Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Нижнетуринского муниципального округа
детский сад «Алёнушка»
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАДОУ детский сад «Алёнушка»
Протокол № 1 от «27» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНА
Заведующим МАДОУ детский сад «Алёнушка»
__________________________ Л.В. Спехова
Приказ № 261к от «27» августа 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МАГИЯ ПЕСКА»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Педагог -психолог МАДОУ детский сад «Аленушка»
Гриневич Т.Б.., ВКК
Город Нижняя Тура
2025 год
Содержание дополнительной образовательной программы
3
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Направленность дополнительной образовательной программы
3
её актуальность и
педагогическая целесообразность
1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
4
1.4. Характеристика контингента воспитанников 6-7 года жизни
5
2. Содержательный раздел
6
2.1. Объём программы
6
2.2. Содержание дополнительной образовательной программы
6
2.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
9
2.4. Формы и режим занятий
9
2.5. Планируемые результаты обучения
9
2.6. Мониторинг и система оценки качества знаний
10
2.7.Учебно-тематический план
10
2.8. Календарный учебный график
11
2.9 Календарно – тематическое планирование
12
3. Организационный раздел
3.1. Организационно-педагогические условия
24
3.2. Методические условия реализации
24
дополнительной образовательной программы
24
3.3. Учебно-методическое обеспечение
25
3.4. Кадровые условия
26
3.5. Информационное обеспечение
27
4. Оценочные материалы
Приложение №1. Мониторинг и система оценки планируемых результатов освоения
программы
Приложение №2. Показатели подготовки планируемых результатов
освоения программы.
2
1. Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана для детей 5-7 лет на основе
примерной основной образовательной программы дошкольного образования
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до
школы в соответствии ФГОС ДО» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой и ООП ДОО в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования.
Дополнительная образовательная программа «Магия песка» разработана в
соответствии с нормативными документами, регламентирующими организацию
дополнительного образования:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ,
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам",
-Постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г.
№ 706 «Оказание образовательных услуг по реализации дополнительных
образовательных программ дошкольного образования»,
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
Продолжительность обучения: 36 недель по 25 минут в неделю.
-Программа развития МАДОУ НТМО детский сад «Алѐнушка», 2022-2027 г.г.
-Рабочая программа воспитания МАДОУ НТМО детский сад «Алѐнушка» 20212026 г.г.
-Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ
детский сад «Алѐнушка»,
- САНПИН 3.1./2.4..3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
устройству содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфроструктуры»
- САНПИН 1.2.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»
- САНПИН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»
3
1.2.
Направленность дополнительной образовательной программы, её
актуальность и педагогическая целесообразность
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних
времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину
мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет
меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего
такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто
иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает
состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма
деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания,
страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие
его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного
мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший
воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы
обучения.
усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и
работать самостоятельно.
развивает тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.
в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все
познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а
также речь и моторика.
совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем
способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков
ребенка.
песок, как и вода, способен “заземлять” отрицательную энергию, что
особенно актуально в работе с “особыми” детьми.
Для программы характерна достаточно высокая степень научности. Основу
дополнительной образовательной программы «Магия песка» составляют:
1. Коцепция К. Г. Юнга «Часто руки знают как распутать то, над чем тщетно
бьётся разум».
2. Концепция Л. А. Венгера «О развитии способностей ребёнка дошкольного
возраста», содержащая утверждения, что главное в обучении грамоте –
развитие
способностей
позволяющих
ребёнку
самостоятельно
анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях,
осознанно относится к собственной деятельности, а не только формирование
знаний, навыков и умений.
3. Теория А.В. Запорожца «О самоценности дошкольного периода развития:
основной путь развития ребёнка – путь обогащения, наполнения наиболее
значимыми для дошкольников формами и способами деятельности».
4
1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: Развитие творческих способностей с помощью техники
рисования песком. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Реализация программы: В форме игры, познавательной активности и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).
Задачи:
Развивать умения передавать форму, строение предмета, правильные
пропорции его частей, использую разные оттенки света и тени;
Учить создавать статичные песочные картины с учётом ритма, симметрии;
Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или
сюжетов;
Развивать художественно-эстетический вкус;
Воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт;
1.4. Характеристика контингента воспитанников 5-7-го года жизни
Дошкольник старшего возраста активно овладевает основными культурными
способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных
видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, и др. Способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности, ребенок обладает установкой положительного
отношения к миру, к разным видам труда, активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок обладает
развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и
прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации. У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он
подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать
свои движения и управлять ими. Дети 5-7 лет проявляют любознательность,
задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными
связями, склонны наблюдать, экспериментировать.
