ПРИНЯТО Педагогическим Советом МАДОУ детский сад «Аленушка» Протокол № 1 от «30» августа 2023г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ детский сад «Аленушка» Л.В.Спехова Приказ № 210к от «30» августа 2023г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» 624221 Свердловская область, г. Нижняя Тура, ул. Скорынина 9, тел. (34342) 2-3522, сайт: http://alenushka.tvoysadik.ru/ e-mail: alenushka-mbdou@bk.ru Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 2-4 года жизни «Русалочка» Направление: физкультурно-оздоровительное’ Возраст : 2 -4 года Срок реализации: 2 года Разработчик: Бардонова А.А. Инструктор по физической культур Оглавление 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы 4 1.3. Организация и санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию 4 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 8 2.1. Цели и задачи обучения плаванию детей дошкольного возраста 8 2.2. Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста 2.3. Содержание образовательной деятельности 9 11 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 13 3.1. Обеспечение безопасности НОД по плаванию 13 3.2. Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе 14 3.3. Материально-технические условия. 15 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Приложение1 17 18 1. 1.1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества. Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки. Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби. Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста - это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде - это дети. И для взрослых очень важно и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию детей. Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения. Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях. Ведущая цель программы - создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников. Важными задачами программы является освоение основных навыков плавания, воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), воспитание привычки и любви к пользованию водой, 3 потребности в дальнейших занятиях плаванием, формирование стойких гигиенических навыков. В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового социального опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка. Предусматриваются основные требования к организации проведения плавания, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых санитарно-гигиенических правил. В ДОУ проводится целенаправленная работа по обучению детей плаванию, которая включает следующие формы: - непосредственно образовательную деятельность по плаванию; - оздоровительно-профилактический комплекс (бассейн); - развлечения, праздники на воде. Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям научиться плавать способами кроль на груди, кроль на спине. Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо, плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. 1.2. Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Устав МАДОУ; Программа развития МАДОУ НТГО детский сад «Алёнушка», 2022-2027 г.г. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад «Алёнушка»; САНПИН 3.1./2.4..3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфроструктуры»; САНПИН 1.2.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; САНПИН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания» 1.3. Организация и санитарно-гигиенические условия проведения НОД по 4 плаванию Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно гигиенические правила. Обучение плаванию детей дошкольного возраста по данной рабочей программе проходит в крытом бассейне, расположен в здании МАДОУ детский сад «Аленушка» г. Нижняя Тура. Для дополнительного оздоровления дошкольников проводятся оздоровительно-профилактические комплексы с использованием сауны, расположенной в бассейне дошкольного учреждения. Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к образовательной деятельности по плаванию всех детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно - оздоровительной работы, так как только в сочетание непосредственно образовательной деятельности в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливания организма. Режим дня, включающий непосредственно образовательную деятельность по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательной деятельности, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема пищи. Непосредственно образовательная деятельность по плаванию должна проходить не ранее чем через 40 мин после еды. Обучение плаванию проходит в форме групповой образовательной деятельности по установленному расписанию. Группы делят на подгруппы в зависимости от возраста детей и от конкретных условий. Таблица 1 Длительность НОД по плаванию в разных возрастных группах в течении года Число Длительность занятий, мин. Количес детей в Возрастная группа тво подгруп в одной подгруппе во всей группе подгру п пе Вторая ранняя 3(4) 5-6 от 5-10 до 15 от 15-20 до 45-60 Младшая 2(3) 8-10 от 10-15 до 20 от 20-30 до 40-60 Таблица 2 Распределение количества НОД по плаванию в разных возрастных группах на учебный год Возрастная группа Количество занятий 5 Количество часов Вторая ранняя Младшая В неделю 1 в год в неделю в месяц в год 31 15мин 1 8,15 ч. 1 31 20 мин 1 10,33ч. Таблица 3 Продолжительность и распределение количества развлечений, праздников на воде в разных возрастных группах Возрастная группа Количество проведения Вторая ранняя Младшая развлечение праздник 1 раз в месяц 1 раз в месяц Продолжительность проведения развлечение праздник 15 мин 15-20 мин Длительность образовательной деятельности в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, периода обучения. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается. Отличается и длительность пребывания в воде в каждой возрастной группе и зависит уже не только от вышеперечисленных причин, но и от того как организована совместная работа всего коллектива образовательного учреждения. Непосредственную образовательную деятельность по плаванию проводит инструктор по физической культуре, имеющий специальное образование. Большая роль в подготовке и проведении непосредственно образовательную деятельность по плаванию отводится воспитателям групп. Воспитатели групп работают в тесном контакте с инструктором по физической культуре и медицинским персоналом. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания образовательную деятельность и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро раздеваться и одеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями. Воспитатель перед образовательной деятельностью по плаванию проверяет наличие у детей всех плавательных принадлежностей, помогает детям подготовить все необходимое. Воспитатель сопровождает детей в бассейн, под его присмотром дети раздеваются, надевают плавательные шапки и готовятся к занятию. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют, а также при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому, для того, чтобы ускорить все процессы и не допустить, охлаждения детей и необходима помощь воспитателя Роль воспитателя очень важна при организации плавания в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков. При проведении непосредственно образовательной деятельности осуществляется медико-педагогический контроль над воспитанием и здоровьем 6 каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей. Санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию включают следующее: - освещенные и проветриваемые помещения; - ежедневная смена воды; - текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря; - дезинфекция ванны при каждом спуске воды; - анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется санэпидстанцией. Таблица 4 Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора воды в каждой возрастной группе Возрастная группа Температура воды Температура Глубина бассейна 0 0 ( С) воздуха ( С) (м) 0 0 Вторая ранняя + 30... +32 С +26. +28 С 0,4 -0,5 0 0 Младшая + 30. +32 С +26. +28 С 0,4-0,5 7 2. 2.1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Цели и задачи обучения плаванию детей дошкольного возраста Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательновоспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений и навыков, но и знаний, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со сверстниками. Цели начального обучения плаванию дошкольников. - Научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде. - Максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья детей и их физическому развитию. - Заложить прочную основу для дальнейшей образовательной деятельности по обучению плаванию, привить интерес, любовь к воде. Задачи обучения. - Учить, не бояться входить в воду, играть и плескаться в ней. - Учить передвигаться по дну бассейна различными способами. - Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза; передвигаться и ориентироваться под водой. - Учить выдоху в воде. - Учить лежать в воде на груди и на спине. - Учить скольжению в воде на груди и на спине. - Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине. - Учить выполнять попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине. - Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине. - Учить различным прыжкам в воду. Таблица 5 Навык Ныряние Прыжки в воду Лежание Характеристика основных навыков плавания. Характеристика Помогает обрести чувство уверенности, учит произвольно, сознательно уходить под воду, ориентироваться там и передвигаться, знакомят с подъемной силой. Вырабатывают умение владеть своим телом в воде, чувствовать на него действие разных сил, развивают решительность, самообладание и мужество. Позволяет почувствовать статистическую подъемную силу, удерживать тело в состоянии равновесия, учит преодолевать чувство страха. 