ДОП Фитбол гимнастика 4-7 лет.docx

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
МАДОУдетский сад «Аленушка»
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ детский сад
«Аленушка»
_________________ Л.В.Спехова
Приказ № 210к от «30» августа 2023г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» 624221
Свердловская область, г. Нижняя Тура, ул. Скорынина 9,тел. (34342) 2-35-22,
сайт: http://alenushka.tvoysadik.ru
e-mail: alenushka-mbdou@bk.ru
Дополнительная образовательная программа
физкультурной направленности
«Фитбол-гимнастика» для детей 4-7лет

Направление: физкультурнооздоровительное
Срок реализации: 3 года
Разработчик: Бардонова А.А.
инструктор по физической
культуре

Оглавление
1. Целевой раздел .......................................................................................................................3
1.1.
2.

3.

Пояснительная записка...................................................................................................3

Содержательный раздел. .......................................................................................................6
2.1.

Содержание программы. ................................................................................................6

2.2.

Возрастные и индивидуальные особенностей развития детей ...................................7

2.3.

Этапы освоения упражнений с использованием фитболов ......................................12

2.4.

Методика проведения. ..................................................................................................16

2.5.

Перспективный план обучения упражнениям на фитболе. ......................................17

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ......................................................................................23
3.1.

Организация образовательной деятельности по фитбол-гимнастике......................23

3.2.

Материально-технические условия. ............................................................................24

3.3.

Уровни освоения программы .......................................................................................24

3.4.

Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы..........................................25

Список используемой литературы: ............................................................................................27
Приложение 1...............................................................................................................................28
Приложение 2...............................................................................................................................30

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время перед МАДОУ остро стоит вопрос о путях
совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. За
последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У
большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп,
увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Еще одна причина ухудшение
здоровья - снижение двигательной активности. Новые подходы к
содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня
здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей
работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями.
Современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать
заболевания, то есть быть профилактической. На занятиях с ослабленными
детьми должны использоваться программы по профилактической
физической культуре. Это решение мы видим в организации фитбол гимнастики в МАДОУ.
Дополнительная общеобразовательная программа разработана на
основе
образовательной
программы
дошкольного
образования,
реализуемой в МАДОУ д/с «Алёнушка» в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(ФГОС ДО), федеральной образовательной программой дошкольного
образования (ФОП ДО).
Фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч). Фитбол - большой мяч
диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях.
Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и
повышается уровень физического развития, повышается благотворное
влияние на развитие здоровья.
Сроки реализации - 3 года
Возраст обучающихся по дополнительной образовательной программе:
от 4 - 7 лет
Формы занятий (подгрупповые)
Количество детей в группе (10 - 12 человек)
Условия реализации программы: мячи - фитболы; индивидуальные
гимнастические коврики; маленькие мячи .
Программа разработана на основе образовательной программы
дошкольного образования, реализуемой в МАДОУ д/с «Алёнушка» в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (ФГОС ДО), федеральной образовательной
программой дошкольного образования (ФОП ДО)., а также в соответствии с
основными нормативно-правовыми документами по дошкольному
воспитанию:
Программа предусматривает:
1. Реабилитационно-оздоровительное
организм детей.

воздействие

фитболов

на

2. Преемственность в решении задач с образовательной программой
«От рождения до школы»
3. Создание условий для фитбол-гимнастики.
Цель программы.
Развивать физические качества и укреплять здоровье детей.
Задачи программы.
Оздоровительные:
1. Укреплять здоровье детей.
2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку, с
использованием фитбол - мячей.
3. Совершенствование функций организма, повышение
его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям.
Образовательные: Развивать двигательную сферу ребенка
и его физические качества: выносливость, ловкость,
быстрота, гибкость.
Воспитательные: Воспитывать интерес и потребность в физических
упражнениях и игах.
Программа создает условия для оздоровления дошкольников
посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует
двигательную сферу ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих
правильную осанку; способности удерживать равновесие, развивает
физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость. Данная
программа может осуществляться в рамках педагогической системы
дошкольных групп МАДОУ д/с «Аленушка», рассчитана на 3 года. Возраст
детей от 4 лет (средняя группа) до 7 лет (подготовительная к школе группа).
Для организации работы по программе необходимо создать следующие
условия:
-физкультурно-музыкальный зал;
-фитбол-мячи, магнитофон, подборка музыки;
-разработать конспекты занятий, совместной деятельности;
-совместное с воспитателем проведение (для соблюдения техники
безопасности);
-привлечение родителей;
Методическое обеспечение программы:
-разработка картотеки игр с фитболами;
-составление карточек – схем с изображением упражнений на фитболе;
-разработка сценариев развлечений и соревнований;
-участие в конкурсах;
Ожидаемые результаты:
Занятия фитбол - гимнастикой оказывают положительную динамику
на состояние здоровья и физическую подготовленность детей,
увеличился интерес к занятиям физической культуры. Отмечается
снижение заболеваемости детей.Родители воспитанников становятся
более заинтересованными и осведомленными, в различных формах

оздоровления детей.Воспитанники участвуют в конкурсах различных
уровней, выступают с открытыми показами перед детьми и родителями
других групп и детских садов.

2. Содержательный раздел.
2.1. Содержание программы.
Занятия с фитболами начинаются со второй младшей группы. С
младшего возраста, нужно познакомить детей с фитболом, дать
представление о форме, физических свойствах мяча с помощью игровых
упражнений. Использование фитболов начинать с помощью сказки.
Например, фитбол это «колобок». Дети слушают сказку и выполняют
движения. Начиная со средней группы, в совместную деятельность вводится
бодрящая гимнастика после сна. Она включает пружинистые качания на
фитболе, которые улучшают подвижность суставов и повышает
эмоциональное состояние ребенка и активирует на дальнейшее
сотрудничество с воспитателем. В старшем возрасте фитболы могут
участвовать в бодрящей гимнастике после сна и в веселых эстафетах, в
совместной деятельности.
Применение фитбола проводится в физкультурно-оздоровительном
процессе в течение недели в одном мероприятии.
Основные формы работы - занятия, совместная деятельность,
развлечения. В основе игр с фитболами лежат общеразвивающиеупражнения.
Каждое упражнение необходимо повторять сначала 3-4 раза, постепенно
увеличивая до 6-7 раз.
Продолжительность одного занятия в младшей группе не должна
превышать 15 мин, в средней -20 мин, в старшей 25 мин, в подготовительной
группе 30 мин. Количество занятий одно в неделю.
Физкультурные занятия с фитболом проводятся по подгруппам с
учетом групп здоровья, роста. Они проводятся по традиционным частям:
подготовительная, основная и заключительная.
Подготовительная часть включает ходьбу вокруг мячей «змейкой», бег
вокруг мячей друг за другом, держа мяч за
«рожки» на спине и пружинистые покачивания. Они обеспечивают
выравнивание спины в нейтрально-оптимальное положение, возбуждает
согласованную активизацию мышц позвоночника; тренируют правильную
установку центра тяжестипри динамической основе в поддержке туловища.
В основной части занятия используются и.п. - лежа животом на мяче,
лежа спиной на мяче, лежа боком на мяче, а так же лежа на полу мяч под
ногами, прыжки на мяче с продвижением вперед, перекаты на животе на
мяче. Упражнения, выполняемые в данных и.п. - позволяют развивать и
постепенно увеличивать силовую выносливость мышц, укрепить
координацию движений; повысить неспецифические защитные силы
организма.
Заключительная часть: проводится в и.п. - сидя на мяче - это
дыхательные упражнения на релаксацию в сопровождения медленной
музыки, ходьба и бег вокруг мячей, упражнения на дыхание, релаксация на
мяче и т.д.

