Положение об организации инклюзивного образования

Принято:
Согласовано:
Утверждаю:
Педагогическим советом
Председатель ППк
Заведующий МАДОУ д/с «Алёнушка»
МАДОУ д/с «Алёнушка»
МАДОУ д/с «Алёнушка»
Спехова Л.В. _________
протокол № 1 «30» 08 2021 г.
__________ Воронина С.В
«30» 08 2021 г.
«30» 08 2021 г.
Приказ № 199/1 от «30» 08 2021 г.

Положение
об организации инклюзивного образования
в МАДОУ д/с «Алёнушка»

1.Общие положения
1.1. Положение по организации инклюзивного образования (далее Положение) разработано в целях реализации гарантированного права детей с
ограниченными возможностями здоровья на получение качественных
образовательных услуг; создания безбарьерной образовательной среды для
данной
категории
в
дошкольных
образовательных
организациях
Нижнетуринского городского округа; коррекции нарушений развития, успешной
социальной адаптации и определяет порядок организации инклюзивного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в
Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
Нижнетуринского городского круга детский сад «Алёнушка» (далее Учреждение). На основании распоряжения Министерства просвещения РФ от 9
сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психологопедагогическом консилиуме образовательной организации"
1.2. нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», (ст.2, ч.3. п.27, ст. 55);
- Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 24.07.1998г.
№124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
- Устава МАДОУ д/c «Алёнушка»
1.3. В Положении используются следующие понятия:
- обучающийся (ребенок) с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющее особенности в физическом и (или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психологомедикопедагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие
получению образования без создания специальных условий;
- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
- адаптированная образовательная программа (далее - АОП) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных

возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
- доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда,
дооборудованная с учетом потребностей детей с ОВЗ и позволяющая вести
образ жизни самостоятельно, в том числе беспрепятственно получать
качественное образование;
- «тьютор» - педагогический работник (либо любое сопровождающее
ребенка лицо, согласно решению ПМПК), который обеспечивает
персональное сопровождение в образовательном пространстве ребенка с
ОВЗ, оказывает помощь в преодолении проблем и трудностей процесса
образования; создает условия для индивидуализации процесса обучения
(составление индивидуальных учебных планов и планирование
индивидуальных образовательных траекторий); обеспечивает уровень
подготовки воспитанников, соответствующий требованиям федерального
государственного образовательного стандарта, проводит совместный с
воспитанником рефлексивный анализ его деятельности и результатов,
направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку
индивидуальных
учебных
планов.
Организует
взаимодействия
обучающегося с воспитателями и другими педагогическими работниками
для коррекции индивидуального учебного плана. Организует
взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению,
формированию и развитию познавательных интересов обучающихся;
- «ассистент» (помощник) - лицо, оказывающее воспитанникам
необходимую техническую помощь (при проведении групповых и
индивидуальных коррекционных занятий), обеспечение доступа в здания,
организации, осуществляющих образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
1.4. Инклюзивное образование может реализовываться через следующие
модели:
- полная инклюзия - обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ посещают
образовательное учреждение наряду со сверстниками, не имеющими
нарушений развития, и обучаются по АОП, в соответствие с учебным
планом, а также могут посещать кружки, праздники, развлечения и др.;
- частичная инклюзия - обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ совмещают
обучение по индивидуальному учебному плану с посещением
образовательного учреждения и обучаются по АОП, по индивидуальным
учебным планам по согласованию с родителями (законными
представителями), а также посещают индивидуальные занятия в
образовательном учреждении, участвуют в режимных моментах,
праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не
имеющими нарушений в развитии.
1.5. В разработке модели организации инклюзивного образования участвуют:
заведующий Учреждения, заместитель заведующего по воспитательной и
методической
работе,
старший
воспитатель
Учреждения,

