Утверждаю: Заведующая МАДОУ НТГО д/с «Алёнушка» ________________ Л.В. Спехова Пр.№ 373к от «30»августа 2022 г. Порядок работы по выявлению и развитию способностей воспитанников МАДОУ д/с «Алёнушка» Система работы по выявлению и развитию способностей воспитанников включает в себя основные направления, которые тесно связаны и интегрируются между собой: 1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению и развитию детей их творческого и интеллектуального потенциала; 2. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческих способностей; 3. организация работы с детьми и их родителями. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения. При работе по выявлению и развитию у воспитанников способностей, создаются условия развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности. В ДОУ созданы различные развивающие зоны: уголок мелкой моторики, сюжетно-ролевые игры разной направленности, уголок природы, патриотический уголок, спортивный уголок, ИЗО центр. Особое внимание и уделяется центру экспериментирования. Познавательно-исследовательская деятельность тесно соседствует с проектной деятельностью. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Для развития творческой и познавательной активности детей ДОУ привлекает родителей, они помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня. Организуют различные проекты, с которыми ребенок выступает перед другими детьми. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда образовательная программа соответствует его потребностям и возможностям, поэтому при разработке программы мы учитываем способности наших воспитанников. В связи с тем, что способности одаренных детей отличается от таковых у их сверстников в какой либо области, возникает необходимость дифференцированного подхода к организации образовательного процесса: ДОУ предлагает одаренным детям усложненные варианты заданий, дети готовят индивидуальные проекты (с помощью родителей), сообщения, с которыми выступают перед сверстниками; создаются условия побуждающие детей оказывать помощь другим детям, дети привлекаются в оценивании ответов и работ других детей, дополнению ответов детей, подведении выводов и .д.. Проводится работа по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера, внутри группы организую конкурсы чтецов, конкурсы-выставки творческих работ, конкурс «Новогоднее волшебство», «Огородное чудо», «Шляпка» и т.д., это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов. Методы диагностики по выявлению одарённых детей Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.) дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость и т.д.) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями. Диагностика по выявлению одарённых детей включает: 1. Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности. 2. Выявление предпосылок общей одарённости. 3. Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка. Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёх балльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого. Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции: 1. Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости. 2. Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными. Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник, состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)