Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» ПРИНЯТА Педагогическим советом МАДОУ детский сад «Алёнушка» Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНА Заведующим МАДОУ д/с «Алёнушка» ________________ Л.В. Спехова Приказ № 210к от «30» августа 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей дошкольного возраста 6-7 года жизни « Фиксики» на 2023 - 2024 учебный год Педагог-психолог: Гриневич Т.Б. Нижняя Тура 2023 год Оглавление 1. Целевой раздел.................................................................................................................................. 3 1.1. Пояснительная записка ............................................................................................................. 3 1.2. Направленность дополнительной образовательной программы, её актуальность и педагогическая целесообразность ...................................................................................................... 3 2. 3. 1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы .............................................. 3 1.4. Характеристика контингента воспитанников ........................................................................ 4 Содержательный раздел ................................................................................................................... 4 2.1. Объём Программы .................................................................................................................... 4 2.2. Содержание дополнительной образовательной программы ................................................. 5 2.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы ....................................... 7 2.4. Формы и режим занятий ........................................................................................................... 7 2.5. Планируемые результаты обучения ........................................................................................ 7 2.6. Мониторинг и система оценки качества знаний .................................................................... 8 2.7. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............................................................... 8 2.8. Календарный учебный график ................................................................................................. 9 2.9. Календарно – тематическое планирование в подготовительной к школе группе (6-7 лет) 10 Организационный раздел ............................................................................................................... 14 3.1. Организационно – педагогические условия ......................................................................... 14 3.2. Методические условия реализации дополнительной образовательной программы ........ 14 3.3. Учебно – методическое обеспечение .................................................................................... 14 3.4. Кадровые условия ................................................................................................................... 15 Список литературы ................................................................................................................................ 16 Приложение №1 ..................................................................................................................................... 17 Приложение №2 ..................................................................................................................................... 20 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Фиксики» разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими организацию дополнительного образования: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ, а также приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Оказание образовательных услуг по реализации дополнительных образовательных программ дошкольного образования», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей». Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МАДОУ д/с «Алёнушка» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО). Продолжительность обучения: 38 недель. Для детей 6-7 лет по 30 минут в неделю. 1.2. Направленность дополнительной образовательной программы, её актуальность и педагогическая целесообразность Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Фиксики» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. 1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO WeDo 2.0., конструктором Huna "My Robot Time story", LEGO «Первые механизмы». 3 ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: 1. Познавательная задача: развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста к робототехнике. Образовательная задача: формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WeDO 2.0., Huna "My Robot Time story", LEGO «Первые механизмы». 