8 Скольжение Контролируемое дыхание • Позволяет почувствовать не только статистическую, но и динамическую подъемную силу, учит продвигаться и ориентироваться в воде, работать попеременно руками и ногами, проплывать большие расстояния, совершенствует другие навыки, способствует развитию выносливости. Ритмичное правильное дыхание, согласованное с ритмом движений, учит преодолевать давление воды, развивает дыхательную мускулатуру, он тесно взаимосвязан со всеми навыками. Таблица 6 Закономерность поэтапного формирования навыков плавания I этап Результат (задачи) Возраст детей (условно) Знакомство с водой, ее свойствами. Освоение с Ранний и младший водой (безбоязненное и уверенное передвигаться дошкольный возраст. по дну с помощью и самостоятельно, совершать простейшие действия, играть). II этап Результат (задачи) Возраст детей (условно) и средний Приобретение детьми умение и навыков, которые Младший помогают чувствовать себя в воде достаточно дошкольный возраст. надежно (всплывать, лежать, скользить, самостоятельно выполнять вдох- выдох в воду). 2.2. Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах: - принцип сознательности и активности - предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях плаванием; - принцип наглядности - предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование; - принцип доступности - предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению; - принцип индивидуального подхода - обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения; 9 - принцип постепенности в повышении требований - предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания - от легкого к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения. Методы обучения. - Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания. - Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, жестов. - Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений. Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при использовании различных средств обучения плаванию. 1. Общеразвивающие и специальные упражнения «суша»: комплекс подводящих упражнений; элементы «сухого плавания». 2. Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами: передвижение по дну и простейшие действия в воде; погружение в воду, в том числе с головой; упражнение на дыхание; открывание глаз в воде; всплывание и лежание на поверхности воды; скольжение по поверхности воды. 3. Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без»: движение рук и ног; дыхание пловца; согласование движений рук, ног, дыхания; - плавание в координации движений. 4. Простейшие спады и прыжки в воду: - спады; - прыжки на месте и с продвижением; - прыжки ногами вперед; - прыжки головой вперед. 5. Игры и игровые упражнения способствующие: - развитию умения передвигаться в воде; - овладению навыком погружения и открывания глаз; - овладению выдохам в воду; - развитию умения всплывать; - овладению лежанием; - овладению скольжением; - развитию умения выполнять прыжки в воду; - развитию физического качества. 10 Основной принцип обучения детей - учить плавать технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья. Способы спортивного плавания лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с кроля на груди и на спине. Технику спортивных способов плавания осваивают в таком порядке: формируют представление о спортивном способе в целом; разучивают отдельные движения; соединяются разученные движения. Последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения такова: разучивание движений ног; разучивание движений рук; разучивание способа плавания в целом; совершенствование плавания в полной координации. Каждый элемент техники изучается в следующем порядке: - ознакомление с движением на суше; - изучение движений с неподвижной опорой; - изучение движений с подвижной опорой; - изучение движений в воде без опоры. Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении. Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным. Бассейн также должен быть оформлен таким образом, чтобы вызывать у ребенка положительное настроение, желание окунуться в этот загадочный и пока непонятный мир воды, чтобы ему самому захотелось научиться плавать. При последовательном решении задач и с использованием различных средств выше перечисленных у детей меньше формируются ошибки в плавании, а незначительные погрешности легко можно исправить в дальнейшем обучении. 