психологопедагогический консилиум Учреждения.
1.5.1. Заведующий Учреждения:
- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации
инклюзивного образования;
- принимает решение об организации инклюзивного образования в группах
общеразвивающей направленности;
- анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного
образования;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ
обучающихся с ОВЗ.
1.5.2. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе и
(или) старший воспитатель:
- организует
работу
воспитателей,
тьютеров,
обеспечивающих
сопровождение лиц с ОВЗ в образовательном процессе в рамках
реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим
законодательством;
- взаимодействует в рамках своей компетентности с учреждениями
здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и
сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
- организует повышение квалификации воспитателей и специалистов,
выявляет, обобщает и внедряет лучший опыт работы с детьми с ОВЗ;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ
обучающихся с ОВЗ.
1.5.3. Психолого-педагогический консилиум Учреждения:
- осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 0 до 8 лет в
целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или)
психическом развитии детей;
- готовит по результатам обследования заключения и рекомендации с
указанием специальных условий, которые необходимы по оказанию
обучающимся с ОВЗ психолого-педагогической помощи и организации их
обучения и воспитания; подтверждают или изменяют ранее данные
комиссией рекомендации.
1.5.4. Педагоги Учреждения (воспитатели, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре):
- осуществляют коррекционно-развивающую работу с воспитанниками с
ОВЗ, согласно разработанным индивидуальным образовательным
маршрутам и АОП;
- повышают уровень квалификации и обобщают опыт работы по вопросам
инклюзивного образования.
2. Организация инклюзивного образования
2.1. Организация обучения воспитанников с ОВЗ в Муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении Нижнетуринского
городского круга детский сад «Алёнушка» осуществляется в соответствии с
основной
образовательной
программой
дошкольного
образования,

адаптированной образовательной программой для детей с ОВЗ.
2.2. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии:
- заключения ПМПК об установлении (подтверждении) статуса «ребенок с
ограниченными возможностями здоровья»;
- справки медико-социальной экспертизы (далее МСЭ), подтверждающей
статус «ребенок-инвалид»;
- согласия родителей (законных представителей).
2.3. Этапы реализации инклюзивного образования:
Предварительный этап:
- предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса
родителей (законных представителей);
- определение специалистов, осуществляющих психологопедагогическое
сопровождение обучающегося с ОВЗ;
- заключение договора с родителями (законными представителями) и
зачисление обучающегося с ОВЗ в Учреждение.
Диагностический:
- изучение
результатов
комплексного
психолого-педагогического
обследования;
- разработка адаптированной образовательной программы на основании
заключения ПМПК и в соответствии с пунктом 2.11 федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
2.4. Содержание образовательного процесса в группе определяется основной
образовательной программой Учреждения и адаптированной образовательной
программой обучающегося с ОВЗ, составляемой с учетом комплексной оценки
ресурсов и дефицитов ребенка. АОП разрабатывается коллегиально командой
педагогических работников; согласовывается с председателем психологопедагогического консилиума и утверждается заведующим Учреждения. В АОП
регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребенка. При
изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения изменений в
АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями
(законными представителями).
2.5. Учреждение организует развивающую предметно-пространственную
среду, обеспечивающую необходимые условия в соответствии с особенностями
детей с ОВЗ.
2.6. При поступлении в Учреждение ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на
инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в
функционирующую группу общеразвивающей направленности Учреждения
(определяется дозирование времени пребывания ребенка с ОВЗ в Учреждении,
необходимость наличия специалиста сопровождения ребенка с ОВЗ в
Учреждении при интеграции в функционирующую группу, составляется
индивидуальный график посещения ребенком детского сада, планируются
адаптационные и интеграционные мероприятия). По мере адаптации к условиям
группы время пребывания ребенка с ОВЗ, ребенка- инвалида увеличивается.
2.7. Посещение
образовательной
деятельности
в
Учреждении
и
индивидуальных и/или подгрупповых коррекционных занятий может быть