2. Развивающая задача: развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое). 3. Воспитывающая задача: воспитывать ответственность, культуру, дисциплину, коммуникативные способности. 1.4. Характеристика контингента воспитанников Дети шестого и седьмого года жизни имеют наиболее развитые навыки и умения в обращении с различными видами конструкторов. Дети начинают конструирование по наложению, то есть накладывают лего – детали на картинку — основу. Конструировать по подражанию» - поэтапно повторять действия педагога. Конструировать по образцу, воспроизводя фигуру визуально сравнивая её с заранее собранной педагогом моделью. Конструировать по схеме – ориентируюсь на карточку со схемой или изображение на экране. Ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого конструирует из лего. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает у них любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Дети 6 лет скоординированы, они уже овладели мелкой моторикой и способны манипулировать мелкими предметами. Полезно давать мелкие детали для занятий, способствующих дальнейшему развитию их навыков и умений. В этом возрасте дети начинают детально анализировать собственные наблюдения; способны, рассуждать логически и устанавливать связи между объектами, что помогает им учиться их классифицировать. 2. Содержательный раздел 2.1. Объём Программы Объём дополнительной образовательной программы «Фиксики» обусловлен единым блоком программы, где обязательно присутствует игровой сюжет. Условия работы с детьми: 4 1. Согласие и желание ребенка. 2. Специальная подготовка педагога-психолога, его творческий подход к проведению занятий. Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы Оборудование для занятий. 1. Проектор, экран; 2. Ноутбук; 3. Конструктор LEGO WeDo 2.О, конструктор Huna "My Robot Time story", конструктор LEGO «Первые механизмы». 2.2. Содержание дополнительной образовательной программы Реализация программы направлена на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребёнка дошкольника. В ней предусматривается расширение и усложнение программных задач. Особое внимание уделено практическому овладению каждым ребёнком творческой, продуктивной деятельности. Развитию технических умений ребенка. Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Фиксики» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Методы и приёмы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольников, а не копируют школьную программу. Содержание программы учитывает индивидуальные особенности ребёнка. Педагог, родитель могут самостоятельно выбрать темп прохождения программы, вносить в неё изменения. Решение задач программы осуществляется линейно (от группы к группе задания усложняются), однако ведущей задачей остаётся развитие творческого потенциала воспитанников. Очень важным в программе является формирование у ребёнка учебных умений: 1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь образовательный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют ребёнка, побуждают его к учебной деятельности. 2. Умение решить учебные задачи самостоятельно. Для этого ребёнку предлагаются творческие задания, выполнить которые ребёнок может индивидуально, проявив инициативу. Творчество, выдумку и воображение. 3. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку своей выполненной работы. 5 Основное назначение программы «Фиксики»: 1. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений с конструктором LEGO; HUNA; 2. Развивать технические и конструкторские способности детей, способствуя: - овладению навыками сборки различных фигур из конструктора, знанию деталей и способах их применения; - формированию умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; - формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять контроль и самооценку; - развитию способности к саморегуляции поведении и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач; - развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «О ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л. С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребёнка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе. Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Каждое занятие подчинено одной теме или сюжету. Все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами: 1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30% случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность. 2. Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка). 3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся 6 результат, привлекая к этому взрослых и сверстников. Деление содержания программы «Фиксики» условно и зависит: 1. От возраста, с которого начата работа по данной программе. 2. От состояния психического развития ребёнка. 2.