Дети 5-7 лет должны :
Использовать в рисовании природный, бросовый материал;
Уметь рисовать сюжеты по замыслу и образцу, воображению;
Знать и применять приёмы, и способы рисования;
Выполнять словесное поручение взрослого;
Знать названия транспортных средств, растений, фруктов,овощей,
домашних животных
Прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;
Наречия (близко-далеко, низко-высоко, быстро-медленно, темносветло);
5
Уметь связно рассказывать об увиденном, нарисованном.
Уметь отвечать на вопросы взрослого.
Различать и правильно называть части дома, автомашины, дерева, а
также части тела животных и человека.
Знать все цвета и их оттенки;
Различать части суток (день, ночь), знать, чем они отличаются.
Знать названия и назначения некоторых предметов.
Пересказывать потешки, сказки, рассказы, узнавать сказочных героев.
Знать свои имя и фамилию, сколько лет, имена ближайших
родственников, имя и отчества своих воспитателей.
2. Содержательный раздел
2.1. Объём Программы
Объём дополнительной образовательной программы «Магия песка» обусловлен
единым блоком программы, где обязательно присутствует игровой сюжет.
Условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога-психолога, его творческий подход к
проведению занятий.
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного
образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком,
индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы
Оборудование “педагогической песочницы”
1. Световой стол 60/70 см. Высота бортов 4,5 см. 5 световых программ (жёлтый,
зелёный, белый, синий, красный). Программы переключаются с помощью кнопок .
Есть режим “Северное сияние”.
2. Чистый белый или цветной песок.
3. Музыкальное сопровождение на CD.
2.2.Содержание дополнительной образовательной программы
Реализация программы направлена на обеспечение единого процесса обучения,
соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребёнка дошкольника. В
ней предусматривается расширение и усложнение программных задач. Особое
внимание
уделено
практическому
овладению
каждым
ребёнком
творческой,продуктивной деятельности. Развитию мелкой моторики.
Последовательное усвоение умений рисовать прямые и волнистые линии в
разных направлениях, владеть способом втирания песка. Насыпания из кулачка,
6
рисование спирали закручивающейся к центру и от центра, умение проводить
пересекающиеся прямые и наклонные линии. Рисовать дуги и владение навыком
рисования симметрично двумя руками. Используемый на занятии дидактический
материал понятен и доступен ребёнку, пробуждает положительные эмоции,
служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям
детей, программе дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Развитию
мелкой
мотрики
так
же
способствует
пальчиковая
гимнастика,игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии,
Методы и приёмы, используемые в работе, соответствуют возрастным
особенностям дошкольников, а не копируют школьную программу. Содержание
программы учитывает индивидуальные особенности ребёнка. Педагог, родитель
могут самостоятельно выбрать темп прохождения программы, вносить в неё
изменения.
Решение задач программы осуществляется линейно (от группы к группе задания
усложняются), однако ведущей задачей остаётся развитие творческого потенциала
воспитанников.
Очень важным в программе является формирование у ребёнка учебных
умений:
1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь образовательный
процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и
мотивируют ребёнка, побуждают его к учебной деятельности.
2. Умение решить учебные задачи самостоятельно. Для этого ребёнку
предлагаются творческие задания, выполнить которые ребёнок может
индивидуально, проявив инициативу. Творчество, выдумку и воображение.
3. Формирование умения
провести самоконтроль и самооценку своей
выполненной работы.
Основное назначение программы «Магия песка»:
1. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений с песком,
природным материалом, различными приспособлениями (кистями,
массажными мячиками, трафаретами).
2. Развивать творческие способности детей, способствуя:
- овладению навыками рисования песком (пальчиком и различными
приспособлениями, умению насыпать, просеивать, выдувать песок);
- формированию умения понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно;
7
- формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять
контроль и самооценку;
- развитию способности к саморегуляции поведении и проявлению волевых
усилий для выполнения поставленных задач;
- развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
При создании программы и методики её реализации учитывалось положение
Л.С. Выготского «О ведущей роли обучения», которое является движущей
силой психического развития. Обучение, по мнению Л. С. Выготского, не
может осуществляться без реальной деятельности самого ребёнка, поэтому
метод практических заданий является ведущим в данной программе.
Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт
и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Каждое занятие подчинено
одной теме или сюжету. Все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют
друг друга.
Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими
моментами:
1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке
действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом детей).
Игры-занятия проводятся с подгруппой детей на большом световом столе.
Психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это
может быть Мишутка. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей.
Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых
исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку
воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Психолог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение
тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.
Ведущий сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют;
выполняют вместе со взрослым — “рука в руке”.
2. Игра с Мишуткой. Мишутка приглашает детей к себе в гости, в песочницу.
Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из
которого она сделана). При работе с дошкольниками можно сразу придумать
ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также
дети с помощью Мишутки обозначают для себя некоторые правила поведения в
песочнице.
Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить
удовольствие и радость. Мишутка хвалит каждого высказавшегося ребенка и
предлагает поиграть с ним в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается
ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны
тактильные маркеры начала и окончания занятия.
Способы работы с песком:
8
1) Способы засыпания рабочего стола:
просеивание (сквозь пальцы)
расхлопывание ладошкой
дождик (сыпем из кулачка)
торнадо (сыпем из двух кулачков)
волна
2) Техника рисования песком (основные приёмы):
Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками,
ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование
мизинцем;
Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;
Особенности в работе с песком на световых столах:
Рисование отличается простотой
Песочное рисование это – КРАСОТА!
Пластичность
Уменьшение стресса
Воздействие светом, цветом, музыкой
Деление содержания программы «Магия песка» условно и зависит:
1. От возраста, с которого начата работа по данной программе.
2. От состояния психического развития ребёнка.
2.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Курс обучения рассчитан на 36 уч. недель.
2.4
Формы и режим занятий
Основной формой работы с детьми является занятия. Режим занятий: 1 раз
в неделю по 25 минут. Начало занятий вторая половина дня не ранее 15.00
часов.
Оптимальная наполняемость подгруппы: 6-7 детей
Набор в группу проводится в начале учебного года на свободной основе.
2.5.
Планируемые результаты обучения
Обучение детей в соответствии с прилагаемой системой обеспечивает
развитие творческого потенциала воспитанников, овладение навыками рисования
песком, развитие мелкой моторики.
9
В результате реализации программы планируется получить следующие
результаты:
К концу учебного года, после проведения совместной деятельности с
использованием песочницы дети научаться:
- последовательно и точно передавать увиденное, применять полученные навыки и
способы рисования песком;
-умеют выстраивать композиции на песке по образцу;
-дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;
-внимательно относятся к коллективу при организации групповой деятельности.
2.6. Мониторинг и система оценки качества знаний
Педагогический процесс организуется на диагностической основе, что
предполагает систематическое проведение мониторинга включающего следующие
этапы: первичный и итоговый.
2.7. Учебно-тематический план программы дополнительного образования
“Магия песка”
Лексическая тема
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Кол.зан.
Возраст 5-7 и кол-во
часов
1.
Мониторинг
0,25
2.
Мониторинг
0,25
3.
“Лесенка”
0,25
4.
“Песочный пирог”
0,25
5.
“Яблоня”
0,25
6.
“Ёжик”
0,25
7.
“Лес. Ёлка”
0,25
8.
“Клубок”
0,25
9.
“Овечка”
0,25
10
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
10.
“Неваляшка”
0,25
11.
“Снеговик”
0,25
12.
“Снежинка”
0,25
13.
“Новогодняя ёлочка”
0,25
14.
“Улыбка”
0,25
15.
Морской мир “Морской лес”,
“Звезда”
0,25
16.
Морской мир “Осьминог”
0,25
17.
Морской мир “Кит”
0,25
18.
Морской мир “Рыбка”
0,25
19.
“Город”
0,25
20.
“Корабль. Море”
0,25
21.
“Машина”
0,25
22.
Самолёт
0,25
23.
“Торт со свечами”
0,25
24.
“Цветы для мамы”
0,25
25.
“Сердечко”
0,25
26.
“Кот с усами”
0,25
27.
“Вертолёт”
0,25
28.
“Ракета. Комета”
0,25
29.
“Мухомор”
0,25
30.
“Петушок”
0,25
31.
«Котята»
0,25
32.
