Принято: Согласовано: Утверждаю: Педагогическим советом Председатель ППк Заведующий МАДОУ д/с «Алёнушка» МАДОУ д/с «Алёнушка» МАДОУ д/с «Алёнушка» Спехова Л.В. _________ протокол № 1 «30» 08 2021 г. __________ Воронина С.В «30» 08 2021 г. «30» 08 2021 г. Приказ № 199/1 от «30» 08 2021 г. Положение об организации инклюзивного образования в МАДОУ д/с «Алёнушка» 1.Общие положения 1.1. Положение по организации инклюзивного образования (далее Положение) разработано в целях реализации гарантированного права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественных образовательных услуг; создания безбарьерной образовательной среды для данной категории в дошкольных образовательных организациях Нижнетуринского городского округа; коррекции нарушений развития, успешной социальной адаптации и определяет порядок организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Нижнетуринского городского круга детский сад «Алёнушка» (далее Учреждение). На основании распоряжения Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психологопедагогическом консилиуме образовательной организации" 1.2. нормативно-правовых документов: - Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (ст.2, ч.3. п.27, ст. 55); - Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; - Федерального закона от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; - Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; - Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Устава МАДОУ д/c «Алёнушка» 1.3. В Положении используются следующие понятия: - обучающийся (ребенок) с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющее особенности в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедикопедагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий; - инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; - адаптированная образовательная программа (далее - АОП) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; - доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда, дооборудованная с учетом потребностей детей с ОВЗ и позволяющая вести образ жизни самостоятельно, в том числе беспрепятственно получать качественное образование; - «тьютор» - педагогический работник (либо любое сопровождающее ребенка лицо, согласно решению ПМПК), который обеспечивает персональное сопровождение в образовательном пространстве ребенка с ОВЗ, оказывает помощь в преодолении проблем и трудностей процесса образования; создает условия для индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий); обеспечивает уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с воспитанником рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов. Организует взаимодействия обучающегося с воспитателями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана. Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся; - «ассистент» (помощник) - лицо, оказывающее воспитанникам необходимую техническую помощь (при проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий), обеспечение доступа в здания, организации, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. 1.4. Инклюзивное образование может реализовываться через следующие модели: - полная инклюзия - обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ посещают образовательное учреждение наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АОП, в соответствие с учебным планом, а также могут посещать кружки, праздники, развлечения и др.; - частичная инклюзия - обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ совмещают обучение по индивидуальному учебному плану с посещением образовательного учреждения и обучаются по АОП, по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями), а также посещают индивидуальные занятия в образовательном учреждении, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. 1.5. В разработке модели организации инклюзивного образования участвуют: заведующий Учреждения, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, старший воспитатель Учреждения, психологопедагогический консилиум Учреждения. 1.5.1. Заведующий Учреждения: - проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования; - принимает решение об организации инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности; - анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования; - осуществляет контроль за освоением образовательных программ обучающихся с ОВЗ. 1.5.2. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе и (или) старший воспитатель: - организует работу воспитателей, тьютеров, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством; - взаимодействует в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их семей; - организует повышение квалификации воспитателей и специалистов, выявляет, обобщает и внедряет лучший опыт работы с детьми с ОВЗ; - осуществляет контроль за освоением образовательных программ обучающихся с ОВЗ. 1.5.3. Психолого-педагогический консилиум Учреждения: - осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 0 до 8 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии детей; - готовит по результатам обследования заключения и рекомендации с указанием специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ психолого-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждают или изменяют ранее данные комиссией рекомендации. 1.5.4. Педагоги Учреждения (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре): - осуществляют коррекционно-развивающую работу с воспитанниками с ОВЗ, согласно разработанным индивидуальным образовательным маршрутам и АОП; - повышают уровень квалификации и обобщают опыт работы по вопросам инклюзивного образования. 2. Организация инклюзивного образования 2.1. Организация обучения воспитанников с ОВЗ в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Нижнетуринского городского круга детский сад «Алёнушка» осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, адаптированной образовательной программой для детей с ОВЗ. 2.2. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии: - заключения ПМПК об установлении (подтверждении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»; - справки медико-социальной экспертизы (далее МСЭ), подтверждающей статус «ребенок-инвалид»; - согласия родителей (законных представителей). 