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы Курс обучения рассчитан на 38 уч. недель. 2.4. Формы и режим занятий Основной формой работы с детьми является занятия. Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 мин. Начало занятий вторая половина дня не ранее 15.00 часов. Оптимальная наполняемость подгруппы: 6-7 детей Набор в группу проводится в начале учебного года на свободной основе. 2.5. Планируемые результаты обучения - ребенок овладевает техническим конструированием и робототехникой, проявляет инициативу и самостоятельность в среде моделирования и программирования, познавательно-исследовательской и технической деятельности в работе с конструктором, "LEGO Education WeDo", конструктором Huna "My Robot Time story", LEGO «Первые механизмы». - ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном техническом конструировании, робототехнике, программировании, имеет навыки работы с различными источниками информации; - ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и научно-технической деятельности, программированию; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для различных роботов; ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструкторов и мини-роботов; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с робототехническим конструктором; - ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании 7 робототехнических моделей; - ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи. 2.6. Мониторинг и система оценки качества знаний Педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга включающего следующие этапы: первичный и итоговый. 2.7. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Кол-во часов Мониторинг 0,30 Мониторинг 0,30 Знакомство с робототехникой. Основы робототехники. 0.30 Техника безопасности при работе с компьютерами и робототехническими устройствами. Состав образовательного набора Lego WeDo 2.0. «Улитка» 0,30 «Датчик наклона Майло» 0.30 «Датчик перемещения Майло» 0,30 Тяга 0.30 Скорость 0,30 «Прочные конструкции» 0.30 «Лягушка» 0,30 «Растения и насекомые» 0.30 «Наводнение» 0,30 «Десантирование и спасение» 0.30 «Сортировка» 0,30 «Ёлочка» 0.30 «Дед Мороз» 0,30 Знакомство с конструктором 0.30 Huna "My Robot Time story" «Три поросёнка» 0,30 «Волк» 0.30 «Заяц» 0,30 «Черепаха» 0.30 «Соберём робота-собачку» 0,30 «Игра в прятки. Жираф». 0.30 «Краб» 0,30 «Страус» 0.30 «Слон» 0,30 Тема занятия 8 27. Знакомство с конструктором LEGO Education "Простые 0.30 механизмы" 28. «Вертушка» 0.30 29. «Волчок» 0,30 30. «Перикидные качели» 0,30 31. «Плот» 0.30 32. «Пусковая установка» 0,30 33. «Измерительная машина» 0.30 34. «Хоккеист» 0,30 35. «Собачка» 0.30 36. «Пугало» 0,30 37. Мониторинг 0,30 38. Мониторинг 0,30 2.8. Календарный учебный график Режим работы учреждения: 10,5 часов. Старшая и Содержание подготовительная группа (6 – 7 лет) Количество возрастных групп 2 Начало учебного года 01 сентября 2023 г. Окончание учебного года 31 мая 2024 г. Продолжительность учебного года всего, в том 38 недель числе 1-е полугодие 17 недель 2-е полугодие 21 неделя Режим работы 7.00-17.30 Продолжительность учебной недели 5 дней Летний период 01.06.24г.-31.08.24г. Всего в неделю занятий 1 Максимальное количество занятий в течение дня 1 Объём недельной образовательной нагрузки 30 минут Длительность занятия 30 минут Максимально допустимый объём недельной 30 минут образовательной нагрузки по СанПиН 2.4.1.3049-13 Сроки проведения мониторинга 01.09.23-15.09.23г. 18.05.24-22.05.24г. Праздники и развлечения «Лего-гонки» 9 2.9. Календарно – тематическое планирование в подготовительной к школе группе (6-7 лет) Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Недел я Название 1. Мониторинг 2. Мониторинг 3. Знакомство с конструктором. Задачи Диагностика знаний старших дошкольников, их оценка в соответстви и с целями обучения. Прививать навыки работы с ЛЕГО конструктором, закреплять умение детей действовать по схематической модели. 4. “Улитка” Воспитывать интерес к конструированию 5. “Датчик наклона из ЛЕГО. Развивать логическое мышление, внимание, навыки конструирования. Майло” Формировать умение работать с ИКТ. 6. “Датчик Речевое развитие: перемещения Развивать словарный запас детей. Майло” Активизировать речевые навыки. 7. “Тяга” Физическое развитие: Развивать мелкую моторику рук. 8. « Скорость» Социально-коммуникативные навыки: 9. “Прочные Воспитывать взаимопонимание конструкции” ответственность,доброжелателноть, инициативность. 10. “Метаморфоз лягушки” 11. “Растения и опылители” 12. “Предотвращени е наводнения” Декабрь 13. «Десантировани е и спасение» 14. «Сортировка» 15. «Ёлочка» 16. «Дед Мороз” Январь 17. Знакомство с Познакомить детей с конструктором 10 конструктором Huna "My Robot Time story" HUNA, с названиями и функциями деталей. Учить соединять детали. Познакомить с правилами безопасности при сборке роботов. 