Программные задачи для каждого занятия практически едины для
каждого номера занятия в любом блоке.
1е занятие:
Познакомить с первыми четырьмя упражнениями комплекса.
Познакомить с техникой выполнения упражнений на фитболе,
используя метод круговой тренировки.
2- е занятие:
Познакомить со следующими четырьмя упражнениями комплекса.
Разучить первые четыре упражнения на фитболе .
3- е занятие:
Закреплять навыки выполнения всего комплекса упражнений.
Закрепить навык выполнения упражнений на фитболе.
4- е занятие:
Совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений.
Совершенствовать навык выполнения упражнений на фитболе.
В результате данной работы повышается уровень физического развития
и здоровья.
2.2. Возрастные и индивидуальные особенностей развития детей
Особенности физического развития детей средней группы (от 4 до 5 лет)
В средней группе продолжается психическое и физическое развитие
ребенка. На развертывание всех видов детской деятельности, их усложнение
начинают оказывать сильное влияние собственные замыслы ребенка. Но
полная реализация их пока еще возможна лишь -с помощью взрослого.
Игровые мотивы детской деятельности сохраняют свое значение.
Теперь уже они реализуются в творческих ролевых играх, в которые дети
играют совместно в небольших коллективах. У ребенка возникает
потребность согласовывать свои действия с действиями других, выполнять
их ради достижения общей цели. Создаются условия для формирования
дружеских отношений между детьми, проявления взаимопомощи и т. п.
Ребенок 5-го г. жизни владеет в общих чертах всеми видами основных
движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать
свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений. У
детей возникает потребность в двигательных импровизациях. Они берутся за
выполнение любой двигательной задачи, но еще не умеют соразмерять свои
силы, учитывать свои реальные возможности. Убедившись вне посильности
выполнения двигательного действия, ребенок проделывает его лишь в общих
чертах, не добиваясь завершения. Но при этом он искренне убежден в том,
что выполнил движение полностью. Растущее двигательное воображение
становится в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики детей
разнообразными способами действий.
Внимание ребенка среднего дошкольного возраста приобретает все

более устойчивый характер; совершенствуются зрительное, слуховое и
осязательное восприятия, развиваются преднамеренное запоминание и
припоминание. Дети хорошо различают виды движений, частично
овладевают умением выделять некоторые их элементы. Развивается
способность воспринимать, представлять, анализировать и оценивать
последовательность и качество своих действий. Все это обусловливает
вполне преднамеренный и произвольный характер движений детей.
Возникает интерес к результатам движения, правильности его выполнения,
соответствию образцу.
Дальнейшее совершенствование двигательных умений и навыков
обусловлено уровнем развития тех физических качеств, без которых они не
могут проявляться достаточно правильно и эффективно. Ведущие элементы
техники разных способов бега, прыжков, метания, действий с мячом,
передвижения На лыжах, коньках и пр. не могут быть освоены ребенком и
применены продуктивно, если у него недостаточно развиты ловкость,
координация и точность движений, быстрота, сила, выносливость, гибкость,
а также способность сохранять устойчивое положение тела в самых
различных условиях.
По-прежнему необходимо решать общие задачи по укреплению.
здоровья, закаливанию, увеличению адаптационных способностей и
работоспособности детского организма; по гигиеническому и нравственноволевому воспитанию детей, расширению и углублению их представлений и
знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, воспитанию
интереса к активной двигательной, деятельности.
Особенности физического развития детей старшей группы (от 5 до 6 лет)
Двигательная
деятельность
ребенка
становится
все
более
многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными
движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения,
подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения
спортивных упражнений многих видов. Возрастают проявления
самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий,
их комбинаций и вариантов. Начинают создаваться небольшие группировки
поинтересу к тому или иному виду упражнений.
На 6-м г. жизни ребенка его движения становятся все более
осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность
понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять
указания педагога. Дети обращают внимание на особенности разучивания
упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не
иначе. Во время объяснения у ребенка возникает мысленное представление о
движении, его направлении, последовательности составных частей. Дети
постепенно овладевают умением планировать свои практические и игровые
действия, стремятся к их результативности.

Оценка ребенком движений, как своих, так и товарищей приобретает,
более развернутый и обоснованный характер, что обусловливает большую ее
объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать
связь между способомдвижения и полученным результатом.
Дети начинают упражняться в движениях по своей инициативе,
многократно повторять их без напоминаний воспитателя, пытаясь освоить то,
что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают
трудности. Растет уровень физической подготовленности дошкольников,
создаются прочные психологические и физиологические основания для
повышения их работоспособности путем целенаправленного развития
двигательных качеств.
В
результате
регулярных
занятий
физической
культурой,
организованных воспитателем и самостоятельных, а также благодаря
двигательной активности детей в повседневной жизни и играх повышает
уровень развития их физических сил и возможностей, двигательных качеств и
работоспособности. Это, с одной стороны, обусловливает дальнейшее
совершенствование умений и навыков, усвоение новых способов сложно
координированных действий и комбинаций движений (например, прыжков с
разбега, разнообразных действий с мячом и др.). С другой стороны, создается
предпосылки для целенаправленного воспитания у детей разнообразных
физических качеств, в первую очередь ловкости и общей выносливости,
скоростно-силовых, а также гибкости, координированности и точности
действий. Вмести с ними у ребенка развивается способность поддерживать
равновесие тела в условиях изменяющейся обстановки и нарастания
напряженности усилий в процессе повторения действий с целью упражнения
и тренировки. Для старших дошкольников характерно стремление к
совершенствованию двигательной деятельности.
В двигательной деятельности у дошкольников складываются более
сложные формы общения со взрослыми и между собой. У ребенка развивается
чувство уважения к старшим, стремление подражать им, появляется желание
помочь другому, чему-то научить. При этом существенное значение имеет
направленность на достижение коллективного результата движения, игры.
Однако нередко поведение детей этого возраста обусловливают возникающие
мотивы соперничества, соревнования.
Возможны даже случаи негативного отношения детей к тем, кто хуже
справляется с выполнением задания. Развитие моральных и волевых качеств
детской личности - важная сторона педагогического руководства
двигательной деятельностью впроцессе физического воспитания.
ХоДьба. У большинства детей на 6-м г. жизни наблюдаются
согласованные движения рук и ног, уверенный широкий шаг с обозначенным
перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях в коллективе. Однако
во время выполнения индивидуальных заданий (пройти по прямой, быстро
пройти до обозначенного места и т. д.) дети теряются, движения их
становятся скованными, неритмичными, в ряде случаев отсутствует
согласованность в движениях рук и ног. Это свидетельствует о том, что

