СОГЛАСОВАНО: Педагогическим советом МАДОУ детский сад «Алёнушка» «____»___________ 2022 г. УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ НТГО детский сад «Аленушка» _______________Л.В.Спехова Приказ № 173к от 30.08.2022 г. Положение о работе с одарёнными детьми муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» Общие положения 1. Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких-либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в учреждении. Одаренные дети - это дети, обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями. Настоящее Положение составлено для МАДОУ детский сад «Алёнушка» разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ст. 4, п. 1). 2. Цели и задачи Цель: Создание условий психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития способных и одаренных детей для реализации их возможностей, сохранение психологического и физического здоровья. Задачи: - выявление одаренных детей с использованием диагностики и мониторингов детского развития; - использование дифференциации и индивидуализации развития на основе индивидуальных особенностей детей; - отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности, исследовательских навыков, креативности; - организация разнообразной самостоятельной деятельности; - развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на человеческих ценностях. 3. Принципы работы с одаренными детьми - индивидуализация обучения (наличие индивидуальной программы развития); - принцип опережающего и развивающего обучения; - принцип комфортности в любой деятельности; - принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей; - возрастание роли дополнительного образования (кружковая работа). 4. Участниками реализации данного положения являются - администрация ОУ (заведующий, старший воспитатель); - рабочая группа; специалисты: педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед; - воспитатели. 5. Формы проведения мониторинга реализации положения - конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т. п. (в соответствии с планом работы). - проектная деятельность дошкольников, совместно с педагогами и родителями. - творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми. - внутрисадовый контроль (в соответствии с годовым планом работы ДОУ). 6. Организация и функции участников образовательного процесса Работа ведется по трем педагогическими кадрами. направлениям: с детьми, родителями, 6.1. Функции заведующей - планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса. - создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и педагогов, работающих с одаренными детьми. 6.2. Функции старшего воспитателя - планирование в годовом плане работы МАДОУ отдельных мероприятий по работе с одаренными детьми и осуществление контроля его выполнения участниками образовательного процесса; - регулирование и коррекция образовательного процесса; -руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с одаренными детьми. 6.3. Функции педагога-психолога - разработка плана работы с одаренными детьми на учебный год; - сбор банка данных по одаренным детям; -организация и проведение консультаций, семинаров и т.п. по проблемам работы с одаренными детьми (не менее 1 раз в год); - координация действий педагогов, работающих с одаренными детьми (постоянно); - помощь в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей (по заявкам). 6.4. Функции рабочей группы - подбор диагностических материалов по выявлению одаренных детей; -планирование и проведение смотров – конкурсов, выставок, турниров, интеллектуальных марафонов и т. п.; - разработка материалов повышенного уровня сложности по различным образовательным областям; - сбор и систематизация материалов педагогической литературы по данной проблеме; - подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми; - определение критериев эффективности работы; - предоставление необходимой информации старшему воспитателю. 6.5. Функции воспитателей - выявление одаренных детей; - корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского уровней. - заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития одаренных детей, используя данные диагностик и наблюдений, наблюдений специалистов, руководителей объединений дополнительного образования, родителей. - организация индивидуальной работы с одаренными детьми; - подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам, турнирам, интеллектуальным марафонам на уровне ДОУ, муниципальном, всероссийском и окружном уровнях; - отбор и оформление достижений одаренных детей для представления отчетности на мероприятиях различного уровня; - создание картотеки материалов повышенного уровня сложности; - консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей; - предоставление необходимой информации старшему воспитателю. 6.6. Функции узких специалистов - выявление одаренных детей; - заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития одаренных детей (сводной таблицы по видам (областям) одаренности детей), используя данные своих диагностик и наблюдений, педагогов, руководителей объединений, родителей; - планирование работы с учетом реализации способностей одаренными детьми; - предоставление необходимой информации заведующему, старшему воспитателю. 6.7. Функции родителей - раннее выявление одаренности ребенка; - создание комфортных, эмоциональных условий для развития способностей ребенка; -сотрудничество в работе с одаренными детьми с участниками образовательного процесса; -работа с родителями детей, имеющих ярко выраженные способности, проводится в форме консультаций и бесед, отчетных мероприятий, наглядной психолого-педагогической информации (памятки, листовки), анкетирования, тестирования. 6.8. Работа с кадрами - повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, все педагоги работают по данному направлению в рамках распространения педагогического опыта; - работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных (педсоветов, семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах), индивидуальных (творческих отчетов, консультаций). 6.9. Работа с детьми - в работе с детьми, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуальноличностные технологии, использование исследовательского и проектного метода. 7. Организация занятий для одарённых детей - подгрупповые занятия для одаренных детей проводятся для расширения возможностей дошкольников в определении и развитии индивидуальных особенностей и интересов в процессе освоения ООП; - главная задача подгрупповых занятий с одаренными детьми способствовать ориентации педагогического процесса на развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников; - подгрупповые занятия не являются обязательными. Часы, отводимые на проведение подгрупповых занятий, входят в максимальный объем образовательной нагрузки воспитанников. 8. Делопроизводство Документация по работе с одаренными детьми включает обязательную и рекомендуемую. 8.1.Обязательная документация - годовой план с включением для рассмотрения вопросов работы с одаренными детьми; - банк данных на одаренных детей. Рекомендуемая документация - перспективные планы (проекты) досугов и развлечений, организации выставок, смотров и конкурсов; - методический материал: консультации для педагогов и родителей, варианты анкет, пакет диагностических методик, проекты занятий, досугов, презентаций и пр.