18. “Три поросёнка” Используя различные блоки, научить детей самостоятельно собирать робота-кролика по схеме, использовать электромотор, ИК датчики. Управлять моделью. Февраль 19. “Волк” Используя различные блоки, научить детей самостоятельно собирать модель волка. Учить заранее обдумывать содержание модели. 20. “Заяц” Познакомить со сказкой «Заяц и черепаха». Учить делать выводы. Повторить и закрепить знания об окружающем мире. Учить подключать к роботу элементы питания и приводить его в движение. Игра с роботом. 21. “Черепаха” 22. «Соберём Познакомить с историей про жадную робота-собачку» собачку. Используя красочные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель учить собирать робота-собаку, которая будет двигаться. 23. “Игра в прятки. Роботыживотные” «Жираф» 26. “Слон” Закрепить знания об истории роботов, о типах роботов, закрепить полученные навыки строительства. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 27. Знакомство с конструктором LEGO Education Познакомить детей с деталями конструктора. Вариантами крепления друг с другом. 24. “Краб” Март Апрель 25. “Страус” 11 "Первые механизмы" 28. «Вертушка» Знакомство с понятиями энергия, сила, трение,вращение, изучение свойств материалов и возможностей их сочетания, формированиенавыка сборки деталей. 29. “Волчок” Закрепление понятия энергия, введение понятия чистый эксперимент, знакомство с методами измерения,изучение вращения,изучение возможностей сочетания материалов,знакомство с передаточными механизмами. 30. “Перикидные качели” Введение понятия равновесие, точка опоры, Изучение рычагов, знакомство С методами нестандартных измерений,формирование навыков сборки деталей. 31. “Плот” Закрепить понятие равновесия, введение понятий выталкивающая сила, тяга, толчок, энергия ветра. 32. «Пусковая установка» Закрепить понятие энергия, трение, тяга и толчок, изучить работу колеса, тренировать навыки измерения расстояния. 33. «Измерительная машина» Продолжить работу с понятиями энергия, сила, трение, изучить методы стандартных и нестандартных измерений. 34. Хоккеист Закрепить понятие равновесия, введение понятий выталкивающая сила, тяга, толчок. 35. «Собака» Продолжить работу с понятиями энергия, сила, трение, изучить методы стандартных и нестандартных измерений. 36. «Пугало» Закрепление понятия равновесие, точка опоры, Изучение рычагов, знакомство С методами нестандартных измерений, формирование навыков сборки деталей. Май 12 37. Мониторинг 38. Мониторинг Определение уровня освоения полученных знаний и навыков по содержанию программы. 13 3. Организационный раздел 3.1. Организационно – педагогические условия Программа может быть реализована педагогом дополнительного образования, квалификация которого соответствует следующим требованиям: высшее педагогическое образование в области, соответствующей профилю данной образовательной программы. Занятия проводятся в течение учебного года, Зачисление детей проводится на основе заявления родителей. Список зачисленных детей в кружок утверждается заведующей ДОУ. По желанию родителей, они могут присутствовать на занятиях. Для родителей организуются Дни открытых дверей «Конструируем вместе». Проводятся развлечения совместно с родителями «Лего-гонки»- выставка моделей из конструкторов Huna "My Robot Time story", LEGO «Простые механизмы». 3.2. Методические условия реализации дополнительной образовательной программы Программа реализует различные формы работы обучающихся на занятиях: - изложение материала; - практикум; - проблемные ситуации. Методы, используемые при реализации программы: - практический; - наглядный (видеоматериалы, схемы, таблицы, макеты, иллюстрации, игрушки, настольно – печатные игры); - словесный (беседы, разъяснения, игры, упражнения, поощрения). Структура занятий включает обязательные элементы: 1) Ориентировочный этап; 2) сообщение темы занятия; 3) игры и упражнения; 4) физминутка; 5) практическое задание; 6) Ритуал прощания, итог. Во время проведения занятий присутствует положительная эмоциональная оценка. При индивидуальной оценке отмечается активность, удача, пусть даже маленькая или просто хорошее настроение того или иного ребенка. Занятие заканчивается так, чтобы дети ждали следующей встречи с психологом. 3.3. Учебно – методическое обеспечение Занятия с детьми проводятся в комнате LEGO конструирования дошкольного образовательного учреждения, который расположен на первом этаже здания. Занятия проводятся по подгруппам (6-7 человек ) или индивидуально. 1. Набор конструкторов LEGO, HUNA; 14 2. Ноутбук. 3. Проектор, интерактивная доска. 3.4. Кадровые условия Программу реализует педагог– психолог Гриневич Т.