навыки правильной ходьбы еще недостаточно прочны и нарушаются при
фиксации внимания ребенка на тех или иных ее деталях.
Бег. Бег ребенка 6-го г. отличается хорошей координацией движений,
прямолинейностью, возрастающей равномерностью и стремительностью.
Последнее связано с увеличением силы отталкивания и длины шага. Вмести с
тем, многие детали техники бега еще не отработаны и ограничивают его
экономичность и эффективность.
Прыжки. На данном возрастном этапе совершенствуются многие виды
прыжков.
Бросание, ловля и метание. В старшей группе навыки катания
предметов (мячи, обручи, шары) получают дальнейшее развитие. Прежде
всего, закрепляются навыки, полученные в предыдущей возрастной группе.
Умения соблюдать точное направление и соразмерять прилагаемые
усилия при попадании в предметы и прокатывании мячей между предметами
продолжают развиваться.
Попадание в цель становится менее случайным, т. к. дети овладевают
умением целиться и соразмерять свои движения с силой и направлением
броска.
Упражнения в равновесии. Формирование навыков равновесия
происходит как посредством специальных упражнений, так и в процессе
разнообразных двигательных действий.
Особенности развития детей подготовительной к школе группы (6 - 7
лет)
Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным
аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Ребенок умеет
их сочетать в зависимости от окружающих условий.
На 7-м г. у ребенка возрастает способность к различению
пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и
перемещающегося человеческого тела. Дети могут объяснить, что и как
меняется в соотношении частей тела, когда человек бежит, идет на лыжах,
едет на велосипеде и т. п. Они различают скорость, направление движения,
смену темпа, ритма. Ребенок прослеживает движение последовательно,
выделяет (с помощью взрослого), разные его фазы, пытается объяснить их
значение для качественного и количественного результатов движения. Все
это способствует образованию ясных представлений о движениях, ведет к
овладению детьми техникой сложных по координации движений.
Дети все чаще руководствуются мотивами достижения хорошего
качества движений. Значительно увеличиваются проявления волевых усилий
при выполнении трудного задания. Следует учесть, что стремление ребенка
добиться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями,
поэтому не стоит допускать перегрузок.
Начинает интенсивно развиваться способность целенаправленно
совершать движения отдельных частей тела. У ребенка постепенно
вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным

движениям. Он начинает воспринимать красоту и гармонию.
Многих детей привлекает результат движения, возможность
помериться силой и ловкостью со сверстниками (последнее особенно
свойственно мальчикам). Очень ценно, что дети уже понимают значение
упражнений для совершенствования движений. Они целенаправленно
повторяют упражнения, проявляя большую выдержку и настойчивость.
Регулярные занятия в предыдущие годы способствуют увеличению
показателей физической подготовленности детей. В этих показателях
отражается степень развития физических качеств, функции равновесия и
работоспособности.
Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе движений. Одним
больше нравится бегать и прыгать, другим - играть с мячом и т. д. Нередко
для ребенка наиболее привлекательны те упражнения, которые у него лучше
получаются. В совместнойдвигательной деятельности, особенно в подвижных
играх соревновательного характера, дети делают попытки оценить свои и
чужие поступки и находить линию поведения, отвечающую интересам
коллектива.
ХоДьба. Ходьба ребенка 7-го г. жизни достаточно экономична и
красива. К большинству детей можно предъявить высокие требования:
положение тела должно быть ненапряженным, туловище и голова держатся
прямо, плечи слегка отведены назад; движения рук и ног свободны и
естественны, чередуются они перекрестно; толчковая нога сзади
выпрямляется, после отталкивания нога сгибается в колене, выносится вперед
и мягко «шагает» на пятку с последующим перекатом на всю ступню и носок,
в момент постановки ноги на почву колено слегка сгибается, амортизируя
толчок. Все движения легкие, точные и энергичные.
Только у некоторых детей наблюдаются отдельные недостатки в
ходьбе. Основными из них являются небрежное, расслабленное положение
корпуса, вялые движения рук и неправильная постановка стоп (одни дети
косолапят, другиечрезмерно разводят носки наружу), очень редко встречается
несогласованные движения рук и ног.
Бег. Бег детей 7-го г. жизни достаточно правилен и красив. Поза при
беге непринужденная, голова приподнята, плечи почти не разворачиваются.
Движения рук и ног хорошо согласованны. Ребенок владеет разными
способами бега. Беговые шаги характеризуются равномерностью,
энергичностью. Бег становится сравнительно легким и стремительным.
Прыжки. Дети упражняются в разнообразных видах прыжков, достигая
легкости и ритмичности движений. В подготовительной группе у детей
значительно улучшаются согласованность и энергичность движений рук и
ног приотталкивании, увеличиваются полетность и дальность прыжка.
Ползание, лазанье. В результате упражнений достигается закрепление и
совершенствование навыков разнообразных способов этих движений.
Значительно возрастает уверенность детей в них, становится возможным

произвольный выбор способа движения, наиболее подходящего для
перемещения в определенных условиях, а также регуляции темпа и скорости.
Метание. У детей 7-го г. совершенствуются и закрепляются навыки
всех способов катания, бросания и ловли, метания в цельи вдаль. Значительно
улучшается владение мячом. Ребенок довольно свободно его держит,
передает, бросает и ловит.
Передавая мячи, друг другу или перебрасывая в разных положениях,
дети действуют уверенно и ловко. Совершенствуются инавыки ловли мяча.
2.3. Этапы освоения упражнений с использованием фитболов
1- й этап.
Задачи этапа и их реализация.
1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:
- различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между
ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;
- отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными
видами ходьбы;
- передача фитбола друг другу, броски фитбола;
- игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель»,
«Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями; толкай развернутой
ступней).
2. Обучить правильной посадке на фитболе.
Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:
- сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность
постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг
другу);
- сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для
плечевого пояса.Н а п р и м е р:
а) повороты головы вправо-влево;
б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону; в)
поднимание и опускание плеч;
г) скольжение руками по поверхности фитбола;
д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;
е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.
3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере
(сидя, лежа, в приседе).
Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:
- Сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на
фитболе, колени в стороны, спина прямая.
Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1-2 присели, проверили
положение; 3-4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались
врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к
своим фитболам и присели.
Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг

к другу.
- исходное положение - упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на
фитболе;
- присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;
- вернуться в исходное положение.
Исходное положение - лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе,
опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо- влево, руки вдоль
туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом,
располагаясь зеркально.
- Исходное положение - лежа на спине на полу, ноги прямые на
фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно
парами, располагаясь зеркально.
- Исходное положение - лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе.
Делать маленькие шаги по поверхности фитболавперед-назад.
- Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах,
прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться
в исходное положение.
- Исходное положение - лежа на спине на полу, ногами обхватить
фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно
вдвоем. То же в положении сидя.
- Исходное положение - лежа на спине на полу, согнутые в коленях
ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к
коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.
- Исходное положение - лежа на спине на полу, прямые ноги вместе,
руки вытянуты за головой, фитбол в руках.
Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.
- Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать
перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это
упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр которого на один размер
меньше необходимогодля занимающихся.
- Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе.
Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.
О р г а н и з а ц и о н н о - м е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я.
Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную
разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук,
туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5-6 упражнений с
фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание
и расслабление мышц без фитбола.
Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м
друг от друга и от различных выступающихпредметов в зале.
Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.
2-й этап.
Задачи этапа и их реализация:
1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении

упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями нафитболе.
Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:
- самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки:
пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как
бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины;
- в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх,
вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в
лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны
вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за
постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.
Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:
- ходьбу на месте, не отрывая носков;
- ходьбу, высоко поднимая колени;
- из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться
в исходное положение;
- приставной шаг в сторону:
- из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.
2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади
опоры (тренировка равновесия и координации).
Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:
- поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на
фитболе;
- поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;
- то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед,
другая вверх; одна за голову, другая в сторону.
3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с
различными положениями на фитболе.
Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:
наклониться вперед, ноги врозь;
наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными
положениями рук;
наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят
на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;
наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в
сторону ноге с различными положениями рук;
сохранить правильную осанку и удержать равновесие в разных
положениях: руки в стороны, одна нога вперед; поднять
руки вверх; согнуть в локтях; выполнить круговые движения руками;
сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов
вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и
бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку.
Переступая ногами, вернуться висходное положение.
- Исходное положение - лежа на фитболе, руки в упоре на полу.

Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок,шея, спина должны
быть на прямой линии.
- Исходное положение - лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты
в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед
(«крылышки»). Голову не поднимать.
- Исходное положение - лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги
в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки
должны быть согнуты, плечи - над кистями.
- В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в
коленях.
- Исходное положение - лежа на спине на полу, прямые ноги на
фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.
- Исходное положение - лежа на спине на полу, руки вдоль туловища,
ноги стопами опираются на фитбол. Поочередныемахи согнутой ногой.
- Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения руки за голову.
4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:
- сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на
фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить
голову на фитбол и в таком положении покачаться;
сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками,
расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться
влево-вправо.
О р г а н и з а ц и о н н о - м е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я.
При выполнении упражнений в сочетании с колебательными
покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт
с поверхностью фитбола!
Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений
на фитболе. Можно использовать музыкально- ритмические композиции с
различными перестроениями.
3-й этап.
Задачи этапа и их реализация:
1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с
использованием фитбола в едином для всей группытемпе.
Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:
комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с
возрастными требованиями к занимающимся.
2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием
фитбола.
Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:
- стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена
и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые

покачивания;
- то же упражнение выполнять, сгибая руки;
- стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено - на мяче,
руки на полу. Выполнить несколько пружинистыхдвижений назад;
- лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и
бедром 90о, точка контакта с мячом - на средней линиилопаток;
- сидя боком к фитболу на полу, дальняя от фитбола нога согнута и
упирается ступней о пол, ближняя к фитболу рука лежит на поверхности
мяча, разгибая опорную ногу, «накатиться» на фитбол, удерживая
равновесие;
- исходное положение - то же, при «накате» на фитбол дальнюю руку
поднять вверх;
- исходное положение - то же, выполнять одновременно одноименной
рукой и ногой.
4-й этап.
Задача этапа и ее реализация:
I. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. Р
е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:
- Исходное положение - в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая
ноги, прокатить фитбол к груди.
- Исходное положение - то же, но опора на фитбол одной ногой.
- Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на
животе, руки в упоре, одна нога согнута.
- Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги,
другая выпрямлена вверх.
- Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.
- Исходное положение - то же, ноги вверх.
- Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.
- Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат на
фитболе и затем приставить левую, встать левымбоком к фитболу.
- Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат
вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокатвлево на фитболе.
- Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты в стороны.
Точка контакта с фитболом постепенно удаляется отопоры на пол.
- То же упражнение, но опора на фитбол одной ногой.
- Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая
ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться висходное положение.
- То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.
2.4. Методика проведения.
Эффективность фитбол-гимнастики зависит от правильного подбора
методов и приемов обучения. В младшем дошкольном возрасте при обучении
физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации,
зрительные, звуковые ориентиры.

Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями,
которые демонстрируется несколько раз. Прием подражания действиям
животных или явлениям природы и общественной жизни очень помогает при
обучении детей физическим упражнениям. Подражая, например, действиям
зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на
фитболах. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много
раз повторять одно и то же движение, способствуют закреплению
двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.
Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения и
разнообразить занятие. Звуковые ориентиры применяются для освоения
ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как сигнал для
начала и окончания действия, для эмоционального подъема. В качестве
звуковых ориентиров используются музыкальное сопровождение на
фортепиано или аудиозапись, удары в бубен, хлопки в ладоши и пр.
Индивидуальная помощь при обучении физическим упражнениям
используется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных
мышечных ощущений, создания уверенности, успеха. Многие физические
упражнения имеют условные названия, которые отражают характер движения,
например: «Боксер», «Перекат»
В среднем и старшем возрасте с расширением двигательного опыта
детей увеличивается роль словесных приемов без сопровождения показом,
используются более сложные наглядные пособия для уточнения построения в
виде схемы или фотографии. Сюжетный рассказ используется для
возбуждения у детей интереса к занятиям, желания ознакомиться с техникой
их выполнения. Например, воспитатель рассказывает сказку «Колобок», а
дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются
также стихи, считалки, загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей,
способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о
технике физических упражнений. С целью закрепления двигательных
навыков упражнения на фитболе следует проводить в игровой и
соревновательной формах. В результате возникает особый физиологический
и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм,
способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и
психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к
физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность,
благородство и т. д.) Занимающиеся с фитболами должны находиться на
расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. При
выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на
фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью
фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны для
каждого ребенка.
2.5. Перспективный план обучения упражнениям на фитболе.
1 год обучения.

Содержание упражнений средней группы.
Основные
Рекомендуемые упражнения
задачи
Сентябрь Научить
-« Покачаемся» самостоятельно покачиваться на
Октябрь сохранению фитболе с опробованием установки: пятки давят на
Ноябрь правильной
пол, спина прямая, через затылок, позвоночник и
осанки при
фитбол как бы проходитстержень;
выполнении -«Разминка для боксера» в среднем темпе
упражнений выполнять движения руками: в стороны — вверх —
длярук и ног в вперед — вниз. Выполнять прямыми руками
сочетании с
круговое вращение в лучезапястных,локтевых и
покачиваниями плечевых суставах.
на фитболе.
«Качели» и.п.: сидя на фитболе. Выполнить:
ходьбу на месте, не отрывая носков;ходьбу, высоко
поднимая колени;
Подвижные игры»
Декабрь Научить
-«Веселые ножки» поочередно выставлять ноги на
Январь сохранению пятку вперед в сторону, руки нафитболе;
Февраль правильной
- «Веселые ножки» поочередно выставлять ноги
вперед, в сторону, на носок;
осанки и
-«Веселые ручки» то же упражнение с различными
тренировка
равновесия и положениями рук: одна вперед,другая вверх; одна за
координации. голову, другая в сторону.
-«Наклоны» наклоняться вперед, ноги врозь;
-«Достань носок» наклониться вперед к
выставленной ноге вперед с различными
положениями рук;
Обучить
Март
«Наклоны» и.п:. сидя на фитболе, ноги на
Апрель ребенка
полу. Наклоняться в стороны: руки напоясе, руки за
упражнениям головой, руки в стороны;
Май
насохранение наклоняться к выставленной в сторону ноге с
равновесия с различными положениями рук; «Пошагаем» и.п:. сидя на фитболе. В медленном
темпе сделать несколько шагов вперед и лечь
спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между
голенью и бедром, пятки
Месяцы