Мониторинг
0,25
33.
Мониторинг
0,25
13 ч 20 мин.
Итого:
11
2.8. Календарный учебный график
Режим работы учреждения: 10,5 часов.
Содержание
Средняя группа
(4-5 лет)
Начало учебного года
1 сентября 2025 г.
Окончание учебного года
31 мая 2026 года
Продолжительность учебного года 36 недель
всего, в том числе
Праздничные дни
4.11.25 г.
(нерабочие)
01.06 2025- 31.08.2025г.
01.01.25-08.01.2026г.
23.02.2026г.
08.03.2026г.
02.05.2026г.
Режим работы
7.00-17.30
Продолжительность учебной недели 5 дней
Летний период
01.06.2025г.-31.08.2025г.
Всего в неделю занятий
1
Максимальное количество занятий в 1
течение дня
Объём недельной образовательной 25-30 минут
нагрузки
Длительность занятия
25-30 минут
Максимально допустимый объём 25-30 минут
недельной образовательной нагрузки
по СанПиН 1.2.3648-20г.
Сроки проведения мониторинга
1.09.2025-4.09.25г.
18.05.2026-22.05.26г.
Праздники и развлечения
«Песочные
фантазии»
рисунков из песка
выставка
2.9. Календарно – тематическое планирование
Месяц
Неделя
Сентябрь
1.
Название
“Лесенка”
Задачи
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
12
Содержание
Умение проводить
прямые
горизонтальные
линии.
Уметь различать
кол. предметов
творческого мышление (много - мало, много
- один).
3.Развитие всех ВПФ
2.
“Арбуз”
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
Упражнение для
развития чувства
симметрии. Дуги.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
3.Развитие всех ВПФ
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
3.
“Яблоня”
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Втирание
указательным
пальцем или
насыпание из
кулачка кругов –
яблоки.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
13
величине.
4.
“Ёжик”
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
3.Развитие всех ВПФ
Октябрь
5.
“Лес. Ёлка”
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
Умение проводить
прямые наклонные
линии.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
3.Развитие всех ВПФ
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
6.
“Клубок”
Умение проводить
прямые линии в
разных
направлениях.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
3.Развитие всех ВПФ
14
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Рисование спирали
закручивающейся к
центру и
раскручивающейся
наружу.
Динамичное
движение.
Уметь различать
кол. предметов
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
(много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
7.
“Овечка”
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
Рисование спирали
закручивающейся к
центру и
раскручивающейся
наружу.
Динамичное
движение.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
8.
“Неваляшка” 1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
15
Рисование кругов
кулачком.
Украшение.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
Ноябрь
9.
“Снеговик”
эмоциональный
настрой, сплочение
форме, цвету,
величине.
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
Рисование кругов
кулачком.
Украшение.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
3.Развитие всех ВПФ
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
10.
“Снежинка”
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
Умение проводить
пересекающиеся
линии.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
3.Развитие всех ВПФ
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
11.
“Новогодняя
ёлочка”
Группировать по
форме, цвету,
величине.
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
3.Развитие всех ВПФ
16
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Умение проводить
прямые наклонные
линии. Рисование
указательным
пальцем кругов.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
12.
“Улыбка”
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
- один).
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
Рисование дуги.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
Декабрь
13.
Морской мир
“Морской
лес”,
“Звезда”
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
17
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Рисование способом
втирания кулачком,
пальцем,
симметрично двумя
руками.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
14.
Морской мир 1.Развитие мелкой
“Осьминог” моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
15.
Морской мир 1.Развитие мелкой
“Кит”
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
16.
Морской мир 1.Развитие мелкой
“Рыбка”
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
18
Рисование способом
втирания кулачком,
пальцем,
симметрично двумя
руками.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Рисование способом
втирания кулачком,
пальцем,
симметрично двумя
руками.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Рисование способом
втирания кулачком,
пальцем,
симметрично двумя
руками.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
Январь
17.
“Город”
3.Развитие всех ВПФ
- один).
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
Рисование способом
втирания ребром
ладони, насыпания
из кулачка.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
3.Развитие всех ВПФ
18.
“Корабль.
Море”
Группировать по
форме, цвету,
величине.
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
Рисование способом
втирания кулачком,
пальцем, ребром
ладони, насыпание
из кулачка, пальцев.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
19
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
19.
“Машина”
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
20.
“Самолёт”
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
Февраль
21.