2.3. Содержание образовательной деятельности Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности по плаванию В бассейне детского сада: Октябрь - ноябрь - декабрь 12 Правила безопасности на воде, гтгиенические нормы и правила. - Подводящие упражнения на суше, разминка с речитативом, с предметами, в форме игры, упражнения с использованием различных массажеров); - Игровые упражнения для освоения с водной средой; - Игровые упражнения обучающие дыханию; - Игры в воде Январь – февраль 12 Закрепление правил поведения в бассейне и гигиенических норм и правил; - Подводящие упражнения на суше, разминка с речитативом, с предметами, в форме игры, упражнения с использованием различных массажеров); - Игровые упражнения обучающие дыханию; - Игровые упражнения обучающие погружению и всплытию; 11 -Игры в воде Март-апрель 8 - Подводящие упражнения на суше, разминка с речитативом, с предметами, в форме игры, упражнения с использованием различных массажеров); - Игровые упражнения обучающие дыханию; - Игровые упражнения обучающие погружению и всплытию; - -Игры в воде - Развлечения на воде - Примечание: для лучшего усвоения материала каждое занятие целесообразно повторять 2 - 3 раза. Пособие игровых упражнений и игр (см. приложение 1) Ожидаемый результат при одноразовых занятиях (15-20 мин) в неделю: приобретение и закрепление простейших навыков плавания и специальных упражнений; положительная мотивация к занятия плаванием; повышение общего уровня физического развития; улучшение координации движений; закаливание; освоение с водной средой; 12 3. 3.1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. Обеспечение безопасности НОД по плаванию До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям. Обеспечение безопасности при организации плавания с детьми дошкольного возраста включает следующие правила. - Непосредственно образовательную деятельность по плаванию проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены. - Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния. - Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется. - Не проводить непосредственно образовательную деятельность по плаванию с группами, превышающими 10-12 человек. - Допускать детей к непосредственно образовательной деятельности только с разрешения врача. - Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения преподавателя. - Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее. - Научить детей пользоваться спасательными средствами. - Во время непосредственно образовательной деятельности внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку. - Обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении непосредственно образовательной деятельности по плаванию. - Не проводить непосредственно образовательную деятельность раньше, чем через 40 минут после еды. - При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться. - Соблюдать методическую последовательность обучения. - Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка. - Прыжки в воду разрешать детям, умеющим уверенно держаться на поверхности воды. - Не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения плавательной дистанции. - Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности непосредственно образовательной деятельности по плаванию. Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне: - внимательно слушать задание и выполнять его; - входить в воду только по разрешению преподавателя; - спускаться по лестнице спиной к воде; 13 - не стоять без движений в воде; - не мешать друг другу, окунаться; - не наталкиваться друг на друга; - не кричать; - не звать нарочно на помощь; - не топить друг друга; - не бегать в помещении бассейна; - проситься выйти по необходимости; - выходить быстро по команде инструктора. 3.2. Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе Вторая раннняя. Младший дошкольный возраст - возраст активного приобщения к воде, подготовка к занятиям плаванием. Малыши лучше, быстрее и менее болезненно адаптируются к новым условиям жизни, если с первых же дней посещения дошкольного учреждения имеют возможность купаться, играть и плескаться в бассейне. Задачи обучения. - Научить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться. - Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно. - Знакомить с некоторыми свойствами воды. - Приучать к простейшим передвижениям в воде, к погружению. - Учить выдохам в воду, прыжкам. Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, запомнить личные вещи. Правила поведения: знакомство с основными правилами и их соблюдение. К концу года дети могут. - Погружать лицо и голову в воду. - Ходить вперед и назад в воде глубиной до бедер с помощью рук. - Бегать (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»). - Пытаться выполнять упражнение «Крокодильчик». - Дуть на воду, пытаться выполнять вдох над водой и выдох в воду. - Прыгать по бассейну с продвижением вперед. - Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер. - Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди. II младшая группа. Во второй младшей группе продолжается период освоения детей в воде. Начинается этап, связанный с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно, легко и свободно передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные движения. В то же время дети знакомятся с некоторыми свойствами воды - сопротивлением, поддерживающей силой и др. Задачи обучения. - Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться. - Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно. - Знакомить с некоторыми свойствами воды. 14 - Обучать различным передвижениям в воде, погружению. - Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха. - Учить различным прыжкам в воде. - Делать попытки лежать на воде. - Учить простейшим плавательным движениям ног. Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи. Правила поведения: соблюдать основные правила поведения. К концу года дети могут. - Погружать лицо и голову в воду - Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук. - Бегать вперед и назад (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»). - Выполнять упражнение «Крокодильчик» с работой ног. - Выполнять вдох над водой и выдох в воду. - Пытаться выполнять выдох с погружением в воду. - Прыгать по бассейну с продвижением вперед. - Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди. - Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине. - Пытаться скользить по поверхности воды. 3.3. Материально-технические условия. Бассейн расположен в основном здании учреждения на первом этаже. Внутренние помещения бассейна спроектированы в соответствии с принципом поточности: раздевалка - душ - зал с чашей бассейна. Имеется туалет. Чаша бассейна - длина - 8 м, ширина - 3,1 м, глубина: мелкое место 50 см, глубокое место 70 см. Паспорт бассейна Перечень материалов и оборудования: Доски для плавания (12), круги надувные (4), нарукавники (10 пар), надувные мячи большие и маленькие (10), кораблики (плавающие игрушки) (10), металлические тарелочки (8 шт.), канат из цветных пробок длинный (1), обручи (3), гимнастические палки (5), гантели (20), коррекционная дорожка (2), шведская стенка (4 пролетов), гимнастические скамейки (2), карточки и схемы выполнения упражнений (20), цветные шары (40) 3.4. Диагностика плавательных умений и навыков дошкольников Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью 15 тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений по методике Т.И. Казаковцевой (1994). Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды. По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся краской разметка. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в год. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения. Таблица 8 Оценка плавательной подготовленности дошкольников по мере решения конкретной задачи. Возрастная группа Вторая ранняя Младшая Навык плавания Ныряние Задача Научить, не бояться воды, самостоятельно входить в нее, безбоязненно играть и плескаться. То же, что и в первой младшей группе, а также делать попытки лежать на воде, делать выдох на границе воды и воздуха. Таблица 9 Контрольное тестирование (младший возраст) Контрольное упражнение Погружение лица в воду. Погружение головы в воду. Продвижение Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до в воде бедер или до груди с помощью рук. Бег (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»). Упражнение «Крокодильчик». Выдох в воду Вдох над водой и выдох в воду. Прыжки в воду Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди. Лежание Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине. Скользить по поверхности воды. При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения. - Выше нормы - означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение. - Норма - говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью. - Ниже нормы - указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение 16 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора - общественника / Н.Ж.Булгакова.- М.: Физкультура и спорт, 1984.-160 с. 2. Волошина Л.Н.Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие/Л.Н.Волошина. - М.:АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание). 3. Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с. 4. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.- 143 с. 5. Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение, 1993 6. Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. - М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ). 7. Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт, 1983.-288с. 8. Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с. 9. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей - М.: Просвещение, 1991.-158 с. 17 Приложение1 Пособие состоит из нескольких разделов. В первом разделе предлагаются игры и игровые упражнения, направленные на ознакомление детей со свойствами воды. Которые учат детей не бояться воды, выполнять в воде основные движения (ходьба, бег, бросание предметов), погружаться под воду, преодолевать сопротивление воды. Во втором разделе игры и игровые упражнения, обучающие дыханию (задержка дыхания на вдохе), эти упражнения для ребенка являются не настолько простыми, как представляется взрослому человеку. Этот элемент присутствует во всех подготовительных упражнениях. Обучение задержке дыхания на вдохе начинается в зале (или возле бортика). В третьем разделе предлагаются игры и игровые упражнения, обучающие погружению и всплытию. Эти упражнения способствуют освоению безопорного положения в воде, (упражнения выполняются в двух вариантах: первый - стоя на месте, второй в движении). В четвертом разделе предлагаются игры на ознакомление со скольжением на груди. Эти упражнения способствуют созданию у дошкольников ощущения движения тела в воде. Пятый раздел, это игры и игровые упражнения, способствующие приобретению плавательных навыков. 