2.3. Этапы реализации инклюзивного образования: Предварительный этап: - предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей (законных представителей); - определение специалистов, осуществляющих психологопедагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ; - заключение договора с родителями (законными представителями) и зачисление обучающегося с ОВЗ в Учреждение. Диагностический: - изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования; - разработка адаптированной образовательной программы на основании заключения ПМПК и в соответствии с пунктом 2.11 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 2.4. Содержание образовательного процесса в группе определяется основной образовательной программой Учреждения и адаптированной образовательной программой обучающегося с ОВЗ, составляемой с учетом комплексной оценки ресурсов и дефицитов ребенка. АОП разрабатывается коллегиально командой педагогических работников; согласовывается с председателем психологопедагогического консилиума и утверждается заведующим Учреждения. В АОП регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребенка. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения изменений в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями). 2.5. Учреждение организует развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую необходимые условия в соответствии с особенностями детей с ОВЗ. 2.6. При поступлении в Учреждение ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в функционирующую группу общеразвивающей направленности Учреждения (определяется дозирование времени пребывания ребенка с ОВЗ в Учреждении, необходимость наличия специалиста сопровождения ребенка с ОВЗ в Учреждении при интеграции в функционирующую группу, составляется индивидуальный график посещения ребенком детского сада, планируются адаптационные и интеграционные мероприятия). По мере адаптации к условиям группы время пребывания ребенка с ОВЗ, ребенка- инвалида увеличивается. 2.7. Посещение образовательной деятельности в Учреждении и индивидуальных и/или подгрупповых коррекционных занятий может быть организовано как в образовательном учреждении, в котором обучается ребенок, так и через сетевое взаимодействие с привлечением ресурсов иных организаций, что должно быть отражено в адаптированной образовательной программе. 2.8. В рамках модели частичной интеграции оказание образовательных услуг ребенку с ОВЗ осуществляется по режиму и расписанию возрастной группы. В режим вносятся дополнения с указанием условий и регламента проведения коррекционно-развивающих занятий специалистов с ребенком с ОВЗ. Режим дня и недели может быть гибким. 2.9. В расписании организованной образовательной деятельности учитываются занятия, предусмотренные индивидуальной адаптированной образовательной программой ребенка с ОВЗ. 2.10. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки. 2.11. В случае невозможности полного усвоения программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, в соответствии с рекомендациями ПМПК, в коррекционной работе делается акцент на формирование у ребенка социальных и практически-ориентированных навыков. 2.12. Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при необходимости могут быть направлены в течение года на ПМПК, либо на консультации к специалистам необходимого профиля. 2.13. С участниками интеграционных процессов (педагогами, специалистами, родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ и родителями (законными представителями) нормально развивающихся детей группы, воспитанниками функционирующей группы) проводится работа, направленная на взаимное приятие и сплочение всех участников инклюзивного образовательного процесса, достижение социально значимых результатов. 2.14. Родители (законные представители) по мере необходимости участвуют в интеграционных мероприятиях. 2.15. Учреждение оказывает родителям (законным представителям) ребенка с ОВЗ методическую и консультативную помощь с целью повышения их психологической и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, оздоровительную и интеграционную работу, формирует у родителей (законных представителей) ответственность за развитие и восстановление здоровья ребенка с ОВЗ. 2.16. Контроль за своевременным проведением образовательной деятельности, выполнением адаптированных образовательных программ осуществляет заместитель заведующего по воспитательной и методической работе и (или) старший воспитатель Учреждения. 2.17. Учреждение осуществляет промежуточную и итоговую педагогическую диагностику развития ребенка с ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации, формы и сроки которых установлены основной образовательной программой Учреждения. 2.18. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ направляются на ПМПК для определения формы обучения в школе (по ООП НОО или АООП). 2.19. При организации инклюзивного образования Учреждение взаимодействует с ПМПК, учреждениями здравоохранения, социальными партнерами (родительскими организациями, общественными организациями, школой, учреждениями культуры и спорта и др.), образовательными учреждениями. 3. Участники образовательного процесса 3.1. Участники образовательного процесса: педагогические родители (законные представители) и обучающиеся. 3.2. Родители (законные представители) имеют право: - защищать законные права ребенка; работники, - обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации Учреждения. 3.3. Обучающийся имеет право: - на уважение человеческого достоинства; - на моральное поощрение за успехи. 3.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные законом РФ «Об образовании». 4. Документация 4.1. Воспитатель составляет и ведет следующую документацию: - индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ; - график индивидуальных занятий; - мониторинг индивидуальных достижений воспитанников. 4.2. Учитель-логопед составляет и ведет следующую документацию: - комплексно-тематическое планирование подгрупповых коррекционных занятий - индивидуальный план коррекционной работы; - график индивидуальных занятий; - журнал взаимодействия с воспитателями; - журнал учета консультаций для родителей; - мониторинг индивидуальных достижений воспитанников. 4.3. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию: - планирование подгрупповых и индивидуальных занятий; - расписание подгрупповых и индивидуальных занятий; - программа коррекционной работы; - журнал учета консультаций для родителей и педагогических работников - диагностика и инструментарий к ней. 4.4. Результаты работы отражаются в ежегодных аналитических отчетах и обсуждаются на заседаниях ППк. 5. Порядок управления 5.1. Заведующий Учреждением осуществляет общее руководство воспитанием и обучением детей с ОВЗ; координирует деятельность коллектива детского сада и специалистов системы здравоохранения на основании заключаемого ежегодно договора; осуществляет систематический контроль эффективности работы. 6. Финансовое обеспечение 6.1. Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются бесплатно. 6.2. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ, не предусмотренные специальной образовательной программой ребёнка с ОВЗ, утверждённой Учреждением, производятся за счёт средств общественных, благотворительных организаций и за счет других источников, не запрещенных действующим законодательством.