“Торт со
свечами”
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
20
Рисование способом
втирания кулачком,
пальцем, ребром
ладони, насыпание
из кулачка, пальцев.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Рисование способом
втирания кулачком,
пальцем, ребром
ладони, насыпание
из кулачка, пальцев.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Рисование способом
втирания кулачком,
пальцем, ребром
ладони, насыпание
из кулачка, пальцев.
Рисование
вертикальных
линий.
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
Умение рисовать
прямые
вертикальные
линии.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
22.
“Цветы для
мамы”
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
23.
“Сердечко”
Рисование способом
втирания кулачком,
пальцем, ребром
ладони, насыпание
из кулачка, пальцев.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
Упражнение для
развития чувства
симметрии. Дуги.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
3.Развитие всех ВПФ
Уметь сравнивать
21
24.
“Кот с
усами”
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
Упражнение для
развития чувства
симметрии. Дуги.
Умение проводить
прямые линии в
разных
направлениях.
3.Развитие всех ВПФ
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Март
25.
“Вертолёт”
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
22
Рисование способом
втирания кулачком,
пальцем, ребром
ладони, насыпание
из кулачка, пальцев.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
26.
“Ракета.
Комета”
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
27.
“Мухомор”
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого
потенциала
3.Развитие всех ВПФ
28.
“Петушок”
Рисование способом
втирания кулачком,
пальцем, ребром
ладони, насыпание
из кулачка, пальцев.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Рисование способом
втирания кулачком,
пальцем, ребром
ладони, насыпание
из кулачка, пальцев.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
Дуги. Чувство
симметрии.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
23
Группировать по
форме, цвету,
величине.
творческого
потенциала
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
Апрель
29.
“Порожное”
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
- один).
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Рисование способом
втирания кулачком,
пальцем, ребром
ладони, насыпание
из кулачка, пальцев.
Рисование
вертикальных
линий.
Умение рисовать
прямые
вертикальные
линии.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
30.
“Веселые
человечки”
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
24
Рисование способом
втирания кулачком,
пальцем, ребром
ладони, насыпание
из кулачка, пальцев.
Уметь различать
творческого мышление кол. предметов
(много - мало, много
3.Развитие всех ВПФ
- один).
4.Снижение
психоэмоционального Уметь сравнивать
предметы (по
напряжения.
размеру, длине,
Положительный
ширине).
эмоциональный
настрой, сплочение
Группировать по
форме, цвету,
величине.
31.
“Сердечко”
Май
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
Упражнение для
развития чувства
симметрии. Дуги.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
3.Развитие всех ВПФ
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
32.
“Веселые
человечки”
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
3.Развитие всех ВПФ
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
25
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Рисование способом
втирания кулачком,
пальцем, ребром
ладони, насыпание
из кулачка, пальцев.
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
“Кот с
усами”
1.Развитие мелкой
моторики и
повышение тактильной
чувствительности
2.Развитие
воображения и
творческого мышление
Упражнение для
развития чувства
симметрии. Дуги.
Умение проводить
прямые линии в
разных
направлениях.
3.Развитие всех ВПФ
Уметь различать
кол. предметов
(много - мало, много
- один).
4.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой, сплочение
Уметь сравнивать
предметы (по
размеру, длине,
ширине).
Группировать по
форме, цвету,
величине.
Мониторинг
Итог
15часов
38
3. Организационный раздел
3.1. Организационно – педагогические условия
Программа может быть реализована педагогом дополнительного образования,
квалификация которого соответствует следующим требованиям: высшее
педагогическое образование в области, соответствующей профилю данной
образовательной программы. Программа может быть реализована учителем –
логопедом. Занятия проводятся в течение учебного года, с 22 сентября по 22 мая.
Зачисление детей проводится на основе заявления родителей. Список зачисленных
детей в кружок утверждается заведующей ДОУ. По желанию родителей, они
могут присутствовать на занятиях. Для родителей организуются Дни открытых
дверей «Учимся вместе». Проводятся развлечения совместно с родителями
«Песочные фантазии»- выставка рисунков.
26
3.2. Методические условия реализации дополнительной образовательной
программы
Программа реализует различные формы работы обучающихся на занятиях:
- изложение материала;
- практикум;
- проблемные ситуации.