организовано как в образовательном учреждении, в котором обучается ребенок,
так и через сетевое взаимодействие с привлечением ресурсов иных организаций,
что должно быть отражено в адаптированной образовательной программе.
2.8. В рамках модели частичной интеграции оказание образовательных услуг
ребенку с ОВЗ осуществляется по режиму и расписанию возрастной группы. В
режим вносятся дополнения с указанием условий и регламента проведения
коррекционно-развивающих занятий специалистов с ребенком с ОВЗ. Режим дня
и недели может быть гибким.
2.9. В расписании организованной образовательной деятельности учитываются
занятия, предусмотренные индивидуальной адаптированной образовательной
программой ребенка с ОВЗ.
2.10. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ
определяются специалистами исходя из особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и
направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.
2.11. В случае невозможности полного усвоения программы из-за тяжести
физических и (или) психических нарушений, в соответствии с рекомендациями
ПМПК, в коррекционной работе делается акцент на формирование у ребенка
социальных и практически-ориентированных навыков.
2.12. Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при
необходимости могут быть направлены в течение года на ПМПК, либо на
консультации к специалистам необходимого профиля.
2.13. С участниками интеграционных процессов (педагогами, специалистами,
родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ и родителями
(законными представителями) нормально развивающихся детей группы,
воспитанниками функционирующей группы) проводится работа, направленная
на взаимное приятие и сплочение всех участников инклюзивного
образовательного процесса, достижение социально значимых результатов.
2.14. Родители (законные представители) по мере необходимости участвуют в
интеграционных мероприятиях.
2.15. Учреждение оказывает родителям (законным представителям) ребенка с
ОВЗ методическую и консультативную помощь с целью повышения их
психологической и педагогической компетентности, способствует вовлечению
родителей (законных представителей) в образовательную, оздоровительную и
интеграционную работу, формирует у родителей (законных представителей)
ответственность за развитие и восстановление здоровья ребенка с ОВЗ.
2.16. Контроль
за
своевременным
проведением
образовательной
деятельности, выполнением адаптированных образовательных программ
осуществляет заместитель заведующего по воспитательной и методической
работе и (или) старший воспитатель Учреждения.
2.17. Учреждение осуществляет промежуточную и итоговую педагогическую
диагностику развития ребенка с ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации,
формы и сроки которых установлены основной образовательной программой
Учреждения.
2.18. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ направляются на ПМПК для

определения формы обучения в школе (по ООП НОО или АООП).
2.19. При
организации
инклюзивного
образования
Учреждение
взаимодействует с ПМПК, учреждениями здравоохранения, социальными
партнерами (родительскими организациями, общественными организациями,
школой, учреждениями культуры и спорта и др.), образовательными
учреждениями.
3. Участники образовательного процесса
3.1. Участники образовательного процесса: педагогические
родители (законные представители) и обучающиеся.
3.2. Родители (законные представители) имеют право:
- защищать законные права ребенка;

работники,

- обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации

Учреждения.
3.3. Обучающийся имеет право:
- на уважение человеческого достоинства;
- на моральное поощрение за успехи.

3.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные законом РФ «Об
образовании».
4. Документация
4.1. Воспитатель составляет и ведет следующую документацию:
- индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
- график индивидуальных занятий;
- мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
4.2. Учитель-логопед составляет и ведет следующую документацию:
- комплексно-тематическое планирование подгрупповых коррекционных
занятий
- индивидуальный план коррекционной работы;
- график индивидуальных занятий;
- журнал взаимодействия с воспитателями;
- журнал учета консультаций для родителей;
- мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
4.3. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию:
- планирование подгрупповых и индивидуальных занятий;
- расписание подгрупповых и индивидуальных занятий;
- программа коррекционной работы;
- журнал учета консультаций для родителей и педагогических работников
- диагностика и инструментарий к ней.
4.4. Результаты работы отражаются в ежегодных аналитических отчетах и
обсуждаются на заседаниях ППк.

5. Порядок управления
5.1. Заведующий Учреждением осуществляет общее руководство воспитанием
и обучением детей с ОВЗ; координирует деятельность коллектива детского сада
и специалистов системы здравоохранения на основании заключаемого ежегодно
договора; осуществляет систематический контроль эффективности работы.
6. Финансовое обеспечение
6.1. Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются бесплатно.
6.2. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением воспитания и
обучения ребёнка с ОВЗ, не предусмотренные специальной образовательной
программой ребёнка с ОВЗ, утверждённой Учреждением, производятся за счёт
средств общественных, благотворительных организаций и за счет других
источников, не запрещенных действующим законодательством.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».