1 раздел. Волны на море Задача игры: познакомить с сопротивлением воды. Описание: занимающиеся стоят лицом в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отдельны вправо (влево), лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Одновременно с поворотом туловища дети проносят руки над самой поверхностью воды в противоположную сторону - образуются волны. Движение продолжается беспрерывно то в одну, то в другую сторону. Правила: нельзя отпускать руки глубоко в воду. Методические указания. Для одновременности выполнения упражнения дети вслух приговаривают «Ух-ух, у-у» Карусели (вариант 1) Задача игры: приучать детей двигаться по кругу, не бояться воды. Описание: дети становятся в круг и берутся за руки. По сигналу педагога они начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг. Вместе с преподавателем дети произносят: Еле-еле, еле-еле закружили карусели, А потом, потом, потом – Все бегом, бегом, бегом! Дети бегут по кругу. Затем преподаватель произносит: «Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра». Дети останавливаются. Правила: выполнять движения в соответствии с текстом, не тянуть товарища. 18 Карусели (вариант 2) Задача игры: способствовать освоению с водой, ходьба и бег в воде. Описание: взявшись за руки, дети образуют круг. По сигналу они начинают движение по кругу, постепенно ускоряют шаг. Во время движения по кругу играющие хором произносят: Еле-еле, еле-еле Закружили карусели, А потом, потом, потом – Все бегом, бегом, бегом! После чего дети бегут по кругу (1-2 круга). Затем преподаватель произносит: Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Дети постепенно замедляют шаг и со словами «Вот и кончилась игра. Остановка - раз и два» останавливаются. Игра повторяется с движением в противоположную сторону. Правила: нельзя отпускать руки, падать в воду. Методические указания. Глубину воды можно увеличить, объясняя на примере, что сопротивления воды при движении возрастает тем больше, чем большая часть поверхности тела находится под водой. Сердитая рыбка. ЗаДача игры: приучать детей смело передвигаться в воде, менять направление, быстроту движения Описание: преподаватель или один из детей изображает сердитую рыбку. Она находится у противоположного бортика, дети тихонько подходят к ней, а преподаватель в это время говорит: Сердитая рыбка тихо лежит, Сердитая рыбка, наверное, спит. Подойдем мы к ней, разбудим И посмотрим, что же будет. Рыбка начинает ловить детей, дети разбегаются, рыбка гонится за ними. Затем рыбка возвращается на место. Игра повторяется с новым водящим. Правила: выполнять движения в соответствии с текстом, убегая от сердитой рыбки, не толкать друг друга. Методические указания. Первый раз сердитой рыбкой может быть преподаватель. Не следует быстро бежать за детьми. Надо дать им возможность убежать на свое место. При многократном повторении можно догонять детей. Кузнечики Задача игры: воспитывать навыки ориентировки в воде. Описание: Играющие располагаются на одной линии в указанной части бассейна. По сигналу они начинают передвигаться вперед прыжками на обеих ногах, стараясь как можно быстрее достигнуть установленного ориентира. Правила: дети должны начинать передвижение раньше подачи сигнала, мешать друг другу, переходить на бег или ходьбу. Методические указания. для усложнения условий передвижения можно изменять положение рук. Оно может быть произвольным или обусловленным игровым заданием. Мы веселые ребята 19 Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Ход игры: дети идут по кругу, в середине его находится водящий, назначенный или выбранный детьми. Дети хором произносят текст: Мы веселые ребята, Любим плавать и нырять. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три - лови! После слова «лови!» дети убегают, а водящий догоняет. Игра заканчивается, когда он догонит 2-3-4 играющих. При повторении игры выбирается новый водящий. Осьминожки Задачи: приучать детей к водной среде Описание: в руках у детей осьминожки (нестандартное оборудование), наполненные водой. По команде поливаются сами или друг друга. Правила: не лить воду на лицо товарищу. Методические указания. Не пить воду, стараться не жмурить глаза. 