Методы, используемые при реализации программы:
- практический;
- наглядный (видеоматериалы, схемы, таблицы, макеты, иллюстрации, игрушки,
настольно – печатные игры);
- словесный (беседы, разъяснения, игры, упражнения, поощрения).
Структура занятий включает обязательные элементы:
1) Ориентировочный этап;
2) сообщение темы занятия;
3) игры и упражнения с песком;
4)
5) физминутка;
6) практическое задание;
7) Ритуал прощания, итог.
Во время проведения НОД присутствует положительная эмоциональная оценка.
При индивидуальной оценке отмечается активность, удача, пусть даже маленькая
или просто хорошее настроение того или иного ребенка. Занятие заканчивается
так, чтобы дети ждали следующей встречи с психологом.
3.3.
Учебно – методическое обеспечение
Занятия с детьми проводятся в комнате песочной терапии
дошкольного
образовательного учреждения, который расположен на первом этаже здания.
Занятия проводятся по подгруппам (3-4 человека ) или индивидуально.
1. Световой стол 60/70 см . Высота бортов 4,5 см. 5 световых программ (жёлтый,
зелёный, белый, синий, красный).
2. Чистый белый песок.
3. Музыкальное сопровождение на CD.
4. Материалы для рисования:
Использование кондитерского шприца
Использование массажного мяча
Использование ситечка
Использование трафаретов
Использование трубочки (выдувание рисунков)
Использование декоративных украшений (камни, палочки)
Использование кистей
27
3.4. Кадровые условия
Программу
реализует
педагог–
психолог
Гриневич
Т.Б..,
первая
квалификационная категория.
Образование:
2017г. ФГБОУ ВО УДГУ. квалификация «Бакалавр», специальность «психологопедагогическое образование».
Стаж педагогической работы - 17 лет.
Стаж работы в данной должности – 7 лет.
Повышение квалификации:
ООО «Аист» УЦ СП «Всеобуч», «Организация инклюзивного образования в
дошкольной образовательной организации», 2023 г.
НТФ ИРО «Применение образовательной робототехники при реализации ФГОС
ДО», 2024г.
ООО «АИСТ» УЦ «Всеобуч» «Разработка адаптированной образовательной
программы для детей с ОВЗ», 2024г.
ООО «РИЦ» «Новые информационные технологии в работе психолога
образовательной организации», 2025г.
ООО «Студия SandLand»г. Екатеринбург.»Основы рисования песком на световом
столе». 2024г.
3.5.
Информационное обеспечение
Список литературы
1. Занятия с детьми 4-5 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и
познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. –
Волгоград: Учитель, 2019. – 122 с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, младшая группа:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М.: Карапуз –
Дидактика, 2007 – 144 с.
3. Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.:
Сфера, 2011. – 256 с.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.
5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к
дошкольному учреждению. –М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2013. – 72
с. (Психологическая служба).
6. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы.
– М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2014. – 136 с. (Психологическая
служба).
28
29
Приложение №1
4.Оценочные материалы
Мониторинг и система оценки планируемых
результатов освоения программы
Мониторинг детей 4-5 лет (сентябрь-май)
Художественно
-эстетическое
развитие
Познавательное развитие
Социальнокоммуникативно
е развитие
сфер
ы
сентябрь
1.Правила поведения в
общественных местах
2.Игровые правила
3.Социальная оценка поступков
1.Ф.И. ребёнка
2.Имена родителей
3.Животные и их детёныши
4.Счёт до 5 в прямом и обратном
направлении
5.Геометрические фигуры
6.Группирование предметов:
по цвету,форме,величине
7.Предлоги: вверху – внизу,
впереди – сзади, слева – справа,
на, над, под, верхняя - нижняя
8.Различать и называть части
дома, машины, дерева, животных,
человека.
1.Уметь рисовать сюжеты по
замыслу и образцу, воображению
2.Знать и применять приёмы, и
способы рисования
3.Использовать в рисовании
природный, бросовый материал
Условные обозначения
0 – уровень не сформирован;
1 – находится в стадии формирования;
2 – уровень сформирован.
30
май
Приложение №2
Показатели подготовки планируемых результатов освоения программы
- дети научатся последовательно и точно передавать увиденное, применять
полученные навыки и способы рисования песком;
-будут уметь выстраивать композиции на песке по образцу и по замыслу;
-получат навыки коммуникации от игр и совместной деятельности с другими
детьми;
-расшириться словарный запас, активизируется познавательная деятельность.
31