различными должны быть на полу, руки придерживают фитбол
положениями сбоку. Переступая ногами, вернуться ви.п.;
нафитболе.
-«Переход» и.п:. лежа на фитболе, руки в упоре на
полу. Сделать несколько шаговруками вперед и назад.
Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии;
-«Выше ноги» и.п:. лежа на животе на фитболе,
ноги полусогнуты в стартовом положении на полу.
Согнуть руки в локтях, ладонями вперед
(«крылышки»). Голову неподнимать;
-«Махи ногами» и.п: лежа на животе на
фитболе, руки на полу, ноги в стартовом
положении. Поочередно поднимать ноги до
горизонтали, руки должны быть согнуты,плечи
— над кистями;
- «Кит» и.п: то же. Поднимать поочередно ноги,
сгибая в коленях;
- «Вверх ногу» и.п: лежа на спине на полу,
прямые ноги на фитболе. Выполнять
поочередно махи прямой ногой вверх;
- «Лесенка» и.п: лежа на спине, на
полу, руки вдоль туловища, ноги стопами
опираются на фитбол. Поочередные махи
согнутой ногой;
- выполнить два предыдущих упражнения из и.п.
руки за голову.
- «Покачаемся» и.п: сидя на полу с согнутыми
ногами боком к фитболу. Облокотитьсяна фитбол,
придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины,
положить голову на фитбол и в таком положении
покачаться;
- «Наклоны» и.п: сидя на полу спиной к
фитболу, придерживая его сзади руками.
Расслабить мышцы шеи и спины, положить
голову на фитбол и покачиваться влево- вправо.
-Подвижные игры. (см.Приложение)
1. год обучения.
Содержание упражнений старшей группы.
Месяцы
Основные
Рекомендуемые упражнения
задачи

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Научить выполнению
комплекса ОРУ с
использованием
фитбола в едином для
всей группы темпе.

-«Крылышки» и.п:. лежа на животе на
фитболе, ноги полусогнуты в
стартовомположении на полу. Согнуть
руки в локтях, ладонями вперед
«Махи ногами»- и.п: лежа на животе
на фитболе, руки на полу, ноги в
стартовомположении. Поочередно
поднимать ноги до горизонтали.
и.п: то же. Поднимать поочередно
ноги, сгибая в коленях;
и.п: лежа на спине на полу,
прямые ноги на фитболе. Выполнять
поочередномахи прямой ногой вверх;
и.п: лежа на спине, на полу, руки
вдоль туловища, ноги стопами
опираются нафитбол. Поочередные
махи согнутой ногой;
Декабрь ЯнварьНаучить выполнению -«Растяжка» и.п: стоя в упоре на одном
Февраль
упражнений на
колене боком к мячу, другая нога
растягивание с
выпрямлена и опирается на мяч
использованием
ступней. Выполнять медленные
фитбола.
пружинистыепокачивания;
-«Каток» и.п: стоя на одном колене
спиной к фитболу, другое колено — на
мяче,руки на полу. Выполнить
несколько пружинистых движений
назад;
-Подвижные игры
Март Апрель Научить выполнению -«Наклоны» и.п: сидя на полу с
Май
упражнений в
согнутыми ногами боком к фитболу.
расслаблении мышцна Облокотитьсяна фитбол, придерживая
фитболе
руками, расслабить мышцы шеи,
спины, положить голову на фитбол и в
таком положении покачаться;
- и.п: сидя на полу спиной к фитболу,
придерживая его сзади руками.
Расслабитьмышцы шеи и спины,
положить голову на фитбол и
покачиваться влево-вправо.
Повторение изученного. Подвижные
игры. (см.Приложение)
2. год обучения.
Содержание упражнений подготовительной группы.
Месяцы Основные задачи Рекомендуемые упражнения

Сентябрь Совершенствовать-«Махи» и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги
на фитболе. Выполнять
поочередно махи прямой ногой вверх;
Октябрь качество
- и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль
Ноябрь выполнения
туловища, ноги стопами опираются нафитбол.
упражнений в
Поочередные махи согнутой ногой;
равновесии.
-упражнения ранее разученные.
Декабрь Совершенствовать«Прокати» и.п.: в упоре лежа на животе на
Январь технику
фитболе. Сгибая ноги, прокатитьфитбол к груди;
«Поворот» и.п.: лежа на животе на фитболе.
Февраль выполнения
Перевернуться на спину;
упражнений с
«Прокатись» и.п.: стоя правым боком к
фитболом.
фитболу. Шаг правой ногой черезфитбол, прокат
на фитболе; затем приставить левую ногу.
-«Наклоны» сидя на мяче : наклоняться вперед,
ноги врозь;
-«Мостик» лежа на фитболе спиной, руки и ноги
в упоре на полу;
Март
Совершенствовать«Наклонись»-и.п.: сидя на фитболе, ноги вместе.
Апрель технику
Небольшой наклон влево, прокатвправо на
Май
выполнения
фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат
упражнений в
влево на фитболе;
разных исходных «Повороты»и.п.: лежа на животе на
положениях.
фитболе, в упоре на полу. Повороты встороны;
точка контакта с фитболом постепенно удаляется
от опоры на пол;
-то же упражнение с опорой на фитбол одной
ногой;
«Подкати» и.п.: лежа на спине, на полу,
ноги на фитболе. Поднимая таз от пола,сгибая
ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в
и.п.;
-(Различные упражнения из приложения)
Подвижные игры.( см. Приложение)
2.6. Уровни освоения программы
Уровни освоения программы в средней группе
Высокий уровень. Проявляет интерес к новым упражнениям. Может
контролировать действия других. Сохраняется длительное устойчивое
равновесие. Следит за осанкой.
Средний уровень. Самостоятельно правильно выполняет упражнения с
фитболом по предварительному показу инструктора. Активно осваивает
новые упражнения. Соблюдает правила игры. Замечает ошибки выполнения
упражнений на фитболе. Равновесие на фитболе сохранятся.
Низкий уровень. Допускает ошибки при выполнении упражнений на

