ПРИНЯТО Педагогическим Советом МАДОУ детский сад «Аленушка» Протокол № 1 от «30» августа 2023г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ детский сад «Аленушка» Л.В.Спехова Приказ № 210к от «30» августа 2023г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» 624221 Свердловская область, г. Нижняя Тура, ул. Скорынины 9, тел. (34342) 2-35-22, сайт: http://alenushka.tvoysadik.ru/info/2024 e-mail: alenushka-mbdou@bk.ru Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 3-5 лет «Веселая нотка» Разработчик: Музыкальный руководитель высшей категории Лозовая Нелли Александровна Нижняя Тура 2023г. Оглавление 1. Целевой раздел .................................................................................................. 3 1.1. Пояснительная записка .............................................................................. 3 1.2. Направленность дополнительной образовательной программы, её актуальность и педагогическая целесообразность ........................................... 3 1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы ............... 4 1.4. Характеристики, значимые для реализации Программы ....................... 5 2. Содержательный раздел ................................................................................... 6 2.1. Объём Программы ...................................................................................... 6 2.2. Содержание дополнительной образовательной программы .................. 6 2.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы ....... 7 2.4. Формы и режим занятий ............................................................................ 7 2.5. Планируемые результаты обучения ......................................................... 7 2.6. Мониторинг и система оценки качества знаний ..................................... 8 2.7. Тематическое планирование...................................................................... 8 2.7.1. Тематическое планирование по развитию певческих навыков у детей 3-4 лет ...................................................................................................... 8 2.7.2. Тематическое планирование по развитию певческих навыков у детей 4-5 лет ...................................................................................................... 8 2.8. Учебный план работы ............................................................................... 8 2.9. Календарный учебный график .................................................................. 9 2.10. Календарно-тематическое планирование .............................................. 10 2.10.1. Календарно – тематическое планирование по обучению детей 3-4 лет певческим навыкам .................................................................................. 10 2.10.2. Календарно-тематическое планирование по развитию певческих навыков у детей 4-5 лет .................................................................................. 11 2.11. Разделы Программы ................................................................................. 12 3. Организационный раздел ............................................................................... 16 3.1. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды ................................................................................... 16 3.2. Методические условия реализации дополнительной образовательной программы .......................................................................................................... 16 3.3. Учебно – методическое обеспечение ..................................................... 17 3.4. Кадровые условия ....................................................................................... 17 3.5. Информационное обеспечение................................................................ 18 Приложение №1 .................................................................................................... 19 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Веселая нотка» разработана на основе образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МАДОУ д\с «Аленушка» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО). Содержание Программы включает дополнительное образование детей дошкольного возраста по реализации образовательной области художественно – эстетическое развитие и обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка. Программа направлена на развитие вокальных способностей детей, формирование эстетического вкуса, улучшение физического развития и эмоционального состояния детей, их творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа «Веселая нотка» направлена на обучение вокалу детей от трех до пяти лет и рассчитана на 2 года обучения. Новизна программы вокальной студии заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно-ориентированные и игровые технологии. Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Программа разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Камертон» Э.П.Костиной. 1.2. Направленность дополнительной образовательной программы, её актуальность и педагогическая целесообразность Данная программа актуальна. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению певческими навыками является особенно актуальной. В последнее десятилетие растёт число детей со слабыми музыкальными данными, или вовсе без них. Пение для ребёнка представляет собой трудность: это и застенчивость, неумение формировать гласные, правильно брать дыхание, чтобы хватило на целую фразу. И дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения пению такие дети испытывают значительные затруднения, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонения в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость обучения детей правильному и красивому пению в детском саду очевидна сегодня для всех. Наконец, пение – прекрасное занятие, отвлекающее ребенка от шалости и скуки и дарящее его родителям свободное время. Тенденция к снижению возрастных рамок начало обучения детей пению имеют вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки эстетически развитого ребёнка, умеющего петь. Кроме этого, существует спрос родителей на обучение пению детей до школы. Теория и практика вокальной работы убедительно доказывают, что развитие певческих навыков положительно влияет на становление всей артикуляционной системы в целом. Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников пению в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребёнка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения пению детей трех – семи лет в дошкольном образовательном учреждении дополнительного образования детей является актуальным. Для программы характерна достаточно высокая степень научности. Основу дополнительной образовательной программы «Веселая нотка» составляют: общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Исследования психологов, педагогов ( Н.А. Венгер, С.В. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению, в том числе к обучению пения, так как их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. 1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы Цель программы – формирование эстетической культуры дошкольника, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен, становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции. Задачи: Образовательные: Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной. Обучить детей вокальным навыкам. Воспитательные: Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; Привить навыки сценического поведения. Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала. Развивающие: Развить музыкально-эстетический вкус. Развить музыкальные способности детей. 1.4. Характеристики, значимые для реализации Программы Характеристика возрастных возможностей певческих навыков детей от 3 до 5 лет используют различные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, смешанное); мелодии песен исполняют в медленном и среднем темпе; певческая дикция, в основном, нечеткая и неясная; отсутствие отдельных звуков в речи; не могут следить за чистотой певческой интонации; поют мелодию не всегда верно; отмечается неуверенность, зажатость и робость при исполнении песен на аудитории. 2. Содержательный раздел 2.1. Объём Программы Объём дополнительной образовательной программы «Веселая нотка» обусловлен комплексым взаимодействием блоков программы, где присутствует единый игровой сюжет. В программу включены два неразрывно связанных между собой блока: 1. «Развитие голосового аппарата и обучение певческому дыханию». 2. «Развитие вокальных навыков». 2.2. Содержание дополнительной образовательной программы В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). Возрастные особенности детей позволяют включать в работу студии два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства: - песни хором в унисон; - хоровыми группами (дуэт, трио и т.д); - тембровыми подгруппами; - при включении в хор солистов; - пение под фонограмму; - пение по нотам. Программа включает выполнение следующих модулей: 1. Музыкальная подготовка (развитие музыкального слуха, развитие музыкальной памяти, развитие чувства ритма) 2. Вокальная работа (прослушивание голосов, певческая установка, дыхание, распевание, дикция, работа над репертуаром) Структура занятия включает: 1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата. 2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (в это время проводится физминутка). 