2 раздел. Резвый мячик (плавающие пчелки) Задача: способствовать овладению продолжительным, постепенным выходом. Описание: играющие становятся в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый имеет мячик (пчелки - нестандартное оборудование) дети кладут его на поверхность воды на линии рта. Делая выдох, дуют на него, стараясь отогнать как можно дальше от себя, делая неоднократный вдох и выдох. По команде воспитателя все остаются на своих местах, перестают дуть на мяч. Выясняется, чей мяч отплыл дальше всех, - это самый «резвый мячик». Игра продолжается. Правила: нельзя мешать друг другу, дуть на чужой мячик. Методические указания. Сначала можно игру проводить без продвижения за мячом. В таком случае всякий раз делается только один выдох. Водокачка Цель: способствовать овладению выдохом в воду. Содержание: дети стоят парами, взявшись за руки, лицом друг к другу. По очереди приседая, они погружаются в воду по губки, по носик, по глазки, с головой, делают выдох в воду. Смелые ребята Цель: учить детей погружать лицо в воду, при этом задерживать дыхание, открывать глаза в воде. Дети стоят в кругу, держась за руки, хором произносят: Мы ребята смелые, опускают руки, и все в месте Смелые, умелые, погружаются в воду с открытыми Если захотим - глазами. В воду поглядим Дровосек в воде Цель: упражнять в погружении в воду с задержкой дыхания. Содержание: дети встают в и.п. - ноги врозь, руки поднять вверх, соединить вместе. Выполнить наклоны вперед, задержать дыхание, опустить руки и голову в 20 воду, через 2-3 секунды сделать выдох в воду, принять и.п. 3 раздел. Коробочка Цель: упражнять в умении задерживать дыхание под водой. Содержание: Присев, руками обхватить голени, подбородок на поверхности воды. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, голову опустить под воду «у коробочки закрыли крышечку». Хоровод Цель: учить детей погружаться с головой в воду. Ход игры: 1. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Медленно передвигаясь по кругу, они хором произносят: Мы идем, идем, Хоровод ведем, Сосчитаем до пяти. Ну, попробуй нас найти! После чего хоровод останавливается, дети хором считают до пяти и отпускают руки. При счете «пять» все одновременно погружаются с головой в воду, после чего выпрямляются, игра продолжается, дети движутся в другую сторону. 2. организуются два круга. Внутренний круг - руки поднять вверх, внешний руки опущены вниз. Внешний круг раскачивает руками, внутренний круг опускается под воду, затем наоборот. Во внутреннем круге дети берутся за талию, идут в одну сторону, во внешнем - в другую. Внутренний - руки вверх, вращение руками, наружный - «звезда» на груди. Наружный - делают ворота, внутренний стрелой проплывают в них, плывут к углам бассейна вертушкой, наружный «Звезда» на спине, плывут на спине к углам бассейна. Щука Цель: учить детей смело погружаться в воду, а также осваивать погружение в воду с головой. Ход игры: Дети ходят или бегают по дну бассейна в произвольных направлениях, помогая себе руками, изображая рыбок. Щука стоит спиной к бассейну на берегу или в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети останавливаются и погружаются в воду до подбородка. Щука - «водящий» внимательно следит за выполнением задания. Рыбку, которая неправильно выполнила задание, щука уводит к себе. Пойманный, становится щукой. Игра повторяется 3-4 раза. За рыбками всякий раз выплывает уже другая щука. Удочка Задача игры: упражнять детей в погружении в воду с головой. Описание: дети образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых рук, поворачиваются лицом к центру. В центре стоит преподаватель. В руках у него веревка, к концу которой привязана надувная игрушка. Длина веревки равна радиусу круга. Преподаватель вращает веревку так, чтобы игрушка двигалась по окружности на высоте 10-30 см над водой. Дети должны избегать прикосновения игрушки, погружаясь под воду, когда она приближается. Правила: нельзя прятаться раньше, чем приблизится игрушка. 21 Методические указания. Вначале следует вращать веревку с игрушкой несколько выше голов детей. Когда дети научатся, смело погружаться в воду, высоту можно уменьшить. Утки - нырки Задача игры: помогать детям осваивать безопорное положение в воде. Описание: дети произвольно располагаются по дну бассейна, изображая уток. По сигналу они наклоняются вперед, стараясь нырнуть за кормом и ухватиться за дно. При этом приподнимают обе согнутые в коленях ноги -«показывают хвостик». Правила: более ловкой окажется утка, которая сумеет «показать хвостик» большее количества раз. Методические указания. Для того чтобы облегчить детям выполнение задания, целесообразно предлагать им опустить голову (подтянуть подбородок к груди). Крокодилы Задача игры: помогать детям осваивать безопорное положение в воде. Описание: дети произвольно располагаются по дну бассейна, изображая кокодилов. По сигналу они передвигаются по бассейну изображая крокодилов. 