фитболе. Плохо сохраняет равновесие на фитболе. Выполняет упражнения
по показу инструктора. Нарушает правила в подвижных играх на фитболе.
Уровни освоения программы в старшей группе
Высокий уровень. Уверенно, с хорошей амплитудой выполняет упражнения.
Способен самостоятельно организовать игру. Самооценивает и контролирует
других детей.
Средний уровень. Без усилий выполняет упражнения. Может замечать свои
ошибки в технике выполнений. Самостоятельно игры не организовывает.
Низкий уровень. Не замечает ошибок в технике выполнения. С интересом
включается в игру, но нарушает правила в подвижных играх. Интерес к
освоению новых упражнений неустойчив.
Уровни освоения программы в подготовительной группе.
Низкий уровень. Слабо контролирует технику выполнения. Допускает
нарушения в играх. Без усилия и интереса осваивает новые упражнения.
Средний уровень. Устойчивое равновесие сохранят. Оценивает выполнение
упражнений другими детьми, проявляет интерес к новым упражнениям.
Высокий уровень. Самостоятельно организовывает игру. Равновесие
устойчивое. Упражнения выполняет с хорошей амплитудой, выразительно.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация образовательной деятельности по фитболгимнастике
Цикл занятий по обучению дошкольников фитбол-гимнастике
включает в себя: для детей 4-7 лет 31 занятие в год(1 раз в неделю).
Образовательная нагрузка в группе распределяется следующим,
образом
Кол-во
Продолжительность
занятий в Кол-во занятий в год
Возрастная группа
занятий
месяц
Средняя группа 4-5 лет
20 минут
4
31
Старшая группа 5-6 лет
25 минут
4
31
Подготовительная
30минут
4
31
группа 6-7 лет
Занятия фитбол-гимнастика проходят в спортзале во второй половине
дня.
По структуре любое занятие фитбол-гимнастики делится на три части:
подготовительную, основную изаключительную.
Подготовительная часть. Построение занимающихся, выполнение
различных общеразвивающих и подготовительных упражнений, знакомство с
подвижными играми.
Основная часть. Изучение нового материала, закрепление и
совершенствование ранее приобретенных навыков. Заключительная часть.
Снижение физической и эмоциональной нагрузки., подведение итогов
занятий.
Для организации работы по программе необходимо создать следующие
условия: -физкультурно-музыкальный зал;
-фитбол-мячи, магнитофон, подборка музыки;
-разработать конспекты занятий, совместной деятельности;
-совместное с воспитателем проведение (для соблюдения техники
безопасности);
-привлечение родителей;
Методическое обеспечение программы:
-разработка картотеки игр с фитболами;
-составление карточек - схем с изображением упражнений на фитболе;
-разработка сценариев развлечений и соревнований;
-участие в конкурсах;
Программа создает условия для оздоровления дошкольников
посредством занятий фитбол - гимнастикой, которая формирует
двигательную сферу ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих
правильную осанку; способности удерживать равновесие, развивает
физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость. Данная

программа может осуществляться в рамках педагогической системы
дошкольных групп МАДОУ «Аленушка», рассчитана на 3 года.Возраст детей
от 4 лет (2 младшая группа) до 7 лет (подготовительная к школе группа).
Для организации работы по программе необходимо создать следующие
условия:
-физкультурно-музыкальный зал;
-фитбол-мячи, магнитофон, подборка музыки;
-разработать конспекты занятий, совместной деятельности;
-совместное с воспитателем проведение (для соблюдения техники
безопасности);
-привлечение родителей; Методическое обеспечение программы:
-разработка картотеки игр с фитболами;
-составление карточек - схем с изображением упражнений на фитболе;
-разработка сценариев развлечений и соревнований;
-участие в конкурсах;
3.2. Материально-технические условия.
Спортзал расположен в основном здании учреждения на первом этаже,
зал проходной, длина зала - 13 метров, ширина - 5 метров. В зале имеется:
встроенная шведская стенка, 3 деревянные скамейки, мячи фитболы с
ручками Д=60 -10 шт., Д=70 - 2, мяч массажный Д=60 - 2 шт.,мяч гимнаст
Д=50 -1 шт., мячи Д=20 - 30 шт., коврики для занятий -15 шт., компьютер с
колонками, музыкальные композиции, массажные дорожки -10 шт.
Для организации работы по программе необходимо создать следующие
условия:
-физкультурно-музыкальный зал;
-фитбол-мячи, магнитофон, подборка музыки;
-разработать конспекты занятий, совместной деятельности;
-совместное с воспитателем проведение (для соблюдения техники
безопасности);
-привлечение родителей; Методическое обеспечение программы:
-разработка картотеки игр с фитболами;
-составление карточек - схем с изображением упражнений на фитболе;
-разработка сценариев развлечений и соревнований;
-участие в конкурсах;
3.3. Уровни освоения программы
Уровни освоения программы в средней группе
Высокий уровень. Проявляет интерес к новым упражнениям. Может
контролировать действия других. Сохраняется длительное устойчивое
равновесие. Следит за осанкой.
Средний уровень. Самостоятельно правильно выполняет упражнения с
фитболом по предварительному показу инструктора. Активно осваивает
новые упражнения. Соблюдает правила игры. Замечает ошибки выполнения

упражнений нафитболе. Равновесие на фитболе сохранятся.
Низкий уровень. Допускает ошибки при выполнении упражнений на
фитболе. Плохо сохраняет равновесие на фитболе.
Выполняет упражнения по показу инструктора. Нарушает правила в
подвижных играх на фитболе.
Уровни освоения программы в старшей группе
Высокий уровень. Уверенно, с хорошей амплитудой выполняет
упражнения. Способен самостоятельно организовать игру. Самооценивает и
контролирует других детей.
Средний уровень. Без усилий выполняет упражнения. Может замечать
свои ошибки в технике выполнений.
Самостоятельно игры не организовывает.
Низкий уровень. Не замечает ошибок в технике выполнения. С
интересом включается в игру, но нарушает правила в
подвижных играх. Интерес к освоению новых упражнений неустойчив.
Уровни освоения программы в подготовительной группе.
Низкий уровень. Слабо контролирует технику выполнения. Допускает
нарушения в играх. Без усилия и интересаосваивает новые упражнения.
Средний уровень. Устойчивое равновесие сохранят. Оценивает
выполнение упражнений другими детьми, проявляет интерес к новым
упражнениям.
Высокий уровень. Самостоятельно организовывает игру. Равновесие
устойчивое. Упражнения выполняет с хорошейамплитудой, выразительно.

3.4. Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы
Закон РФ «Об образовании»;
Устав МАДОУ;
Программа развития МАДОУ НТГО детский сад «Алёнушка»,
2022-2027 г.г.
Рабочая программа воспитания МАДОУ НТГО детский сад
«Алёнушка» 2021-2026 г.г.;
Основная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования МАДОУ детский сад «Алёнушка»;
САНПИН 3.1./2.4..3598-20 «Санитарно – эпидемиологические
требования к устройству содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфроструктуры»;
САНПИН
1.2.3648-20
«Санитарноэпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи»;

САНПИН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды
обитания».

Список используемой литературы:
1. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения
оздоровительных занятий: Учебно-метод. пос. - М.: Терра- Спорт, Олимпия
Пресс,2001. - 64 с.
2. Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни: Учеб. пос.-Владивосток:
МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, 2001.120 с.
3. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для
дошкольников. - СПб.: Речь, 2002.- 176 с.
4. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. - М.: ТерраСпорт, 2000. - 72 с.
5. Теория и методика физического воспитания /Под общ. ред. Л.П.
Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: ФиС, 1976.Т. 1, с. 85.
6. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей
дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/
Г.В.Каштанова, Е.Г. Мамаева.-2-е изд.,испр. И доп.-М.:АРКТИ,2007.
7. Клубкова Е.Ю. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. -СПб.,
2001.
8. Железняк Н.Ч. занятия на тренажерах в детском саду.-М.:Издательство
«Скрипторий 2003», 2009.