3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками. 4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. Музыкальная игра. Основное назначение программы «Веселая нотка»: Программа направлена на развитие вокальных способностей детей, формирование эстетического вкуса, улучшение физического развития и эмоционального состояния детей, их творческих способностей, исполнительского мастерства. Деление содержания программы «Веселая нотка» условно и зависит: 1. От возраста, с которого начата работа по данной программе. 2. От состояния психического развития ребёнка. Для успешной реализации программы необходимо: - проводить с детьми дополнительные музыкальные игры и упражнения: «Я шагаю вверх», в которой дети учатся понимать звуковысотность, «Нотки поменялись местами», способствующая развитию музыкального слуха, «Кто внимательный», закрепляющая умение различать высокие и низкие звуки. Заучивание песенного текста способствует слуховой памяти. Сроки реализации дополнительной образовательной программы Курс обучения рассчитан на 2 года. 2.3. 2.4. Формы и режим занятий Основной формой работы с детьми являются занятия. Режим занятий: с октября по май, 1 раз в неделю. Начало занятий вторая половина дня не ранее 15.00 часов. Оптимальная наполняемость группы: 9 детей Набор в группу проводится в начале учебного года на свободной основе. 2.5. Планируемые результаты обучения В результате освоения Программы воспитанники: Имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству; - поют естественным голосом, протяжно; умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы, чисто интонируют; - различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное; точно воспроизводят и передают ритмический рисунок; - умеют контролировать слухом качество пения; - выработана певческая установка; - могут петь без музыкального сопровождения; внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов; - могут петь без помощи руководителя; - проявляют активность в песенном творчестве; - поют дружно, не отставая и не опережая друг друга. 2.6. Мониторинг и система оценки качества знаний Педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга включающего следующие этапы: первичный и итоговый. 2.7. Тематическое планирование 2.7.1. Тематическое планирование по развитию певческих навыков у детей 3-4 лет - Понятие о дыхании. Упражнения. - Пение учебно-тренировочного материала. Распевание - Формирование певческого дыхания 2.7.2. Тематическое планирование по развитию певческих навыков у детей 4-5 лет - Формирование вокально-фонационных навыков - Формирование певческой артикуляции - Формирование звуковысотного интонирования 2.8. Учебный план работы В учебном плане предусмотрено 33 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю по 15/20 минут. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Модули № 3 – 4 года кол – во часов 4 – 5 лет кол – во часов (содержание) Вводное занятие теория практика теория практика Музыкальная подготовка 1. Развитие музыкального слуха 2. Развитие музыкальной памяти 3. Развитие чувства ритма Вокальная работа 1. Прослушивание 4 4 4 4 3 3 2 2 2. 3. 4. 5. голосов Певческая установка. Дыхание Распевание Дикция Работа над репертуаром ИТОГО: 2 4 2 4 2 2 4 4 2 2 4 4 2 5 2 5 8 30 8 30 38 38 2.9. Календарный учебный график Календарный учебный график разработан в соответствии нормативно - правовыми документами: Законом «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, Уставом Учреждения, требованиями СанПиН и основной образовательной программы ДОУ. Образовательный период осуществляется с 01 октября по 31 мая. Количество полных недель на реализацию программы дополнительного образования в группах с 3 до 5 лет составляет 33 недели. Мониторинг осуществляется на основе анализа достижения детьми планируемых результатов освоения программы: мониторинг – с 01 по 12 сентября итоговый мониторинг – с 18 по 31 мая Мониторинг достижения детьми планируемых результатов проводится без прекращения образовательного процесса. Содержание Возрастные группы младшая средняя Количество групп 1 1 Начало учебного года 1.09.2023 1.09.2023 Окончание учебного 31.05.2024 31.05.2024 года Период каникул 31.12.2023-08.01.2024 31.12.2023-08.01.2024 Продолжительность 38 недель 38 недель учебного года 1 полугодие 17 недель 17 недель 2 полугодие 21 неделя 21 неделя 1 1 Количество занятий по вокалу Длительность занятия 15 минут 20 минут по вокалу Объем недельной дополнительной образовательной нагрузки по вокалу 15 минут 20 минут 2.10. Календарно-тематическое планирование 2.10.1. Календарно – тематическое планирование по обучению детей 3-4 лет певческим навыкам Месяц Задачи Сентябрь Укрепление мягкого нёба, расслабление дыхательных мышц. Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Укрепление гортани. Репертуар «Поезд» Дети становятся в ряд изображая поезд. Поезд медленно трогается « пх – пх», всё быстрее и быстрее, затем медленно останавливаются. «Вечер» Наступил вечер, насекомые летают по лугу. Все заснули только стрекочет кузнечик, « тртр- тр» ( без голоса), кричит Филин «у-у-уу», кукушка « ку-ку-ку» . Укрепление «Тихий голос» голосовых В центр выходит ребенок у него тихий голос. связок. Все вместе произносят звук «а» -сначала тихо, затем все громче, наконец кричат. Потом по сигналу, все резко замолкают, а тот кто в центре продолжает кричать, пока у него не кончится дыхание. Развитие «Облако» динамического Дети закрывают глаза, произнося звуки, слуха. начинают двигаться по групповой комнате, стараясь по звуку определить местонахождение окружающих и не задеть. Расширять «Воздушный бой» жизненную силу Дети изображают летающих легких. бомбардировщиков «в-в-в-в» , истребителей «и-и-и-и». Бомбардировщики сбрасывают бомбы «в-в-в», взрыв «ч-ч-ч», истребители стреляют из пулемётов « тр-тр-тр», идут на таран «в-в-в-в». Орудия с земли стреляют залпами « кх-кх-кх». Развитие «Лев» голосового аппарата Дети растопырив пальцы (когти) изображают льва, готового к нападению. Сытого и т.д. «Старый трактор» Дети изображают трактор, который вот-вот развалится. «По разному» Объяснить детям понятия «легато», « нон , легато», « стаккато». ОООООООООООООО; О______О;О__________О О…………….О, О………….О. Март Улучшение дикции Апрель Укрепление голосовых связок голосового аппарата, дыхательных мышц. Воспитание «Узнай по интонации» выразительности Каждый ребенок по очереди изображает и мимики больного или сердитого, удивленного или весёлого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Ахах-ах! Ох-ох-ох! Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Май 2.10.2. Календарно-тематическое планирование по развитию певческих навыков у детей 4-5 лет Месяц Задачи: Репертуар Учить детей исполнять песню в умеренном темпе. Упражнять в Сентябрь чистом пропевании малой терции и большой секунды. Брать дыхание между фразами. Октябрь Ноябрь Передавать веселый характер песни, добиваться слаженного пения. Чисто интонировать мелодию в поступенном движении. Учить начинать петь после вступления, петь легким звуком, чисто интонируя мелодию «Манная каша» Л.Абелян «Песенка про мышат» Л.Гусева « Уточки» С.Соснина «Пляска с куклами» Н.И.Нуждиной «Сороконожки» Л.Гусева Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку изобразительного характера, выполнять звукоподражания, правильно исполнять поступенный ход мелодии. Передавать веселый, светлый характер песни. Упражнять в чистом интонировании большой и малой терции вниз и вверх. Воспринимать и передавать в пении веселый. Шуточный характер песни. Исполнять легким звуком в подвижном темпе, замедляя его на последнем куплете. Петь умеренно громко, но не форсируя звук. Сохранять чистоту интонации в пении, правильно передавая ритмический рисунок. Петь с сопровождением и без него. Передавать интонацией доброе отношение к любимому образу, чисто интонировать малую секунду, скачки квинты и сексты. Точно воспроизводить ритмический рисунок. Петь естественным голосом в заданном темпе, пропевать фразы и окончания без обрывов. Вырабатывать напевное звучание. «Песенка про хомячка» Л.Абелян «Шла Лиса» И.Пономарева «Букашка» П.Ермолаева «Как у ворот» р.н.м. наших у «Пришла Весна» Н.Качаева «Тяв-тяв» В.Герчик «Звонкие капельки» Л.Гусева «Танец светлячков» М.Ю.Картушиной «Пастушок» р.н.м. 2.11. Разделы Программы Музыкальная подготовка Тема 1. Развитие музыкального слуха. Содержание занятия. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Форма проведения Практическая, дидактические игры. Тема 2. Развитие музыкальной памяти. Содержание занятия. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с музыкальными инструментами (бубен, ложки). Форма проведения. Практическая, дидактические игры. Тема 3. Развитие чувства ритма. Содержание занятия. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Форма проведения. Практическая, дидактические игры. Вокальная работа Тема 1. Прослушивание голосов. Содержание занятия. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Форма проведения. Индивидуальная работа. Тема 2. Певческая установка. Дыхание. Содержание занятия. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Форма проведения. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая. Тема 3. Распевание. Содержание занятия. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Форма проведения. Фронтальная, практическая, игровая. Тема 4. Дикция. Содержание занятия. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Форма проведения. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность. Тема 5. Работа над репертуаром. Содержание занятия. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Форма проведения. Коллективная. Рабочая программа раздела «Музыкальная подготовка»для детей 34 лет Цель: - ввести детей в мир звуков. Задачи: - способствовать развитию представлений о музыке; --развивать понимание связей между мелодией и текстом. Планируемые результаты: понимают термины «звук», «мелодия». - знают, то такое песня, пение. Содержание раздела: - ознакомление с миром звуков. - различение звуков на слух (высокий, низкий) Форма организации: занятия с использованием музыкальных произведений, игрой на музыкальных инструментах. Рабочая программа раздела «Вокальная работа» для детей 3-4 лет Цель: - учить правильной артикуляции. Задачи: - упражнять в приемах дыхательной гимнастики. - познакомить с распевками на протяжность звуков. Планируемые результаты: - умеют протягивать гласные. - умеют выполнять задания на дыхательную гимнастику. Содержание раздела: ознакомление с гласными звуками. использование в пении правильного вдоха. Форма организации: занятия с использованием элементов фольклора. Рабочая программа раздела «Музыкальная подготовка» для детей 4-5 лет Цель: - ввести детей в мир звуков. Задачи: - иметь представление о композиторах. - способствовать развитию представлений о музыке; --развивать понимание связей между мелодией и текстом. Планируемые результаты: - умеют определять музыкальные произведения по характеру. понимают термины «звук», «мелодия». - знают, то такое песня, пение. Содержание раздела: - ознакомление с миром звуков. - различение звуков на слух (высокий, низкий, средний) Форма организации: занятия с использованием музыкальных произведений, игрой на музыкальных инструментах. Рабочая программа раздела «Вокальная работа» для детей 4-5 лет Цель: - учить чистоте интонации. Задачи: - упражнять в приемах дыхательной гимнастики. - уметь исполнять распевки на протяжность звуков. Планируемые результаты: - умеют протягивать гласные. - умеют выполнять задания на дыхательную гимнастику. - стараются чисто интонировать. Содержание раздела: ознакомление с гласными звуками. использование в пении правильного вдоха. - ознакомление с понятием «дикция» Форма организации: занятия с использованием элементов фольклора, современных авторов. 3. Организационный раздел Особенности организации развивающей предметнопространственной среды Для реализации Программы дополнительного образования «Веселая нотка» созданы условия: - Музыкальный зал для занятий площадью 76,6 кв. метров. - Оборудование: • звуковая аппаратура – музыкальный центр; • электронное пианино; • микрофоны; • мультимедиа аппаратура. Дидактические условия 3.1. 1. Методический материал: * учебно-методическая литература; * система методических разработок по проведению занятий по вокалу; * видео – семинары. 2. Учебно-наглядные пособия: * видеотека исполнения народных, эстрадных, детских песен; * портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами. 3. Музыкальный материал: * нотный материал для занятий дошкольных групп; * аудиотека разнохарактерной музыки для сопровождения занятий. * музыкальные ложки, маракасы, бубны. 4. Костюмы: * концертные костюмы. 5. Оборудованное помещение для хранения концертных костюмов. 3.2. Методические условия реализации дополнительной образовательной программы Занятия с детьми проводятся в музыкальном зале дошкольного образовательного учреждения, который расположен на втором этаже здания. Технические средства обучения: пианино, магнитофон, ноутбук. Наглядные пособия: предметные и сюжетные картинки, фланелеграф, различные виды театров (настольный, пальчиковый, перчаточный), маски-шапочки, дидактические игры- пособия («Поем правильно», «Чей голос?», «Ноткисестрички», «Музыкальная тропинка», «В мире звуков», и др.). 3.3. Учебно – методическое обеспечение 1. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», СПб, 2010. 2. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 3. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 3-4 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.:ТЦ Сфера, 2014. – 80 с. 4. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 4-5 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.:ТЦ Сфера, 2014. – 96 с. 5. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 5-6 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.:ТЦ Сфера, 2014. – 160 с. 6. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 6-7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.:ТЦ Сфера, 2014. – 176 с. 7.Олифирова Л.А. Подружитесь с песенкой: Песни, упражнения, музыкальная сказка для дошкольников и младших школьников. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2010. – 96 с. 8. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 208 с. 9. Русская народная песня для детей. В помощь музыкальным работникам дошкольных образовательных учреждений, учителям пения начальной и средней школы/Сост., аранжировщик и исполнитель музыкальных записей на СD К.Л. Обухова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 64 с. 3.4. Кадровые условия Программу реализует музыкальный руководитель Лозовая Н.А., первая квалификационная категория. Образование: Липецкое музыкальное училище; специальность: руководитель хора, учитель музыки, учитель сольфеджио. Тамбовский филиал Московского государственного института культуры; специальность: руководитель хора. Стаж педагогической работы - 35 лет. Стаж работы в должности – 9 лет. Повышение квалификации: «Оценка результатов профессиональной деятельности аттестующихся работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» 24 часа – 08.02.2023, ИРО Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности: - Благодарственное письмо за активное участие в городском фестивале творчества детей с ограниченными возможностями «Мы все можем» 03.2023г. - Сертификат участника и Диплом 1 степени в XIII Областном фестивале творчества работников образования Свердловской области «ГРАНИ ТАЛАНТА – 22» 3.5. Информационное обеспечение Список рекомендуемой литературы: 1. 3.Е. Железнова, Альбом для обучения пению, Издательский Дом Катанского 2014г. 2. Агарков О.И. Интонирование и слуховой контроль в сольном пении.: СБ.тр. ГМПИ им. Гнесиных., - М., 1975. 3. Баневич С. Песни для детей младшего, среднего и старшего возраста. – Сб., 2004. 4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М, 2000. 5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Сб., 2007. 6. Маркуорт Л. Самоучитель по пению. – М., 2008. 7. Марченко Л. Детские песни о разном.: Выпуск 1,2,3. Изд-во Феникс, 2002. 8. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987. 9. Милькович Е. Систематизированный вокально-педагогический репертуар. – М., Музыка, 2005. 10.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М., 1965. 11.Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002. 12.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972. 13.О. Л. Сафронова Хрестоматия для вокалистов Распевки , Изд. «Планета музыки», Москва, 2014г 14.Пекерская Е.М. Вокальный букварь. – М., 1996г Приложение №1 Оценочные материалы Мониторинг и система оценки планируемых результатов освоения программы Диагностическая карта освоения образовательных областей детьми младшего возраста Средний показате ль по образова тельной области Образова тельная область «Музыка » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 Узнае т знако мые мело дии и разли чает высо ту звуко в (высо кийнизк ий). Вместе с воспита телем подпев ает в песне музыка льные фразы Двигае тся в соответ ствии с характ ером музык и, начина ет движен ие с первы ми звукам и музык и. Умеет выполн ять движен ия: притоп ывать ногой, хлопать в ладоши , повора чивать кисти рук. Называ ет музыка льные инстру менты: погрем ушки, бубен, треугол ьник. Средн ий показа тель Итого по всем показател ям Условные обозначения: если педагог считает, что по данному показателю ребенок освоил материал в полном объеме, пишется «уровень сформирован» Если показатель проявляется не в полной мере – «на стадии формирования» Если, несмотря на специально принятые меры (индивидуальная работа и т.п.), результат оказывается ниже возрастных возможностей – пишется «уровень не сформирован» Диагностическая карта освоения образовательных областей детьми среднего возраста Средний показате ль по образова тельной области Образов ательная область «Музыка » 1 2 Узнает знакомы е мелодии и различае т высоту звуков (высокий ,низкий, средний). Вместе с воспит ателем подпев ает в песне музык альные фразы, предло жения Двигае тся в соотве тствии с характ ером музык и, начин ает движе ние с первы ми звукам и музык и, заканч ивает с послед ними Умеет выпол нять движе ния: притоп ывать ногой, хлопат ьв ладош и, поскак ивать Назыв ает музыка льные инстру менты: погрем ушки, бубен, треуго льник, колоко льчик Средн ий показ атель 3 4 5 6 7 8 9 1 Итого по всем показате лям Условные обозначения: если педагог считает, что по данному показателю ребенок освоил материал в полном объеме, пишется «уровень сформирован» Если показатель проявляется не в полной мере – «на стадии формирования» Если, несмотря на специально принятые меры (индивидуальная работа и т.п.), результат оказывается ниже возрастных возможностей – пишется «уровень не сформирован»