Народные кален( герои — Как гордость . страны ( Как научит научить ь . детей детей любить любить Родину ст. Родину 40) ст. 40) п 1V Формы, методы закрепления На природе“ Я, ты, МЫ.С46 Чтение стихотворени я ” Бабушка“ Якова Акима ( нравствпатр ВОСП. детей ст. 29) Тура — индустриаль ная ( копилка педагога) Игра 'Что, где находится”( люби и знай свой край ст.8) Руский самовар и чаепитие на Руси ( Приобщение детей к истокам рус. нар. культ. ст 136) Игра ” Покажи мне улицу"( люби и знай свой край ст. 8) Игра ” Как пройти”( люби и знай свой край ст.8) Русские народные игры Игра ” Станция литературная наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение Выражение эмоций с помощью речи”( моё отечество Россия ст.215) Моя улица“ Мы живём в России ст. 19) Игра ” Где ты живёшь”( люби и знай свой край ст. 8) наблюдение Имя Из истории великое головных сокровищ уборов ( Приобщение Наследие детей к ст, 100) истокам рус. нар. культ. ст 128) Народны е приметы (Патриотичвоспит ( . Т.И. Подрезова Приобще ст.83) ние детей к истокам рус. нар. культ. ст 142) наблюдение Наблюде ние Быт и основные занятия русских людей( Приобщение детей к истокам рус. нар. культ. ст 1 10) наблюдение ППБ пдд Наблюде ние Дидактические словесные игры, музыкальные познавательные развлечения. Творческие игры ,строительные и конструктивные игры, сюжетно-ролевые Сюжетно-ролевая игра Самостоятельное исполнение детьми песен, плясок, игра на музыкальных инструментах. Театрализованные игры Театрализованные Тематический вечера (с участием родителей). Чтение детьми стихов, рассматривание иллюстрации к книгам. Отражение впечатлений в рисунках, лепке, ручном труде, играх. Сюжетно-ролевые игры Пение фольклорных песен, рассматривание . Самостоятельная художественная деятельность детей. Выставки по темам (город в разные времена года, в праздники и будни). Выставка творческих работ. «Завалинка» - досуг, основанный на фольклоре. Семейные викторины Пути достижения цели Организованная образовательная деятельность. Беседы в свободное время. Организованная образовательная деятельность, наблюдения, опыты, труд в природе и уголке природы. Рассматривание физической карты области, иллюстраций в книгах о природе свердловской области. Чтение и заучивание стихов о природе, животных Организованная образовательная деятельность, беседы с воспитателем, родителями, посещение мест работы родителей, рассматривание альбома. Организованная образовательная деятельность, беседы с воспитателями, родителями; рассматривание альбомов; чтение, заучивание стихов. Целевые прогулки. Организованная образовательная деятельность, чтение произведений, рассматривание портретов, беседы о жизни и творчестве писателей, поэтов, их вклад в культуру края, России. Посещение детьми и родителями мест, связанных с именами поэтов и художников (городской музей). Рассказы детей об увиденном. достопримечательности города, современные и старинные постройки, г. Нижняя тура Организованная образовательная деятельность, беседы с воспитателем, рассматривания карты города, экскурсии, наблюдения, целевые прогулки. Организованная образовательная деятельность по изобразительной деятельности. Работа с глиной, аппликация из разных материалов. Примерное содержание работы по ознакомлению с РФ, Свердловской областью, г.Нижней Турой(Старшая группа 5-6 лет) неделя сентябрь I Месяцеслов ( копилка педагога) II Typ— a индустриальна я( копилка педагога) октябрь ноябрь декабрь “ Ты и другие Д.Н. Мамин П.П. Бажов в зеркале” Я, - Сибиряк тьт, мы.с72 январь “ Как называются эмоции” Я. ты, мы.с80 “ Выявление отношения к сверстникам”( моё отечество Россия ст.222) Городские здания’”’(М ы ;кивём в России “ Отгадай настроение” ”( моё отечество Россия ст.223) “Сказочные герои и ты”Я, ты, мы.с78 февраль “ Наш родной город”( люби и знай свой край cm.14) март “В деревенской избе, в светлой горнице ”( люби и знайсвой край cm.14) Великая “Мимические отечественая признаки война , эмоций” герои ( Я, копилка ты, мы.с75 педагога) апрель май “ Достопри Герои В.