Приложение 1
Требования к проведению занятий и последовательность обучения
упражнениям на фитболах.
На занятиях фитбол - гимнастикой существует ряд определенных правил, без
знаний которых выполнение упражнений на мячах не принесут должного
оздоровительного эффекта.
1. В целях профилактики травматизма, заниматься на фитболе следует на
ковровом покрытии и с дистанцией 1,5 -2 м. друг от друга, в удобной обуви
на нескользящей подошве.
2. Мяч должен быть подобран согласно росту занимающихся. Для детей
диаметр мяча составляет примерно 45 -55 см. Ребенку следует сесть на
надутый мяч и обратить внимание на положение бёдер по отношению к
голени. Угол между ними может быть только 90° или чуть больше. Острый
угол в коленных суставах создаёт дополнительную нагрузку на связки и
ухудшает отток венозной крови. Так, например, для детей 3-5 лет диаметр
мяча составляет 45 см., от 6 до 10 лет- 55 см., для детей, имеющих рост 150 165 см. диаметр мяча равен 65 см.
3. На занятия следует одевать удобную одежду, бе з кнопок, крючков,
молний, а также избегать соприкосновения мяча с острыми и режущими
поверхностями и предметами, для предотвращения опасности повреждения
мяча.
4. Для занятий фитбол- аэробикой мяч накачивают до упругого состояния.
Однако на первых занятиях для большей уверенности занимающихся и
комфортности обучения, а также при специальных упражнениях лечебнопрофилактической направленности следует использовать менее упруго
накачанные мячи.
5. Осанка в седе на мяче должна сохраняться правильной: спина прямая,
подбородок приподнят, живот втянут, плечи развёрнуты, ноги согнуты врозь
(три точки опоры- ноги, таз) стопы параллельны и прижаты к полу, носки
могут быть разведены чуть в стороны, колени направлены на носки, голени в
вертикальном положении, между бедром и голенью угол 90е или чуть
больше. Руки опущены вниз, пальцы придерживают мяч.
6. Необходимо научить ребёнка приёмам самостраховки на занятиях фитбол гимнастики.
7. Упражнения на занятиях должны быть доступными, разнообразными и
интересными. Занимающиеся не должны испытывать чувство физического
дискомфорта или болевых ощущений при их выполнении.
8. При выполнении подскоков на мяче необходимо следить за осанкой детей.
Нельзя совмещать подпрыгивание со сгибанием, скручиванием или
поворотами туловища.
9. Выполняя упражнения лёжа на мяче (на спине или животе),
контролировать, чтобы голова и позвоночник составляли прямую линию и
дыхание не задерживалось.

10. Физическую нагрузку необходимо строго дозировать в соответствии с
возрастными особенностями занимающихся. На занятиях обязательно
осуществлять врачебный и педагогический контроль.
11.Обучение упражнениям должно быть последовательным и постепенным
«от простого к сложному». На первых занятиях следует придерживаться
определенной последовательности (этапам) решения образовательных задач
12.При выполнении упражнений и следует строго придерживаться техники
их выполнения. В комплексы упражнений не включать запрещенные
элементы. К ним относятся: круговые движения головой, наклоны головы
назад, резкие скручивающие движения, отрывание таза от мяча во время
выполнения пружинных движений на нем, опора о мяч руками при
некоторых ОРУ и различных переходах из одних исходных положений в
другие и др .
13.Мячи хранятся в специально установленном месте, вдали от источников
тепла (батарей) и воздействия прямых солнечных лучей.

Приложение 2
Игры с фитболами для детей дошкольного возраста.
1. «Догони мяч» в исходных положениях сидя на коленях, стоя прокатывать
мяч вперед на «Раз, два, три», бежать за мячом когда все дети прокатят
мяч.
2. «Попади мячом в цель» прокатывать или бросать мяч в горизонтальную
цель.
3. «Докати мяч» катить мяч до цели ногами или руками.
4. «Толкай ладонями» -толкать мяч в исходном положении стоя, стоя на
коленях, стоя на четвереньках.
5. «Толкай развернутой ступней» толкать мяч вперед ногой.
6. «Бусины». В исходном положении сидя на мяче собраться в круг. По
сигналу «Рассыпались» дети расходятся в разные стороны. По сигналу
«Бусы» собраться в круг.
7. «Сбор урожая». Все участники сидят на фитболах. Водящий-«Садовник»
ловит детей –«Собирает яблоки», задевая их рукой. Пойманные дети
садятся на скамейку.
8. «Лохматый пес». Все подобного типа игры проходят сидя на фитболе.
9. «Замри». Прыжки друг за другом с остановкой по сигналу.
10.«Смена направления» Прыжки друг за другом со сменой направления по
сигналу.
11.«Пятнашки сидя» - сидя на фитболе, играющие передвигаются по залу
бегом, водящий пятнает ближайшего игрока, который становится
водящим.
12.«Пятнашки в беге» - условия игры те же, но играющие передвигаются по
залу бегом, перекатывая фитбол руками.
13.«Пятнашки мячом» - водящий с фитболом, остальные дети без мячей
убегают от водящего в любом направлении. Водящий не может запятнать
убегающего игрока, если тот принимает положение седа на полу.
14.«Третий лишний» - играющие, сидя на мячах, располагаются по кругу;
на одном мяче сидит одновременно два игрока. По команде преподавателя
один из играющих без мяча догоняет другого играющего без мяча за
кругом. Убегающий занимает место у любого мяча, при этом третий игрок
становится «лишним» и убегает от догоняющего.
15.«Тоннель» - игроки делятся на пары, сидя на фитболе напротив друг
друга, поднимают руки вверх и соединяют их, образуя тоннель. Последняя
пара проходит через тоннель, прокатывая впереди свой мяч, и становятся
первой парой. Так по очереди через тоннель должны пройти все пары.
16.«Бой петухов» - два играющих сидят на фитболах напротив друг друга.
Цель игры – столкнуть соперника с мяча.
17.Зайцы и волк Мячи врассыпную разбросаны по залу. Дети — «зайцы»
скачут на двух ногах по залу, воспитатель при этом приговаривает
следующие слова: Зайцы скачут: скок, скок, скок На зеленый на лужок,
Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают: Не идет ли
волк?Воспитатель кричит: «Волк!» Все зайцы должны быстро спрятаться