Б.., первая квалификационная категория. Образование: 2017г. ФГБОУ ВО УДГУ. квалификация «Бакалавр», специальность «психологопедагогическое образование». Стаж педагогической работы - 15 лет. Стаж работы в данной должности – 5 лет. 15 Список литературы 1. Живой журнал LiveJournal - справочно-навигационный сервис. Статья ««Школа» Лего-роботов» / / Автор: Александр Попов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: свободный. http://russos.livejournal.com/817254.html 2. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] – Режим доступа:, свободный http://robotics.ru/. 3.Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.; «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. 4. ПервоРобот LEGO® WeDoTM - книга для учителя [Электронный ресурс] 16 Приложение №1 4.Оценочные материалы Мониторинг и система оценки планируемых результатов освоения программы Показатель Сформирован Сформирован 3б частично 2 б Мониторинг образовательных результатов. Разнообразие имеет четкие имеет отдельные умений и навыков технические технические умения и навыки, умения и навыки, умеет Работа с умеет умеет программным самостоятельно самостоятельно обеспечением Lego программировать программировать WeDo 2.0., HUNA, и запускать и запускать Lego «Первые модель модель механизмы». Глубина и широта знаний при работе с конструктором Lego WeDo 2.0., HUNA, Lego «Первые механизмы». имеет широкий имеет неполные кругозор знаний знания по по модулю, содержанию владеет модулю, необходимыми оперирует понятиями, терминами, знает свободно конструктивные использует особенности технические различных обороты, моделей, знает сооружений и конструктивные механизмов менее особенности 50% различных моделей, сооружений и механизмов; Детские практические и творческие достижения Позиция проявляет проявляет интерес активный интерес к деятельности, активности в к деятельности, обучении и настойчив в стремится к устойчивого достижении цели, 17 не сформирован 0б имеет слабые технические навыки, запуск модели не воспроизводит, так как, навык программирования не сформирован недостаточны знания по содержанию модуля, знает отдельные определения (названия деталей, механизмы) не активен, выполняет работы только по конкретным интереса к деятельности Разнообразие творческих достижений Развитие общих познавательных способностей самостоятельной творческой активности, занимается дома, оказывает помощь другим, активно участвует в соревнованиях постоянно принимает участие в выставках, конкурсах, соревнованиях любого масштаба. хорошее развитие моторики рук, обладает творческим воображением, четко отвечает на поставленные вопросы, умение читать схемы проявляет активность на определенных этапах работы заданиям педагога. участвует в выставках, соревнованиях учреждения редко участвует в мероприятиях четко воспринимает формы и величины, недостаточно развита моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества, зная ответ на вопрос не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание. Мониторинг социально-педагогических результатов Выполнение аккуратен при выполняет санитарносанитарноработе деталями гигиенических конструктора, без гигиенические требований требования после напоминания напоминания после работы преподавателя убирает рабочее место 18 не всегда может соотнести размер и форму, слабая моторика рук, воображение репродуктивное отказывается или очень редко соглашается выполнять санитарногигиенические требования Выполнение требований техники безопасности Характер отношений в коллективе выполняет все правила техники безопасности при работе с конструктором и на ПК доброжелателен в коллективе, стремится оказать помощь, поделится со сверстниками, проявляет желание участвовать в коллективных работах выполняет правила техники безопасности после напоминания преподавателя не склонен к конфликту, но и не стремится к сотрудничеству с товарищами. 19 выполняет правила техники безопасности только под контролем обособлен, отказывается сотрудничать с товарищами Приложение №2 Показатели подготовки планируемых результатов освоения программы ребенок овладевает техническим конструированием и робототехникой, проявляет инициативу и самостоятельность в среде моделирования и программирования, познавательно-исследовательской и технической деятельности в работе с конструктором LEGO Education WeDo 2.0., HUNA, Lego «Первые механизмы». - ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном техническом конструировании, робототехнике, программировании, имеет навыки работы с различными источниками информации; - ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и научно-технической деятельности, программированию; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для различных роботов; - ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструкторов и мини-роботов; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с робототехническим конструктором; - ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей; - ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать. . 20