О. мечательности войны ( нашсго город‹ города”( люби И 3 PIN ТВOЙ край cm.14) “ Росси— я наша Родина” ”(Мы живём в России ст.70) Государствен г С ИМВОЛЫ России””(Мы живём в Росси ст.72) ст.24) III Игра “Покажи города”( люби и знай свойкрай cm.10) Игра “ Проплывём по реке”( люби и знай свой край cm.1 0) Игра “ Клубочек” ”(Мы живём в России ст.96) IV наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение Формы , метод ы закреп ления Игра “ Какая моя мама” (Мы живём в России ст.96) Игра “ Когда это бывает” (Мыживём в России ст.97) Игра Игра “ С какого “ Зелёная дерева аптека” листок” (Мыживём (Мы в живём в России России cm.1 02) ст.98) наблюдение наблюдение Игра “ Родные улицы” (Мы живём в России cm.101) Игра “Узнай по описанию ” (bживём в Росси cm.104) наблюдение наблюдение Отражение впечатлений в рисунках, лепке, ручном труде, играх. Сюжетно-ролевые игры Пение фольклорных песен, рассматривание . Самостоятельная художественная деятельность детей. Выставки по темам о родном городе Посещение детьми и родителями музея (экспозиции, посвященной современной промышленности города). Выставка творческих работ ремёсла народных мастеров свердловской области Дидактические словесные игры, музыкальные познавательные развлечения. Творческие игры ,строительные и конструктивные игры, сюжетно-ролевые Сюжетно-ролевая игра Самостоятельное исполнение детьми песен, плясок, игра на музыкальных инструментах. Театрализованные игры Театрализованные Тематический вечера о истории Урала (с участием родителей) Чтение детьми стихов, рассматривание иллюстрации к книгам. досуг, основанный на фольклоре. Пути Организованная образовательная деятельность, экскурсии с родителями по городу, рассматривание фотографий, слайдов с видами г. достиж Нижняя тура. Целевые прогулки. Закрепления понятия «Родина», «малая Родина». Путешествие в прошлое родного края, ения достопримечательности города, современные и старинные постройки, г. Нижняя тура цели Организованная образовательная деятельность, беседы с воспитателем, рассматривания карты города, экскурсии, наблюдения, целевые прогулки. Рассматривание фотографий, продукции Нижнетуринских предприятий (ТИЗОЛ, НТМЗ, электроаппаратный завод и др)-особенности их изготовления. Организованная образовательная деятельность по изобразительной деятельности. Работа с глиной, аппликация из разных материалов Организованная образовательная деятельность, беседы с воспитателем, родителями, посещение мест работы родителей, рассматривание альбома. Организованная образовательная деятельность, беседы с воспитателями, родителями; рассматривание альбомов; чтение, заучивание стихов. Целевые прогулки. Организованная образовательная деятельность, чтение произведений, рассматривание портретов, беседы о жизни и творчестве писателей, поэтов, их вклад в культуру края, России. Посещение детьми и родителями мест, связанных с именами поэтов и художников (городской музей). Рассказы детей об увиденном. Игры в русские народные игры. Игры в свободное время, на прогулках, занятиях. Обучение детей пению народных песен, исполнение народных мелодий на металлофоне, ложках. Знакомство с народными инструментами (гармонь). Слушание народных музыкальных произведений в грамзаписи. Игра «Бояре, а мы к вам пришли». Примерное содержание работы по ознакомлению с Россией, Свердловской область, (подготовительная группа 6-7 лет). неделя сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май I Месяцеслов Именины— Д.Н. Мамин Уральская Государственны “Наша Мамин “ Что тебя ОБЖ е роспись ( праздник - Сибиряк республика день огорчает символы ( копилка копилка каждый на карте ”( иили (Мы живём педагога) люби и знай педагога) год чему в свой край ( Наследие ты России ст.72) cm.14) ст. 98) радуешься” Я, ты, мы.с79 II Тагильские Жилище “ Плач, “ Несовпадение Великая Чугунное П.П. Бажов Народный Невьянская подносы наших смех, настроений” Я, отечественая литьё календар( керамика ( копилка предков ( испуг” Я, ты, мы с79 война , ( копилка Как ( педагога) Как ты, мы с72 герои ( педагога) научить КОпилка научить копилка детей педагога детей педагога) любить любить Родину ст. ) Родину ст. 41) 32) III lV Игра “ Сложи карту”( люби и знай свой край cm.10) Игра Игра “ Лесная “ Станция викторина” Знайкина" (Патриотич. (Патриотич. воспит. . воспит. Подрезова ст.83) Подрезова ст.84) наблюдение наблюдение наблюдение Игра “ Станция Историческа” (Патриотич. воспит. Т.