за свой домик-мяч.
18.Бармалей и куклы Злодей Бармалей хочет поймать множество кукол для
своего театра. Все дети — «куклы» живут в своих домиках (сидят на
своих мячах). Между домиками ходит Бармалей. Куклы дразнят Бармалея,
перебегают из домика в домик со словами:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну попробуй нас поймать.
Задача Бармалея — поймать озорных кукол.
19.Дракон кусает хвост Дети становятся друг за другом и крепко держатся
за впередистоящего ребенка. В руках первого ребенка мяч-«голова
дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать свой
«хвост», дотронувшись до него мячом. Важно, чтобы «тело дракона» при
этом не разорвалось. Игра проходит гораздо интереснее, если в ней
участвуют две команды, то есть «два дракона».
20.Найди свой мяч. Играют две команды: одна сидит на мячах, другая стоит
у нее за спиной. По сигналу сидящие дети встают, с закрытыми глазами
делают 6—8 шагов от мяча, поворачиваются 3 раза вокруг своей оси. В
это время стоящие дети передают мячи из рук в руки между собой. По
сигналу «Стоп!» дети первой команды открывают глаза и как можно
быстрее пытаются отыскать свой мяч и сесть на него.
21.Пингвины на льдине Дети -«пингвины» бегают свободно по залу. Мячи«льдины» в произвольном порядке разбросаны на полу. Водящий ребенок«охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин»
забрался на «льдину», то есть сидит на мяче, не касаясь при этом пола
ногами, ловить его не разрешается.
22.Не пропусти мяч Дети стоят по кругу, держась руками за плечи, образуя
глухую стену. В центре этого круга водящий с мячом. Задача водящего —
выбить мяч из круга. На эти слова все «комарики» должны сесть на свои
мячи. Другой ребенок-«лягушка» выскакивает из-за своей кочки и
пытается поймать «комариков».
23.Утки и собачка Игра проводится как и предыдущая. Дети, имитируя
уток, подходят к «собаке», которая лежит у себя в конуре. Воспитатель
вместе с детьми говорит: Ты, собачка, не лай, Наших уток не пугай. Утки
наши белые Без того несмелые. При этом непослушная «собачка»
выскакивает и догоняет уток, которые убегают на свои мячи и садятся на
них.
24.Тучи и солнышко Воспитатель выбирает мяч-«солнышко», а все
остальные — мячи-«тучки». Игра средней подвижности, проходит в
спокойном темпе. Все дети врассыпную спокойно ходят по залу и катают
перед собой мячи. Воспитатель говорит следующие слова: «Тучи по небу
ходили, красно солнышко ловили». Дети отвечают хором: «А мы
солнышко догоним, а мы красное поймаем».
«Солнышко» останавливается и говорит: «А я тучек не боюсь! Я от серых
увернусь!» После этих слов «солнышко» пытается вместе со своим мячом

«укатиться за горизонт», «тучки» должны своими мячами сбить «солнышко»
и не дать ему спрятаться.
25.Утки и охотник
Двумя полосками на полу обозначается с одной стороны «озеро», с другой
«камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети-«утки» в положении на
четвереньках толкают мяч головой до «камышей». Воспитатель при этом
говорит следующие слова:
Ну-ка, утки,
Кто быстрей
Доплывет до камышей?
Самой ловкой
За победу
Сладкое дадут к обеду.
После того, как ведущий проговорит все слова, «охотник» может сбивать
«уток» своим мячом. Награждается та «утка», которая благополучно
добралась до «камышей».
26.Лиса и тушканчики
Выбирается один ребенок-«лиса», задача которого — переловить всех других
детей-«тушканчиков». Воспитатель объявляет: «День!», и тогда все
«тушканчики» прыгают на своих мячах по всему залу, кто куда хочет. Как
только звучит команда «Ночь!» — все «тушканчики» замирают, приняв ту
позу, в которой их застала команда. «Лиса» может съесть любого, кто
шевелится.
27.Лошадка, ослик и подкова
Дети сидят на своих мячах и покачиваются в такт словам. Первые две
строчки ведущий идет по кругу, а на слове «ножку» дотрагивается до
ближнего ребенка, который будет «осликом». На остальные слова «ослик»
скачет за спинами детей, держа мяч-«подкову» над головой. С последним
словом «ослик» останавливается между двумя играющими, которые бегут за
спинами детей, кто быстрее схватит подкову.
Звонкою подковкой
Подковали ножку.
Выбежал с обновкой
Ослик на дорожку.
Новою подковкой
Звонко ударял
И свою подковку
Где-то потерял.
28.Цапля и лягушки
Длинной веревкой посреди зала обозначается болото. В нем живет «цапля».
Другие дети группы — «лягушки» прыгают на мячах по болоту и говорят:
Мы веселые лягушки,
Мы зеленые квакушки,
Громко квакаем с утра:
Ква-ква-ква,

Да ква, ква, ква!
«Лягушки» останавливаются, замирают и внимательно слушают слова цапли,
которая ходит вокруг болота, высоко поднимая ноги, и говорит:
По болоту я шагаю,
И лягушек я хватаю.
Целиком я их глотаю.
Вот они, лягушки,
Зеленые квакушки.
Берегитесь, я иду,
Я вас всех переловлю.
После этих слов «цапля» должна поймать как можно больше прыгающих
лягушек.
29.Угадай, кто сидит на мяче
Дети стоят в кругу. Ведущий с закрытыми глазами находится в центре круга.
Играющие перекатывают мяч за спинами, при этом считая до десяти.
Ребенок, который получил мяч на счет «десять», быстро садится на него.
Ведущий пытается отгадать по форме рук и голосу, кто сидит на мяче.
Ведущий. Ну-ка, руки покажи, мячик у тебя, скажи?
Играющий ребенок(по возможности изменив голос). Ты глаза не открывай, а
по слуху отгадай. Кто я?
30.Успей передать
Дети стоят по кругу и по команде начинают передавать мяч из рук в руки. По
команде «Стоп!» мяч останавливается на каких-либо двух играющих.
Остальные дети хором кричат: «Раз, два, три — беги!». Один ребенок бежит
вправо за кругом играющих, другой влево; считается выигравшим тот, кто
быстрее вернется к мячу.
31.Быстрая гусеница
Играют две команды детей. Каждая команда — это «гусеница», где все
участники соединяются друг с другом с помощью мячей, которые они
удерживают между собой туловищем. По команде, кто быстрее доберется до
финиша, дети начинают движение гусеницы. Выигрывает самая быстрая
команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч.
32. Бездомный заяц
Мячи врассыпную лежат по залу на один меньше, чем количество игроков в
зале. Все дети: «зайцы» бегают по залу. По команде воспитателя «Все в
дом!» — дети садятся на любой из мячей. «Бездомным зайцем» является тот
ребенок, который не занял мяч. Он выбывает из игры. В каждой
последующей игре количество мячей сокращается на один.
33.Противоположные движения
Упражнение на концентрацию внимания. А) Дети становятся в две шеренги
друг против друга одновременно под музыку на начало каждого такта
исполняют два противоположных движения. Одна шеренга делает
приседание за мяч и выпрямление подъемом на носки, а другая, наоборот,
выпрямление с подъемом на носки и приседание за мяч.
Б) То же заранее, выполняется сидя на мячах. Одна шеренга делает хлопок

над головой и хлопок по бедрам, а другая, наоборот, по бедрам и над
головой.
34. «Стоп, хоп. Раз»
Так же игра на концентрацию внимания. Дети иду по кругу друг за другом,
отбивая мяч от пола. На сигнал «Стоп» останавливаются и стоят в течение 3
сек, затем 5, 10 сек. На сигнал «Хоп» — двигаются поскоком, мяч держа
перед собой, а когда звучит «Раз» поворачиваются вокруг своего мяча и
продолжаю движение в первоначальном направлении. Из игры выходит тот,
кто ошибается и кто шевелится на фитболе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».