4 раздел. Тюлени Цель: упражнять в скольжении с опущенной в воду головой. Содержание: принять упор лежа. Слегка оттолкнувшись вверх, проводя руки назад до бедер, пытаться скользить вперед, голова при этом опущена в воду. Водолазы Игра для тех, кто любит нырять и плавать под водой. Участники выстраиваются у бортика, а преподаватель бросает на дно бассейна несколько (по количеству играющих) пластмассовых тарелочек или резиновых шайб. По его сигналу водолазы ныряют и стараются собрать как можно больше предметов. На это дается 30-40 секунд. Кто из ребят выполнит это задание, тот и победитель. Можно утроить командные состязания водолазов. Водолазы (кладоискатели) Цель: приучать смело открывать глаза в воде, рассматривать предметы под водой. Ход игры: дети встают у бортика с одной стороны бассейна. Преподаватель разбрасывает по дну бассейна резиновые тонущие игрушки, пластмассовые тарелочки. По сигналу водолазы погружаются в воду и стараются собрать как можно больше предметов. Плавающие стрелы. Задачи игры: постановка обтекаемого положения тела, умения тянуться вперед, сохраняя равновесие; обучение технике работы ногами способом кроль на груди. Описание игры: играющие выстраиваются в одну шеренгу в руках плавательные доски, мячи и др. и по сигналу преподавателя выполняют упражнение - скольжение сначала без помощи ног, затем с движениями ногами, как в кроле. Выигрывает тот, кто проскользит дальше. Методические указания: скольжение на груди выполняется с вытянутыми вперед руками; движение ног - от бедра. Подводные лодки 22 Задача игры: совершенствовать умение сохранять равновесие во время скольжения в воде. Описание: дети изображают подводные лодки разной конструкции. Они становятся по пояс в воде вдоль одной из сторон бассейна; слегка присев, отталкиваются от дна и скользят вперед, соединив ноги и приняв установленное положение рук. Поочередно принимаются следующие положения: 1. Руки вверху, кисти соединены, 2. Руки вдоль туловища, 3. Одна рука вверху, другая вытянута вдоль туловища вниз, 4. Руки заложены за спину, 5. Одна рука вверху, другая за спиной, 6. Руки на затылке, 7. Одна рука поднята вверх, другая на затылке, 8. Одна рука заложена за спину (на поясе), другая на затылке. Дети сравнивают, какая конструкция подводной лодки лучше, определяют, какая лодка скользит ровнее и дальше. Методические указания. Следить, чтобы дети не разводили ноги, держали их вместе. Если «лодка» опрокидывается на бок («авария»), целесообразно предлагать ребенку попробовать скользить на боку (на правом и левом). 5 раздел. Кто скорее Задача: упражнять детей в разных способах плавания, приучать ориентироваться в необычной среде. Описание:. По сигналу дети расходятся по всему бассейну, выполняют разные упражнения по своему желанию. По свистку дети должны быстро проплыть любым способом на свое место и построиться в колонну. Преподаватель отмечает, чье звено быстрее соберется. Правила: При плавании не наталкиваться друг на друга. Методические указания. Места построения можно обозначить цветными флажками, положенными на бортик бассейна. Для усложнения игры можно менять местами флажки, шары. Найди себе пару Задача игры: приучать детей ориентироваться в необычных условиях, упражнять в ходьбе парами. Описание: дети ходят по бассейну в разных направлениях. По сигналу «Найди себе пару!» они становятся в пары (с кем им хочется), берутся за руки и идут в парах. Правила: дети выбирают пару по своему желанию. Нельзя тянуть друг друга, толкать. Методические указания. Не торопиться подавать сигналы. Дать возможность детям самим стать в пары. При необходимости оказывать им помощь. При повторении игры детям можно раздать цветные пластмассовые шары. По сигналу «Найди себе пару!» дети, у которых шары одинакового цвета, становятся в пары. Затем по сигналу они снова разбегаются. Во время бега шары надо держать поднятыми вверх. Нырни в обруч. Задача игры: учить погружаться в воду с открыванием глаз и скольжением. Описание: в воду вертикально опускаются обруч с грузами. Дети встают в колонну по одному, идут вдоль обруча бортика к обручу. Дойдя до него, дети по очереди погружаются в воду, проходят сквозь обруч, выныривают на поверхность с другой стороны и двигаются дальше. Когда все пройдут сквозь обруч, игра 23 повторяется. Правила: идти друг за другом. Нельзя наталкиваться, хватать, топить друг друга. Методические указания. Преподаватель следит за правильностью выполнения задания, подбадривает робких детей. Винт Цель: упражнять в умении владеть своими движениями в воде. Содержание: в скольжении совершать повороты с груди на спину и наоборот. Как кто плавает Задача игры: упражнять детей в разных видах передвижения в воде. Описание: дети показывают, как передвигаются в воде разные животные: крокодил, рак, краб, лягушка, пингвин, тюлень, дельфин. Затем по сигналу преподавателя дети изображают названных животных. КрокоДил - лечь на воду, опереться руками о дно, ноги вытянуть; перебирая руками по дну, двигаться вперед. Рак - в том же положении двигаться назад. Краб - в том же положении двигаться вправо и влево. Лягушка - из положения присев выпрыгивать из воды и снова приседать. Пингвин - передвигаться по бассейну, раскачиваясь из стороны в сторону, прижав руки к туловищу. Дельфин - выпрыгивать из воды как можно выше из положения присев. Правила: выполнять задания по сигналу педагога, не мешать товарищам. Методические указания. Игру можно проводить при условии, что все дети знают способы передвижения разных животных. Первое время следует давать не более трех заданий. Постепенно количество заданий можно увеличивать. 24