И. Подрезова ст.84) наблюдение Игра “ Доскажи слово” (Патриотич. воспит. Т.И. Подрезова ст.101) наблюдение Игра “ Герои В.О. войны” ( копилка педагога) Игра “ Викторина” (Патриотич. воспит. Т.И. Подрезова cm.102) Игра * Отгадай узор” ( копилка педагога) ураль. рос. Tar. подн. Невьян. кер. ПП.Бажов наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение Дидактические игры «Радио», «Расскажи мне о себе», «Кто потерялся» Развлечение «Хлеб-всему голова» (пение песен, хороводы, стихи). Посещение детьми и родителями музея (экспозиции, посвященной современной промышленности родной страны). Рассказы родителей, рисунки детей на тему «Кем я хочу быть когда вырасту». Игры детей. Отражение впечатлений в рисунках, играх. С.р. игра «Мы пришли в музей» Игры детей. Самостоятельное исполнение детьми песен, плясок, игра на музыкальных инструментах. Театрализованные игры «Артисты из Екатеринбурга», «Концерт». Спортивная русская народная игра «городки». Рассматривание и тактильное обследование предметов народного быта в свободное время. Дидактическая игра «Мы пришли в музей». Отражение впечатлений в рисунках Посещение с родителями городского музея, художественных выставок, Самостоятельная художественная деятельность детей Создание альбома «Дети о своём родном городе» (фотографии, рисунки детей). Творческая игра «Машина времени» (путешествие в будущее). Посещение музея. Творческая игра «Мы пришли в музей» (дети экскурсоводы). Пение песен детьми военных лет, рассматривание фотографий родных, которые были на войне. Чтение произведений современных поэтов и писателей. Выставка творческих работ детей «Город мой, любимый на свете» Пути Организованная образовательная деятельность, беседы достиж Беседы. ения Рассматривание альбомов, книг о России и Свердловской области. цели Рассказы воспитателей, беседы. Главные сельскохозяйственные культуры: хлеборобство, овощеводство, садоводство, животноводство, птицеводство. Беседы с детьми о предприятия тяжелой и легкой промышленности. Формы , метод ы закреп ления Игры в русские народные игры. Игры в свободное время, на прогулках, занятиях. Рассказ воспитателя, игры в свободное время и на занятиях. Рассматривание народного быта (специально организованное занятие, экскурсия в краеведческий музей). Беседы в свободное время. Рассматривание иллюстраций, фотографий (реки, города Рассматривание костюма. Организованная образовательная деятельность. Беседа в свободное время. Рассказ воспитателя о современных художниках, композиторах, прославивших наш город. Показ картин. Рассказ воспитателя на занятиях, беседы, рассматривание народных игрушек, альбомов. Чтение книг. Посещение музеев Организованная образовательная деятельность. Творческие рассказы детей об улицах города. Рассматривание слайдов, фотографий, чтение стихов о городе, пение песен. Рассказ воспитателя о мужественной борьбе русского народа в Великой Отечественной войне. Возложение цветов к памятникам погибших воинов Рассказ библиотекаря о творчестве современных поэтов и писателей. Чтение стихов, книг о городах О России Свердловской области Рисунки на тему «В моей душе твой образ сохраню» в изостудии детского творчества. В качестве контрольных мероприятий по оценке качества усвоения детьми учебного материала по программе выступает изучение уровня развития детей, которое проводится два раза в год: начальное – в сентябре, итоговое - в мае. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей с 3 до 7 лет, составлена на основе программнометодического комплекта: 1. Программы: О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина ” Я, ты, мы ”, О.Л. Князева, М.Д. Маханёва Приобщение детей к истокам русской народной культуры. ' 2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. 3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подготовительной группы детского сада Рыжова Н.А. Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники