Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» ПРИНЯТА Педагогическим советом МАДОУ детский сад «Алёнушка» Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНА Заведующим МАДОУ д/с «Алёнушка» ________________ Л.В. Спехова Приказ № 210к от «30» августа 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей дошкольного возраста 5-7 года жизни «АБВГДей-ка» на 2023 - 2024 учебный год Учитель-логопед: Шитова Е.С. Нижняя Тура 2023 год Оглавление 1. Целевой раздел ........................................................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка ....................................................................................... 3 1.2. Направленность дополнительной образовательной программы, её актуальность и педагогическая целесообразность .................................................... 3 1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы ........................ 5 1.4. Характеристика контингента воспитанников 5-6 года жизни ........................ 5 1.5. Характеристика контингента воспитанников 6-7 года жизни ........................ 6 2. Содержательный раздел ............................................................................................ 7 2.1. Объём Программы ............................................................................................... 7 2.2. Содержание дополнительной образовательной программы ........................... 7 2.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы .............. 10 2.4. Формы и режим занятий ................................................................................... 10 2.5. Планируемые результаты обучения ................................................................ 10 2.6. Мониторинг и система оценки качества знаний ............................................ 12 2.7. Тематический план ............................................................................................ 12 2.7.1. Тематическое планирование по развитию фонематического восприятия и обучению грамоте (элементы чтения и письмо) в старшей ............................. 12 2.7.2. Тематическое планирование по развитию графомоторных навыков в подготовительной к школе группе ......................................................................... 12 2.8. Учебный план ..................................................................................................... 12 2.9. Календарный учебный график ......................................................................... 13 2.10. Календарно – тематическое планирование по развитию............................... 14 2.11. Рабочие программы разделов ........................................................................... 16 3. Организационный раздел .......................................................................................... 21 3.1. Организационно – педагогические условия ...................................................... 21 3.2. Методические условия реализации дополнительной образовательной программы ................................................................................................................... 21 3.3. Учебно – методическое обеспечение ................................................................. 22 3.4. Кадровые условия ................................................................................................ 22 3.5. Информационное обеспечение ........................................................................... 22 Приложение №1 ............................................................................................................. 24 Приложение №2 ............................................................................................................. 25 2 1. 1.1. Целевой раздел Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «АБВГДей-ка» разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими организацию дополнительного образования: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ, а также приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Оказание образовательных услуг по реализации дополнительных образовательных программ дошкольного образования», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей». Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МАДОУ д/с «Алёнушка» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО). Продолжительность обучения: 38 недель Для детей 5-6 лет по 25 минут в неделю; Для детей 6-7 лет по 30 минут в неделю. Программа «АБВГДей-ка» является комплексным подходом к обучению детей, к развитию речи, чтению и письму (печатанию), когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные задачи. 1.2. Направленность дополнительной образовательной программы, её актуальность и педагогическая целесообразность Данная программа актуальна. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особенно актуальной. В последнее десятилетие растёт число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребёнка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляется особые требования. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонения в 3 поведении, повышенная утомляемость и невроз. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна сегодня для всех. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Научившись читать до школы ребенок гораздо быстрее развивается, впитывая разнообразную информацию из книг, уличных вывесок, заголовков газет, титров мультфильмов, и так далее. Нельзя не учитывать и того, что грамотный ребенок, поступив в школу, получает определенные преимущества перед сверстниками. Не умеющими читать, легче и лучше учится. Наконец, чтение – прекрасное занятие, отвлекающее ребенка от шалости и скуки и дарящее его родителям свободное время. Тенденция к снижению возрастных рамок начало обучения детей чтению имеют вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки интеллектуального развития ребёнка, умеющего читать. Кроме этого, существует большой спрос родителей на обучение чтению детей до школы. Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слуха - речевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительно – пространственного восприятия, зрительно – моторной координации и мелкой моторики), а также определённого уровня общего развития ребёнка. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребёнка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучение грамоте детей пяти – семи лет в дошкольном образовательном учреждении дополнительного образования детей является актуальным. Для программы характерна достаточно высокая степень научности. Основу дополнительной образовательной программы «АБВГДей-ка» составляют: 1. Концепция Л. А. Венгера «О развитии способностей ребёнка дошкольного возраста», содержащая утверждения, что главное в обучении грамоте – развитие способностей, позволяющих ребёнку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относится к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений. 4 2. Теория А.В. Запорожца «О самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребёнка – путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольников формами и способами деятельности». 3. Коцепция Д. Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что «Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения». Исследования, психологов, педагогов (Н.А. Венгер, С.В. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, так как их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. В отечественной и зарубежной педагогической теории, и практики накоплен определённый опыт по раннему обучению дошкольников чтению (Н.А. Зайцев, М. Монтессори, Л.М. Толстой, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.). Новизна дополнительной образовательной программы «АБВГДЕйка» состоит в отказе от принятой в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которые копируют школьную систему. В программе каждое занятие включает практически все элементы развития и воспитания ребёнка. Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну звуков и букв. Занятие обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижёр сложного многопланового спектакля, актёрами и действующими лицами которого являются дети. 1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы Программа направлена на формирование элементарных умений и навыков чтения и письма специальными методами на основе правильного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия. Цель: Создание важнейших предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков чтения. Задачи: 1. Ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха. 2. Развить эмоционально – волевую сферу и игровую деятельность. 3. Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений; 4. Совершенствование зрительно – пространственного восприятия. 5. Развитие восприятия, формирование элементарных навыков чтения. 1.4. Характеристика контингента воспитанников 5-6 года жизни 5 Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. 1.5. Характеристика контингента воспитанников 6-7 года жизни У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 6 2. Содержательный раздел 2.1. Объём Программы Объём дополнительной образовательной программы «АБВГДей-ка» обусловлен комплексным взаимодействием блоков программы, где присутствует единый игровой сюжет. В программу включены два неразрывно связанных между собой блока: 1. «Развитие фонематического восприятия и обучение грамоте». 2. «Развитие графомоторных навыков» (подготовка руки к письму). 2.2. Содержание дополнительной образовательной программы Реализация программы направлена на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребёнка дошкольника. В ней предусматривается расширение и усложнение программных задач. Особое внимание уделено практическому овладению каждым ребёнком языковой действительности, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии в школе. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребёнка осознание речи, её привольность. Используемый на занятии дидактический материал понятен и доступен ребёнку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения. Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям детей. Усвоение детьми данной программы – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребёнка. Предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики (гимнастика для пальцев) с целью подготовки руки ребёнка к письму. Используется моделирование, с помощью которого воспроизводится слоговая структура слова, что не только способствует лучшему усвоению содержания программы, но и подготавливает ребёнка к определению звукового строения слова. Работа с моделями слов развивает логическое мышление, так как дети пользуются не образами, а условными обозначениями слов, звуков, предложений. 7 Развитию мышления так же способствует отгадывание детьми загадок, а весёлые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированными на ребёнка – дошкольника. Методы и приёмы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольников, а не копируют школьную программу. Содержание программы учитывает индивидуальные особенности ребёнка. Педагог, родитель могут самостоятельно выбрать темп прохождения программы, вносить в неё изменения. Решение задач программы осуществляется линейно (от группы к группе задания усложняются), однако ведущей задачей остаётся подготовка к обучению грамоте. Программа предусматривает звуковой аналитико – синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и доработанный Л. Е. Журовой. Очень важным в программе является формирование у ребёнка учебных умений: 1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь образовательный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют ребёнка, побуждают его к учебной деятельности. 2. Умение решить учебные задачи самостоятельно: с этой целью используются листы, с помощью которых ребёнок сам может выбрать последовательность решения, работать в своём темпе. 3. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной работы. Основное назначение программы «АБВГДей-ка»: 1. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу. 2. Подготовить детей к школе, способствуя: - формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе; - овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); - формированию умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; - формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять контроль и самооценку; 8 - развитию способности к саморегуляции поведении и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач; - овладению навыками речевого общения; - развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «О ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л. С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребёнка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе. Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Каждое занятие подчинено одной теме или сюжету. Все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагается разнообразное построение занятий: в одном случае это игра. В другом – занятие – спектакль, где дети – и участники спектакля, и зрители. В третьем – они – учителя, а не ученики и так далее. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами: - в организационный момент занятий включаются психофизические упражнения, психогимнастика; релаксационные и - в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения; - на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико – грамматического строя речи; - физпаузы и физминутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятий; - даются задания на словотворчество детей; - на занятиях учитываются требования по развитию всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. Организационно – сюжетная основа занятий разнообразна. Вот некоторые варианты организации занятий с использованием: - сказочных сюжетов; - элементов фольклора; 9 - воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений; - литературных персонажей; - известных и придуманных игр; - сюжетных и пейзажных картин; - специально изготовленных пособий – рисунков, коллажей, панно. Деление содержания программы «АБВГДей-ка условно и зависит: 1. От возраста, с которого начата работа по данной программе. 2. От состояния психического развития ребёнка. Для успешной реализации программы необходимо: - проводить с детьми дополнительные словесные игры и упражнения: «Подскажи» словечко в которой дети учиться подбирать слова не просто близкие по звучанию но и подходящие по смыслу, «Звуки поменялись местами» способствующая развитию фонематического слуха, пониманию смысло - различительной функции звука, «Кто внимательный» закрепляющая умение различать твёрдые и мягкие согласные, «Найди пару» закрепляющая умение интонацинно произносить заданный звук; - знакомить детей со стихами, в которых изучаемый звук встречается чаще чем другие, дети упражняются в правильном произношении слов, у них развивается слуховое внимание. Заучивание стихотворения способствует слуховой памяти. 2.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы Курс обучения рассчитан на 38 недель, 38 учебных часа. 2.4. Формы и режим занятий Основной формой работы с детьми является занятия. Режим занятий: с сентября по май, 1 раз в неделю по 25, 30 минут (1 академический час). Начало занятий вторая половина дня не ранее 15.00 часов. Оптимальная наполняемость подгруппы от 4 до 8 детей. Набор в группу проводится в начале учебного года на свободной основе. 2.5. Планируемые результаты обучения Обучение детей в соответствии с прилагаемой системой обеспечивает овладение фонематическим строем языка, подготовку к овладению навыками 10 письма и чтения, аналитико – синтетическим методом и предполагает усвоение элементарной грамотой и графомоторных навыков. В результате реализации программы планируется получить следующие результаты: К концу учебного года дети 6 – 7 лет должны: Понимать, что слова состоят из звуков - звучат по - разному и похоже; Правильно пользоваться термином «слог»; Уметь делить слова на слоги; Работать со слоговой моделью слова; Различать и называть изолированно твёрдые и мягкие согласные; Определять и изолированно произносить первый звук в слове; Называть слова с заданным звуком; Рисовать вертикальные и горизонтальные округлые лини; Заштриховывать различные предметы; Произвольно управлять пальцами и кистями рук. Знать буквы русского алфавита; Писать буквы русского алфавита в клетке; Понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»; Определять место звука в слове в начале, в середине, в конце; Различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки; Пользоваться графическим обозначением звуков ( гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат); Уметь записывать слово условными обозначениями, буквами; Проводить звуковой анализ слов; Читать слова, слоги, предложения, небольшие тексты; Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»; 11 Составлять предложения из 2-3 слов, анализировать его. 2.6. Мониторинг и система оценки качества знаний Педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга, включающего следующие этапы: первичный и итоговый. 2.7. Тематический план 2.7.1. Тематическое планирование по развитию фонематического восприятия и обучению грамоте (элементы чтения и письмо) в старшей группе неречевые звуки. Понятие «звук», «слово», «длинные» и «короткие» слова. Развлечение на слух. Знакомство с гласными буквами. Чтение и печатание сочетаний из 2 - х, 3 – х гласных. знакомство с согласными звуками. Отличие согласных звуков от гласных. Понятия «мягкий» и «твердый», «звонкий» и «глухой» звуки, «слог». Дифференциация звуков. Чтение и печатание прямых и обратных слогов. Трехбуквенных слогов, односложных и двухсложных слов. знакомство с гласными звуками второго ряда и буквами их обозначающими. Чтение слогов с гласными второго ряда. Знакомство с буквой Ь, Ъ, разделительной ролью мягкого и твердого знака. Чтение слов с ними. закрепление ранее изученного. 2.7.2. Тематическое планирование по развитию графомоторных навыков в подготовительной к школе группе - развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук - произвольно управлять пальцами и кистями рук. 2.8. № п/п Учебный план Наименование раздела 12 Количество часов 1 2 3 4 5 «Мир слов, окружающий нас» (знакомство с понятиями «Звук», «Слово», «Слог», «Предложение», «Речь»). «Поющие гномики» (знакомство с гласными звуками и буквами). «Сказочная мозаика». (знакомство с согласными). «Чудесные превращения» (обучение звуко – слоговому и звукобуквенному анализу слова, чтение). «Готовим руку к письму». 2 4 20 6 6 Всего: 38 часов в год. 2.9. Календарный учебный график Режим работы учреждения: 10,5 часов. Содержание Подготовительная группа (6-7 лет) Старшая группа (5-6 лет) Количество возрастных групп Начало учебного года 2 01 сентября 2023 г. Окончание учебного года 31 мая 2024 г. Продолжительность учебного года 38 недели всего, в том числе 1-е полугодие 17 недель 2-е полугодие 21 неделя Режим работы 7.00-17.30 Продолжительность учебной 5 дней недели Летний период 01.06.24г.31.08.24г. Всего в неделю занятий 1 Максимальное количество занятий 1 в течение дня Объём недельной образовательной 25 минут нагрузки Длительность занятия 25 минут Максимально допустимый объём 25 минут недельной образовательной нагрузки по СанПиН 2.4.1.3049-13 Сроки проведения мониторинга 01.09.2315.09.23г. 18.05.2422.05.24г. 13 3 01 сентября 2023 г. 31 мая 2024 г. 38 недели 17 недель 21 неделя 7.00-17.30 5 дней 01.06.24г.-31.08.24г. 1 1 30 минут 30 минут 30 минут 01.09.23-15.09.23г. 18.05.24-22.05.24г. Праздники и развлечения «Ну – ка, буквы «Ну – ка, буквы А,Б,В… А,Б,В… расскажите о себе». расскажите о себе». 2.10. Календарно – тематическое планирование по развитию 1 БЛОК. Развитие фонематического восприятия и обучение грамоте (элементы чтения и письмо) в подготовительной к школе группе Месяц Неделя Название темы 1 Диагностика 2 Сентябрь 3 В мире звуков Знакомство со словом. 4 Звуковые замки. Путешествие в Красный 1 замок. Звук и буква А У нас в гостях кукла Уля. У Октябрь 2 3 Наши гости Ия и Иван. И 4 Экскурсия. Э Едем в гости к бабушке Оле 1 и дедушке Осипу. О 2 Три медведя. М, Мь Ноябрь Как зайка друзей искал. Л, 3 Ль, Й. У нас в гостях Пик, Пак, 4 Пок. П, Пь. Клоуны Бим и Бом. Звук и 1 буква Б, Бь Пик и Бим в плену у 2 Бармалея. П, Пь ,Б, Бь. Декабрь В гостях у медвежонка Топа. 3 Т, Ть Наши друзья – Домовой и 4 Домовенок. Д, Дь 2 Повторение 3 Домашние животные. К, Кь. Январь У нас в гостях гномы Гога и 4 Гена. Г, Гь 1 Саша и Снеговик. С, Сь. 2 Полет на звездолете. З, Зь. Февраль 3 Похищение буквы Вь 4 Незнайка – фотограф. Ф, Фь. 14 Задачи Неречевые звуки. Понятие «звук», «слово», «длинные» и «короткие» слова. Развлечение на слух. Знакомство с гласными буквами. Чтение и печатание сочетаний из « х, 3 – х гласных. Знакомство с согласными звуками. Отличие согласных звуков от гласных. Понятия «мягкий» и «твердый», «звонкий» и «глухой» звуки, «слог». Дифференциация звуков. Знакомство с согласными звуками. Чтение и печатание прямых и обратных слогов. Трехбуквенных слогов, односложных и двухсложных слов. 1 2 Март 3 4 1 2 Апрель 3 4 Приключение Зайчишки Трусишки. Ш. Страна Жужжандия. Ж. Путешествие на воздушном шаре. С – Ш; З – Ж. Поездка в Простаквашино. Р, Рь Мы – туристы. Р, Рь; Л, Ль Цыпленок Цып. Ц. Почтальон Печкин принес посылку. Ч. Вместе с Незнайкой. Щ. Знакомство с гласными звуками второго ряда и буквами их обозначающими. Чтение слогов с гласными второго ряда. Знакомство с буквой Ь, Ъ, разделительной ролью мягкого и твердого знака. Чтение слов с ними. 1 Е, Е, Ю, Я. 2 Буквы Ь, Ъ. 3 Наши гости – игрушки. Ч – Ть. 4 Поездка в цирк. Май Закрепление ранее изученного. 2.БЛОК. Развитие графомоторных навыков в подготовительной к школе группе Неделя Сентябрь 1-2 3 4 Октябрь 1 2 3 4 Ноябрь 1 2 Содержание заданий Диагностика. Выполнение различных видов узоров и штриховок «Укрась салфетку», «Выполни штриховку овощей и фруктов». Упражнение в рисовании точек «Капельки», «Дождь идет». Штриховка Штриховка Штриховка Штриховка «Геометрических фигуры». « Дикие и домашние животные». « Посуда». «Игрушки» Выполнение упражнений «Дорисуй вторую половину». «Узоры по клеточкам». 15 3 4 Декабрь 1 2 3 4 Январь 2 3 4 Февраль 1 2 3 4 Март 1 2 3 4 Апрель 1 2 3 4 Май 1 2 3 4 Знакомство с графическими диктантами ( три на три клетки). Знакомство с графическими диктантами ( три на три клетки). Рисование дуг. Штриховка дугами «Золотая рыбка», «Мой веселый, звонкий мяч». Выкладывание букв из гречки, гороха, фасоли, их обследование. Проведение графических диктантов (четыре на четыре клеточки). Выкладывание букв из шнурков. Выгибание букв из проволки Выкладывание букв из спичек. Штриховка изображений пунктиром. Тактильное обследование букв в сухом бассейне. Написание букв на спине. Работа с трафаретами в парах – изготовление зашумленных картин. Штриховка крестиками «Одежда». Проведение графических диктантов (пять на пять клеток). Штриховка с чередованием прямых и зигзагообразных линий. Обследование букв из бархатной бумаги. Задание «Обведи рисунок, не отрывая руки от листа». Штриховка букв. Лепка из пластилина букв. Рисование букв карандашом в воздухе. Проведение графического диктанта (шесть на шесть клеток). Печатание букв в тетради в клетку. Закрепление сформированных навыков. Закрепление сформированных навыков. Закрепление сформированных навыков. 2.11. Рабочие программы разделов Рабочая программа раздела 1 «Мир слов, окружающий нас». На изучение отводится 2 часа. Цель: -ввести детей в мир звуков и слов. 16 Задачи: - способствовать развитию фонематических представлений; - развивать понимание связей между звуками и словами. Планируемые результаты: - понимают термины «слово», «звук», «слог», «предложение», «речь» при выполнении словесных упражнений. - знают обозначение звуков цветовыми символами. Содержание раздела: - ознакомление с миром слов ( слова звучат по – разному и похоже, бывают длинные и короткие). - Различение звуков на слух, твердых и мягких согласных. - Ознакомление с обозначением слогов, слов, предложений простейшего моделирования. с помощью Форма организации: занятия с использованием дидактической игры, сказочных сюжетов. сюжетно элементов – Рабочая программа раздела 2 «Поющие гномики» (знакомство с гласными звуками и буквами). На изучение отводится 4 часа. Цель: - учить выделению гласных на фоне других гласных и согласных. - Познакомить с гласными звуками и буквами. Задачи: - упражнять в выделении начальных гласных звуков в слогах и словах. - Подбирать слова на заданный гласный звук. - Познакомить с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат. - Упражнять в «печатании» букв, слогов. Планируемые результаты: - умеют соотносить звук и букву. 17 - Умеют писать печатными буквами. - Умеют определять место заданного звука в слове ( в начале, в середине, в конце). - Уметь на схеме обозначать место звука в слове, используя графические изображения звуков. Содержание раздела: - ознакомление с гласными звуками и буквами. - Определение ударного слога, ударной гласной. - Использование в речи терминов «звук» и «буква». - Проведение звукового анализа слогов. Форма организации: занятия с использованием воображаемых путешествий и экскурсий. элементов фольклора, Рабочая программа раздела 3 «Сказочная мозаика» (Знакомство с согласными звуками и буквами). На изучение отводится 18 часов. Цель: - познакомить с согласными звуками и буквами. Задачи: - упражнять в звуко – буквенном анализе. - Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. - Познакомить с условным обозначением согласных звуков: твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат. - Упражнять в чтении слогов, слов, предложений. - Способствовать развитию интереса к чтению. Планируемые результаты: - знают буквы русского алфавита. - Различают гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки. - Пользуются графическим обозначением звуков. 18 - Соотносят звук и букву. - Составляют предложения из двух, трех слов, анализируют его. - Читают слоги, слова, предложения. Содержание раздела: - ознакомление с согласными звуками и буквами. - Составление предложений из двух, трех слов, их анализ. - Проведение звукового анализа и синтеза слов. - Обучение чтению слогов, слов, предложений новыми буквами. - Обучение разгадыванию ребусов, решению кроссвордов. Форма организации: занятия с использованием литературных персонажей, сюжетов и героев мультфильмов, воображаемых приключений, известных и придуманных игр. Рабочая программа раздела 4 «Готовим руку к письму». На изучение отводится 4 часа. Цель: - развитие мелкой моторики, координации речи с движением. Задачи: - учить «печатать» буквы, слоги, слова. - Заштриховывать различные предметы. - Произвольно управлять пальцами и кистями рук. Планируемые результаты: - ориентируются в тетради в линейку и в клетку. - Пишут слоги, слова печатными буквами. Содержание раздела: - Упражнение в развитии мелкой моторики с помощью различных материалов. - Упражнения в штриховании различных предметов в разных направлениях – вертикальными, горизонтальными, наклонными линиями. 19 - Упражнения в ориентировке в тетради в клетку и линейку. Форма организации: занятия практического характера с использованием карандашей, фломастеров, пластилина, крупы, пуговиц, счетных палочек, пробок, шнурков, мягкой проволоки и прочих материалов. 20 3. Организационный раздел 3.1. Организационно – педагогические условия Программа может быть реализована педагогом дополнительного образования, квалификация которого соответствует следующим требованиям: высшее образование в области, соответствующей профилю данной образовательной программы. Программа может быть реализована учителем – логопедом. Занятия проводятся в течение учебного года, с 1 октября по 31 мая. Зачисление детей проводится на основе заявления родителей. Список зачисленных детей на услугу утверждается заведующей ДОУ. По желанию родителей, они могут присутствовать на занятиях. Для родителей организуются Дни открытых дверей «Учимся вместе». Проводятся развлечения совместно с родителями «Ну – ка, буквы А,Б,В… расскажите о себе». 3.2. Методические условия реализации дополнительной образовательной программы Программа реализует различные формы работы обучающихся на занятиях: - изложение материала; - практикум; - проблемные ситуации. Методы, используемые при реализации программы: - практический; - наглядный (видеоматериалы, схемы, таблицы, макеты, иллюстрации, игрушки, настольно – печатные игры); - словесный (беседы, разъяснения, игры, упражнения, поощрения). Структура занятий включает обязательные элементы: 1) оргмомент; 2) сообщение темы занятия; 3)характеристика изучаемого звука по артикуляционным и акустическим признакам; 4) произношение звука в слогах, словах; 5) словообразование; 6) словотворчество; 21 7)звуковой анализ и синтез; 8) знакомство с буквой; 9) чтение и письмо; 10) итог занятия. На занятиях присутствует положительная эмоциональная оценка. При индивидуальной оценке отмечается активность, удача, пусть даже маленькая или просто хорошее настроение того или иного ребенка. Занятие заканчивается так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом. 3.3. Учебно – методическое обеспечение Занятия с детьми проводятся в логопедическом кабинете дошкольного образовательного учреждения, который расположен на втором этаже здания. Занятия проводятся по подгруппам (3-4 человека) или индивидуально. Инвентарь: стол письменный, столы детские, стулья детские, магнитная доска, с набором букв, мольберт, наборное полотно. Технические средства обучения: «Домашний логопед». магнитофон, ноутбук, видеофильм Наглядные пособия: алфавит, предметные и сюжетные картинки, кассы букв, фланелеграф, различные виды театров (настольный, пальчиковый, перчаточный), маскишапочки, тексты для чтения, фишки (зеленого, красного синего цветов), картинки схемы, дидактические игры- пособия ( «Антонимы», «Многозначные слова», «Словообразование», «Говори правильно», «Слоги , слова. фигуры», «Буквы сестрички», «Речевая тропинка», «Словарные слова», «Маленькие слова», «В мире слов», «Кубики Зайцева» и др.). 3.4. Кадровые условия Программу реализует учитель – логопед Шитова Е.С. Образование: Стаж педагогической работы - 4 года. Стаж работы в должности – 4 года. 3.5. Информационное обеспечение Список рекомендуемой литературы: 22 1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. 2. Гимпель И.А. Азбука от А до Я. Минск, Ассар, 2000г. 3. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. М.: Ювента, 2008. 4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб.: Литера, 2009. 5. Крупенчук О.И. План работы логопеда на учебный год. Подготовительная группа детского сада. СПб.: Литера, 2014. 6. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи Санкт – Петербург, 2007г. 7. Кулешова Л.А. Занятия по обучению грамоте в ДОУ, ТЦ – Учитель, Воронеж, 2005г. 8. Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2008. 9. Маханева М.Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет, Смоленск ТЦ Сфера, 2010г. 10. Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет, Смоленск ТЦ Сфера, 2007г. 11. Мезенцева М. логопедия в картинках. М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2013г. 12. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2002. 13. Степанова О.А. Дошкольная логопедическая служба. М.: Творческий Центр, 2006. 14. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звуки Р и Л, Екатеринбург ООО КнигаМир, 2011г. 15. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звуки С и Ш, Екатеринбург ООО КнигаМир, 2011г. 16. Управителева Л.В. Обучение грамоте в детском саду, Ярославль: Академия развития, 2007г. 23 Приложение №1 4. Оценочные материалы Мониторинг программы Имя, фамилия ребенка и система оценки планируемых результатов освоения Уровень овладения необходимыми умениями и навыками Развитие Развитие Развитие звуко – графических фонематического Чтение буквенного навыков и слуха анализа моторики н к н к н к н к Оценка уровня развития: 3 балла - высокий 2 балла – средний (отдельные компоненты не развиты) 1 балл - низкий (большинство компонентов недостаточно развиты) Условные обозначения: Н – начало года К – конец года 24 Приложение №2 Показатели подготовки планируемых результатов освоения программы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Знать буквы. Писать (печатными буквами) в клетке. Соотносить звук и букву. Проводить звуковой анализ слов. Пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение». Составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его. Уметь записывать слово условными обозначениями. Читать слова, слоги, предложения. 25